Главная >> Аналитические материалы >> ДЕМОКРАТИЯ ПО-РОССИЙСКИ

Дата: 6 Июня 2011 г.

Название: ДЕМОКРАТИЯ ПО-РОССИЙСКИ

Четверть века назад в нашей стране (тогда – еще СССР) самым популярным стало слово демократия. Правда, слегка настораживал тот факт, что трактовка данного термина была различной в разных слоях населения. Эта «мелочь» в наши дни трансформировалась в серьезную проблему. Правда, некоторые слои нашей страны (уже – России) вроде бы получили то, к чему стремились.

Часть нашей интеллигенции, писатели и журналисты, в советское время мечтала об избавлении от цензурных ограничений, доступа ко всем архивным материалам, возможность открыто обсуждать как сюжеты из прошлого, так и актуальные вопросы современности. И в наши дни они в той или иной мере получили то, что хотели.

Верующие стремились к расширению возможностей свободно и в полной мере реализовывать свои культовые обряды и др. Домохозяйкам казалось, что демократия ­­– это, в первую очередь, отсутствие очередей за мясом и колбасой, возможность прилично (и при этом – недорого!) одеться.

Для людей с т.н. «деловой хваткой», тогдашних цеховиков, валютных спекулянтов, перекупщиков, директор магазинов и рынков, подпольных миллионеров демократия означала разрешение «сверху» открыто заниматься тем, за что их раньше преследовали, судили и сажали.

Прослойка состоятельных «новых русских» ожидала от властей нового общества разрешения бесконтрольной  траты подпольных накоплений.

Трудоголики, работяги  надеялись, что при демократии, работая как всегда, они будут получать, как на Западе, и смогут наконец-то купить вожделенный «Москвич».

Подавляющему большинству населения демократия казалась «волшебным ключиком, с помощью которого без труда и без больших усилий можно будет открыть дверь ‘в новую, счастливую жизнь’, о которой мечтали еще чеховские герои». 

Высказавший эту мысль В. Костиков, продолжил еще круче: «получилось как в песне ‘Шумел камыш’: А поутру они проснулиськругом помятая траваАх, не одна трава помятапомята девичья краса…»

Конечно, в народном, самом простом понимании демократия у нас вроде бы и есть. Хочешь участвовать в тех или иных выборах – участвуй! Не желаешь – и не надо. Хочешь в церковь – ради Бога! С другой стороны, можно и попов поругать, и записаться в буддисты. На грани фола (правда, очень «смачно») В. Костиков охарактеризовал нашу повседневную жизнь: «Рынки и магазины завалены и дорогой ‘фирмой’, и доступным китайским барахлом. Тем более при вкусах  новых богатых приличную даму от б… почти не отличишь». Конечно, если уж очень сильно захочется, то можно и Путина, и Медведева поругать. Правда, в ответ, «могут и дубинкой отоварить. Но и в Париже можно получить палкой по голове. Ну чем не демократия?»

Если же мерить европейскими мерками, то «девичья краса» российской демократии по прошествии 20 лет оказалась действительно сильно помятой. «Показать язык власти можно, а повлиять на нее… никак нельзя». Буквально на днях опубликован доклад «Средний класс после кризиса». В нем говорится о «глубоком разочаровании» среднего класса в современной политической системе. Наиболее частый упрек  - «отсутствие обратной связи населения с властью. Гласность в стране есть, а слышимость отсутствует». По данным «Левада-Центра», 84% опрошенных считают, что они никак не влияют на политику.

Самое опасное и тревожное в другом. Аналитики практически единодушно отмечают: «система власти в том виде, в котором она сложилась в России, бесплодна. Она не дает значимых результатов. Ни в образовании, ни в науке, ни в модернизации, ни в демографии». Как точно выразился один из аналитиков, в стране утвердилась процедурная демократия. До поры, до времени «она способна поддерживать политическую стабильность, но не обеспечивает выхода России из отставания».

