Главная >> Информационный сборник >> №13 Март, 2014 >> Доклад-послание Т.Мамсурова, Главы РСО-Алания

Информационный сборник: №13 Март, 2014

Раздел: Официально

Статья: Доклад-послание Т.Мамсурова, Главы РСО-Алания

ДОКЛАД-ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

6 марта под председательством Алексея Мачнева состоялось девятнадцатое заседание Парламента Северной Осетии пятого созыва.

На заседании с Докладом-посланием об основных направлениях социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и отчетом о результатах деятельности Правительства Республики  Северная Осетия-Алания за 2013 год выступил Глава республики Таймураз Мамсуров.

 

Уважаемые депутаты Парламента республики, жители Северной Осетии!

 

Неделю назад в Сочи завершились ХХII зимние Олимпийские игры. По общему признанию мирового сообщества, это были лучшие зимние игры в истории Олимпийского движения. Россия победила и по числу медалей  в общекомандном зачете, и по уровню организации и подготовки соревнований. Мы предъявили миру не только лучшую, самую молодую и красивую олимпийскую сборную. Мы показали миру новый образ России – страны с великим прошлым, вернувшей себе позиции лидера среди мировых держав. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что сама возможность проведения Олимпиады в России, бурное развитие спорта высших достижений напрямую связаны с успехами экономической и социальной политики нашего государства.  Россия в очередной раз доказала, что для нее нет ничего невозможного. Этот гигантский государственный проект не только изменил облик Кавказа, дал толчок развитию массового спорта. Может быть, впервые после распада Советского Союза, без всяких громких политических призывов мы почувствовали себя многонациональной, единой семьей, живущей в единой державе.

Наша республика наравне со всеми регионами России внесла свой вклад в подготовку и реализацию этого грандиозного праздника спорта. Наши стройотряды возводили олимпийские объекты, наши волонтеры работали с гостями Сочи, наши творческие коллективы украсили культурную программу Олимпиады, а работы наших мастеров – экспозицию регионов России.

Олимпиада дала огромный толчок развитию массового спорта   в республике. За прошлый  год на 26 тысяч человек больше стало заниматься  спортом,   всего это более 130 тысяч  человек.

Мы отправили на олимпийские трибуны наших юных фигуристов и хоккеистов, пока в качестве зрителей. Я уверен, из наших талантливых и упорных ребят вырастут чемпионы и победители будущих Олимпиад.

В спорте, как и в жизни, поражение и победа всегда рядом. Нам пришлось принять в этом году сложное решение о прекращении выступлений «Алании» в первенстве Национальной футбольной лиги. С болью в сердце, но, как и большинство жителей Осетии, я не считаю  это катастрофой. Да, мы привыкли соединять в своих представлениях футбольный клуб и успех республики. Но это все же разные вещи. Сегодня профессиональный клуб с задачей выхода в премьер-лигу может существовать только на частные деньги. И деньги огромные.

Мы очень долго сопротивлялись реальности, удерживая «Аланию» в первенстве за счет бюджета, пока это окончательно стало невозможным. Год «Алания» играла при поддержке «Русгидро», но у компании осложнилась ситуация, и она не в состоянии финансировать клуб. Теперь у «Алании» появилась другая перспектива – стать по-настоящему народной командой. Такие примеры есть в странах, где по-настоящему болеют  футболом. Укомплектовать состав полностью из местных ребят, у нас много талантливой молодежи, сделать абсолютно понятной финансово-хозяйственную деятельность клуба, и, опираясь на поддержку болельщиков, открыть новую страницу истории футбола.

Много лет назад мы с вами договорились - все, что мы делаем в экономике, социальной жизни, здравоохранении и образовании, в культуре и спорте, мы делаем для детей. А детей у нас с каждым годом становится все больше. В 2013 году родилось 10863 ребенка. Рождаемость в Северной Осетии с 2006 года устойчиво превышает смертность, а средняя продолжительность жизни  составляет 72 года, что на 6 лет выше среднероссийского показателя.

Северная Осетия занимает 10 место среди российских регионов по индексу качества жизни, который учитывает уровень безопасности, жилищные условия населения, социальную сферу, здоровье и экологию.

В рейтинге Всемирного банка, озвученном в Давосе на международном экономическом форуме, Северная Осетия вошла в тройку лидеров по легкости ведения бизнеса в России.

Такие результаты достигаются не сразу, не за год или два. Это итог  многолетней, целенаправленной социально-экономической политики всех ветвей власти. Меры государственной поддержки, которую на протяжении 10 лет мы последовательно оказывали  бизнесу, позволили привлечь в реальный сектор экономики более 1 миллиарда 528 млн. рублей инвестиционных кредитных ресурсов. Каждый бюджетный рубль принес в экономику республики 11 рублей инвестиций.

Это дало возможность реализовать 30 инвестиционных проектов, создать более 1000 новых рабочих мест.

С 2007 по 2012 годы производство валового регионального продукта в Республике Северная Осетия-Алания выросло с 52,8 млрд. рублей до 97,1 млрд. рублей. Темпы роста ВРП составили 125,3 %. В расчете на душу населения валовый региональный продукт вырос в 1,3 раза.

Промышленное производство увеличилось в 1,5 раза, сельскохозяйственное производство - в 1,4 раза, инвестиции в основной капитал  - в 1,8 раза. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» был обеспечен ввод в эксплуатацию более 12 тысяч квартир общей площадью свыше 1 миллиона 100 тыс. кв. метров. Доля индивидуального жилья в общем объеме составила 18%.

У нас был спад по макроэкономическим показателям в 2010-12 годах. В 2013 году ситуация изменилась, и сводный индекс социально-экономического развития республики вновь начал  расти. В консолидированный бюджет поступило более 10 миллиардов  640 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, что на  1 миллиард 431  миллион больше, чем в 2012 году. Мы наращиваем собственные доходы и опережаем среднероссийский и окружной показатель по темпу роста собственных доходов – более 116% к уровню прошлого года. По налогу на доходы физических лиц – рост на 115%, налогу на имущество организаций – рост на 112% , транспортному налогу  - рост на 117%. Рост акцизов за 2013 год на  продукцию, производимую на территории республики,  составил 2,6 раза.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета за 2013 год составил более 13 миллиардов 609 млн. рублей. При этом дотационность республики снизилась.

