Главная >> Информационный сборник >> №9 Ноябрь, 2013 >> Как строилась законодательная ветвь власти РЮО

Информационный сборник: №9 Ноябрь, 2013

Раздел: Южная Осетия

Статья: Как строилась законодательная ветвь власти РЮО

Через полгода в Южной Осетии пройдут шестые по счету выборы в Парламент Республики. Второй раз они пройдут в условиях международного признания РЮО. Исходя из этого можно считать, что опыт по проведению этой демократической процедуры у нас есть. Парламент, как живой организм, развивается, видоизменяется, совершенствуется. Со временем вырабатываются оптимальные параметры численного состава депутатов, структуры самого Парламента, регламента его работы и т.д. Вообще, надо отметить, что история парламентаризма в Южной Осетии весьма интересна и поучительна, а отдельные ее эпизоды наполнены таким драматизмом, что достойны специального исследования. Поэтому весьма интересно коротко рассказать об истории парламентаризма Южной Осетии.

Парламент РЮО стал правопреемником Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области ГССР. Представители Южной Осетии избирались в Верховный Совет Грузии и Верховный Совет СССР.

Первый состав законодателей (64 депутата) – в то время Верховный Совет Республики Южная Осетия, сформированный после всенародного голосования 9 декабря 1990 года, был достаточно пестр, активен до крикливости, но, что самое главное – весьма оптимистичен и плодовит. Его ядро составляли активисты «Адамон Ныхас», которые поменяли площадную трибуну на парламентскую. Многие, впрочем, этого испытания не выдержали. «Первопроходцами» был принят ряд документов, которые являются основополагающими для нашей государственности. Что же касается лидеров, то первым Председателем Верховного Совета был избран Торез Кулумбегов, а его заместителем – Алан Чочиев.

Кстати, так сложилось, что оба в разное время и по разным причинам оказались за тюремной решеткой. В январе 1991 года Торез Георгиевич был буквально похищен и год находился в грузинском плену (на это время Верховный Совет возглавил Знаур Гассиев). Что же касается Алана Ревазовича, то он в разные годы был обвинен сразу в двух Осетиях. На Юге его привлекли по финансовым статьям, а в Северной Осетии, цитируем, «за разжигание межнациональной розни».

19 января 1992 года был проведен Референдум о независимости и присоединении Южной Осетии к Российской Федерации. Тогда, как, впрочем, и сейчас, мало кого смущало, что первое со вторым, мягко говоря, не состыковывается, но результаты январского Референдума до сих пор являются важнейшей составляющей при любых политических раскладах. Уже по результатам Референдума в мае того же года был принят Акт о независимости Республики Южная Осетия – важнейший политический документ современной истории Республики. А 26 ноября на одной из последних сессий ВС было принято решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия.

На первый состав законодателей пришелся и первый кризис власти. Подал в отставку, конечно, не без давления, Торез Кулумбегов, и на его место был избран Людвиг Чибиров. Он тогда воспринимался как фигура временная и компромиссная, но, заняв пост Председателя Верховного Совета, Людвиг Алексеевич впоследствии станет первым Президентом Республики.

В марте 1994 года состоялись вторые выборы в Верховный Совет РЮО. В него вошло 35 депутатов из Цхинвала и всех районов республики. 4 места были зарезервированы за грузинскими селами, но востребованы не были. Новый состав законодателей в корне отличался от прежнего, и, прежде всего тем, что в числе депутатов не оказалось активистов «Адамон Ныхас». Ностальгирующий по ушедшему в небытие СССР электорат создал в Верховном Совете прочное коммунистическое ядро, к которому примкнули независимые депутаты, политически ориентированные на Людвига Чибирова. В корне изменились методы и формы работы. Если первые законодатели творили в период вооруженной агрессии, и им приходилось решать вопросы спасения нации, обороноспособности и государственной легитимности, то новый состав депутатов свою деятельность строил уже в период перехода от конфронтации к началу процесса урегулирования и созидания. Начался процесс активного государственного строительства.

