Главная >> Информационный сборник >> №4 Апрель, 2013 >> Правительство сосредотачивается

Информационный сборник: №4 Апрель, 2013

Раздел: ДАЙДЖЕСТ

Статья: Правительство сосредотачивается

Государственная Дума реализовала свои конституционные полномочия, заслушав 17 апреля отчет Правительства РФ за 2012 год. Для Дмитрия Медведева это был первый экзамен такого рода, который он выдержал без особого напряжения. Красной нитью отчет пронизала мысль об общей ответственности Правительства и Госдумы за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики. Тезис о консолидации общества в целях успешного социально-экономического развития недвусмысленно напомнил депутатам о необходимости консолидации элит. Однако без критики Правительства не обошлось... Приводим самые важные фрагменты из доклада Дмитрия Медведева.

Итог 20-летия

В нынешнем году исполняется 20 лет Конституции России и Федераль­ному Собранию РФ. За этот период страна кардинально изменилась, до­стигнута точка стабильности (навер­ное, это самое важное из того, что про­изошло), люди уже привыкли к опре­деленному уровню благосостояния и сегодня справедливо рассчитывают на дальнейшее развитие, а стало быть, на повышение качества их жизни.

В конце апреля мы впервые будем отмечать День российского парламен­таризма. Уважение к законодателю — от муниципального уровня до Го­сударственной Думы и Совета Феде­рации — это часть общего уважения к правовому государству, к закону в принципе, и это должно стать частью нашей национальной ментальности. Пока это, к сожалению, не вполне так.

В 2012 году Правительство внесло в парламент 218 законопроектов, из них сегодня 153 подписаны Президентом.

 

Макроэкономика: результаты неплохие

Замедление экономического роста— мировая тенденция, и риски здесь серьезные. В целом макроэкономические итоги прошлого года можно оценить как неплохие. ВВП вырос на 3,4 процен­та, реальная заработная плата, кроме ноября-декабря, была выше, чем в 2011 году. В основном это произошло за счет повышения оплаты труда работников образования и здравоохранения, де­нежного довольствия военнослужащих.

Другой отрадный факт — беспреце­дентно низкий уровень безработицы

— 5,5 процента.

Демография: из ямы пока не выбрались

Нам удалось снизить остроту демо­графической проблемы, но считать, что мы выбрались из демографической ямы, безусловно, рано. Уровень рожда­емости пока не обеспечивает воспроиз­водства населения. Мы должны сделать так, чтобы рождение ребенка не было связано со снижением уровня жизни.

Регулярно индексируется материнский капитал — сейчас это 409 тысяч рублей. В 71 субъекте Федерации выдается ре­гиональный материнский капитал. С начала года из федерального бюдже­та осуществляется софинансирование расходов 50 регионов с наиболее слож­ной демографической ситуацией.

 

Социалка: зарплаты растут

В стране сегодня порядка 310 ты­сяч государственных и муниципаль­ных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. 2012 год во многом стал переломным как ми­нимум с точки зрения оплаты труда. Выросли средние зарплаты в здраво­охранении почти на 18 процентов, у учителей — более чем на 20. Практи­чески только мы в период мировой де­прессии сделали это.

Большая работа идет в рамках ре­гиональных программ модернизации здравоохранения. Завершено стро­ительство более 70 больниц и поли­клиник, капитально отремонтировано почти 2700, закуплено порядка 290 тысяч единиц новой техники. На се­ло дополнительно поехали работать около 8 тысяч врачей. Завершена мас­штабная программа строительства вы­сокотехнологичных медицинских цен­тров. С 2009 года в 1,6 раза выросло число детей, которым оказана высоко­технологичная помощь.

 

Закон об образовании — знаковое событие

Одним из знаковых событий года стало принятие Закона об образова­нии. Разрабатывается специальный стандарт для дошкольного образова­ния. Новый стандарт введен в началь­ной школе, утвержден для основной и средней школы.

Начата сложная, очень резонансная работа по оценке эффективности ву­зов. Напомню, что в Советском Союзе с его почти 300-миллионным населе­нием их было в 2 раза меньше, чем в современной России с населением 142 миллиона человек. Другое дело, что и списки, и обсуждение — все должно идти в открытом режиме.

Одна из ключевых задач — созда­ние эффективных связей вузов с про­мышленностью и работодателями, подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Сейчас разраба­тывается принципиально новая систе­ма профессиональных стандартов.

Еще один приоритет — междуна­родная конкурентоспособность рос­сийских университетов, их продвиже­ние в мировых рейтингах. Все-таки нам нужно стремиться, чтобы нас вос­принимали в качестве интегральной составляющей международной систе­мы образования.

Наука: вектор на коммерциализацию

В конце прошлого года утвержде­на госпрограмма «Развитие науки и технологий». Усилия должны быть сконцентрированы на наиболее пер­спективных направлениях — наноиндустрии, информационно-телекомму­никационных системах, природополь­зовании, энергетике.