По предварительным расчетам, - а окончательные итоги Государственная статистика даст нам только к апрелю,  - в 2013 году ВРП в расчете на душу населения составил 152,1 тыс. рублей и увеличился на 4,6% к уровню 2012 года.

Индекс промышленного производства в 2013 году превысил 124%. Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году составило 24,6 млрд. рублей.

Общий объем инвестиций в основной капитал составил 28,8 млрд. рублей. По различным федеральным целевым программам на объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры было выделено 15,7 млрд. рублей, что в 1,8 раза выше уровня 2012 года.

В республике успешно реализуются целевые программы по содействию занятости населения, что позволило трудоустроить в 2013 году более 13700 человек. Свыше 1700 человек прошли повышение квалификации и переподготовку, было создано 729 рабочих мест, в том числе более 100 для инвалидов. Всего в республике на предприятиях трудится 1100 инвалидов. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,6%.

В 2013 году введено в эксплуатацию 210 тысяч квадратных метров жилья. На 1 человека в республике приходится 26,5 квадратных метра жилых помещений – это 13-е место среди субъектов РФ и 1 место в СКФО.

Республика выполняет обязательства по обеспечению жильем детей-сирот.  В 2013 году  было выделено 76 квартир для них. В рамках федеральной целевой программы с софинансированием республики 53 молодые семьи получили жилье. На обустройство ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей, инвалидов и участников войны, было выделено более 330 миллионов  рублей, что позволило обеспечить жильем 339 граждан указанной категории.

Республика приступила к решению важнейшей задачи по созданию  доступной, так называемой универсальной  среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Определенные изменения уже произошли, но их недостаточно. Каждому району и поселению предстоит решать этот вопрос в силу своих возможностей. Принцип должен быть один – все объекты, которые в республике строятся и открываются, должны учитывать интересы и возможности этой категории граждан. Мы обязаны поощрять их физическую и социальную активность.

Мы первыми в Российской Федерации выполнили поручение Президента Владимира Владимировича Путина и в конце прошлого года ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс жилищно-строительного кооператива «Стимул» для работников бюджетной сферы и многодетных семей. Через несколько дней мы вручим ключи еще от 90 квартир бюджетникам.

По программам Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в республике в 2011-2013 годах был проведен капитальный ремонт в 175 многоквартирных домах общей площадью 492 тыс. кв.м. Улучшили жилищные условия 16 281 чел.

В рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда квартиры получили 356 семей.

Проложено в общей сложности 297 км. инженерных сетей – водопроводных, газовых, канализационных и электрических.

В 2011-2013 годах был проведен капитальный ремонт в амбулаториях с.Змейской  и Ольгинского, в Моздокской и Ардонской поликлиниках, в Дигорской,  Алагирской, Правобережной, Кировской и Моздокской  районных больницах. Во Владикавказе  отремонтированы кардиологическое и родильное отделения РКБ, хирургический корпус КБСП, неонатологический и хирургический корпусы детской больницы. Недавно мы открыли Клинику глазных болезней, Клинику матери и ребенка в г. Беслане.

В системе здравоохранения республики расширяется перечень высокотехнологичных медицинских услуг. Если для получения такого вида помощи наши жители были вынуждены выезжать в другие регионы России, то теперь они могут все эти услуги получить внутри Осетии. Это очень большой шаг вперед. По тем квотам, которые у республики есть, в федеральные специализированные медицинские учреждения было направлено в прошлом году 5122 человека, из них 778 детей. 

Все сделанное в этой сфере сопровождалось организационными трудностями, поскольку эксперимент с передачей медицинских учреждений на муниципальный уровень себя не оправдал. Было принято решение вернуть систему в единую вертикаль. Главы муниципальных образований эту меру поддержали.

В прошлом  году мы открыли современную большую школу на 500 мест в Ардоне, детские сады на 340 мест во Владикавказе и уже в наступившем году в поселке Южный.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.» завершено строительство спортивного комплекса в селении Карджин, футбольных полей с искусственным покрытием в Моздоке и Беслане площадью 7 000 кв.м.

Было построено и реконструировано более 50 км автомобильных дорог, в том числе обход г. Беслана на автомагистрали «Кавказ».  

В декабре прошлого года была открыта объездная автодорога вокруг Моздока и села Весёлое. Главным источником финансирования этого проекта стал республиканский бюджет. Участок новой дороги в 15 километров, как и объезд вокруг Беслана, решает проблему транзитного транспорта, который идет из других регионов по югу России в сторону Чечни и Дагестана, в Закавказье. Что касается участка автодороги в Моздок, которая проходит по территории соседней республики, то я обратился к своему коллеге, руководителю Кабардино-Балкарии, с тем, чтобы совместно привести ее в нормальное состояние.

В 2012 году был создан дорожный фонд республики, чтобы содержать в надлежащем виде автомобильные дороги общего пользования регионального и муниципального значения. За год за счет средств фонда было выполнено работ более чем на 980 миллионов рублей. В основном, эти деньги были направлены на строительство,  реконструкцию и ремонт дорог, соединяющих населенные пункты  практически всех районов республики. Кроме того, в районы были направлены средства на содержание дорог местного значения  - более четверти дорожного фонда – 281 миллион рублей. И хотя Осетия – одна из самых обеспеченных твердым покрытием дорог в Российской Федерации территория, люди по-прежнему считают низкое качество дорог одной из главных проблем своих населенных пунктов. А это прямая ответственность муниципальной власти.

Уважаемые депутаты!

Большая часть расходов консолидированного бюджета республики по-прежнему носит социальный характер – в общей сложности более 65% расходов. Больше всего средств – 31%  мы потратили на образование, 16% - на здравоохранение и 13% - на социальную политику.

В республике выплачивается 23 вида пособий и компенсаций ветеранам и инвалидам, семьям с детьми. На эти цели ежемесячно направляется 110 млн. рублей. Около 200 тысяч жителей Северной Осетии, это почти треть населения республики, в той или иной форме получают социальную поддержку.

Мы выполнили положения майских указов Президента России по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы.