Первым делом законодатели серьезно взялись за Конституцию. Была создана Конституционная комиссия, а ее проект прошел всенародное обсуждение. Кроме того, второй созыв принял также законы о гражданстве, о государственной символике и подзаконные акты. Но на этот период пришлись два следующих кризиса власти. В августе 1994 года Председатель Верховного Совета Людвиг Чибиров подает в отставку, однако, депутаты голосуют за то, чтобы Чибиров остался на своем посту.

В тот же период идет работа по переходу с парламентской формы правления на президентскую. Были проведены соответственные изменения в Конституции. Тогда это обозначили – «новая редакция». У этой позиции, кстати, были свои противники, считавшие, что нашему обществу исторически не подходит президентская форма правления. В результате, ветераны ВС Нафи Джусойты и Знаур Гассиев, не согласившись с принимаемыми решениями, покинули состав законодателей.

10 ноября 1996 года в результате всенародных выборов был избран первый Президент Республики Южная Осетия. Им стал Людвиг Чибиров, который набрал 55% голосов. Верховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым Председателем был избран Коста Дзугаев.

Третьи по счету парламентские выборы состоялись 12 мая 1999 года. В состав парламента было выбрано 29 депутатов (грузинские анклавы свою квоту опять не востребовали). 8 депутатов были от одномандатных округов Цхинвала, по три – от Цхинвальского, Дзаусского, Знаурского районов, один – от Ленингорского. Казбек Челехсаты представлял «Стыр Ныхас», Руслан Тедеев – от Союза молодежи, Гобозов Вячеслав и Алымбег Плиев – от «Фыдыбаста», еще семь во главе со Станиславом Кочиевым – от компартии.

Сразу стал вопрос о Председателе Парламента. В поддержку его руководителя, Коста Дзугаева, трижды перед парламентариями выступал Президент Республики. Но депутаты были иного мнения и добились ухода К. Дзугаева со своего поста. Новый председатель выбирался из представителей двух победивших на выборах партий – КП РЮО и «Фыдыбаста», Станислава Кочиева и Вячеслава Гобозова соответственно. Победу праздновал первый, что в какой-то мере выглядело закономерно, поскольку коммунисты на выборах получили более 50% голосов.

С первых же дней новый парламент стал тратить много усилий на перераспределение властных полномочий в свою пользу. Параллельно велась работа над новым текстом Конституции. Постатейная работа конституционной комиссии привела к тому, что после множества компромиссов 8 апреля 2001 года была принята третья, по сути, Конституция РЮО. Тот Парламент установил рекорд по числу проведенных сессий и заседаний Президиума Парламента. На время третьего созыва Парламента приходятся также новые президентские выборы, на которых уверенно победил Эдуард Кокойты.

23 мая 2004 года состоялись выборы в Парламент четвертого созыва. Выборы прошли по смешанной системе. Число депутатов осталось прежним – 29 человек. К началу предвыборной гонки подошли четыре политические партии – «ветераны» парламентского движения – Коммунистическая партия РЮО и Народное движение «Фыдыбаста», а также две молодые – Народная партия и Республиканская политическая партия «Единство». Без эксцессов не обошлось. Число партий вскоре было сокращено до трех - ЦИК отстранил от участия партию «Фыдыбаста», ну, а первенствовала партия «Единство», довольно активно начав свою деятельность и за год превратившись в этакого политического тяжеловеса. Итог – у «Единства» парламентское большинство. Председателем Парламента соответственно стал также кандидат от «Единства» Знаур Гассиев. К деятельности Парламента четвертого созыва отношение в народе разное. Но в любом случае следует отметить, что за отведенный период Парламент отметился принятием знаковых для нашей истории документов, и напомним, что на период его деятельности пришлись сразу две агрессии против Южной Осетии, в 2004 и 2008 годах… Большинство депутатов влились в отряды самообороны. Среди них были награжденные высшим военным орденом «Уацамонга». В ходе обстрелов Цхинвала было сожжено здание Парламента, уничтожены мебель, оборудование, архивы. Некоторое время законодательное собрание не могло нормально функционировать. Но работа была налажена, и основную плановую работу удалось завершить. И это несмотря на то, что депутатам пришлось заниматься несвойственными функциями – работать в комитетах по распределению гуманитарной помощи, входить в различные комиссии по восстановлению, принимать многочисленные делегации. Понятно, что в таких условиях проводить полноценную предвыборную компанию было затруднительно. И то, что удалось избежать серьезных издержек, уже следует воспринимать как успех.