В упомянутом выше докладе говорится и о том, что имитационная демократия порождает у власти и населения «ошеломляющий цинизм». Последний пример – ситуация с отставкой московского мэра. Еще совсем недавно Юрий Михайлович ходил в любимцах партии, его бронзовые скульптуры с фонарем и метлой в мускулистой руке украшали московские музеи, популярный телеканал сладостно отслеживал каждый его шаг, каждое слово. А сейчас?  После отставки? Все разом вдруг разглядели, что никакой он  не отец русской демократии, не друг московских разночинцев, не благодетель и не покровитель изящных искусств, а… сами теперь знаем кто. Перефразируя Леонтьева: «Демократия, однако…»

С не меньшим цинизмом власти (по меньшей мере – значительная ее часть) и олигархи обращаются с нами, «с народом». На днях «Шпигель» не без издевки сообщил об очередном «достижении»  российской цивилизации: на яхте одного из наших миллиардеров сооружают душ в котором вместо воды будет искриться шампанское. Естественно, не «Советское»…

Радиостанцию, передавшую эту новость, буквально оглушили возмущенные звонки. На фоне подорожания картошки, гречки и квашеной капусты брызги олигархического шампанского выглядят как плевок в сермяжную душу. Аудитория требовала имя яхтсмена-новатора. И с каким-то особым интересом тот же «народ» стал вглядываться в сцены египетского бунта, одной из причин которого был вопиющий разрыв между бедностью большинства и роскошью узкого круга «населения».

По справедливому замечанию аналитиков, поражает не сам факт избыточной расточительности российских олигархов, а демонстративное презрение к народу, значительная часть которого едва сводит концы с концами. Фактически горстка обогатившихся на приватизации людей перекраивает под свое жизненное кредо («Обогащайся и развлекайся!») все основы нашей жизни: быт, мораль, образование, культуру, политику. Многим, очень многим гражданам России не хватит и жизни,  чтобы скопить деньги на скромную квартирку. А каталоги элитной недвижимости рекламируют дворцы стоимостью в десятки миллионов долларов. С экранов телевизоров и газетных страниц нам (всем!) предлагают услуги английских преподавателей, таиландских массажистов, итальянских поваров и, конечно же, полногрудых красавиц.

Поражают масштабы слияния  околоолигархической элиты и высшего чиновничества. На любой мало-мальски значительной московской вечеринке можно встретить, помимо записных «поп-затейников» и властителей наших политических дум, министров, депутатов. После третьей-четвертой рюмки французского коньяка, вам доверительно расскажут не только о том, «кто с кем спит и кто купил новую квартиру в Лондоне, но и какой процент возьмет за лоббистские услуги присутствующий замминистра, подскажут, каким банком воспользоваться для вывода денег за границу. Все открыто, на все есть свои тарифы».

Не удивительно, что Россия, настойчиво стремящаяся стать частью цивилизованной Европы, столь упорно отказывается принять к исполнению одно из главных положений Конвенции ООН по борьбе с коррупцией – ввести санкции за неподтвержденное официальными доходами обогащение чиновников. В отличие от большинства европейских стран у нас не применяется конфискация имущества. Президент с большим трудом продавил закон о декларации доходов. Но дальше пойти не смог. Чиновники предъявляют «богоугодные» доходы (мол, кроме кепки ничего нет). А сравнить доходы с расходами не хватает смелости. Российская буржуазия и ее чиновничья обслуга – нелепая пародия на правящий класс Европы. За 20 лет школы капитализма она так и не вышла из подготовительного класса, в котором главная дисциплина (по словам Г. Явлинского) – «купи-продай». Настоящая западная буржуазия – это, прежде всего созидательный класс. Она строит заводы, поддерживает науку, создает новые технологии. При этом она ради стабильности делится с обществом, платит налоги.

Конечно, западные капиталисты – не ангелы. По-прежнему актуальны слова К. Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради сверхприбыли. Но европейская буржуазия, по меньшей мере, думает и о самосохранении, и о социальном равновесии.

Что же дальше? Следует, на наш взгляд, согласиться с политологами, предлагающими по аналогии с принудительным лечением наркоманов, к российским «наркоманам обогащения» применить «социальное лечение». Для начала же следует провести хотя бы курс цивилизованного сожительства с собственным народом. «Лучше, если эти курсы будут добровольными. А не по египетскому сценарию».

Социальные процессы в современной России, помимо прочего, влияют на межнациональные проблемы. И наоборот. Сказанное – не противоречие мысли, а противоречие действительности. Ю. Крупнов, руководитель «Движения Развития», полагает, что «Национальную карту сегодня могут грамотно разыграть силы, заинтересованные в консервации курса 90-х годов, который ведет страну к деградации. Для этого националистов выпустят на сцену, доведут дело до этнических столкновений и затем под флагом борьбы ‘с русским фашизмом’ закрутят гайки».