На эти цели были направлены 1 миллиард 860 млн. рублей. Это позволило довести среднюю заработную плату до уровня индикативных значений, установленных «дорожными картами».

В системе здравоохранения рост заработной платы медицинских работников по отношению к  2012 году составил в среднем  180%. Темпы роста  зарплат учителей составили 142%, воспитателей детских садов – более 200%, дополнительного образования –  174%, начального и среднего профессионального образования –  130%, высшего –191%.  В 1,5 раза выросли зарплаты социальных работников, в 2,5 раза научных сотрудников. На 126% увеличились доходы работников учреждений культуры.

Такие результаты были достигнуты на максимуме усилий, ценой сокращения многих запланированных расходов бюджета республики, отказа от инвестиционной программы. Мы сохранили только те расходы, которые необходимы для получения софинансирования из федерального бюджета по различным программам.

Я говорю об этом подробно, потому что вслед за повышением заработной платы уже в этом году во всех бюджетных учреждениях должны быть введены показатели эффективности труда, критерии оценки деятельности по конечному результату. В итоге мы должны получить другое качество услуг  - в образовании, здравоохранении, социальной сфере и так далее. И наше население должно убедиться, как говорится, на личном опыте в том, что это качество возросло. Руководители министерств лично будут отвечать за внедрение эффективного контракта с работниками  подведомственных учреждений. Вы должны так объяснить его суть, чтобы люди поняли,  что уровень их заработной платы теперь полностью зависит от  конкретного трудового вклада в общий результат. Критерии оценки труда должны быть настолько четкими, а механизм их применения настолько прозрачным, чтобы ни у кого не вызывало сомнений, почему вот этот специалист получает зарплату больше, чем его коллега.

Отдельно хочу сказать о подготовке к Единому государственному экзамену и его прошлогодних результатах. Вы все знаете, правила проведения ЕГЭ в этом году ужесточаются. Я понимаю волнение родителей и естественное желание помочь детям. Как мне видится, помощь должна заключаться в том, чтобы дать выпускникам спокойно подготовиться к экзаменам и сдать их. Волны паники надо успокоить. ЕГЭ должен пройти в спокойной, нормальной, дружелюбной обстановке. Я обращаюсь в первую очередь к учителям  и прошу в каждой школе  провести разъяснительную работу с родителями и выпускниками. Нам не нужны нервные срывы детей на экзаменах, нам нужен объективный результат. Не будем забывать, что это экзамен не репетиторов и учителей, а испытание для выпускников. Уверен,  дети наши, те, кто учились и добросовестно готовились, сами справятся.

Меня беспокоит и другое. По результатам 2013 года наши школьники по шести предметам, в том числе по русскому языку, информатике и географии, показали результаты ниже среднероссийских. Я прошу министерство образования обратить на это самое пристальное внимание и усилить подготовку по этим дисциплинам.

В конце декабря Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Юг России на 2014-2020 годы». Месяц назад министр регионального развития России Игорь Слюняев прибыл в республику, чтобы на месте оценить готовность так называемых переходящих объектов. Они уже частично были профинансированы по программе «Юг России на 2008-2013», а затем нашли свое отражение в новой программе. Министр побывал на месте строительства головного водопровода «Родник «Фаныкдон», на каптажной площадке, расположенной в Кобанском ущелье.  Этот проект даст возможность наконец-то полностью решить проблему обеспечения чистой питьевой водой сел Пригородного и  Правобережного районов. Уже освоено более половины средств, необходимых для строительства водопровода протяженностью 50 км.

Обещано продолжить и по возможности ускорить финансирование и по другому важному для жителей Осетии проекту – строительству инфекционного корпуса республиканской детской клинической больницы на 100 коек.

За счет бюджета республики, как вы знаете, велись работы  по строительству  столовой и ремонту   спального корпуса на 60 мест дома-интерната для престарелых и инвалидов «Забота».  В очереди на место в  это государственное учреждение сегодня стоят 157 человек. Чтобы разместить этих стариков, необходимо построить еще один спальный  корпус. Мы год от года сокращаем число детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, и это, кстати, многим не нравится, а число стариков, оказавшихся ненужными своим детям, родственникам, своим фамилиям,  не уменьшается. Это стыд и позор. Для тех, кому нормы морали пустой звук, напомню положения нашего Основного закона. Статья 38 Конституции Северной Осетии гласит, что  трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях, равно как и родители о детях и их воспитании.

Еще одно важное событие состоялось уже в этом году при участии заместителя Председателя Правительства России, Полномочного представителя Президента в СКФО  Александра Хлопонина.  Был открыт бизнес-инкубатор «IТ -  парк  «Алания». К 2016 году инновационно-коммуникационный кластер должен включать не менее 300 высокооплачиваемых рабочих мест для специалистов в области информационных технологий. Новая структура, как правильно заметил Полпред, может работать в связке с существующими предприятиями ВПК. Только в таком тандеме технологий и возможностей реального сектора экономики возможен настоящий успех.  Сегодня возросшие издержки производства - цены на энергоносители, транспортные расходы, зарплата, процентные ставки  - делают невыгодным производство на значительной части старых мощностей предприятий ВПК. Выход один - техническое перевооружение. На «Биноме», «Радуге», «Янтаре» реализуются проекты реконструкции производства. Мир ушел вперед, новые методы и технологии должны использовать и мы.

Недавно у меня состоялся серьезный разговор с главами районов и города. Итоги работы части муниципалитетов вызывают очень большие вопросы и по формированию доходной части районных бюджетов, и по привлечению инвестиций. Из 22 инвестиционных проектов, претендующих на меры господдержки, 15 предложено  Владикавказом. 

В государственной программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства участвуют только Владикавказ и Алагирский район.

Нет софинансирования из местных бюджетов федеральных целевых программ, в том числе программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Только в трех из восьми муниципальных районов республики -  Алагирском, Дигорском, Кировском и во Владикавказе есть программы развития.

Большая часть обращений и просьб, которые приходят ко мне от жителей республики, лежит в сфере компетенции местной власти. Я провожу приемы граждан, и половина обращений касается личных проблем людей – у кого-то дом сгорел, кому-то помощь на лечение нужна. Мы каждый такой случай тщательно проверяем, всегда стараемся решить проблемы инвалидов, детей, ветеранов, одиноких пожилых людей, малообеспеченных семей. На оказание адресной материальной помощи в  2013 году из республиканского бюджета было направлено 109 млн. руб. И я лично, и Правительство, внедрившее практику выездной работы в районах, будем продолжать это делать. Вместе с районной властью, но не вместо нее.