31 мая 2009 года в Южной Осети состоялись выборы в республиканский Парламент пятого созыва. Особенность этого собрания связана с тем, что новый законодательный орган избран в условиях, когда Республика получила международное признание и стала суверенным государством. В новый состав вошли 34 депутата. Отличительной особенностью очередного депутатского корпуса стало то, что почти половина народных избранников принимала активное участие в событиях августа 2008 года.

Впервые выборы полностью прошли по пропорциональной системе. Таким образом, формирование парламента пошло по эволюционистскому пути – от мажоритарной, через смешанную, к выборам по партийным спискам. Получается, что мы уже все испробовали, есть, что сравнить, чему отдать предпочтение и на чем остановиться. У каждой выборной системы есть свои плюсы и минусы, и в этих условиях следует выбирать, что именно более всего подходит для местных условий. Мажоритарии представляли определенную территориальную структуру, в сельских условиях это еще и родственная, фамильная общность, а в условиях города присутствует фактор соседства. В этих условиях на передний край выступают личностные характеристики кандидата, его активность, агрессивность предвыборной компании, состав избирательного штаба, финансовые возможности, наконец. В этих условиях, у групп населения появляется «свой» депутат. Возможен даже вариант, когда недовольные избиратели могут отозвать «своего» депутата.

Выборы по партийным спискам несколько обезличены, хотя и здесь многое зависит от лидеров, эти списки возглавляющих. В прошлом предвыборном обзоре было сказано, что пропорциональную систему выборов навязал тогдашний глава администрации Президента РЮО Д.Большаков. Но не надо излишне демонизировать этого деятеля. На новом порядке настаивали прежде всего наши же активисты. Делали это прежде всего с одной целью: добиться для себя максимально комфортного попадания в Парламент. Как это нередко бывает, они сами же себе подставили ножку своими новациями, и, в конечном итоге, депутатами не стали. Даже эти искушенные функционеры не могли себе представить, что партийными списками можно манипулировать столь произвольно. В новом парламенте избиратели потеряли «своих» депутатов. Дело дошло до неприемлемого, когда в Парламенте не оказалось депутатов от Дзау и Квайсы, а со смертью Володи Габараева – еще и Ленингора. Апологеты пропорциональной системы выборов козырным доводом считают то, что так голосуют и в России. Там действительно так голосовали, поскольку у «Большой России» были на это свои резоны, чего не было у «маленькой Южной Осетии». Кстати, и в России голосование по партийным спискам признано неудачным и стали говорить о смешанной системе голосования.

В Парламент пятого созыва было избрано 34 депутата. Половину из них представляла партия «Единство», 9 депутатских мест достались Народной партии Казимира Плиева, а восемь – коммунистам. При прежнем президенте две первые считались пропрезидентскими, а третья – оппозиционной. Сейчас, с приближением выборов, об от оппозиционности стали забывать. При распределении руководящих функций в Парламенте были отмечены некоторые особенности нового парламентаризма. В результате компромисса Председателем Парламента стал коммунист Станислав Кочиев, хотя партия имела в законодательном собрании меньшинство. Им же достался один парламентский комитет. Партия «Единство» заняла посты всех трех заместителей Председателя Парламента, плюс четыре парламентских комитета. Оставшиеся четыре комитета достались Народной партии.

Итак, внутри Парламента сформировались три фракции. Поскольку они не всегда имели единое мнение по многим вопросам, принятие консолидированных решений становилось проблемным.

В период работы Парламента пятого созыва отмечены три момента обострения ситуации. Один из них был связан с инициативой депутатов разогнать правительство во главе с его председателем Бровцевым. В результате последний исполнял обязанности главы Республики до конца затянувшихся президентских выборов, после чего благополучно, вместе со своими ставленниками в правительстве отбыл на историческую родину. Затем Республику вверг в хаос процесс выборов Президента РЮО. Он растянулся на полгода и включил в себя два этапа голосования, каждый из которых уложился в два тура. Парламенту и здесь была отведена своя роль. Третий конфликтный момент связан с инициативой части депутатов по поводу устранения С. Кочиева с поста Председателя Парламента в связи с «недееспособностью». Разразился длительный судебный процесс. В этот период Парламент возглавил Зураб Кокоев. Верховный суд инициативу депутатов по импичменту не поддержал, и С. Кочиев вернулся исполнять свои обязанности.

