Главная >> Аналитические материалы >> Манежная площадь. 11 декабря: точка возврата или…

Дата: 12 Декабря 2010 г.

Название: Манежная площадь. 11 декабря: точка возврата или…

Массовая драка на Манежной площади 11 декабря 2010 года, в которой, с одной стороны, находились фанаты, а с другой – лица «кавказской национальности», высветила ряд проблем. Из всех комментариев и оценок этого события наиболее интересна, на наш взгляд, позиция патриарха Московского и всея Руси  Кирилла.

Во-первых, отметил патриарх, речь в данном случае может идти о банальном хулиганстве, «когда человек неспособен сдержать своих эмоций, когда он начинает крушить все, что вокруг него находится, лезет в драку».  С хулиганством должны разбираться соответствующие органы, и надо это делать «как полагается: наводить порядок. Если люди не слышат призывов, то нужно власть употребить».

Вторая, более сложная проблема, ставшая «совершенно очевидной» - признание того факта, что «на Манежной площади было не только  хулиганство, но и политическая провокация. Существуют силы в нашем обществе, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию». По мере приближения к выборам 2012 года действие таких сил может нарастать. Для них тема межнациональных отношений в России – «лакомый кусочек». Вспомним время «холодной войны», когда противники Советского Союза многонациональность считали ахиллесовой пятой нашего  государства. Нажав «на эту педаль, можно развалить страну – так оно ведь и получилось». Найдется, видимо, немало людей, захотевших нажать «на эту же ахиллесову пяту сегодня, используя различные поводы».

С газетных страниц патриарх Кирилл обратился к тем, кто его слышит: «Политическая стабилизация в России – это условие изменения нашей жизни к лучшему. Никаких экономических благ мы не будем иметь, если разрушим свою собственную общественную жизнь».

Самым важным патриарх назвал роль мировых религий, их «очень большой вклад в то, чтобы люди, принадлежащие к этим религиям, могли мирно жить друг с другом». При этом глава Русской православной церкви подчеркнул особый вклад РПЦ в сохранение межнационального мира как в прошлом, так и в наши дни. «Церковь всегда воспитывала мирный дух, способность разделить горе с ближним своим, вне зависимости от того к какой вере человек относился. Вот это воспитание мирного духа и привело к тому, что никаких межрелигиозных и практически межэтнических войн в России не было… А сегодня происходит столкновение радикализмов. Межэтнические отношения – это сообщающиеся сосуды. Нельзя показывать пальцем на одну сторону этого сосуда, игнорируя другую».

Когда «я увидел, - продолжил патриарх, - израненных, ни в чем не повинных людей, которые были избиты только потому, что у них другой цвет лица и другая внешность … то горько и стыдно [стало] за то, что происходит».

Борьба с радикализмом, подвел итог патриарх Кирилл – вот путь вывода из кризиса в межнациональных отношениях, в котором оказалась наша страна.

К сожалению, далеко не все публичные люди и политики относятся к данному вопросу столь же ответственно, как и патриарх Кирилл. Вспомним, например, призывы господина Жириновского «к выдворению лиц кавказской национальности». Конечно, не все политики ведут себя как В. Жириновский. Председатель Совета Федерации С. Миронов заявил, что «недопустимо употреблять такие выражения и преступно призывать к подобным действиям в нашей многонациональной стране… Уже несколько лет в Верхней палате работает специальная комиссия, которая занимается межнациональными отношениями и взаимоотношениями государства с религиозными объединениями». Усилиями членов этой комиссии предотвращено несколько столкновений на межнациональной почве. Еще несколько месяцев назад с тревогой спикер Совета Федерации подчеркнул: «вызревает самый настоящиймежнациональный конфликт. Считаю абсолютно недостаточной в этом плане деятельность наших политиков, телевидения, печатных СМИ: мало, отстраненно, иногда бездарно, они разъясняют всю пагубность расизма, национализма и шовинизма». Согласимся и со следующей мыслью С. Миронова: «Многонациональность страны – это не проблема, не беда, а ее богатство и сила. И пока именно так мы все до одного не начнем понимать и принимать многообразие народов, языков, культур, традиций и обычаев…, от межнациональных проблем нам не избавиться».

В качестве задачи председатель Верхней палаты подчеркнул необходимость возрождения «российского интернационализма, культивирования межнационального согласия». В этой связи С. Миронов вспомнил слова Екатерины II: «Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила»! Чего нельзя сказать про наши дни.