Отдельный разговор о земле. Цитирую: «Обострение земельного вопроса в Терской области в последнее время поставило население, в особенности туземное, почти в безвыходное положение. Наши землевладельцы не подготовлены к ведению хозяйства и потому рады сбыть поскорее с рук свои земли. Другая же часть арендует земли у тех землевладельцев, которые, не занимаясь сами хозяйством и воздерживаясь пока от продажи, все свое благополучие стремятся создать на ренте. Самое главное внимание все-таки должно быть обращено на частновладельческие земли, которые для сельскохозяйственной эксплуатации являются наиболее пригодными», - это слова из статьи «Насущные вопросы» Коста Хетагурова. Как видите, земельный вопрос в Осетии и через сотню лет остается острым.

Инвентаризация земель, которая была проведена по моему поручению, выявила, что из 87 тысяч квадратных метров земли, закрепленной за государственными предприятиями, в районные фонды было незаконно изъято и перераспределено 37 тысяч квадратных метров. То же касается и федеральной земли. И когда эти незаконно переданные в аренду участки начинают в установленном порядке возвращать государству, под окнами Дома Правительства во Владикавказе стоят делегации. Люди за справедливостью едут сюда, хотя это вопрос, совершенно очевидно, в компетенции местной власти.

Северная Осетия - малоземельная республика, у нас каждый клочок пашни на счету и должен активно использоваться. Если арендатор землю годами не обрабатывает, ее необходимо возвращать и передавать тем, кто вложит в нее свои силы и труд. Но у нас практически все договоры аренды заключены на предельные сроки - на 49 лет и не содержат никакой ответственности сторон, как будто эти бумаги враги народа составляли. Расторгнуть их можно только через суд. В итоге республика теряет инвестиции, и проект, в который Внешэкономбанк готов вложить более полутора миллиардов рублей, не может развиваться, потому что в Алагирском и Ардонском районах невозможно найти 400 гектаров свободной земли под пастбища и почти столько же под пашню. Вся районная земля находится в аренде, которая, по сути, превратилась в собственность подчас бездарных хапуг. Арендаторы за землю не платят, районные власти спокойно на это смотрят и не очень озабочены этими неплатежами при всей скудности местных  бюджетов, республика ежегодно недополучает десятки миллионов рублей. Я требую от глав районов очень серьезно, со всей ответственностью подойти к инвентаризации имеющихся земель. Нанимайте теперь юристов, сидите в судах, расторгайте договоры аренды, приводите в порядок вопросы землепользования. Я прошу Парламент республики вернуться к тексту республиканского закона «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания». В нынешней его редакции нет ясных различий между землями сельхозназначения и пастбищами. И эта лазейка дала возможность некоторым особо ретивым главам администраций сдать в аренду пастбища наряду с пахотными землями. Это не просто бесхозяйственность, это попирательство традиций, уклада и основных принципов организации жизни нашего народа в сельской местности.

Общинными пастбищами на равных правах всегда пользовались все жители. И это было гарантией выживания, потому что у каждой семьи была возможность держать скотину. У нас и сегодня более 60% сельскохозяйственного производства составляет продукция животноводства, мы наращиваем поголовье, поддерживаем фермеров. И если наши предки в 19 веке положили в основу земельной реформы принцип общинного пользования пастбищами, то и нам в 21 веке надо  сохранить эту традицию.  Никакой,  даже призрачной возможности сдавать пастбища в аренду в законодательстве Северной Осетии не должно быть. Я прошу депутатов поддержать эту позицию.

То же касается земель, имеющих лечебно-оздоровительное, природоохранное, рекреационное, историко-культурное значение. Мы уже сталкиваемся с попытками «оформить» их или самовольно распоряжаться без всяких прав и документов. Уверен, все эти земли должны принадлежать народу республики, они не могут быть проданы, сданы в аренду, взяты в оборот. Для них должен быть установлен особый правовой режим. Для этого Правительству, Парламенту, местному самоуправлению необходимо установить надлежащий порядок в отношении земель особо охраняемых территорий республиканского и местного значения.

Я поручаю Правительству республики продолжить совместную работу с районами по переходящим проектам, чтобы они были завершены согласно графику, а не превращались в долгострой. В этом году надо заканчивать работы по строительству газопроводов Бурон-Цей и Кобан-Даргавс, автодороги Комарт – туркомплекс Дигория. В Ирафском районе готов проект газопровода Калух-Дзинага, на этот год запланировано его строительство. В Моздоке в прошлом году мы дали газ в 5 сел для 2 тысяч  человек. Помимо частных домовладений, газ получили фельдшерско-акушерские пункты, школа  и детский сад. После этого можем говорить о почти 100-процентной  газификации доступной территории республики. Очень важный социальный объект – детский сад на 300 детей в селении Кизляр. В этом году все работы по нему должны быть завершены. В федеральном министерстве спорта мы отстояли строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Моздоке. В 2013 году была построена школа в поселке Новый, остались отделочные работы и в этой школе, и в Нижней Санибе.

Я вижу в планах на этот год почти в каждом районе оснащение энергоэкономичными осветительными приборами. Это правильный шаг, надо учиться экономить, особенно в условиях дефицита муниципальных бюджетов.

В первые дни  года во Владикавказе был открыт новый многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, он обеспечил доступ 20% горожан к получению этих услуг по принципу одного окна. На  2014 год запланированы мероприятия по развитию филиальной сети МФЦ в районах республики. Я прошу глав районов проявить большую активность в решении этой задачи.

В 2013 году Правительством республики была принята программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы. В ней четко прописаны механизмы поддержки аграрного производства и социального развития села. Основной упор сделан на переработку, хранение сельскохозяйственной продукции, расширение рынков сбыта.

Гранты на развитие получил 41 начинающий фермер, было создано 9 новых семейных молочных ферм, 7 проектов агропромышленного комплекса  вошли в число получателей государственной поддержки.

