Главная >> Аналитические материалы >> Нет пасынков "В семье единой"

Дата: 15 Января 2010 г.

Название: Нет пасынков "В семье единой"

КОГДА-ТО ВСЕ НАРОДЫ НАШЕЙ СТРАНЫ ЖИЛИ ОБЩИМ ДОМОМ.

БУДЕМ ЛИ ТАК ЖИТЬ В БУДУЩЕМ?

 

Для многоязычной и поликультурной России «национальный вопрос» всегда был актуальным и… нередко спекулятивным. Действующая власть старалась решать его и почти всегда мирно, а политическая оппозиция и внешние враги использовали для дестабилизации обстановки и смены власти. За тысячелетнюю историю страны ничего не изменилось, а со времен Черчилля Кавказ все еще воспринимается на Западе, как «мягкое подбрюшье России».

Осетия – модель России в миниатюре, где на небольшой территории стабильно живут представители сотни национальностей.

Как сегодня ученые и специалисты оценивают состояние межнациональных отношений в республике, составляющих ее народ различных этнических групп? Об этом – в беседе «СО» с главным консультантом информационно-аналитического центра Парламента республики Тамерланом ЦОРИЕВЫМ и социальным психологом, старшим преподавателем факультета психологии СОГУ Игорем ДУЛАЕВЫМ.

 

– Уважаемые коллеги, будет правильным начать с «расшифровки» понятия «межнациональные отношения»: из чего они вообще складываются, что на них влияет?

И. Дулаев: – Действительно, это понятие сложное, комплексное. Оно включает в себя представления людей о других народах, которые складываются в устойчивые формы – стереотипы. На их основе формируются личностные и коллективные установки – то есть готовность людей действовать тем или иным образом в отношении представителей других народов в сообразных обстоятельствах. И, наконец, сами эти действия – собственно межнациональное взаимодействие, отношения в проявленном виде…

Т. Цориев: – Добавлю, что эти абстрактные научные категории также воплощаются в различных социальных явлениях: национальном составе территории, истории взаимоотношений национальных групп, их социальном взаимодействии. Последнее включает в себя все многообразие сфер жизни населения: управление, производство, пользование социальными благами, браки, миграцию, преступность и многое другое…

– Какие же аспекты нам следует рассмотреть в первую очередь, чтобы оценить качество межнациональных отношений в Северной Осетии?

И. Дулаев: – Я бы сказал, что об этих отношениях вспоминают, лишь когда они уже становятся социальной проблемой. Ведь пока у нас не болит голова, мы же не задумываемся, как она работает! Значит, поводом для возникновения таких разговоров могут стать уже проявившиеся проблемы…

– За исключением нашей с вами беседы!

И. Дулаев: – Да, ведь в отличие от широких слоев населения ученые и практики постоянно отслеживают социальную ситуацию. И по результатам регулярно проводимых различными научными организациями исследований я могу со всей ответственностью утверждать, что она, ситуация межнациональных отношений в Северной Осетии, остается стабильной!

Т. Цориев: – Абсолютно согласен с этой оценкой, потому что наш информационно-аналитический центр ведет собственный мониторинг, да и, думаю, подавляющее большинство жителей республики подтвердят это на собственном примере.

– Очень уж умиротворенная картина получается в ваших исследованиях, а ведь, может и нечасто, но нет-нет, да и услышишь об оттоке нетитульного населения и заметном изменении традиционного этнического баланса…

И. Дулаев: – К сожалению, слишком часто по целому ряду причин подобные субъективные страхи выдаются за бесспорную истину. А в разговорах на эти темы завышаются масштабы проблемы и ее источники. А правда в том, что на самом деле мы плохо владеем статистикой происходящих процессов. С развитием в стране демократических свобод отчетные позиции большинства государственных ведомств перед Росстатом почти не отражают этнический компонент социальных процессов, в частности, миграционных.

Поэтому основным источником подобной информации являются переписи населения, да и то качество их проведения у специалистов вызывает вопросы. В десятилетних же промежутках между ними демографам, социологам приходится оперировать не реальными оперативными данными, а применять проективные методики. Они хороши в условиях стабильности, но в быстроразвивающихся процессах дают достаточно существенные искажения. И это – единственное, что нас тревожит по этой теме. Нужны более точные данные.

Т. Цориев: – Во многом население по-прежнему живет представлениями о миграции из республики еще десятилетней и более давности. Действительно, в те сложные политически и экономически годы миграционные процессы очень обострились, однако с начала века по этим параметрам наша республика не выходит за рамки общерегиональных показателей. А ведь в нашем Южном федеральном округе – пять больших субъектов Федерации с подавляющим преобладанием русскоязычного населения!

Усиление миграционных процессов – вообще российская и даже мировая тенденция, обусловленная новыми возможностями «горизонтальной» и «вертикальной» мобильности. То есть появляются поводы не только для переезда в другие регионы и страны, но и для продвижения вверх по «социальной лестнице» – смена места жительства и работы для повышения социального статуса, уровня доходов, соединения с родственниками.

