Главная >> Аналитические материалы >> К вопросу об осетинской национальной идее

Дата: 2 Июня 2010 г.

Название: К вопросу об осетинской национальной идее

Осетинская национальная идея входит в общее понятие «российская национальная идея» наряду с национальными идеями других народов, составляющих современное российское общество.
Распад СССР обернулся межнациональными конфликтами, резким обострением национальных проблем внутри России. Безусловно, этот процесс разбудил таившиеся деструктивные силы, быстро обрядившиеся в национальные одежды. На этом стали и продолжают спекулировать рвущиеся к власти политиканы, сепаратисты различных мастей, мафиози и т.д., спровоцировавшие правовой «национальный» беспредел.
Поставленная в настоящее время задача духовного обновления, нравственного возрождения российского общества предъявляет к его национальной идее новые исключительно высокие требования. 
Это в полной мере относится и к понятию «осетинская национальная идея», формирование которой осложняется определенной напряженностью в самом североосетинском обществе, вызванной последствиями бесланского теракта, и происходит в условиях территориальных притязаний со стороны Ингушетии со всеми вытекающими из этого последствиями, а главное - в условиях напряженных отношений с Грузией по поводу Южной Осетии, которая, безусловно, является неотделимой частью «общеосетинского дома».
«Осетинская национальная идея» способна сплотить, объединить весь наш народ, стать для него общенациональным идеалом и целью. Такая идея, выражающая самосознание народа, отражающая его историю, национальный характер, историческую перспективу, должна приобрести статус единой общенациональной идеи для нашего разделенного народа. Конечно, эта общенациональная идея с исторической и социально-психологической точек зрения должна отражать генезис и самосознание не только собственно осетинского, но и других народов нашей республики, исторические судьбы, национальные идеалы и цели которых взаимосвязаны и взаимообусловлены, по крайней мере, с момента добровольного присоединения Осетии к России, а по большому счету, и гораздо раньше. Однако, не будет преувеличением сказать, что в пределах нашей республики именно осетинская национальная идея является ядром единой общенациональной идеи всего североосетинского общества, не подавляя и не заслоняя собой национально-психологические специфические особенности других этносов нашего населения, и прежде всего русского.
Следует подчеркнуть, что осетинская национальная идея включает концентрированное выражение национального духа, национального характера и психологии осетинского народа, его духовного облика, особенных черт его души и специфических интеллектуальных и бытовых качеств.
Ядро осетинской национальной идеи составляют духовно-нравственные, передаваемые из поколения в поколения устои, т.е. нравы, обычаи, традиции, религиозные верования, формировавшие чувства национального достоинства, т.е. гордости за принадлежность к осетинскому народу. 
В этом плане с понятием осетинская национальная идея ассоциируется все крупное, значительное в материальной и духовной жизни осетинского народа, происходившее на всех знаменательных событиях его истории с момента его появления. Осетинская национальная идея складывалась под влиянием двух основных факторов - ее стихийное формирование в исторически экстремальных условиях, связанных с возможным полным уничтожением нации, ее исчезновением, и целенаправленная разработка ее активными субъектами (мудрецами-мыслителями и т.д.) в относительно спокойных условиях. Следует отметить, что содержательная сторона национальной идеи определенного народа обычно связывается с какой-то конкретной целью, увлекшей весь данный народ (или его большую часть), или с социально-политическим идеалом, на каком-то историческом этапе отвечающим конкретным интересам данного народа, его чаяниям и упованиям. Так, например, великой национальной идеей русского народа стало воссоединение земель всех разрозненных русских княжеств в единое централизованное государство в 14-16 вв., необходимость которого была осознана большинством русского народа только после татаро-монгольского нашествия. Можно считать великой национальной идеей всех народов, входивших в СССР, в том числе и осетинского, идею разгрома немецко-фашистских оккупантов в Великой Отечественной войне и освобождение от фашизма стран Западной Европы и т.д.