В  республике продолжилась реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе строительство зернохранилища мощностью 102 тысяч тонн с общим объемом инвестиций  более 440 млн. рублей.

Было приобретено оборудование для модернизации и расширения племенного птицеводческого производства. Объем привлекаемых заемных средств составил 110 млн. рублей.

Общий объем инвестиций по проекту «Машинно-технологическая станция «Северо-Осетинская» составил 185 млн. рублей для приобретения 15-ти новых зерноуборочных комбайнов.

На 2014 год запланировано строительство еще одного зернохранилищного комплекса и фруктохранилища.

Я рекомендую Правительству уделить особое внимание реализации программы мелиорации сельскохозяйственных земель. Проблема очень острая, и без ее решения нам будет трудно говорить об эффективности сельскохозяйственного труда.

Завершая тему, хочу напомнить банальную вещь - Северная Осетия состоит из Владикавказа и 8 районов. Муниципальная власть юридически является самостоятельной частью системы государственного управления, но это не значит, что муниципалитеты могут существовать вне общего контекста, за скобками.

Уважаемые коллеги!

В прошлом году в России  был принят ряд важных документов по вопросам, связанным с укреплением государства, развитием межэтнических и межконфессиональных отношений. Это «Стратегия государственной национальной политики в Российской Федерации» и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». 

В республике также принята и реализуется программа развития, направленная на поддержание стабильности в межэтнических и межконфессиональных отношениях.  Мы много сил потратили на то, чтобы создать на этом направлении большой запас прочности, и никому не позволим его ослабить.

Северный Кавказ сегодня – это территория, чьи социально-экономические проблемы недруги России открыто используют для разжигания различных исторических обид и претензий. Это прямой путь проникновения в нашу страну разного рода радикализма и экстремизма – конфессионального, этнического, политического. Северная Осетия вместе с другими субъектами СКФО, вместе с руководством округа противостоит этой угрозе.   Мы должны ясно понимать и учитывать все эти непростые, но реально существующие обстоятельства в своих оценках событий и решений, связанных с политической ситуацией в регионе.

 В ближайшие годы в регионе неизбежно возрастет роль представительных органов власти и общественных объединений. А это означает, что еще большая ответственность ляжет не только на депутатов Парламента республики, представительных органов  муниципальных образований, но и на сами политические партии и их сторонников. В последние годы в Северной Осетии был накоплен определенный опыт партийного строительства и жесткой политической борьбы. Он свидетельствует о становлении и развитии гражданского общества, о соблюдении закона, как неизбежного спутника свободы. Такой свободы, которая не является ни произволом, ни анархией, ни безрассудством, а отражением и отношением каждого человека к обществу, а общества к человеку. В решении важных для республики и страны вопросов депутаты Парламента, как правило, проявляют хладнокровие и профессионализм. Уверен, и в будущем наши политические партии и объединения будут действовать также взвешенно и мудро, решая проблемные ситуации открыто, сообща.

Именно это необходимо сейчас Осетии  - бескорыстное, честное отношение к делу, а вся система власти служит интересам жителей республики, а не для отдельной партии или чьим-то личным амбициям.

У нас много хороших традиций – взаимопомощи, заботы о тех, кто немощен и слаб. Людей объединяют добрые дела. Надо создавать больше условий, чтобы жители республики могли проявить свои лучшие человеческие качества. Среди нас живут ветераны войны – это наши соседи, родственники, старшие. Их осталось очень мало. Они рады любому вниманию, особенно со стороны молодежи, готовы делиться своим опытом, рассказывать о тех исторических событиях, участниками которых были. Такие встречи иногда меняют жизнь. Важно, чтобы ни один ветеран никогда не оставался без внимания.  

В своем ежегодном послании  Федеральному собранию Российской Федерации Президент страны определил в качестве  одного из приоритетов – курс на развитие и укрепление значимости общественных объединений.

В работе республиканских органов власти в течение ряда лет используется практика создания и функционирования общественных консультативных, экспертных советов. В Северной Осетии при поддержке СКФО создан экспертный клуб «Казбек», сформирована крепкая по своему составу, представительная Общественная палата. Надеюсь, что все перечисленные структуры будут соответствовать высокому уровню предъявляемых требований. Практику «нулевых чтений» необходимо внедрять не только для особо важных, но и просто влияющих на настроение в обществе законопроектов и государственных решений. 

Один из недавних примеров касается проблемы продажи насвая и энергетических напитков несовершеннолетним детям. Сигнал о том, что в республике сформировалась целая подпольная сеть по торговле официально запрещенной в России табачной смесью - насваем, пришел ко мне из молодежной среды. По моей просьбе, выявляя истинные масштабы угрозы, добровольцы из молодежных организаций, депутаты Парламента, активисты из Центра социализации молодежи провели рейды в районах республики и во Владикавказе. Спасибо им за это. По итогам их работы были подготовлены два документа  - проект федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков», а также проект изменений в кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» об ужесточении наказания за оптовую или розничную продажу насвая. Кроме того, я жду самых активных действий по продвижению этих важных для всей страны законодательных инициатив от представителей Северной Осетии в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации. И депутаты Государственной Думы, и сенаторы от республики должны объединить свои усилия для решения этой задачи.

Есть еще один вопрос, требующий согласованных действий от группы наших депутатов и сенаторов – это судьба клиентов Банка развития региона, как физических, так и юридических лиц – представителей малого и среднего бизнеса.  Эта волна прокатилась и продолжает нарастать по всей стране. Но наша забота – это наши жители.

Существующая редакция федерального закона о страховании вкладов позволяет принимать спорные решения, не в интересах вкладчиков и клиентов  банка. Нам необходимо сделать все, чтобы их интересы были защищены. Я прошу   Парламент предложить необходимые изменения в федеральный закон, а депутатов Госдумы и сенаторов приложить все силы, чтобы эти поправки были приняты.

Я уверен, что для каждого представителя нашей многонациональной республики, в каком бы городе  или стране он ни жил, где бы и в какой должности ни работал, большая честь - сделать что-то полезное для Осетии, для своего народа.

