Главная >> Аналитические материалы >> В поисках идентичности

Дата: 15 Февраля 2011 г.

Название: В поисках идентичности

Декабрьские события в Москве, Санкт-Петербурге и многих городах страны наглядно продемонстрировали пропасть, которая разделяет «русских» и «кавказцев». К сожалению, это неизбежная плата за игнорирование растущих проблем в национальной политике. Возникла угроза самому существованию многонационального российского государства[1], которое отнюдь не было «тюрьмой народов», а столетиями   служило   формированию   уникальной   исторической   общности, объединяющей людей различных национальностей, этнических групп.

Ю. Поляков буквально на днях образно высказался относительно возможности развала Российской Федерации. «Очевидно одно: наше общероссийское федеративное гнездо должно стать таким уютным, надежным, обильным, чтобы никому не мечталось выпасть из него, милого, в какой-нибудь этнофеодализм или в какую-нибудь новую ‘руину’. И еще очень важно! Каждый обитатель гнезда должен твердо знать: здесь никогда от него не потребуют, чтобы он забыл трели предков и запел так, как поет ‘ответственный гнездосъемщик’. И никогда никто не прикажет, чтобы из разноцветных и разнокалиберных яиц вылуплялись одинаковые двуглавые орлята. Такое коммунальное гнездо устоит при любых ураганах».

Тот же автор не без горечи признал: «В России сегодня нет продуманной межнациональной политики в духовной сфере».         В прочем, с такой оценкой состояния дел в рассматриваемом вопросе согласны многие представители различных властных структур. Неоднократно признавалось и то обстоятельство, что власть и общество перегружены ошибочными стереотипами о нациях, их природе и перспективах развития в нашей стране. Невежественные подходы  в регулировании этнополитических процессов создали представления о «неблагонадежных народах» и «ущербных национальностях».

На просчеты элиты управленцев неоднократно указывал председатель Совета Федерации С. Миронов. «Несколько лет назад, - заявил он, - мне уже доводилось комментировать заявления господина Жириновского ‘о выдворении лиц кавказской национальности’. С тех пор моя позиция не изменилась: недопустимо употреблять такие выражения и преступно призывать к подобным действиям в нашей многонациональной стране». С тревогой спикер Совета Федерации предупреждал: «вызреваетсамый настоящий межнациональный конфликт. Считаю абсолютно недостаточной в этом плане деятельность наших политиков, телевидения, печатных СМИ: мало, отстраненно, иногда бездарно, они разъясняют всю пагубность расизма, национализма и шовинизма».

В сложном положении оказались республики Северного Кавказа, в том числе РСО-Алания. В силу исторических обстоятельств Осетия стала приграничной территорией. Через нашу республику проходят две транспортные магистрали, вне всякого сомнения способные играть огромное стратегическое значение. Речь идет о Военно-грузинской и Военно-осетинской (Транскам) дорогах. Для Осетии они имеют и чисто прагматичное значение - в случае скорого вступления России в ВТО, обе магистрали будут эксплуатироваться гораздо энергичнее, став одними из ключевых среди мировых торговых путей. В этом случае южные ворота России откроют быстрый доступ товарам как из Западной Европы и России к азиатским и восточно-средиземноморским рынкам, так и в обратную сторону. Количество транзитных грузов, проходящих через нашу республику возрастет, по самым скромным подсчетам в 4-5 раз. А это, помимо прочего - серьезная статья доходов бюджета. Необходимо менять созданную за  последние 15-20 лет характеристику Кавказа как «опасного региона», на другую - достойную нашего края - богатого не только природными ресурсами, но и огромным духовным наследием, культурной самобытностью.

А. Дзасохов как-то отметил: у Осетии «есть своя историческая миссия - быть олицетворением успеха кавказской судьбы в России, или быть привлекательным примером возможностей такой судьбы». Однако для реализации этого необходимо одно важное условие - «умиротворение» Кавказа. От того, как Осетия и Россия в целом построят свои отношения с соседними регионами и странами ближнего зарубежья, зависит наполнение этого примера.

В числе характерных черт современности называют «этнический подъем». По мнению специалистов, суть данного процесса заключается в превращении этнической солидарности в важный фактор, определяющий контуры властных отношений и устойчивости государства. Этнический подъем отмечен практически во всех уголках и странах мира - от высокоразвитых, индустриальных государств (например, как США) до развивающихся (Бирма, Бенин и т.д.). Причем, в ряде случаев национальное «пробуждение» сопровождается стремлением отделиться  от страны, в которой находилась та или иная этническая общность. Так, франкоязычная провинция Квебек уже много лет ставит вопрос о выходе из англоязычной Канады. В то же время эскимосы Квебека стремятся отделиться от Монреаля.

Встает закономерный вопрос: как в глобальной панораме событий сохранить свое самобытное «Я» и в то же время не скатиться на рельсы национализма? С сожалением ученые вынуждены признать: четкого, универсального механизма в этой области пока еще нет. Вместе с тем, нет времени ждать результатов новых исследований теоретиков. Отвечать на вызовы времени надо уже сейчас.

С этой точки зрения интересным и своевременным (быть может, даже с некоторым опозданием) является появление во «всемирной паутине» материала доктора филологических наук, профессора Т. Камболова «К какому храму ведет осетинская дорога?».

Своеобразным стержнем данной статьи является тезис о том, что «будущее осетинской национальной культуры невозможно рассматривать в отрыве от состояния осетинской национальной веры… в принципе, любая национальная культура в основе своей всегда имеет религиозный каркас». Тезис о связи осетинской национальной культуры с осетинской системой вероисповедания представляется для Т. Камболова настолько значимым, что он в своем программном, по сути, материале повторил его несколько раз. «Еще раз отметим, - подчеркивает Тамерлан – что осетинские традиции, осетинский агъдау немыслимы без осетинской веры. Соответственно, смена осетинами веры вызовет смену духовно-нравственных приоритетов, ценностей, т.е. смену культуры».

