Главная >> Информационный сборник >> №5 Май, 2010 >> Естественные науки – естественный приоритет

Информационный сборник: №5 Май, 2010

Раздел: Круглый стол

Статья: Естественные науки – естественный приоритет

Именно это единодушное убеждение было главным лейтмотивом дискуссии, развернутой на заседании круглого стола в Парламенте республики, организованном Комитетом по науке, образованию, культуре и информационной политике. Депутаты Парламента - руководители республиканских вузов, представители Правительства, заведующие профильными кафедрами, ученые и преподаватели собрались, чтобы четко обозначить проблемы преподавания естественно-научных и математических дисциплин в школах, а также вопросы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по этим «точным» предметам.

 

Отправной точкой обсуждения явилось то, что в последнее время многие из ребят, поступивших в вузы, впоследствии не подтверждают заявленный во время ЕГЭ уровень знаний. Да и количество выпускников, выбирающих для итоговой аттестации физику, химию, биологию или информатику, далеко от желаемого.

В своем докладе министр образования и науки РСО-Алания Валерий Созанов обрисовал в целом ситуацию в области естественно-научных дисциплин - статистика показывает хорошие средние баллы по этим предметам.  Однако тщательное обозрение целостной картины показывает, что их дальнейшее развитие неизбежно сталкивается с рядом проблем. Валерий Созанов отдельно остановился на разграничении понятий «уровень образовательного процесса» и «уровень образовательного результата». Как выясняется, создание профильных классов также не является панацеей от «недознания» и «недоучения». И, несмотря на то, что школы республики уже практически полностью оснащены необходимой новейшей материально-технической базой – компьютерами, интерактивными досками, комплектами для кабинетов естественных наук и скоростным Интернетом, а также 86% учителей владеют навыками пользования этой техникой и активно используют ее в обучении – интерес учащихся к указанным предметам остается низким.

Министр образования отметил, что постоянная работа по повышению профессионального уровня преподавателей школ дает свои результаты. Учителя обязаны совершенствовать знания, повышать квалификацию, проходить обязательные тестирования по материалам ЕГЭ и демонстрировать применение прогрессивных методик преподавания. Однако и этой работы недостаточно. Молодые специалисты - практики не заинтересованы идти в школу, отсюда – острая проблема обновления кадров.

О кадровом дефиците говорил и депутат Парламента, ректор СКГМИ Владимир Вагин. «Необходимо тщательно проработать механизм подготовки педагогических кадров. Если выпускники профильных факультетов наших вузов не желают преподавать в школе, значит нужно активнее привлечь к этой работе пединститут. Это все-таки профессиональный вуз, который обязан дать республике недостающие кадры», - предложил Владимир Вагин. Говоря о проблеме профориентационных предпочтений, ректор отметил две основные причины падения интереса к техническим и естественным наукам:

- Сегодня почему-то перестало считаться хорошим тоном разбираться в математике, физике, химии… У молодежи сформировалось ложное представление о том, что экономисты, юристы, социологи, психологи и т.д. очень хорошо живут, находясь в кабинете. Во многом в этом виноваты родители, внушившие это детям. Вторая причина, на мой взгляд, в том, что, объективно говоря, изучать точные науки все-таки сложнее, чем гуманитарные. Поверьте: сдать экзамен по дискретной математике гораздо сложнее, чем по гражданскому праву.

 И только когда мы сможем наладить и замкнуть цепочку «школа – профориентационная работа – институт – трудоустройство технического или научного специалиста», а молодежь своими глазами увидит, что хороший инженер получает зарплату гораздо большую, чем рядовой экономист, живет в хорошем доме и достойно содержит семью, – вот тогда вернется престиж этих специальностей, - убежден ректор СКГМИ.

Владимир Вагин также озвучил статистику проведенного в СКГМИ мониторинга, согласно которой больше половины абитуриентов в настоящее время не подтверждают результаты ЕГЭ по математике, физике, информатике.

Заведующая кафедрой биологии и экологии СОГМА Лариса Бибаева обратила внимание собравшихся на некоторые недостатки в распределении учебного материала в школьной программе: «Подойдя к 11-му классу, ребенок зачастую уже забывает, что он проходил в 6-7 классах. Мы вынуждены назначать дополнительные занятия для повторения школьной программы по медико-биологическим дисциплинам. Иначе наши студенты получают неудовлетворитеные оценки уже на первой экзаменационной сессии».