Двадцать лет назад, движимая жаждой изучения аланского культурно-исторического наследия, в Европу отправилась экспедиция под руководством Сергея Петровича Таболова. В память об этом уникальном человеке, продолжая начатое им дело, недавно было принято решение о создании центра скифологии и алановедения во Владикавказе. Главные задачи центра состоят в формировании комплекса исследовательских программ, координации сотрудничества международного сообщества ученых по скифо-сармато-аланской проблематике, создании собственных научных школ.

Важнейшим документом для нас стало подписание Соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Южная Осетия. 

В нем четко определены правовые рамки, сформулированы конкретные направления взаимодействия сторон.

Соглашение на деле придаст новый импульс интеграции Республики Южная Осетия в хозяйственно-экономическое и культурное пространство Российской Федерации, общему укреплению позиций России на центральном Кавказе. 

Именно в этой практической, кропотливой,  ежедневной работе, а не в предвыборных спекуляциях,  уже сегодня воплощается мечта осетинского народа о единстве. Ценой колоссальных усилий, человеческих жертв мы получили первое в истории нашего народа независимое государство осетин и обязаны сделать все, чтобы  Южная Осетия была достойна этого статуса по-настоящему, состоялась как государство по-настоящему, чтобы ее население не бежало от трудностей в поисках лучшей жизни в Северную Осетию.

Только в прошлом году из Южной Осетии к нам заехало на постоянное место жительство более 500 человек. Видите ли – там нет условий. А кто их создаст, если по полтысячи каждый год будут приезжать сюда?

Патриотизм – это не бегство от трудностей, а их преодоление. А в этом мы всегда были, есть и будем рядом с нашими братьями.

Уважаемые коллеги!

Согласно заключению экспертов Московского государственного университета Северная Осетия «достаточно прочно и многогранно  интегрирована в экономическую и социальную жизнь остальной России», что позволяет ей занимать высокие позиции в различных рейтингах качества жизни. Хотя я с большой долей сомнения отношусь к выстраиванию регионов по ранжиру и никому не советую быть в плену различных результатов опросов. Как и прогноз погоды, они часто не сбываются. Но данные государственной статистики неумолимы, не зависят от общественного мнения и пристрастий. И по этим данным в республике больше, чем в среднем на Северном Кавказе, количество личных автомобилей на душу населения.

Каждый год множатся магазины, супермаркеты, рестораны. Если бы не было спроса на товары потребления, не было бы и роста коммерции. По показателям розничного товарооборота Северная Осетия находится в первой пятерке регионов России. Республику связывают торговые отношения с 20 странами мира. Внешнеторговый оборот исчисляется десятками миллионов долларов.

Зона покрытия сотовой связью у нас составляет более 97% территории, включая труднодоступные горные районы. Количество сотовых телефонов на душу населения также больше, чем в среднем по СКФО. По уровню проникновения интернета Северная Осетия находится в тройке передовых регионов России.

За год миграционный отток из республики сократился на 12%, к нам въехало более 13 тысяч человек, поменяв прежнее место жительства на Северную Осетию. За 2 года было оформлено 90 тысяч загранпаспортов для отдыха, проведения отпусков за границей.

Я называю эти цифры потому, что во всем мире – количество личного автотранспорта, мобильных телефонов, Интернет, отдых за рубежом – это легкодоступные цифры для общей характеристики реального уровня жизни.

Высокие требования населения к комфортной жизни исторически сложились в Осетии и соответствуют высокому уровню образования и политической культуры. И в этом нет ничего нового или плохого.

Наши жители, бывая во многих странах мира, сравнивают уровень услуг или городской инфраструктуры с тем, что они видят не только  в Москве или Питере, но и в других  государствах. И это может быть только стимулом для развития. Но мы вместе должны решать, каким ему быть. Прогнозы экономического развития в России и в мире пессимистичны. По сути, мы находимся на развилке - Осетия может продолжить медленное, но устойчивое движение вверх или рискнуть и сделать серьезный шаг вперед. Шаг осознанный, выверенный, просчитанный.

Впервые  республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов сформирован на основе государственных программ, что позволяет нам иметь сбалансированную стратегию действий на несколько лет вперед. Бюджет при этом сохраняет свою социальную направленность.

Экономическими и финансовыми факторами, обеспечивающими процесс развития, становятся рост инвестиций в регион, подъем промышленного и агропромышленного производства, повышение налогового потенциала, культуры производства и бизнеса.

На данный момент увеличение производства  в основном поддерживается за счет реализации инвестиционных проектов с участием государства, субсидирования сельского хозяйства, повышения зарплат работников бюджетной сферы. Поэтому для нас очень важно найти источники стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики. У инвесторов еще сохраняются страхи перед работой на не очень понятном и не очень спокойном Кавказе. Страхи эти, как все мы знаем, часто надуманны и преднамеренно нагнетаются.

За последние годы мы приложили немало усилий для поддержки предпринимательства - приоритетной для Осетии сферы деятельности. В республике действует полтора десятка форм господдержки малого и среднего бизнеса. Мы облегчили инвесторам вход в экономику республики, упростили многие процедуры, снизили налоги. И все же явного результата пока не достигли. Образно говоря, мы открыли двери, постелили дорожку, а инвестор все не заходит. Просто так он и не зайдет. Его надо активно искать, убеждать поверить в нас. За инвестором надо ухаживать, как за девушкой, чтобы убедить прийти, интегрироваться в экономику именно нашего региона.

Необходимо ввести персональную ответственность за конкретный результат работы госслужащих, занимающихся этим важнейшим сегментом экономики, глав местного самоуправления. В экономике в целом. А это - ключевое звено в работе Правительства. Пока же все полезные функции министров часто сводятся к написанию отчетов. Отсутствует координация, нет системности, каждое ведомство варится в собственном соку. А должен быть тщательный анализ, ежедневный разбор полетов, непрекращающийся мозговой штурм, моделирование ситуации при разных вариантах ее развития. У нас есть общая стратегия, определены индикаторы, а мы тихо к ним ползем из года в год – так не годится. Темпы развития регионов зависят уже не от запасов природных ископаемых, а от способности управленцев на местах продвигать свои идеи и инициативы, как в сообществе предпринимателей, так и во власти. По моему мнению, Правительство недостаточно использует в своей работе потенциал выставочной деятельности, изучения передового опыта в различных отраслях. Кроме ежегодного участия в Сочинском и Питерском форумах, иногда и в Красноярском форуме, нет никакого общего плана участия в других важных мероприятиях даже на ближайший год.

