Главная >> Информационный сборник >> №8 Октябрь, 2013 >> Сенаторы открыли политический сезон

Информационный сборник: №8 Октябрь, 2013

Раздел: Совет Федерации

Статья: Сенаторы открыли политический сезон

СЕНАТОРЫ ОТКРЫЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЕЗОН

 

Осенняя сессия Совета Федерации началась со встречи членов Совета палаты с премьером Дмитрием Медведевым

 

Совет с премьером

Накануне открытия сессии про­шла встреча членов Совета палаты с Председателем Правительства Дми­трием Медведевым. Сенаторы и гла­ва кабинета министров собрались, чтобы, как отметила спикер палаты Валентина Матвиенко, сверить часы и услышать из первых уст, какие при­оритеты в законотворческой работе правительство определяет на пред­стоящий период, а также обменять­ся мнениями по актуальным пробле­мам, которые волнуют и интересуют сенаторов.

Валентина Матвиенко поблаго­дарила премьера и правительство за конструктивное взаимодействие с Советом Федерации и внимательное отношение к обращениям, поступа­ющим из палаты. По каким направ­лениям может пойти процесс совер­шенствования взаимодействия с ка­бинетом министров, она обозначила предельно четко. Сенаторы настаива­ют на том, чтобы вместе с каждым за­конопроектом правительство вносило и пакет нормативных актов, которые должны приниматься во исполнение данного закона. Это позволит уже, что называется, «на берегу», оценить со­держание нормативных актов, их со­ответствие проекту закона, а главное — своевременное принятие. Пока, к сожалению, из-за срывов сроков при­нятия нормативных актов многие за­коны не могут своевременно вступить в силу либо это происходит не в пол­ном объеме.

Вызывает также беспокойство, за­явила Валентина Матвиенко, что при внесении законов Министерством финансов в Совет Федерации, в том числе затрагивающих интересы субъ­ектов Федерации, не всегда представ­ляется их финансово-экономическое обоснование. Это приводит к негатив­ным последствиям и выпадениям до­ходной части региональных бюджетов.

Также Валентина Матвиенко напом­нила Председателю Правительства, что на предыдущей встрече он под­держал необходимость улучшения ра­боты с законодательными инициатива­ми регионов. И действительно, отме­тила она, правительство повернулось к этой проблеме. Ситуация несколько улучшилась, но она далека от совер­шенства. Спикер Совета Федерации попросила премьера дать поручение правительству выработать более эф­фективные механизмы дальнейшего взаимодействия в том, чтобы больше региональных законодательных иници­атив выходило в виде законов.

В свою очередь, Дмитрий Медведев сообщил сенаторам, что в ходе пред­стоящей осенней сессии конструк­тивное сотрудничество будет продол­жено. Уже сейчас, по его словам, на различных стадиях в Совете Федера­ции находится 183 важных правитель­ственных законопроекта, касающихся, в том числе, и бизнеса, и инвестицион­ного климата, защиты конкуренции и поддержки малого и среднего бизне­са. Есть и пакет социально значимых законопроектов. Но особую важность, подчеркнул Председатель Правитель­ства, представляет рассмотрение главного финансового документа страны — бюджета. Причем, заме­тил Дмитрий Медведев, бюджет очень сложный, самый сложный за послед­ние годы, как, собственно, и обстанов­ка, которая сложилась в экономике.

Полностью поддерживает премьер-министр Совет Федерации в том, что нужно внимательнее относиться к за­конодательным инициативам регио­нов. Они такие же субъекты законо­дательной инициативы, как правитель­ство, Президент, депутаты и сенаторы. Дмитрий Медведев считает абсолютно правильным, чтобы целый ряд ключевых инициатив формировался именно на местах, потому что многие проблемы в субъектах Федерации воспринима­ются совершенно по-иному. Поэтому, подчеркнул премьер, если законода­тельные инициативы регионов будут положены в основу законотворческой деятельности, это только украсит зако­нодательный процесс и будет способ­ствовать более точному исполнению мандата Совета Федерации как пала­ты регионов.

Приоритеты определены

Открыла первое заседание осен­ней сессии Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая сразу же обозначила при­оритеты в работе, отметив, что состав палаты заметно обновился. Пришли новые члены палаты, избранные в со­ответствии с законом о порядке фор­мирования СФ. Такое кадровое по­полнение, надеется она, скажется на качестве законотворчества. В целом за последнее время деятельность па­латы заметно преобразилась, отме­тила Валентина Матвиенко: сенаторы активно включились в законотворче­скую деятельность, более системно, начиная с нулевого чтения, работа­ют над законами. Сенаторы все ча­ще становятся инициаторами зако­нодательных инициатив, вносят свои поправки в законы, и, как следствие, стало более активным и заметным их присутствие в информационном по­ле. Сложилось конструктивное взаи­модействие с Госдумой.