В сфере патентования нам нужно и порядок наводить, и стремиться сде­лать так, чтобы все наши интеллекту­альные разработки, наша интеллекту­альная собственность получали защиту.

 

 

Промышленность: ростпроизводительноститруда

Наша цель — к 2020 году создать 25 миллионов современных рабочих мест. В решении этой задачи должны принимать участие и Правительство, и региональные власти, но самое глав­ное — бизнес.

В ряде приоритетных отраслей для укрепления конкурентоспособности критически важны именно государ­ственные спрос и поддержка. На уве­личение уставного капитала авиастро­ительных предприятий в прошлом году направлено свыше 21 миллиарда рублей из федерального бюджета. В результате объем выпуска продукции авиастрое­ния вырос более чем на 12 процентов. Это не прорыв, но все-таки шаг вперед.

Меры господдержки оказывались и судостроительной промышленности. Хорошие темпы показывала отече­ственная радиоэлектронная промыш­ленность. Практически все госпро­граммы предусматривают рост произ­водительности труда в несколько раз, и это наш императив.

 

«Оборонка»: пора заканчивать с ценовыми войнами

В прошлом году сформирован и ут­вержден гособоронзаказ на 2013-й и 2014-2015 годы, его финансирование составляет 6,5 триллиона рублей. С 1 ян­варя действует ФЗ «О гособоронзаказе». Надо заканчивать с ценовыми войнами между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Ответственность руководителей всех пред­приятий должна быть персональной. Чтобы предприятия отвечали рублем.

С этого года начался переход на контракты жизненного цикла серийно поставляемых вооружений и техники. Мы сохранили мировое лидерство по числу пусков ракет-носителей. Выпол­нены международные обязательства в области пилотируемой космонавти­ки. Пришлось принимать определен­ные решения, чтобы прервать череду провалов 2011 года, гайки кое-где за­крутить. Сейчас на всех предприятиях отрасли вводится ведомственная си­стема контроля качества, которая уже сказывается и на показателях по пу­скам. Формируются интегрированные структуры, должна быть реорганизо­вана и система управления.

 

Село: фактор ВТО

Прошедший год оказался очень труд­ным для сельского хозяйства. Из-за за­сухи сбор зерна составил 70 миллионов тонн — на 25 процентов меньше урожая 2011 года. Тем не менее, с учетом перехо­дящих запасов аграрии не только обе­спечили внутренние потребности, но и сохранили экспортный потенциал. Пра­вительство России приняло решение о проведении товарных интервенций. Особое внимание уделяем озимому севу и текущей посевной кампании.

Сложная вещь — фактор ВТО. Мы перенастроили систему государствен­ной поддержки с учетом требований этой многосторонней организации, ввели целый ряд новых механизмов. Мною принято решение дополнитель­но выделить на поддержку сельского хозяйства 42 миллиарда рублей, вклю­чая 15 миллиардов для животновод­ства в связи с ростом цен на корма.

 

Инфраструктура: работа по приоритетам

Инвестиции в инфраструктуру тре­буются огромные, с длительным сро­ком окупаемости, поэтому нужно вы­делять приоритеты. Один из них — развитие Дальнего Востока. Другой — олимпийский проект, в рамках которо­го возведены объекты железнодорож­ной и автодорожной инфраструктуры. Еще один важный приоритет — Мо­сковский транспортный узел. Работа по нему ведется совместно с москов­скими и подмосковными властями.

Пассажирооборот в прошлом го­ду вырос на 6 процентов в целом, а на воздушном транспорте — 17, в том чис­ле за счет субсидирования ряда марш­рутов. Это хорошее достижение. Од­ним из самых востребованных видов транспорта остаются железные дороги. Они перевезли более миллиарда пас­сажиров — 106,6 процента к 2011 году. Растущий спрос на перевозки стимули­рует развитие отечественного транс­портного машиностроения. Введен в эксплуатацию Тихвинский вагоно­строительный завод, один из крупней­ших в Европе. В Новочеркасске осво­ено производство электровоза пятого поколения (ЭП-20), который быстро развивает скорость до 200 км/час.

 

ТЭК: акцент на инновации

Практически все отрасли топлив­но-энергетического комплекса, мо­жет быть, кроме газовой, показали в прошлом году хорошую динамику. В 2012 году утверждена долгосрочная программа развития угольной отрас­ли. Акцент на укрепление ее конкурен­тоспособности за счет инновационно­го потенциала. Продолжаются работы по модернизации НПЗ. Среди акту­альных задач — увеличение глубины переработки нефти и повышение эф­фективности использования попутно­го нефтяного газа.

Идет газификация регионов, до­стигшая уже почти 65 процентов. Пер­спективы газовой промышленности связаны с освоением месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Правительство работает над более гибким налоговым регулирова­нием нефтегазовой отрасли. Готовятся законодательные инициативы стиму­лирования добычи трудноизвлекаемых запасов, разработки вышеупомянутых газовых месторождений и другие.