Нам необходимы новые технологии, обеспечивающие эффективные рабочие места. При этом основной акцент должен быть сделан именно на поддержку малого и среднего бизнеса.

Проблема органов госвласти, отвечающих за развитие предпринимательства,  в том, что часто вся их деятельность сводится к раздаче бюджетных денег. Проводился анализ  того, насколько эффективно используются эти финансы, сколько бизнес-структур  в действительности было создано благодаря господдержке и, что еще важнее, сколько из них выжило и продолжает активно работать? Ответы на эти вопросы мы пока слышим только от правоохранительных органов, сообщающих о том, на какие семейные нужды вместо вложений в предприятие, были потрачены государственные деньги.

Какие именно сферы бизнеса наиболее важно развивать республике, и как они перекликаются с приоритетами, определенными Стратегией развития Северной Осетии, с тем же туризмом?  Какие еще институты поддержки можно было бы создать в республике или привлечь извне? Как складываются наши взаимоотношения с Российским фондом прямых инвестиций и Российским венчурным фондом, и что мы собираемся сделать, чтобы обеспечить бизнесу доступ не только к кредитному,  но и к акционерному и венчурному капиталам? У нас нет четких ответов, а нам они нужны в виде реальных результатов. На этом направлении система управления должна быть полностью перестроена, вплоть до организационных и кадровых решений.

Важнейшим инвестиционным проектом республики является Мамисон. В реализацию этого проекта многие до сих пор не верят, как не верили когда-то и в сочинскую Олимпиаду. Но он будет реализован, проделана огромная работа, подведена практически вся инфраструктура курорта. Теперь Мамисон становится проектом федерального уровня. Но это не значит, что туризм в республике  - это только Мамисон и всё. Есть много других направлений в этой сфере, которыми надо активно заниматься. В советское время, когда Визбор сочинял свой «Цейский вальс», потоки туристов в Осетию измерялись миллионом, как сказали бы специалисты, человеко-дней. Была система профсоюзного отдыха, пионерские лагеря. В таком виде этого, конечно, не восстановить. Теперь выстроена другая, коммерческая система путешествий и туризма. А мы в ней никак не участвуем, надеясь на единственный проект, реализация которого привлечет туристов в Осетию самотеком. Не привлечет, если мы не будем с потенциальными туристами работать уже сегодня. Если не будем формировать костяк управляющего и обслуживающего персонала, обучать гидов. Только планируется создание рекреационной карты республики, одного из базовых для отрасли документов. Нет эффективной работы по созданию республиканских туристических маршрутов, а те, что есть, никак не продвигаются на российском рынке туризма. Не развивается культурный, событийный, этнический, деловой туризм. А  ведь именно на этих направлениях мы можем получить уникальное конкурентное преимущество. Жду от Правительства самой активной работы в этом направлении и предложений. 

Несмотря на неплохой по среднероссийскому уровню  показатель регистрируемой безработицы, у населения республики в числе самых острых  - проблемы поиска работы, а у работодателей - проблемы поиска хороших специалистов. Предприятиям промышленности не хватает уже не только токарей, фрезеровщиков, слесарей, сварщиков, но и инженерных кадров. Кадровый голод сейчас испытывают все сферы народного хозяйства. В здравоохранении недостаток ревматологов, анестезиологов, неонатологов. В образовании, где около пятой части педагогического состава – это пенсионеры, дефицит физиков и математиков. Сегодня практически каждый проект в республике спотыкается о простой вопрос – а кто будет работать, где брать кадры?  Кадры, которые каждый год во множестве выпускают наши вузы. Все это говорит о неэффективном регулировании рынка труда, неспособности среднестатистического выпускника местного вуза соответствовать растущим требованиям работодателей. Именно работодатели, а не блат, как говорят, и родственные связи будут решать – кого возьмут на работу, а кого нет. Кроме того, у каждого министерства и ведомства должен быть внятный ответ, какова потребность подведомственной отрасли в специалистах, где их взять, почему они должны прийти работать именно в эту отрасль, за какую идею, на каких условиях.

Это касается и Администрации Главы и Правительства республики. Мы пользуемся остатками советской кадровой системы. Людей не хватает и по горизонтали, и по вертикали - от исполнителей до руководителей. Особенно на государственной службе, куда, к сожалению, далеко не всегда приходят работать интересные и энергичные люди. Они и не придут, если задачи, которые ставят органы исполнительной власти перед чиновниками, не поменяются. Чем занят сейчас государственный служащий? Бумажной работой, исполнением контрольных поручений начальства, отчетами, подготовкой к совещанию, пассивным участием в совещании. Это монотонная, неинтересная работа, на которой нормальный, молодой, энергичный человек очень скоро угасает.

Поэтому наша задача – создать новую, современную систему отбора и ротации кадров на государственной службе, допустить в ней возможность творчества и тем самым изменить систему управления республикой.

Возможно, стоит подумать над введением открытого экзамена для госслужащих, который будет проводиться онлайн. Это станет входным фильтром для той молодежи, которая хочет прийти на госслужбу. Результаты победителей, их деловая  биография должны быть публичными. Так мы сформируем базу, которая позволит руководителям в разных органах власти подбирать лучшие кадры. Особенно это важно для муниципалитетов. Воспользоваться такой базой, взять из нее профессионала, может быть, даже целую молодую команду – это решает много управленческих проблем на местном уровне.

И еще одно об одном. Поскольку  республика развивается в соответствии с принятой Стратегией, каждый чиновник каждый день должен работать на ее реализацию по своему индивидуальному плану. К этому плану, к его еженедельному исполнению должен быть доступ не только у его руководителя, но и у граждан,  у журналистов.