Представляя Всероссийский научный Центр РАН, декан математического факультета СОГУ Игорь Цопанов напомнил, что специалисты Центра проводят постоянную профориентационную работу со школами – это и олимпиады по физике и математике, известные «Колмогоровские чтения» и многое другое. Параллельно проходят обучающие семинары и встречи с учителями.

Ученый также затронул проблему интеграции научных понятий в современных учебниках и их общий качественный уровень:

- Современные учебники, по моему мнению, даже критике не подлежат. Каким образом эти учебники становятся рекомендованными – для меня необъяснимый вопрос. Существуют учебные пособия еще советской школы, где простым доступным языком последовательно излагается материал. В некоторых новых учебниках все настолько туманно и запутанно написано, что ребенку в этом не разобраться. Необходим единый интеграционный обучающий курс».

Свою солидарность с коллегами в части низкого качества учебной литературы выразил также заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин СКГМИ, председатель экзаменационной комиссии ЕГЭ по физике Владислав Агаев. Настоящим «вредительством» он назвал широкую популярность у школьников и студентов так называемых «решебников» - сборников готовых ответов на все задания, предлагаемые в учебниках. Говоря о профильных предпочтениях молодежи, ученый сделал акцент на воспитании технического и практического интереса у детей:

- Все мы помним, как активно работали ранее станции юных техников, как дети там приучались к естественным наукам, своими руками что-то мастерили. Сегодня станции юных техников практически умирают, а мы говорим, что нам не хватает часов естественных дисциплин в школах…

В защиту уровня подготовки абитуриентов высказался директор СОШ №47 г. Владикавказа Роберт Плиев, который представил участникам заседания статистику по своим воспитанникам – и реальные достижения преподавателей этой школы действительно достойны уважения. Директор школы поставил перед ректорами и представителями министерства образования ряд объективных и острых вопросов, переложив часть ответственности с уровня общей школы на уровень вузов и экзаменационных комиссий по ЕГЭ.

В свою очередь Валерий Созанов сообщил, что в этому году серьезно ужесточены правила сдачи ЕГЭ, в частности, введен полный запрет на наличие и использование мобильных телефонов как у выпускников, так и у всех присутствующих на экзамене.

Председатель парламентского Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Токаева напомнила о цели круглого стола: «Мы собрались здесь не для взаимных обвинений. Мы должны общими усилиями решить, что все вместе можем сделать, чтобы поднять качество образования».

Резюмировав поднятые вопросы, заместитель Председателя Парламента РСО-Алания Азамат Хадиков говорил о том, что «все мы находимся сейчас еще на стадии перехода от одной формации к другой. Этот процесс каждый год выявляет что-то новое - и это несет свои плюсы и минусы. И сегодня ситуация складывается так, что можно уже задумываться: а хорошо, что мы дадим в этом году хороший балл по ЕГЭ или плохо? Если хорошо, то все должны потом пойти в вузы и через несколько лет пополнить армию безработных. А безработица в нашей республике – серьезная проблема. И снова возвращаемся к вопросу о профориентации, потому что нет у нас сейчас квалифицированных специалистов по рабочим профессиям». Также Азамат Хадиков отметил необходимость принятия мер по качественному содержанию учебников и программному обеспечению школ, а также обратить пристальное внимание на трудовое обучение в школах – проанализировать возможности финансирования этой сферы.

Масштабность и глубина поднимаемых проблем заставила участников мероприятия раздвинуть первоначальные тематические рамки. Прозвучало много полезных идей, интересных предложений. В частности, было предложено ввести на канале ГТРК «Алания» в качестве эксперимента образовательные программы по точным наукам.

Завершая заседание, Людмила Токаева поблагодарила собравшихся за работу и подчеркнула необходимость продолжения совместного диалога по повышению качества образования в республики уже в более расширенном составе.

По итогам работы круглого стола были приняты соответствующие рекомендации в адрес Правительства республики, министерства образования и органов местного самоуправления.

 

Анна Бердыченко

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.