Говоря о повестке предстоящей сессии, спикер Совета Федерации предупредила, что она будет напря­женной. Только в приоритетном по­рядке сенаторам предстоит рассмо­треть не менее 120 законопроектов. Такой объем законодательной рабо­ты, естественно, потребует макси­мальной активизации и взаимодей­ствия палаты с правительством. Еще одним приоритетом в работе, по ее мнению, является продвижение за­конодательных инициатив регионов. Успехи здесь уже есть, и это во мно­гом заслуга Совета законодателей при Федеральном Собрании. За три летних месяца в комиссии Совета за­конодателей поступили новые законо­проекты, по ряду из них уже подготов­лены положительные заключения.

Особое внимание коллег Вален­тина Матвиенко обратила на то, что в эту сессию предстоит рассмотреть ряд законопроектов по модерниза­ции политической системы страны. Среди них — проект закона о возвра­щении к смешанной избирательной системе на выборах в Госдуму и сни­жении порога регистрации подписей для самовыдвиженцев (соответству­ющий законопроект, разработанный Комитетом палаты по конституцион­ному законодательству, уже принят в первом чтении).

Прозвучало в ее выступлении и за­явление, которое вполне можно от­нести к разряду сенсационных. Про­шедшие выборы, по словам Вален­тины Матвиенко, показали, что мы живем в новых политических условиях, в условиях растущей политической конкуренции. В этой связи она пред­ложила обсудить целесообразность возвращения графы «против всех».

Кроме того, подчеркнула Предсе­датель Совета Федерации, ожидает­ся масштабная работа по модерни­зации российской судебной систе­мы в части объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, а также правового обеспечения соз­дания системы административного судопроизводства в России. В эконо­мической сфере она отметила пред­стоящую работу над законопроектом об основах государственно-частно­го партнерства. Серьезная работа предстоит и по совершенствованию гражданского законодательства, раз­витию банковской системы и в сфе­ре модернизации миграционной и социальной политики государства, в первую очередь по совершенствова­нию пенсионного законодательства.

И, конечно же, подчеркнула Вален­тина Матвиенко, одной из важнейших задач предстоящего периода ста­нет принятие федерального закона о следующем трехлетнем бюджете. По ее мнению, подход к формиро­ванию бюджета должен быть только один — эффективность расходов при неукоснительном выполнении всех со­циально-экономических задач, постав­ленных главой государства, а также соблюдении государственных приори­тетов. А для членов Совета Федерации ключевым остается еще и соблюдение оптимального баланса федерального и региональных бюджетов.

Традиционная разминка

Как всегда, активно сенаторы по­дошли к традиционной разминке, где предусмотрены их выступления по актуальным социально-экономи­ческим, политическим и иным во­просам. На этот раз их больше всего беспокоили вопросы здравоохране­ния, ликвидация последствий наво­днения на Дальнем Востоке и «дет­ская» тематика.

Член Комитета по бюджету и фи­нансовым рынкам Олег Казаковцев обратил внимание коллег на то, что во многих областях складывается сложная ситуация, связанная с обеспечением лекарственными пре­паратами для больных с редкими, орфанными, заболеваниями. Еще в 2011 году с принятием закона «Об ос­новах охраны здоровья граждан в РФ» предусматривалось, что будет создан единый федеральный регистр таких пациентов и будет обеспечено фе­деральное финансирование. Регистр создан, но финансирование ведется за счет региональных бюджетов, при этом подавляющее большинство пре­паратов даже не включено в перечень жизненно необходимых и важных ле­карственных средств. Лечение же ими обходится очень дорого. В Минздраве попыток регулирования цен на препа­раты для лечения орфанных заболева­ний пока не делается. Олег Казаковцев предложил проработать этот во­прос с Минздравом и обеспечить фе­деральное финансирование больных орфанными заболеваниями.

