Главная >> Информационный сборник >> №13 Март, 2014 >> Нормативное регулирование документной коммуникации органов власти с населением

Информационный сборник: №13 Март, 2014

Раздел: Дайджест

Статья: Нормативное регулирование документной коммуникации органов власти с населением

В статье освещаются важные аспекты документной коммуникации органов власти с населением России. Отмечено, что данная коммуникация реализуется через работу с обращениями граждан. Эта работа занимает особое место в дея­тельности любого органа власти.

Автором рассмотрены действующие нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в России, отмечены последние позитивные изменения. Приведен перечень вопросов из обращений граждан, описана блок- схема взаимодействия населения с органами власти. Подчеркнута роль права как главного регулятора документной коммуникации.

Документная коммуникация органов власти всех уровней с населением России реализуется через работу с обращениями граждан.

Эта работа всегда занимала особое место в деятельности любого органа власти, т.к. она обеспечивает обратную связь в системе управления, позволяет понять, какие управленческие решения эффективны, а также какие проблемы волнуют население.

Не случайно в постановлении Конституционного суда РФ отмечено: «Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления... это позволяет гражданам выразить свое отно­шение к деятельности публичной власти, свои потребности в эффективной органи­зации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществле­ния и охраны прав и свобод граждан».

В 2011 г. внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях. В нем появились статьи о работе с обращениями граждан. В частности, ст. 5.59 гласит: «Нарушение установлен­ного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обра­щений граждан должностными лицами государственных органов и органов мест­ного самоуправления влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей».

Жители РФ в своих обращениях затра­гивают самые разные вопросы. Например, распределение обращений жителей Пензенской обл. в государственные органы по различным темам в 2013 г. пока­зано.

В настоящее время органы государст­венной власти России, помимо традици­онных форм работы с населением, таких как личный прием и работа с письмен­ными обращениями граждан, применяют и новые, например, прямые линии, фоны доверия. Используются также воз­можности интернет-технологий, элек­тронной почты.

Несмотря на то, что число обращений, поступающих в электронном виде, посто­янно растет, наиболее распространенной и достаточно эффективной остается именно документная коммуникация.

Основным документом, регулирую­щим работу с обращениями граждан в России, является федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граж­дан Российской Федерации». В законе прописана вся технология работы с этой группой документов. Автор обращения постоянно должен находиться в курсе событий, которые связаны с работой над его обращением. Даже если его обраще­ние некорректно сформулировано или содержит запрос о предоставлении све­дений конфиденциального характера, гражданин должен получить уведомле­ние с разъяснением его ошибок в тече­ние 7 дней.

Важно отметить, что с 2010 г. на обраще­ние, поступившее в орган власти по элек­тронным каналам, по желанию обратив­шегося можно отправлять ответ как на его почтовый, так и на электронный адрес.

В последнее время принят ряд федераль­ных законов, которые определяют новые аспекты коммуникации органов власти с населением.

Например, федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» опре­делил порядок работы с такими докумен­тами, как запросы граждан.

Технология работы с запросами анало­гична технологии работы с обращениями.

Письменный запрос подлежит реги­страции в течение 3 дней со дня его посту­пления в орган власти.

Устный запрос подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

Запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законода­тельством. Если предоставление запра­шиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение 7 дней со дня регистрации запроса пользователь инфор­мации уведомляется об отсрочке ответа на запрос. Новый срок предоставления информации не может превышать 15 дней сверх установленного федеральным зако­ном срока для ответа на запрос.

Если запрос не относится к деятельности органа власти, в который он направлен, то в течение 7 дней со дня регистрации он направляется в другой орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается лицу, направившему запрос. В случае если орган власти не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом органе, об этом также в течение 7 дней со дня регистрации запроса сообщается лицу, направившему запрос. В Кодексе РФ об административных правонарушениях также появились ста­тьи, посвященные работе с информаци­онными запросами граждан. Статья 5.39 гласит: «Неправомерный отказ в предо­ставлении гражданину и (или) органи­зации информации, ...несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, влечет наложение административного штрафа на долж­ностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей».

Следующий федеральный закон, вли­яющий на документную коммуникацию органа власти, — «Об организации предо­ставления государственных и муници­пальных услуг». Статья 7 данного закона определила особые требования к взаимо­действию с заявителем при предоставле­нии государственных и муниципальных услуг.

