Главная >> Информационный сборник >> №5 Май, 2013 >> А.Мачнев: «Региональные парламенты начинают обретать свою силу…»

Информационный сборник: №5 Май, 2013

Раздел: ИНТЕРВЬЮ

Статья: А.Мачнев: «Региональные парламенты начинают обретать свою силу…»

(интервью Председателя Парламента РСО-А программе

  «Вести-Алания.Интервью» с Натальей Гудиевой, 6 мая 2013 г.)

 

- Говорить сегодня будем о заседании Совета законодателей, которое прошло в конце апреля в Москве. Вы приняли в нем участие. Расскажите подробнее о том, какие были приняты решения на этом заседании?

- Совет законодателей - эта та структура, в которую входят все мои коллеги Российской Федерации. Периодически собираемся для того, чтобы обсудить проблемы, которые беспокоят все регионы. Вопросы поднимались разные - это и проблемы ЖКХ, обслуживание населения, возможности большего контроля над ТСЖ, строительства жилья экономкласса, т.е. спектр вопросов очень широкий. Но, основная тема - законодательные инициативы, которые выходят из под пера региональных законодателей. Речь идет о том, что большое количество законодательных инициатив направляется в центр, но лишь маленькая толика, маленький процент принимается Госдумой и обретает статус закона.

В этой связи мы считаем, что помощь такого органа, как Совет законодателей, необходима. Во-первых, для лоббирования тех законодательных инициатив, которые мы выдвигаем, кроме того, для оказания помощи в экспертных оценках, подготовки соответствующих  сопроводительных документов. Ведь многие инициативы, выдвигаемые субъектами, связаны с экономическими  вопросами Российской Федерации в целом.

- Я приготовила вопрос, который касается непосредственно темы, которую Вы обозначили. Но почему-то мне казалось, что я задам его чуть позже. Раз так получается, тогда скажите, на Ваш взгляд, нет ли опасности превращения региональных парламентов в некий декоративный орган?

Сейчас не только нет опасности, а я, наоборот, думаю, что  региональные Парламенты начинают обретать свою силу, они становятся именно теми действенными законодательными органами, которые должны работать на благо своих субъектов, и наш Парламент – наглядное тому подтверждение. Вы, наверное, следите за нашими заседаниями, и согласитесь, что вопросы которые изучаются и поднимаются - остры, злободневны и значимы.

- За полгода в должности спикера Парламента Северной Осетии были ли законопроекты, которые вызывали у Вас жесткое отторжение или Вы видели явно неэффективность их принятия и даже рассмотрения?

- Дело не только во мне или в том, что законопроект вызывает у меня отторжение. Прежде чем законопроект попадает ко мне на стол, он проходит соответствующие экспертные оценки специалистов, сотрудников нашего Аппарата, и я не руководствуюсь какими-то эмоциями или домыслами. Только жесткие цифры, обоснование, факты. Только исходя из этого принимаются решения.

- А Вы не можете пожаловаться на инертность депутатов в принятии решений?

- Я не могу пожаловаться на инертность, потому что я вижу заинтересованность и активность, но, в то же время, я должен сказать о том, что есть ряд депутатов, я не хочу называть их фамилии, пока, которые систематически пропускают заседания. Я об этом говорил и буду говорить. Есть депутаты, которые не посещают заседания комитетов. Об этом мы тоже говорим с коллегами и мириться с этим  не намерены.

То есть это говорит о том, что в Парламенте очень жесткая дисциплина?

- Парламент - это орган власти, где все равны. Все депутаты облечены доверием народа, избранны и слово «жесткая дисциплина» не правильно. Только ответственность перед  теми людьми, которые за тебя голосовали, которые тебя избрали. Когда человек идет в Парламент, наверное, понимает, что его работа, в том числе, связана с тем, чтобы ходить на заседания, на которых поднимаются очень важные вопросы, изучаются и принимаются законы, затрагивающие, в первую очередь, его избирателя. Именно на заседаниях депутат должен ставить вопросы, которые тревожат его избирателя,  к тому же он должен регулярно встречаться с ними. В этом наша - общая задача, и конкретно каждого депутата.