И самый главный критерий в отборе кадров - система ценностей каждого человека, который рядом с нами хочет работать, его готовность отдавать всего себя деятельности на благо общества, на благо Осетии. Таких людей уже достаточно много, они достойны уважения. И на них, кстати, как и на всех граждан нашей страны, распространяется презумпция невиновности. А то теперь стало модным видеть в каждом, даже мелком чиновнике крупного коррупционера. За прошедший год в Северной Осетии по делам коррупционной направленности было заведено 354  уголовных дела, в  суды  направлено 66 из них, осуждено 39 человек. Среди них и сотрудники правоохранительных органов, и судебные приставы, и государственные и муниципальные служащие. Такие люди дискредитируют государственную власть, им нет ни прощения, ни оправданий. Но ведь 2 человека, о задержании которых было громко объявлено на всю страну,  в итоге оправданы судом. И им долгое время теперь придется восстанавливать свое честное имя перед обществом, перед своими детьми. Борьба с коррупцией, на мой взгляд, не должна превращаться в кампанейщину, в строчку красивой отчетности или крикливую сенсацию в прессе. Это серьезная государственная задача, которую надо решать кропотливо и настойчиво.

Это трудно, потому что боремся мы с этим социальным явлением исключительно в поле действия закона, а не морали и нравственности, которые, как известно, гораздо шире положений любого закона.

Это неприятно слышать, и мне больно об этом говорить, но наше общество, которое всегда стремилось придерживаться традиционных ценностей, постепенно теряет способность к самоорганизации, становится все более крикливым и злобным. Нам говорят – это все от неустроенной жизни, от бедности. Было уже сказано об уровне жизни, но пусть и это, как говорится, «средняя температура». Пусть так. В этом есть правда. Улучшать жизнь, здоровье и благосостояние люди будут всегда, пока будет жить человечество. Это вечное стремление. Просто наше с вами время пришло. Мораль торжествовала тогда, когда наши старшие жили гораздо хуже, чем мы сейчас.

О каком уровне материального благополучия и других, так называемых объективных условиях и субъективных факторах, мы глубокомысленно рассуждаем, когда в нашем обществе невозможное стало возможным. Только не в том смысле, который вкладывали в этот тезис наши старшие поколения, совершая трудовые и ратные подвиги, утверждая образцы морали и высокой требовательности, прежде всего к себе. А в том, что даже единичный факт, который раньше шокировал бы общество как невозможный, становится возможным без всякого шока и даже замалчивается как рядовой, обычный.

Только за три года у нас было совершено 27 преступлений в среде близких родственников. В четырех случаях сын убил мать, в трех – сын убил отца, в двух – брат убил брата и т.д. Предвижу вопли «рассерженных граждан» – куда смотрела полиция, где была власть. Вот пока мы будем кивать на полицию, призывать чиновников навести порядок даже в собственных семьях, этого порядка будет оставаться все меньше и меньше. И в домах, и в семьях, и в головах.

Ладно, нет кровной мести, нет смертной казни. Но кроме заслуженных по закону сроков моральную казнь, всеобщее и открытое презрение должны получать эти уроды? В Осетии и сегодня очень много сильных духом и высокой моралью людей, и, к счастью, их много среди молодежи. Они, как и все сильные в природе, не собираются в стаи и толпы, не пытаются громко орать и визжать, как это делают слабые и ущербные. Но мы их слышим, видим и готовы всячески поддержать в том, чтобы в Осетии мерилом нравственности был «æгъдау», общественная мораль. Убийцы вырастают там, где стало необязательным сделать замечание малолетнему хаму, там, где вместо помощи чужому старику, говорят: «Мæ хæдзары нæ базæронд». Все начинается с мелочей. Большая жестокость вырастает из безнаказанного хамства, которое разъедает устои, порождает вседозволенность.

Я не хочу превращаться в моралиста. Но хочу призвать «Стыр Ныхас», ветеранские, молодежные организации и объединения, «Нашу Осетию» и других повести решительную и открытую борьбу за то, чтобы попирать общественную мораль, смысл которой – это æгъдау и æфсарм, стало не просто стыдно, но и опасно. Будем приветствовать те СМИ, которые подключатся к этой работе без оглядки на ехидные реплики циников и злопыхателей. Не «читать мораль», а действовать сообща.

Мы и так много лет, боясь прослыть ретроградами и отсталой провинцией, подобострастно подыгрывали развязности и мерзости гламурных пустышек. Пора понять – не важно, что они и им подобные о нас скажут. Важно – кто мы на самом деле, и каким народом мы будем.

Мы должны верить в свои силы. Наша борьба с казино, с попытками проводить конкурсы красоты среди маленьких девочек и многое другое показывает – мы можем и добьемся успеха, если будем вместе и настойчиво идти к цели. У нас же есть ориентиры, их не надо искать.  

Жестокие ветры истории не смогли столкнуть наш народ в пропасть забвения. Мы падали, нас пытались уничтожить, но мы всегда поднимались и шли вперед. Свыше двух сотен наших предков были награждены Георгиевскими крестами за храбрость и мужество, верность воинскому долгу в составе Осетинского дивизиона  за военные действия на Балканах. Об осетинах легендарный генерал Скобелев писал: «Этот народ заслуживает из ряда вон выходящей награды за свою безупречную, безграничную храбрость».

И в  Великую Победу, к 70-летию которой готовится вся страна, Осетия внесла свой достойный вклад. Мы пережили  развал своей страны,  кровавые события и на Севере, и на Юге.   В самых острых ситуациях нам хватало и мудрости, и мужества принимать решения, которые позволили Осетии жить и развиваться в мире, внутреннем единстве  и согласии.

В этом году республика будет отмечать 155-летие Коста Хетагурова. Коста показал нам главную опору. Это наша самобытная, уникальная культура и высокая духовность – фундамент и основа нации, опираясь на которые мы сможем уверенно двигаться вперед.

В республике еще много нерешенных проблем. Проблем накопившихся и проблем новых. Население все активнее включается в их решение, но ждет от власти – всех ветвей и всех уровней – более ответственной и плодотворной работы.

Уверен, мы сможем ответить этим ожиданиям и надеждам.

Заканчивая свое послание, хочется поздравить наших милых спутниц жизни, женщин. И самое главное – давайте в этот день вспоминать наших мам, потому что все, что есть хорошего в этой жизни – это заслуга матерей, их теплых рук и заботливого отношения. Мы обязаны беречь наших мам, делать все, чтобы их ожидания сбылись. Для того нам надо сделать много добрых, по настоящему искренних дел. С праздником!

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.