Главная >> Выступления Председателя Парламента >> Выступление Председателя Парламента РСО-А А.В. Мачнева на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

Дата: 2 Октября 2015 г. 20:15

Название: Выступление Председателя Парламента РСО-А А.В. Мачнева на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

Кратко: Мониторинг реализации положений Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые коллеги!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на Генеральной ассамблее ООН, сказал, что происходящие миграционные проблемы – «это, по сути, новое горькое переселение народов и тяжелый урок для всех, в том числе и для Европы».

А для нас, Республики Северная Осетия, это было горьким уроком уже в начале девяностых, когда с распадом Советского Союза возникли конфликты, и у нас оказались десятки тысяч беженцев из Южной Осетии, а еще раньше – из Средней Азии. Эти процессы породили трудовую миграцию и множество социальных вопросов. В этот период мы остро ощутили отсутствие законодательства, которое помогло бы нам справляться с грузом проблем. И только в 2002 году был принят закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Но и он, как показала практика, оказался далек от совершенства. Потребовалось еще двенадцать лет для внесения существенных корректив, чтобы мы получили правовой инструмент, который должен помочь упорядочить связаное с миграционными процессами.

Как уже отмечалось, в новом законе есть три основных момента, радикально изменившие ранее существовавшую систему.

Во-первых, это переход от административных регуляторов в виде квот к экономическим – патентам.

Во-вторых, впервые широкие полномочия даны субъектам Российской Федерации.

В-третьих, повышено требование к самому мигранту при оформлении разрешительных документов на работу.

Все эти положения позволяют прийти к прозрачной системе получения налогов и на правовой основе закрепить такие важные требования, как знание языка и действенный контроль, связанный со здоровьем мигрантов.

 Но принять закон – еще не означает, что он автоматически отрегулирует реально имеющиеся проблемы. И первые месяцы после его вступления в силу подтвердили это. Новая система пока не в полной мере отлажена.

Так, к началу действия закона не все регионы успели определиться с ежемесячным коэффициентом к стоимости патента, хотя это смогли сделать большинство – таких 56. Да и там, где вовремя определились, разброс цен заметно разнится: если в среднем требуемая к уплате сумма составляет 2,5-3 тыс. рублей, а в 29 субъектах – 1,5 тыс. рублей, то в отдельных регионах – от 6 до 7 тыс. рублей.

Аналогичная картина и по другим позициям. Например, стоимость медицинского освидетельствования в регионах варьируется от 2 до 9 тысяч руб., а цена сертификата о владении русским языком и перечнем предусмотренных знаний – от 5 до 9,5 тыс. руб.

Если все суммировать, то цена оформления пакета документов для иностранцев остается высокой, что, в свою очередь, сдерживает легализацию миграционных процессов.

В качестве характерного примера воспользуюсь данными по Северо-Кавказскому федеральному округу. За шесть месяцев 2015 г. произошло уменьшение по оформлению патентов на 48,7%, и в региональные бюджеты субъектов Северного Кавказа за работу по патентам поступило налогов на 34,1% меньше, чем за тот же период 2014 года.

В целом по России наблюдается снижение роста количества оформленных разрешений на работу и составляет 85,9%. Это связано и с тем, что по договору о Евразийском экономическом союзе граждане Армении, Белоруссии и Казахстана осуществляют трудовую деятельность без разрешительных документов. Но, на мой взгляд, такое объяснение будет неполным.

Как следствие, резонно задать вопрос, достаточно ли эффективно реализуется новый закон? И здесь мне хотелось бы внести несколько предложений.

Первое. Напрашивается упрощение процесса получения пакета документов на выдачу патентов. Но речь ни в коем случае не идет о снижении планки требовательности к претендентам (например, по знанию русского языка, медицинскому освидетельствованию и др.). Ведь стране нужны по возможности квалифицированные, желающие активно интегрироваться в наше общество и владеющие языком люди.

Второе. Мне кажется, стоит подумать о снижении стоимости пакета документов и его составляющих до приемлемых величин.

Следующее. Практически все субъекты определились с перечнем медицинских организаций, которые проводят освидетельствование мигрантов. Но в ряде регионов, как показал мониторинг, их очень мало. Эта проблема также требует своего решения.

Далее. Анализ показал, что с вопросами медицинского характера связано достаточно большое количество инициатив, поступивших от регионов. В частности, предлагается установить единые подходы к формированию платы за оказание медицинских услуг. Считаю это вполне обоснованным.

И последнее. Следует во исполнение действующего закона в кратчайшие сроки принять все подзаконные акты и завершить эту работу до конца нынешнего года.

 

Уважаемые коллеги!

Обсуждаемый нами вопрос связан со сложными миграционными процессами и созданием условий для тех, кто решил приехать на работу в нашу страну, и, может быть, связать с ней свою жизнь. Поэтому считаю, что и сама страна должна обеспечить достойный прием.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.