Член Комитета по бюджету и фи­нансовым рынкам Олег Хацаев по­просил содействия членов Совета Федерации в решении вопроса, по его словам, напрямую связанного с сохранением здоровья населения Северной Осетии. Он рассказал, что в этом году в республике сорвана реконструкция инфекционного кор­пуса на 100 коек республиканской детской клинической больницы. Этот приоритетный для социальной сфе­ры республики проект включен рас­поряжением Правительства РФ в де­кабре прошлого года в госпрограм­му «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». На строительство объекта предусмотрены средства из феде­рального и республиканского бюд­жетов. Республиканские обязатель­ства выполнены в полном объеме, федеральные средства в этом году в республику не поступили. Готовность к реализации проекта высказали по­ка Минфин и Минрегионразвитие. От главы Минздрава Вероники Скворцо­вой, которой еще в апреле этого го­да было направлено официальное письмо с просьбой о встрече для об­суждения этого проекта, официаль­ного ответа до сих пор не поступило. А между тем, в инфекционном корпусе клиники нет условий для лечения сложных случаев инфекционных за­болеваний. Летом этого года в респу­бликанской детской больнице умер­ли от менингита двое детей.

Член Комитета по науке, образо­ванию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров проинфор­мировал коллег о том, как измени­лась ситуация по результатам парла­ментского запроса в Минздрав о ходе реализации концепции информати­зации здравоохранения. Появились позитивные сдвиги, отметил он: созда­на комиссия по внедрению IT в орга­ны государственной власти, которую возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава Минздрава Верони­ка Скворцова попросила создать под­комиссию, которая будет заниматься электронным здравоохранением.

Председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информа­ционной политике Зинаида Драгункина в связи с разразившейся бедой на Дальнем Востоке поддержала предложение перевести трехднев­ный заработок сенаторов в пользу пострадавших. В первую очередь средства должны пойти на поддерж­ку детей. Член Комитета по обороне и безопасности Николай Савельев также обратился к теме ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Он считает, что необходимо обратиться к правительству с предло­жением о необходимости выделить дополнительные деньги для немед­ленной поддержки сельхозтоваро­производителей и сельскохозяйствен­ных предприятий и предоставить ре­гионам средства для стопроцентного субсидирования процентной ставки по всем видам кредитов до сбора урожая 2014 года.

Зампредседателя Комитета по аграрно-продовольственной полити­ке и природопользованию Константин Цыбко обратил внимание коллег на ситуацию, которая сложилась вокруг попытки захвата российской нефтя­ной платформы в Печорском море ак­тивистами организации Greenpeace. По его мнению, необходимо поддер­жать позицию российского МИДа и отечественных правоохранительных органов по пресечению подобных ак­ций. Иначе, считает сенатор, не избе­жать продолжений подобных действий как на территории Российской Феде­рации, так и на наших промышленных объектах по всему миру.

В развитие темы реформирова­ния политической системы член Ко­митета по экономической политике Евгений Тарло высказал мнение, что палата должна усиливать свою ста­билизирующую роль в государстве. И предложил в этой связи, чтобы на время деятельности в Совете Феде­рации членство сенаторов в той или иной политической партии не только де-факто, но и де-юре было прио­становлено. Безусловно, этот вопрос требует обсуждения.

Долги регионов растут

Об исполнении федерального бюджета за 2012 год доложил ми­нистр финансов Антон Силуанов. По его словам, правительство принима­ло все необходимые меры по реко­мендациям парламента о повыше­нии прозрачности госказны. Не слу­чайно прозрачность и транспарентность бюджета за 2012 год были отме­чены международными агентствами, и Россия вошла в десятку стран с самыми прозрачными и понятными бюджетами.

Несмотря на ухудшение макро­экономической ситуации, отметил министр, в прошлом году повысились равномерность и полнота исполне­ния бюджета. За прошлый год бюджет исполнен был в размере 98,9 про­цента от бюджетных назначений. Этот уровень выше, чем в предыдущие го­ды. Сенаторы положительно оценили отчет Минфина и единогласно прого­лосовали за одобрение Федерально­го закона «Об исполнении федераль­ного бюджета за 2012 год».

Однако, судя по вопросам, кото­рые они задавали министру, их, как и следовало ожидать, более всего ин­тересовала его оценка исполнения бюджетов регионов, чему глава Мин­фина уделил немало внимания в сво­ем докладе. По его словам, субъекты Федерации первыми почувствовали ухудшение экономической ситуации, потому что налог на прибыль быстро среагировал на изменение ситуа­ции в экономике, и темпы роста до­ходов стали несколько сокращаться. Сейчас, сообщил Антон Силуанов, за период с начала года темп роста налоговых и неналоговых доходов со­ставляет около одного процента.