– Если эта тенденция является положительной, то почему же отдельные выразители интересов национальных групп, напротив, видят в ней скрытую угрозу для своих остающихся в республике представителей?

И. Дулаев: – В связи с очень высокой плотностью населения в республике сохраняется непростая ситуация в отдельных, в основном, «престижных» секторах трудового рынка. Очень сказывается и заметно более низкий уровень доходов у нас по сравнению со столичными городами России. А общественное сознание, уровень потребностей, притязаний большинства наших сограждан ориентированы именно на них, а не на соседей или российскую глубинку.

От этого у многих живущих в республике возникает необоснованное ощущение, конфликт с официальными органами, которые «ничего» или «мало что» делают для народа. А вот тут и начинают работать известные социально-психологические механизмы поиска виноватых – неких «чужих», которых легче всего идентифицировать по национальному признаку!

Тогда и начинают заниматься подсчетом, кого больше на «престижных» должностях, прежде всего, во власти. Понятно, что в демократическом обществе в принципе не может стоять вопрос о том, кто выражает и реализует интересы населения. Перед законом все равны, и ни у одной этнической группы не может быть особых прав ни на получение, ни на распределение установленных государством гарантий для всех граждан!

Т. Цориев: – Разумеется, это справедливо, но добавлю, что если все же такие настроения у части общества существуют, значит, что-то где-то не так! Значит, либо действительно существуют диспропорции в доступе к социальным институтам между отдельными этническими группами, либо часть населения ошибочно так полагает, не доверяя власти. И во втором случае надо вести речь о том, что власть недостаточно полно информирует население о своей деятельности. И этот «недосмотр» надо оперативно устранить внятной разъяснительной работой.

Хотим мы или нет, но еще долгие десятилетия этнический компонент будет оставаться одним из самых существенных и острых факторов общественного сознания и поведения, будут действовать и социально-психологические механизмы его функционирования. И если в соответствии с ними социальное самочувствие этнических групп зависит, в том числе, от их представленности во власти, надо соблюдать в ней и этнический баланс!

Для создания мотивации, желании успешно жить там, где родился, человеку нужна реальная перспектива роста – «социальные лифты», по которым он мог бы подниматься на более высокие общественные ступени и уровни материального благосостояния.

Все это упирается в справедливую и грамотно организованную государственную систему кадрового отбора. К сожалению, долгие годы на смену кадрового отбора советской системы не приходило ничего нового. Теперь, наконец, назначение на должности госслужбы требует проведения конкурсов претендентов. В последние годы появились программы президентского, премьерского, республиканского кадрового резервов. И надо, чтобы эти механизмы заработали на полную мощь, нельзя допустить, чтобы они были дискредитированы субъективным подходом, келейностью, местничеством и кумовством! Надо, чтобы о вошедших в резерв знала широкая общественность.

В сфере бизнеса люди также должны видеть, что законы работают и притом одинаково для всех, а не только для приближенных конкретного чиновника или за взятку!

– Какие еще меры власть должна реализовать, чтобы национальные вопросы не превращались в политические?

И. Дулаев: – Не так давно в одной из школ Владикавказа психологи проводили занятия и попросили учеников старшего класса представить свое будущее. Ответы, на мой взгляд, были просто шокирующие для республики: 70% видят себя гражданами стран Евросоюза, а остальные – жителями Москвы и Питера! Причем, подавляющее большинство класса – это представители коренной национальности.

Вот, о чем надо сегодня всерьез думать власти: как закрепить население в республике! Однако это не только ее забота, ведь у государства – два крыла: власть и общество. Каждый из нас в не меньшей степени ответствен за происходящее, и общественные организации, в том числе национально-культурные, должны более четко формулировать общественные ценности, выражать и защищать интересы членов своих микросообществ, но исключительно на основе общегражданских прав, о чем говорилось выше.

Т. Цориев: – Опять возвращаюсь к нашей недавней истории, когда у государства была четкая национальная политика, заключавшаяся в воспитании интернационализма. Сегодня многие боятся самого термина «идеология», но назовите ее приоритетами, ценностями, замените «интернационализм» «толерантностью», лишь бы не было идейного вакуума, отсутствия нравственных ориентиров и безнаказанности за неисполнение закона, общественных императивов!

 Итак

область межнациональных отношений в республике имеет достаточно высокий и устойчивый характер. И все же и практики, и ученые в один голос говорят о наличии скрытых моментов и тонких гранях, их возможного перехода в разряд очевидных проблем, если...

Как говорится, пожар легче предупредить, чем потушить, а потому органы республиканской и местной власти обязаны обращать на эту сферу постоянное внимание, а все высказанное сегодня: важность этнического баланса в управлении и бизнесе, наличие и работоспособность «социальных лифтов», повышение привлекательности республики, особенно для молодежи, и многое другое – принять как руководство к действию.

 

Беседовал В. РЯЗАНОВ

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.