 Одним из главных факторов, сформировавших отношения к Кавказу и кавказцам, является работа СМИ (особенно – центральных!), под влиянием которых сформировался образа «жестокого врага». Утвердился и штамп -  «лица кавказской национальности». Да и до сих пор он не исчез ни с экранов телевизоров, ни с газетных и журнальных страниц. И это, пожалуй, самый безобидный ярлык, который «повесили» на кавказцев.

Из фильма в фильм, из сериала в сериал кочует образ варвара (чаще всего – чеченца), не «доросшего» до уровня современной цивилизации. Военно-патриотическое воспитание – дело нужное и необходимое. Но почему за счет кавказцев? Если мы все, включая «варваров кавказской национальности», живем в одной стране, то и герои должны быть, хотя бы изредка (!) также общими. А пока этого нет, мы будем пожинать плоды недальновидной национальной политики. Только не надо удивляться, откуда в стране, победившей фашизм, берутся русские неонацисты, скинхеды, и «патриоты» разных  мастей. Не надо удивляться и тому, что и в сибирских городах, и в европейской части России на футбольных стадионах слышатся «русские вперед», хотя в команде половина спортсменов – не российские граждане.

К этой теме вынужден был обратиться и новый полпред на юге России – Александр Хлопонин. «Подобные ярлыки, - заявил он недавно, - придумывают слабаки и трусы… здесь огромный пласт проблем связан с отсутствием элементарной информации и пропаганды. С отсутствием элементарного диалога с обществом и длительным отсутствием элементарной государственной политики в этом вопросе». В связи с этим – одна из главных задач, поставленных перед полпредом президентом Российской Федерации и председателем правительства - «сформировать имидж этого региона».

Люди, распространяющие только негативную информацию о Кавказе, продолжил А. Хлопонин,  «просто не понимают, что представляет он для России. Или наоборот, хорошо понимают… Сегодня надо гордиться, что Кавказ – это часть России».

Более 170 народов населяют нашу страну. При этом Россия – не только многонациональная, но и многоконфессиональная держава; здесь издавна вместе живут православные, католики, мусульмане, буддисты, иудеи, представители других вероисповеданий. В этих условиях совершенно ясно, что стабильность и безопасность государства во многом зависит от продуманной национальной политики, от совершенства законодательства в сфере федеративных, национальных и религиозных отношений.

К сожалению, этнополитические противоречия не обходят ни экономически благополучные страны, ни государства, испытывающие финансовые трудности. Как показывает практика, во многих странах проблемы межнациональных отношений не удается снять полностью. Поэтому «задача государства состоит в том, чтобы контролировать эти проблемы, не доводя дело до острых конфликтов» (А.Т. Торшин).

Как это ни парадоксально, в современной России нередко раздаются голоса политиков, отрицающих какую-либо роль национальной политики в жизни общества. По их мнению, вопросы взаимоотношений народов России, как и политику центральных властей в этой области можно успешно решать, использую волевые и даже силовые миры.

При столь тревожной обстановке дестабилизирующим фактором выступает и, как это ни парадоксально, низкий профессиональный уровень чиновников, задействованных в сфере межнациональных отношений. Поразительно, но в XXI веке в ходе состоявшихся парламентских слушаний по Концепции национальной политики выяснилось, что «лицакоторые ее осуществляют, не имеют даже более или менее точного представления о концептуальных задачах и рамочных границах этой политики». Среди чиновников и политологов, занимающихся этими проблемами, по-прежнему широко распространено представление, по которому сфера национальной политики ограничивается исключительно узкими рамками этнокультурных задач  (А. Абрамян).

Подобный подход просто опасен для  развития многонациональной страны, ибо не способствует, а препятствует  реальному  разрешению национальных проблем, загоняет их вглубь, что ведет к росту межнационального и социального напряжения, а в конечном итоге становится одним из самых опасных дестабилизирующих факторов.

Практика показала неприемлемость решения национального вопроса в России по чужим моделям  «вестернизированных» ученых. В отличие от большинства стран Европы и Америки, Россия сохранила самобытные народы в единой государственной общности, а не уничтожила и не ассимилировала их, как в других империях. Поэтому политологи справедливо рассматривают «многонациональность России как важное историческое достижение, а не недостаток, как твердят противники сохранения национальных особенностей народов».

