Главная >> Информационный сборник >> №3 Март, 2010 >> Из истории представительной власти в Северной Осетии

Информационный сборник: №3 Март, 2010

Раздел: К 15-летию Парламента РСО-А

Статья: Из истории представительной власти в Северной Осетии

Исходной точкой становления государственности Северной Осетии стало образование Северо-Осетинской автономной области. 7 июля 1924 г. постановлением ВЦИК Горская Автономная Советская Социалистическая Республика была упразднена, и, в соответствии с Конституцией СССР,  была образована Северо-Осетинская автономная область.

Первым высшим представительным органом власти стал – I областной съезд Советов, проходивший 25-29 января 1925 г. во Владикавказе. Съезды, на которых присутствовало до 225 депутатов, обсуждали отчеты ревкома, вопросы землеустройства, народного образования, бюджета и др., подводил итоги и определял меры дальнейшего развития хозяйства и культуры Северо-Осетинской автономной области. Таким образом, осетинский народ впервые создал собственное государственное управление.

Советы являлись представительными органами власти, но их нельзя считать истинно парламентским учреждением. Советами принцип разделения властей  был заменен принципом единства власти и ее монополизации в одном учреждении. В тот период  парламентаризм рассматривался как сугубо буржуазное, а стало быть, реакционное явление, чуждое советской демократии.

В 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял Конституцию (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Ее 22 статья Осетинскую автономную область преобразовала в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Конституция СОАССР от 24 июля 1938 г. высшим органом государственной власти республики установила Верховный Совет СОАССР. Численный состав высшего представительного органа определялся пропорционально количеству населения Северной Осетии  по норме: один депутат на четыре тысячи человек. Верховный Совет избирался гражданами республики сроком на четыре года. Депутатская деятельность в Советах осуществлялась на общественных началах: депутаты, выполняя государственную функцию, не получали заработной платы.

Председатель Верховного Совета Северной Осетии формально являлся и главой республики. Верховный Совет являлся единственным законодательным органом республики, к исключительному ведению которого относилось принятие Конституции СОАССР. Высший представительный орган власти республики формировал Правительство СОАССР – Совет Министров. Утверждению Верховным Советом Северо-Осетинской АССР подлежали народнохозяйственный план и бюджет Северной Осетии.

Высший представительный орган республики устанавливал государственные и местные налоги, сборы и платежи.

Важную роль в общественно-политической жизни второй половины 30-х годов сыграли разработка и принятие новой Конституции СССР. В соответствии с новым Основным Законом, принятым Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г., союзные республики также приняли свои Основные Законы. Новая Конституция РСФСР была утверждена Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Согласно той и другой, Северо-Осетинской автономной области был предоставлен статус автономной республики.

3 июля 1937 г. во Владикавказе начал работу VII Чрезвычайный съезд Советов СОАССР. Он утвердил Конституцию (Основной Закон) Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики. В ней было закреплено общественное и государственное устройство республики, система органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан, избирательная система.

Вскоре на основе нового Основного Закона провели выборы в Верховные Советы РСФСР и Северо-Осетинской автономной республики. Среди депутатов Верховного Совета СО АССР первого созыва рабочие составляли 33%, крестьяне — 39%, представители трудовой интеллигенции — 28%. 68,4% депутатов являлись членами партии. В высшем законодательном органе республики были представлены почти все национальности. Одну треть депутатов составляли женщины.

Верховный Совет СОАССР избрал Президиум во главе с депутатом Г.Д. Гаглоевым, образовал правительство - Совет Народных Комиссаров под председательством К.Д. Кулова и занялся перестройкой местных органов государственной власти - районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. 3 августа 1939 г. вторая сессия Верховного Совета республики приняла «Положение о выборах в районные, городские, сельские, поселковые и станичные Советы депутатов трудящихся», которые состоялись 24 декабря 1939 г. Всего в местные Советы было избрано 2100 депутатов, из них в районные Советы - 277, городские - 285, районные Советы в городах - 249, сельские, поселковые и станичные Советы - 1289.

Деятельность депутатов разных уровней, как и всего населения Северной Осетии и страны в целом, во второй половине 30-х гг. проходила в условиях массовых репрессий. После убийства 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова и Постановления ЦИК СССР от 2 декабря круг репрессируемых существенно расширился.

Дело доходило до таких курьезов, когда в поисках «врагов народа» стали «разоблачать» ранее умерших людей, как это было сделано, например, с героем Гражданской войны Хутинаевым, чье имя носил колхоз в Алагиро-Ардонском районе, и бывшим главой представительства Северной Осетии в Москве 3. Калоевым.

Исключение из партии означало обычно санкцию на арест, хотя нередко арест коммунистов предшествовал исключению из партии.

Руководители НКВД СОАССР, подминая под себя партийный и государственный аппарат республики, контролировали деятельность как обкома партии, так и Совнаркома. Быстро сменявшие друг друга начальники ОГПУ (позднее наркомы НКВД) бесцеремонно побуждали  руководителей обкома партии, Совнаркома на арест секретарей собственного аппарата, председателей исполкома (Совнаркома) Северной Осетии. Были арестованы первые секретари обкома К. Бугаев, М. Белоцкий, Д. Демиховский, Г. Маурер, Ф. Коков, председатели или исполнявшие обязанности председателя облисполкома (Совнаркома) Ш. Абаев, Беслекоев, Д. Тогоев, К. Цаллагов, заместитель председателя Северо-Кавказского крайисполкома К. Хасиев. В ходе «чисток» под «каток» репрессий попала значительная часть осетинской интеллигенции; пострадали сотни и тысячи людей. Как и по всей стране, в Северной Осетии царила атмосфера настороженности и взаимного недоверия.

Пленум ЦК ВКП(б) в январе 1938 г. обсудил вопрос «Об ошибках парторганизаций при исключении из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляции исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков» и принял специальное решение. В нем осуждалось допускавшееся ра­нее огульное исключение коммунистов из партии и выражалось требование привлекать к строгой партийной ответственности лиц, виновных в клевете на честных людей. Но на практике репрессии продолжались. В результате сталинского террора тысячи рабочих, крестьян и служащих Северной Осетии были арестованы и сосланы, а 976 человек расстреляны.

Тем не менее, работа Верховного Совета СОАССР продолжалась. Законы Северной Осетии принимались на сессиях Верховного Совета простым большинством голосов, публиковались на осетинском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СОАССР. Сессии Верховного Совета созывались два раза в год и длились несколько дней.

Верховный Совет СОАССР избирал своего председателя и двух его заместителей, которые руководили заседаниями и ведали внутренним распорядком. Одновременно избирался Президиум Верховного Совета в составе: председателя Верховного Совета СОАССР, одного его заместителя, секретаря Президиума и восьми его членов (ст. 28).  Президиум Верховного Совета был подотчетен Верховному Совету Северо-Осетинской АССР.

 

 

Феликс Гутнов

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.