Несмотря на все сложности, депутатам многое удалось осуществить. Как никогда активизировалась межпарламентская работа и прежде всего – с Государственной Думой. Парламент РЮО вошел в состав различных межпарламентских объединений и активно участвует в их работе. Принят ряд важных законов. Идет интенсивная работа над политико-правовой оценкой событий августа 2008 года. Объемный и всеохватывающий документ должен быть завершен и принят до конца года.

Задолго до выборов в шестой по счету Парламент Южной Осетии началось обсуждение этого политического события. Причем высказывались по данному поводу как местные политики, так и зарубежные эксперты. Все сходились во мнении, что выборную систему следует менять. По данному вопросу вполне определенно высказались Президент РЮО Леонид Тибилов и Председатель Парламента РЮО Станислав Кочиев. Оба считают, что от пропорциональной системы выборов нужно отказаться и остановиться пока на промежуточном варианте. С. Кочиев пошел еще дальше, сказав, что проходной барьер следует снизить с семи процентов до пяти с тем, чтобы в Парламент могло попасть больше партий.

Но время шло, а изменения в закон «О выборах в Парламент РЮО» не вносились. Была пройдена и критическая черта – один год до начала выборов. Если сейчас какие-то изменения в Закон и будут внесены, нынешней избирательной компании они касаться не будут. Поэтому, через полгода выборы в Парламент опять пройдут по партийным спискам.

Создается впечатление, что находящимся в Парламенте партиям какие-то изменения вовсе не нужны. Они считают, что свои проценты всегда наберут и свое присутствие в Парламенте - сохранят. Но в том то и дело, что сей факт очевидным назвать нельзя. Многие эксперты считают, что нынешние парламентские партии вообще могут потерять свои места в законодательном собрании, а если и сохранят присутствие, то в весьма усеченном виде.

С самого начала на места в Парламенте РЮО претендовали 15 партий, зарегистрированных в Минюсте РЮО. Затем этот орган снял с предвыборной гонки «Единство народа» Владимира Келехсаева, «Справедливостью. Труд. Развитие» Хоха Гаглоева, по причине нарушений сроков и отсутствия региональных отделений.

Среди оставшихся в списке три парламентских старожила: «Единство» (Зураб Кокоев), Народная партия (Казимир Плиев. По этой партии пока тоже нет полной определенности, поскольку Верховный суд РЮО все еще не дал ответа по поводу претензий к этой партии) и Компартия (Станислав Кочиев). С ними будут бороться «Фыдыбæстæ» (Вячеслав Гобозов), «Единая Осетия» (Анатолий Бибилов), «Новая Осетия» (Давид Санакоев), «Раестаг Ир» (Коста Коштэ), «Осетия – площадь Свободы» (Алла Джиоева), «Родина» (Домбай Гассиев), «Достоинство и справедливость» (Феликс Битиев), «Аланы» (Роин Козаев). Есть еще «Ныхас» и «Фидæн», но тут нет определенности по поводу их лидеров.

Понятно, что есть партии, которые реально претендуют на места в Парламенте, но есть и такие, которые не пройдут ни при каких обстоятельствах.

Сам феномен партийного строительства проявился после завершения последних президентских выборов. Тогда на высший государственных пост было много претендентов. К проигравшим выборы пришло понимание, что для грядущих успехов нужна своя политическая основа. Именно тогда Анатолий Бибилов, Дмитрий Санакоев, Алла Джиоева, Владимир Келехсаев создали свои партии и вполне в дальнейшем (кроме последнего) могут рассчитывать на поддержку.

Официально предвыборная борьба еще не началась, старт увлекательному забегу еще не дан. Но уже сейчас некоторые претенденты дают знать о себе. Это выступления по телевидению и на страницах газет, организация различных благотворительных акций, выступления с громкими заявлениями и т.д. Со временем процесс этот предельно активизируется. В этом сумбуре избирателю остается трезво смотреть на вещи, разобраться в ситуации, оценить претендентов и сделать выбор.

 

Батрадз  Харебов

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.