«Между тем, каждая страна в разрешении межнациональных конфликтов идет своим путем, - говорит Э. Паин, директор Центра этнополитических и региональных исследований. – Но работающий рецепт в мире один: Кроме законов должны быть и правила гражданского сожительства – разделение на публичную и частную сферу. И в публичной нормы поведения должны быть одинаковы для всех, невзирая на культурные и региональные особенности».

Правила – это, конечно хорошо. Но как сделать так, чтобы «сожители» соблюдали их?

Как показывают социологические исследования, в России растет число граждан, считающих «многонациональность» скорее вредным фактором, чем полезным. Так думает 32%  опрошенных.  а 24%  «испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности». 47% полагают, что в 2010 году межнациональные отношения в стране ухудшились. Наконец, 56%  считают, что «массовые кровопролитные столкновения на межнациональной почве возможны».

Конечно, аналогичные проблемы присущи на современном этапе и странам Западной Европы (если от этого кому-то станет легче). В начале 2011 года о провале европейской политики т.н. «многокультурности» (терпимости к инородцам, уважение их культуры, обычаев и т.д.) заявил президент Франции Н. Саркози. В таком же провале признались премьер-министр Англии Д. Кэмерон и канцлер Германии А. Меркель.

Многокультурность в странах ЕС понимали так: обретая новую родину, мигранты были вправе сохранять «своеобычность». Т.е. говорить на своем языке, носить свою одежду, и вообще жить по своим «правилам», обычаям и т.д. В результате – в европейских городах возникли анклавы, где перестают действовать европейские законы, мигранты не знают не только языка страны пребывания, но и о жителях этих стран. Долгие годы «пришельцы» жили на пособия. А если им что-то не нравилось – начинали сжигать машины или грабить магазины, как это было в пригородах Парижа.

Безусловно, говоря о многокультурности в России, мы имеем ввиду совершенно иное – право людей разных национальностей, издавна населяющих Россию, на сохранение своих традиций и культуры. Этот принцип удавалось сохранять на протяжении столетий: и при царях, и в годы советской власти. Профессор Р. Бзаров, выступая на межрегиональном форуме «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи»[1] отметил: «Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. Но Российская Федерация отнюдь не составляет мирового исключения по многоэтничности и поликультурности – это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от некоторых других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития. В пределах единого государства наряду с постиндустриальными мегаполисами мы имеем образцы межгосударственной организации общества, а также все промежуточные стадиальные формы и соответствующий им набор стереотипов общественного сознания».

Агрессивная ксенофобия, источники подпитки национальной ненависти - хорошо известны. Лучше всех об этом знают социологи. Обратимся к данным «Левада-Центра». Его глава, Л. Гудков, недавно сказал: «В современной России комплекс социальной неполноценности растет очень сильно, но что характерно, он не становится социально окрашенным, а принимает формунациональных обид, чувства притеснения со стороны этнически чуждых. И тогда возникают мифы о засилии черных, азербайджанцев, цыган…» Социологов уже не удивляют цифры опросов, которые мы сейчас имеем: более  60% (!!)  населения поддерживают лозунг «Россия для русских!». И вот уже по российским дорогам идет «Русский марш» (Крестовый поход?). Ксенофобы вовсе не скрывают собственную национальную принадлежность. Это видно по названиям некоторых организаций: «Русский порядок», «Русское национальное единство», «Славянский союз» и т.д.

В настроениях граждан России произошел резкий скачок в отношении русских к инородцам и иноверцам. Возросли и «погромные» настроения. Серьезный ответ им не будет дан до тех пор, пока не появится внятная национальная политика. По убеждению политологов, и тут не следует уповать исключительно на государство. «Государство не может победить ксенофобию. Это под силу только гражданскому обществу».

  

Феликс Гутнов

 


[1] Форум прошел во Владикавказе в конце 2010 года. В его работе приняли участие делегации из всех республик Северного Кавказа, активисты и лидеры молодежных и этнокультурных общественных объединений Москвы, Татарстана, Абхазии и Южной Осетии, представители государственной власти.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.