Общий объем расходов бюдже­тов регионов составил 8,6 процента, сообщил министр. При этом идет реструктуризация их бюджетных рас­ходов в первую очередь за счет уве­личения доли заработных плат. Если в прошлом году доля заработных плат составляла около 29 процентов всех расходов, то за период восьми меся­цев текущего года эта доля составля­ла уже 33 процента.

В прошлом году общий объем долга субъектов Федерации увели­чился на 16 процентов и достиг 1 трил­лиона 351 миллиарда рублей. Даже если учесть, что было принято реше­ние о реструктуризации части долгов, он все равно рос, хотя и ниже темпов инфляции. Около 33 субъектов Фе­дерации имели долг более 50 про­центов. Это, конечно, уже настора­живает, заявил Антон Силуанов, и с такими субъектами были заключены соглашения о неувеличении долга. В этом году таких регионов осталось 25, но основные заимствования субъекты Федерации осуществляют в конце года, поэтому не исключено, что ко­личество таких регионов вновь может подрасти, предупредил он.

Не случайно ситуация с исполне­нием бюджетов регионов вызывает у него беспокойство. Необходимо подготовить и принять меры в области доходной части бюджетов субъектов Федерации, заявил министр. В пер­вую очередь, полагает он, пополнять бюджеты регионов не столько финан­совой помощью центра, сколько соб­ственными доходными источниками. Дополнительные доходы, считает ми­нистр, должно дать имущественное налогообложение. В нынешнем году правительство подготовит предложе­ние о переходе на кадастровую оцен­ку при налогообложении имущества в первую очередь организаций. По степени готовности муниципальных образований можно более активно переходить на налогообложение по кадастровой стоимости имущества и физических лиц, в том числе и земли. Антон Силуанов признал, что в соци­альном плане такой шаг может быть воспринят негативно, но в то же время его необходимо сделать, чтобы по­полнить доходы региональных и мест­ных бюджетов.

Реформа РАН: закон одобрен

На первом же в нынешнем поли­тическом сезоне пленарном заседа­нии Совет Федерации поставил точку в затянувшейся громкой дискуссии по проекту резонансного Федерально­го закона «О Российской академии наук, реорганизации государствен­ных академий и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Представляя сенаторам закон, зампред Комитета СФ по науке, об­разованию, культуре и информаци­онной политике Виктор Косоуров от­метил, что с момента его внесения он существенно доработан, и члены палаты приняли в этом активное уча­стие. Сенаторы стали соавторами в общей сложности 89 принятых по­правок, многие из которых носили принципиальный характер и позволи­ли максимально учесть предложения Российской академии наук и научно­го сообщества в целом. В том числе и поправка, согласно которой из за­кона изъяты любые упоминания о лик­видации академии.

Впрочем, консенсус по некоторым вопросам так и не был достигнут, за­явил он. Прежде всего, по вопросу на­учного руководства Российской акаде­мией наук академическими института­ми. Поэтому, полагает сенатор, неко­торые из этих вопросов должны найти свое отражение в подзаконных актах.

В этой связи профильный комитет СФ подготовил проект постановле­ния палаты, в котором, учитывая вы­сокую общественную значимость федерального закона, предлагается рекомендовать Правительству сфор­мировать рабочую группу по разра­ботке нормативных актов, связанных с созданием агентства, специально уполномоченного на осуществление функций и полномочий собствен­ника федерального имущества, за­крепленного за организациями, на­ходящимися в ведении РАН. А кроме этого, осуществлять мониторинг прак­тики применения закона, с тем, чтобы в оперативном режиме и в случае не­обходимости вносить в него поправки.

Действительно, учитывая обще­ственную и государственную значи­мость реформы Академии наук, это предложение имеет и верную на­правленность, и глубочайший смысл. Но чтобы механизм деятельности та­кой группы действительно приносил реальную пользу, неплохо было бы прислушаться к предложению перво­го зампредседателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, раз­витию гражданского общества Алек­сея Александрова. Он обратил вни­мание коллег на непреложный факт: в науке главное — ученый, а не чинов­ник. И поэтому, в создаваемой рабо­чей группе, куда войдут парламента­рии, представители правительства и ученые-академики, огромную роль должны сыграть именно академики, как самые близкие к науке люди, кото­рые понимают, о чем идет речь. Види­мо, это замечание можно отнести не только к составу рабочей группы.

 

Николай Дорофеев,

«Российская Федерация сегодня»,

октябрь, 2013

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.