Органы, предоставляющие государ­ственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и инфор­мации или осуществления действий, пре­доставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными право­выми актами, регулирующими отноше­ния, возникающие в связи с предоставле­нием услуги;

предоставления документов и инфор­мации, которые находятся в распоряже­нии органов, предоставляющих услуги, иных органов и организаций, в соответ­ствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

осуществления действий, в т.ч. согла­сований, необходимых для получения услуг и связанных с обращением в иные органы и организации.

Особо следует обратить внимание на то, что п. 2 и 3 ст. 7 уже вступили в силу. Поэтому в Кодекс РФ об административ­ных правонарушениях в настоящее время включена ст. 5.63 «Нарушение законода­тельства об организации предоставле­ния государственных и муниципальных услуг». В ней записано, что нарушение должностным лицом порядка предостав­ления услуги, повлекшее непредставление услуги заявителю либо предоставление услуги заявителю с нарушением установ­ленных сроков, влечет наложение адми­нистративного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Требование должностным лицом пре­доставления документов и (или) платы, не предусмотренных законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушение должностным лицом, наде­ленным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предостав­ления услуги, порядка или сроков рассмо­трения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб.

С 1 июля 2012 г. на чиновников можно пожаловаться по Интернету. Для этого нужно зайти на сайт 210.gosuslugi.ru и вве­сти в специальную форму название реги­она, ведомства, адрес и тип документа, который затребовали чиновники. Так зая­витель получит информацию о том, дол­жен он предоставить его самостоятельно или нет.

Кроме того, заявитель может обра­титься с жалобой при нарушении срока предоставления государственной услуги и отказе в приеме документов, представ­ление которых предусмотрено норматив­ными правовыми актами РФ.

На основе жалоб граждан составля­ются рейтинги и антирейтинги органов власти, а вся информация о нарушениях будет передаваться напрямую премьер- министру.

Порядок работы с жалобами граждан определен постановлением Правительства РФ1. Теперь на претензии россиян в адрес федеральных органов исполнительной власти чиновники должны давать ответ в течение 2 недель. А в каждом ведомстве, оказывающем государственные услуги, должны появиться специальные уполно­моченные, которые проследят за тем, чтобы все жалобы были приняты и рас­смотрены.

Порядок оформления письменных отве­тов на все виды обращений и запросов, направленных в органы власти, определен в основном Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Сами требования к оформлению реквизитов не прописываются. Их надо брать из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизвод­ству в федеральных органах исполнитель­ной власти. Этот документ достаточно новый, и многие органы власти до сих пор не завершили переработку своих соб­ственных Инструкций по делопроизвод­ству [Ермолаева 2011].

Последние изменения, внесенные в феде­ральный закон № 59-ФЗ, расширили круг субъектов, подпадающих под сферу дей­ствия закона. В субъектный состав закона включены также государственные, муници­пальные учреждения и иные организации РФ, осуществляющие публично значимые функции, и их должностные лица.

Многие субъекты уже внесли изме­нения в сферу действия своих норма­тивных актов. Например, принятый в конце 2012 г. закон Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» от 28 декабря 2012 г. № 2327-ЭПО гласит: «Настоящий Закон... определяет порядок рассмотре­ния обращений граждан Российской Федерации, объединений граждан, в том числе юридических лиц, органами госу­дарственной власти Пензенской обла­сти, органами местного самоуправления в Пензенской области, государствен­ными, муниципальными учреждениями и иными организациями в Пензенской области, осуществляющими публично значимые функции, и их должностными лицами...»

Все изменения нормативных актов важно сразу учитывать в работе, т.к. в государственной службе право является главным регулятором документной ком­муникации с внешним миром.

Цель права - унифицировать и стан­дартизировать поведение государ­ственных служащих и, в частности, пра­вила документной коммуникации, с тем чтобы ни частая сменяемость, ни малый объем общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государ­ства.

 

журнал «Власть» №2, 2014

Л.Р. Фионова

д.тех.н., профессор; заведующая кафедрой информационного обеспечения управления и производства Пензенского государственного университета

 

 

        

 

Рисунок 1. Алгоритм работы с обращениями граждан (в соответствии с ФЗ № 59)

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.