- Давайте вернемся от будней к праздникам. 27 апреля мы впервые  отмечали День российского парламентаризма. Может многие и не знали, что это новый праздник. И заседание в Москве было приурочено именно к этому празднику. Главной же темой стало обсуждение хода реализации Послания Президента Российской Федерации, которое состоялось 12 декабря 2012 года. Расскажите пожалуйста подробнее об этом.

- Вы правильно сказали о том, что в этом году впервые празднуется День российского парламентаризма. Более того, в этом году будет праздноваться 20-летие Российской Конституции. Так что праздников достаточно. Хотелось бы, чтобы праздники были в наших душах, а они будут тогда, когда мы будем жить благополучно, когда у нас будет мир,  когда люди будут жить в достатке, решаться их социальные проблемы. Вот тогда праздник будет праздником, а не какой-то формальностью.

Что касается взаимодействия центра с региональными парламентами? Существуют Северо-Кавказская и Южно-Российская парламентские ассоциации - это те структуры, которые в рамках федерального округа собирают парламентариев. Совсем недавно мы принимали участие в работе Южно-Российской парламентской ассоциации в Астрахане. Наш Парламент представляла довольно солидная, представительная делегация. Мы обменивались опытом, говорили о проблемах и не просто говорили, а вынесли их, в рамках наших резолюций по принятым документам,  на уровень Федерального Собрания Российской Федерации. И надеемся, они будут учтены.

Уже в июне месяце планируется заседание Северо-Кавказской парламентской ассоциации, в которой мы также примем участие. Кроме того, в июне месяце в Москве под председательством Валентины Матвиенко в Совете Федерации будет заседать комиссия в рамках Совета законодателей. Я получил приглашение принять участие в работе этой комиссии. Как видите, центр делает шаги для того, чтобы быть ближе к регионам, к нашим проблемам.

- На Ваш взгляд, это и есть централизация власти?

- На мой взгляд, наоборот, это - децентрализация власти.  Централизация власти бывает тогда, когда с нашим мнением не считаются, когда принимаются решения, а вы - исполняете. А нам,  говорят - давайте инициативу, предложения, говорите о проблемах, а мы, в центре, будем по возможности их решать, а потом с вами согласовывать и находить общие пути решения в принятии нужных законодательных актов для субъектов, для страны в целом.

Все мы знаем, что большую часть своей работы региональные законодатели посвящают пролонгации федеральных законов. На Совете законодателей была поставлена задача, чтобы в регионах принимали больше своих законов.

- То есть призвать к инициативе?

- Совершенно верно, не только призвать, но и помогать нам в этом.

- Насколько мне известно, на заседании выступила Валентина Матвиенко. Ее доклад был посвящен региональной политике, в основном,  экономике регионов. Какие проблемы она обозначила?

В начале разговора, я уже сказал о проблемах, которые она обозначила. В основном, она говорила о том, что надо принимать местные законы, связанные со строительством и предоставлением жилья экономкласса для жителей регионов. Мы знаем, что это проблема не только Северной Осетии, это проблема всей России.  Также Валентина Матвиенко  говорила и о том, что сегодня граждане не удовлетворены обслуживанием ТСЖ. Оплачиваются услуги, а КПД крайне низкий, поэтому столько недовольства у населения.

Вы знаете, меня привлекла другая проблема - несбалансированность региональных бюджетов и большая закредитованность.

- Вопрос бюджетов, действительно, стоял особняком.

- Насколько это актуально для Северной Осетии?

- Это актуально для всех регионов. Ведь совершенно не секрет, что  более 80% субъектов РФ - дотационные. И вот как раз задача состоит в том, чтобы снижать эту дотационность, а не входить постоянно в «кредитную яму».  Развивать, пополнять бюджет своими собственными доходами, снижать дотационность – вот основные задачи, которые сегодня стоят перед регионами.

Как мы в Северной Осетии можем это сделать?