Вопрос о перспективах национальной культуры осетин в XXI веке является острой проблемой. Конечно, вступив в новую эпоху, в новые социально-экономические реалии, невозможно в полном объеме сохранить прежние традиции и ментальность народа. Но, с другой стороны, в сложившейся ситуации мы сами должны решать, каким быть нашему будущему. В связи с этим особую актуальность приобретает активная жизненная позиция каждого из нас. В последние годы раздавалось немало «вздохов» и «сожалений» по поводу, якобы, утраченных в советское время основных ценностях национальной культуры. Однако нельзя говорить о полном разрыве настоящего и прошлого. Сохранились, хотя и в преобразованном виде, важные элементы духовной и (частично) материальной культуры.

Нам представляется верной точка зрения, согласно которой осетинская культура в настоящее время находится на переходе из мира традиций в мир истории. Не только в Осетии, но и по всему миру происходит диалог культур, не всегда безопасный для сохранения специфических черт т.н. «малых народов». Буквально насаждаемый повсеместно феномен массовой культуры серьезно угрожает сохранению культурного наследия того или иного народа, для чего уже недостаточно только «стихийных» механизмов самовоспроизводства культуры, ее естественного усвоения и передаче через семью и традиции. В наши дни чрезвычайно актуальными становятся сознательные усилия общества, направленные на реконструкцию разрушенных исторических связей и поддержание адекватной исторической памяти.

Один пример из ушедшей эпохи. В июле 1909 года Елбыздыхъо Бритаев писал из Санкт-Перебурга во Владикавказ Цоцко Амбалову: «Ты видишь, что старые устои рушатся с каждым днем, старая жизнь расползается по швам. Новые [устои] мы пока не выработали. Ты знаешь шаткость такого положения. Ты, вероятно, догадываешься, как легко может поддаваться всяким влияниям народ, стоящий, подобно нашему, на распутье. И, вот, дорогой Цоцко, я понял, что мы должны взять на себя задачу влиять на народ и направлять его в сторону наибольшей для него пользы... Пусть это будет дерзостью и самомнением, но мы должны выдвигать лозунги. И я, и ты причастны к литературе. Это будет средством к исполнению задачи... Таким образом, мы убьем двух зайцев: разовьем литературу и через нее повлияем на народ».

Говоря словами Елбыздыхъо, отметим: задача литераторов, историков, деятелей искусства и т.д. – всей интеллигенции – «воздействовать на души своих соплеменников», способствуя нравственному рождению нового человека.

Культуре осетин повезло на талантливых, выдающихся исследователей (A.M. Щегрен, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, В.И. Абаев, Ж. Дюмезиль и др.), которые помогали и помогают спасти ее от забвения, понять ее истинные начала, а самому народу - глубже осознать себя как единую духовную общность и как органическую часть человечества. Народ всегда ограничен в возможности самопознания, когда нет тех, кто позволяет ему взглянуть на себя со стороны. А именно уровень самопознания в конце концов и есть уровень культуры.

Подведем итоги. В последние годы многие наши соплеменники задумываются над вопросом: какое место в поведении осетина XXI века должны занимать традиционные морально-этические нормы? Какова их роль в изменившемся мире? И вообще, каким будет первый век начавшегося третьего тысячелетия? Четких ответов на эти вопросы пока нет.

 Ясно, что в начавшемся столетии скорость перемен во всех обществах во много раз быстрее, чем в минувшие века. Также очевидно, что ни одна страна, ни одна культура не сможет обойтись без потерь. На современной карте мира  не  осталось  «этнографических заповедников»  -  малых  этносов,  до  недавнего времени живших изолированно от остального мира и тем самым сохранявших значительную часть своей культуры.

В современных реалиях преображаются многие сферы бытия - политика, экономика, традиции, обычаи, отношение к природе и т.д. Следовательно, человеку необходимо научиться реагировать на вызовы времени. Прежде эта задача решалась с малозаметными потерями в самобытности народов, ибо перемены были менее стремительными, охватывая несколько поколений. «Переход» культуры на новый уровень протекал плавно. Но все это - в прошлом.

Современные условия - быстрые и крупные по своим масштабам перемены - требуют таких же быстрых и эффективных решений. Что необходимо сделать, чтобы наш народ не растворился в глобальном «человеческом муравейнике» и не затерялся на второстепенных дорогах истории?

Прежде всего надо подготовить свой внутренний мир к восприятию внешних влияний. Самый короткий и верный путь к этому - вернуться к своим истокам, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте. При всех вариантах развития общества труд и талант нации смогут найти полнокровное применение, главным образом, у себя дома, в непосредственном духовно-культурном окружении.

Веками осетины, едва ли не каждое поколение которых сталкивалось с угрозой исчезновения, обеспечивали свое выживание благодаря самодисциплине, порядку, способности воспитывать и культивировать в себе и своих младших безупречные нравственные и социальные стандарты. Этот путь - приверженность лучшим традициям и обычаям своих предков, адоптированных к новым требованиям - позволит сохранить свою культуру не только для современников, но и для будущих поколений.

 Феликс Гутнов,

доктор исторических наук

 


 

[1] Пробный шар запущен «дежурным по стране» (в который уже раз) В. Жириновским, открытым текстом допускающим вариант «отпочкования» Северного Кавказа. Политик, многократно менявший свою точку зрения по ряду актуальных вопросов современной России, скорее всего и на этот раз через какое-то время вновь изменит свою позицию. Но идея уже вброшена…

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.