Возвращаясь к осетинской национальной идее, можно представить, что на протяжении многих веков существования нашего народа она менялась в зависимости от тех исторических задач, которые перед ним стояли.
Так, безусловно, создание единого Аланского государства в средние века было освящено единой национальной идеей, захватившей все племена и роды, весь народ и явившейся побудительной силой к созданию единой нации. В XIV веке, после страшного удара, нанесенного полчищами Тамерлана, национальной идеей была цель выжить и не растерять по отдельным ущельям и горам те великие качества, которые были присущи аланам и которые представляли им почетное место среди других народов мира.
Безусловно, великой осетинской национальной идеей, охватившей все слои тогдашнего общества, была идея присоединения к России в XVIII веке, кстати, осуществленная единым народом, не разделенным тогда на Южную и Северную Осетии. Именно с тех пор осетинская национальная идея составила необходимый элемент всей единой российской национальной идеи, осуществлению которой осетины отдавали все свои силы и жизни в самые трудные для России времена, в частности, во всех войнах, которые вела в этот период Россия. И вот сейчас осетинская национальная идея формируется в новых сложнейших условиях - распад СССР, появление независимого грузинского государства, которое всеми силами препятствует исторической тяге осетин к объединению, территориальные притязания со стороны Ингушетии, бесланский теракт и т.д.
Таким образом, на сегодняшнем этапе развития осетинского общества осетинскую национальную идею можно представить как идею объединения Северной и Южной Осетий в единое территориальное образование (в качестве полноправного субъекта РФ), обеспечивающее высокий уровень развития этого субъекта в экономическом, духовном, культурном и т.д. аспектах, при нерушимой принадлежности к нему Пригородного района со столицей в городе Владикавказе.
С нашей точки зрения, именно эта идея способна проникнуть в массы осетинского народа, сплотить его, подвигнуть на активные действия, вплоть до самопожертвования. Безусловно, учитывая особенности современной исторической обстановки, в условиях резко отрицательной позиции руководства Грузии, прибегающего к ничем не спровоцированной грубой силе и в перспективе способной на геноцид при молчаливом пособничестве мирового общества, его пассивности (а возможно, и при прямом участии США - деньгами, советниками, оружием), эта идея с трудом, большими сложностями и противодействием будет обретать свое реальное воплощение!
Но если это поистине национальная идея, если она овладеет массами осетинского народа и его союзниками как внутри Республики Северная Осетия-Алания и РЮО, так и среди всех народов, населяющих Российскую Федерацию, и будет поддержана народами всего мира, то она рано или поздно будет реализована.
Но главное, чтобы сам осетинский народ как субъект - носитель этой идеи, ее творец был достоин своего великого предназначения - ее реализации. 
Без развитой национальной идеи в любом обществе, в том числе и осетинском, невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в духовной сфере. Более того, для дальнейшего развития всей России как воздух нужна единая национальная идея, базирующаяся на национальных идеях каждого из народов, входящих в нее. Вместе с тем, с горечью необходимо отметить, что проблема национальной идеи не попала в сферу внимания ни современных законодателей, ни руководителей различных рангов, в том числе и федерального уровня.
Более того, ни в Конституции РФ, ни в Конституциях субъектов Федерации, в том числе РСО-А, ссылок на национальную идею нет, хотя именно ей присуще объединяющее начало как в России, так и в национальных республиках.
Современная осетинская идея должна постоянно соотноситься с общероссийской, поскольку уже 230 лет осетинский этнос взаимодействует с другими этносами России, а естественно-исторические контакты между ними ведутся с глубокой древности. Имея в виду подчас трагическую судьбу России за это время, можно сказать, что мы были соединены кровными страданиями.
Предложенная в нашей формулировке современная осетинская национальная идея, заключающаяся в объединении народа РСО-Алания и РЮО в составе РФ, будет являться необходимым условием сохранения этих качеств, их развития и передачи последующим поколениям.

 


Аналитический центр Республиканского 
общественного движения 
«Согласие и стабильность»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.