- В Северной Осетии мы не просто можем, мы обязаны это делать. Мы должны внимательно  изучить налоговую базу, от которой мы можем получать доходы. Нам надо развивать малый и средний бизнес. Во всем мире основной поставщик налога - малое и среднее предпринимательство. Надо принимать такие нормативно-правовые акты, которые будут способствовать развитию экономики, и тем самым пополнять бюджет. В прошлом году мы приняли ряд законов, один из них, в частности, связан с алкогольпроизводящими  предприятиями. Этот закон у нас на контроле. Пройдет полугодие, мы проанализируем, заслушаем информацию правительства о том, сколько  налогов мы получили за этот период.

Алексей Васильевич, а как Вам кажется, коррупционная составляющая сильно тормозит экономическое развитие нашей республики?

- Коррупционная составляющая тормозит развитие всей страны. И мы в этом плане ничем не выделяемся.

- А мы же можем бороться с этим?

Мы обязаны это делать. Соответствующие органы, структуры,  мы, чиновники. Я еще раз повторюсь, для развития всей страны - это огромный тормоз. И Президент России не просто так уделяет такое внимание вопросам, связанным с коррупцией. Мы видим, что возбуждаются дела, проводятся всевозможные мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией. Я понимаю Вашу улыбку и предвижу вопрос, который Вы мне хотите задать. Но тем не менее, считаю, что эта проблема – архисложная, которую мы обязаны решать. В противном случае, наше развитие значительно усложняется.

- Чему был посвящен доклад Первого заместителя Председателя Государственной Думы РФ Александра Жукова?

- Доклад Александра Жукова был в основном посвящен федеральному закону о Счетной палате. Кстати, очень интересный доклад, который  поможет на местах пересмотреть свои взаимоотношения со счетными палатами. Он открыто сказал, что Счетная палата – это инструмент парламентского контроля. Вот и все. Парламент принимает бюджет на год, заслушивает отчеты об его исполнении. Парламент должен пользоваться таким важным инструментом, как Счетная палата, для того, чтобы знать, как пополняется бюджет, и как расходуется каждый рубль из республиканского бюджета.

30 апреля, уже на очередном заседании Парламента, был заслушан отчет Председателя Контрольно-Счетной палаты Тулумбека Николова об итогах работы его ведомства за прошлый год. Расскажите, что привлекло Ваше внимание в этом отчете?

- Не буду повторять те цифры, которые прозвучали в докладе. Вы их уже знаете. Меня, как законодателя, как Председателя Парламента, как депутата, интересуют следующие вопросы: проведена проверка, материалы переданы в соответствующие органы - в прокуратуру, в следственные органы. В итоге, сколько возбужденных дел, сколько дошло до судов и какие, в конечном счете, вынесены решения? Смысл в том, что если есть нарушение – значит, должно быть и наказание. Вот и все.

А нарушения выявлены в сфере здравоохранения, ЖКХ и в районах.

- Нарушения выявлены во многих сферах. Об этом было сказано депутатами на заседании. Вообще обсуждение прошло, на мой взгляд, в жестком режиме. Мы будем приводить наше законодательство в соответствие с федеральным. Я говорил и на сессии, повторюсь и сейчас. На федеральном уровне принят закон о парламентском контроле. Нам тоже необходимо поработать над нашим законом о Счетной палате, использовать в полном объеме его возможность.

Насколько мне известно, депутаты остались недовольны ходом реализации программы модернизации здравоохранения в Северной Осетии, с которой отчитывался министр здравоохранения Владимир Селиванов?

Да, многие депутаты остались недовольны тем, как идет модернизация здравоохранения. Мы знаем, что выделены федеральные средства, республиканские, и считаем, что они должны быть использованы более эффективно. Есть возможность приобрести медицинское оборудование – почему его не приобрести? Что мешает? Сегодня, пожалуйста, какое хочешь оборудование можно купить, главное - были бы деньги. Была создана депутатская комиссия, которая посетила практически все медучреждения в районах республики, включая г. Владикавказ. О всех недостатках депутатами было сказано конкретно на заседании. Мы намерены и дальше продолжить свой депутатский контроль. Модернизация еще не завершилась: должны быть проведены все ремонтные работы в лечебных учреждениях, установлено медоборудование. В декабре мы вновь вернемся к этому вопросу. Тогда уже и будем подводить основные итоги.

- Удачи Вам в работе, спасибо за интервью.

- Спасибо за хорошие, интересные вопросы.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.