Власть и общество, как неоднократно подчеркивали политологи, перегружены ложными стереотипами о нациях, их природе и перспективах развития в многонациональной  стране. Невежественные подходы  в регулировании этнополитических процессов создали представления о «неблагонадежных народах» и «ущербных национальностях». Вместо согласованной, созидательной  работы энергия людей направлена на поиск «вредных народов» и «вредных религий». Хотя все четко осознают, что речь можно вести лишь о конкретных личностях – хороших и плохих, но стереотип коллективной ответственности наций за действия отдельных деятелей господствует в сознании людей, в том числе чиновников и политиков различных рангов.

Возвращаясь к событиям на Манежной площади, отметим, что с обеих  сторон участвовали исключительно молодые люди. Это – в Москве, а на Северном Кавказе молодежь уходит  в лес. Касаясь этой проблемы, Полпред в СКФО А. Хлопонин отметил: «Я не думаю, что существует универсальный прием вербовки молодежи в бандформирования. В Дагестане – одна система, в Кабардино-Балкарии это по-другому происходит, в Чечне – своя специфика и т.д. К сожалению, могу сказать об общей тенденции: возраст боевиков, которых мы убиваем, очень упал. Причем, если подросток уже взял в руки оружие, вернуть его к нормальной жизни крайне сложно».

Есть еще одна веская причина, которая толкает молодежь в лес: это т.н. спецоперации «для галочки», т.е. такие «зачистки», когда хватают и убивают всех или пытаются абсолютно невиновных представить отморозками, террористами.

Комментируя состояние межэтнических отношений среди студентов, А. Хлопонин заявил: «Системной работы в вузах не ведется. Ректораты самоустранились от деятельности в этом направлении». Студенты в общежитиях селятся по земляческому принципу.

Как показывают милицейские сводки всех регионов Северного Кавказа за последние 2-3 года, в ряды боевиков «влилось» немало молодых спортсменов. Например, только в этом году в ходе проведения спецопераций были убиты несколько боевиков – в прошлом выдающиеся спортсмены, чемпионы мира и России. В Дагестане: футболист Р. Зиядов (25 лет); Н. Сатиев – чемпион мира и Европы по тайскому боксу (19 лет); М. Шаипов – победитель чемпионата юга России по вольной борьбе (всего 16 лет); в Чечне – бывший в свое время чемпионом Европы Б. Чагиев; в Карачаево-Черкесии – М. Ристов, чемпион мира по боевому самбо (25 лет); и т.д.

Как тут не вспомнить приписываемые генералу Монтгомери слова, сказанные еще в 1945 году: «III мировую войну выиграет тот, кто выиграет войну за умы молодежи».

Если взглянуть на ситуацию в СКФО с этой стороны, то получится весьма печальная картина. Так, в средний возраст находящихся в розыске боевиков колеблется в пределах от 18 до 25/30 лет. Есть совсем дети – 15-16 лет. Есть и такие, кому за 40 и даже за 60, но таких мало. Как видно, в лес уходят молодые, которым пора определяться с будущим – с профессией, семьей и с жизнью вообще. А они берут в руки оружие. Почему?

Версия о новых «Робин Гудах» и священной войне с неверными отметаются сразу. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сказал по этому поводу: «Год назад в Саудовской Аравии собрались все ведущие мусульманские религиозные деятели. Они признали: все, что так называемые ‘борцы за свободу’ делают на Кавказе, никакого отношения к исламу не имеет. Это не джихад, а бандитизм».

Опрос экспертов (представителей общественных структур, ученых, журналистов) показал, что причин, толкающих молодых ребят в лес, немало. В Дагестане, например, сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Ежегодно республика дает миру много именитых спортсменов и буквально тут же поставляет их в ряды бандитов. Кто подскажет иной, более благоприятный и для молодых спортсменов, и для их родных, и для общества, в конце концов, путь? Куда девать силу и мастерство, если государству они не нужны? Работы и соответственно зарплаты нет, поэтому семью создать не на что, а в других субъектах России работников с Кавказа не ждут (Манежная площадь!). Молодые мужчины (не только в Дагестане) видят как рядом (но не вместе) с ними живут банкиры и удачливые бизнесмены. С этим еще как-то могут мириться. Но когда на виду у всех не стесняются «распутно жить за счет народа некоторые обнаглевшие чиновники», тут уже барометр социальной жизни явно зашкаливает. И вот здесь, продолжает АХейнонен, появляются «добрые» и «честные» дяди, которые разъясняют, что единственно верным путем является убийство «всех кяфиров (неверных), тех кто такую власть представляет и особенно тех, кто эту власть защищает». С сожалением приходится признавать, что власть проигрывает борьбу за умы молодежи, и, следовательно, за молодежь в целом. 

 Феликс Гутнов

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.