 

Государство: эффективность, открытость, антикоррупционность

В строительстве современного го­сударства мы идем по трем направле­ниям. Первое — повышение эффек­тивности госаппарата. Сформирована система раскрытия информации о под­готовке проектов нормативных актов и о результатах их общественного об­суждения. Создана система антикор­рупционных мероприятий внутри фе­деральных ведомств. Правительство внесло в Госдуму ряд новых антикор­рупционных законопроектов. Введено декларирование доходов и наиболее важных расходов государственных служащих. Второе — предоставление госуслуг. Создаются так называемые многофункциональные центры по их оказанию. Их уже более 600 в 71 реги­оне. Через единый портал предостав­ляется свыше 700 услуг в электронном виде. Еще одна новация — открытая работа с экспертами, деловыми кру­гами и гражданским обществом. Для этого сформирована система так на­зываемого Открытого правительства...

Мы живем в динамичном, быстро развивающемся мире. Мы, с другой сто­роны, живем в обществе с огромными возможностями. Сильная и комфортная для жизни страна, такой мы, я надеюсь, все видим Россию завтрашнего дня.

 

Кто виноват и что делать

В ходе правительственных отчетов в парламенте оппозиция всегда настро­ена критически по отношению к Ка­бинету министров и чаще всего дает негативную оценку деятельности пра­вительства за прошедший год. В ос­новном она стремится найти ответы на извечный русский вопрос «Кто ви­новат?». Так произошло и на этот раз. Правящая партия в лице «Единой Рос­сии», наоборот, львиную долю своего депутатского внимания уделила пози­тивному анализу пройденного и пред­ложила пути решения насущных про­блем. В большей степени фракция единороссов пыталась ответить на другой, куда более важный вопрос — «Что де­лать?». Естественно, как в известной поговорке, одни в ходе своих высту­плений видели стакан полупустым, а другие — наполовину полным.

Результаты прошлого года внушают определенный оптимизм. Реальная за­работная плата была выше, чем в 2011 году: темп ее роста увеличился с 2,8 процента до 8,4. Упал уровень безрабо­тицы: с 6,5 процента в позапрошлом го­ду до 5,5 — в минувшем. Федеральный бюджет исполнен с небольшим дефи­цитом в 0,06 процента от размера ВВП. Государственный долг России состав­ляет всего 10 процентов от ВВП. Фи­нансовая система стабильна. На между­народном рынке капитала размещены облигационные займы России общим объемом 7 миллиардов долларов.

Однако оппоненты парламентско­го большинства склонны смотреть на экономическую ситуацию в стране че­рез черные очки. К тому же поводов для критического депутатского на­строя в последнее время предоставле­но более чем достаточно. По новому прогнозу от Минэкономразвития, рост ВВП в этом году составит 2,4 процен­та, хотя ожидалось 3,6. В правитель­стве признают, что второй месяц под­ряд продолжается снижение произ­водства, отмечают низкую динамику строительства, розничной торговли и объема платных услуг, замедление общей инвестиционной деятельности. Сократился реальный сектор эконо­мики. Россия продолжает испытывать на себе давление мирового экономи­ческого кризиса.

Но значит ли это, что экономиче­ское положение в стране достигло та­кого критического апогея, когда надо кричать «Караул!» и требовать отстав­ки правительства? «Люди хотят видеть не выкрики в парламенте. Они хотят реальных дел», — заявил в своем вы­ступлении вице-спикер, лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев. Он подтвердил твердое на­мерение парламентского большинства предлагать конкретные пути решения многих социально-экономических проблем вместо малоперспективных поисков виноватых и призывов отпра­вить нерадивых министров «в Мага­дан». По его словам, «в последнее вре­мя были приняты беспрецедентные ме­ры в области борьбы с коррупцией». «У нас создано цивилизованное правовое поле, — сказал депутат. — Мы научи­лись разговаривать, спорить, находить решения по важным для страны вопро­сам. Мы научились вести цивилизован­ный диалог. За каждое решение мы все несем ответственность».

Так, фракция, требуя безусловного недопущения нетрезвого человека к управлению автомобилем, уже не на­стаивает на нулевом промилле. Законодатели-единороссы готовы принять и компромиссные варианты. Единороссы, как заявил Владимир Васильев, сегодня работают над подготовкой предложений, которые взвешенно ре­шили бы данную проблему, как, впро­чем, и многие другие проблемные во­просы, поставленные оппозицией.

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов, пожалуй, был наиболее су­ров в оценке деятельности правитель­ства. Он считает, что Россию накрыла новая волна кризиса: «Экономический рост снизился в первом квартале теку­щего года до 1 процента, а показатели промышленного производства вообще ушли в минус». По его словам, страна получила еще один миллион безработ­ных, а более 300 тысяч малых и сред­них предпринимателей «разорились вчистую». Республики, края и области, утверждает он, просто душит безде­нежье. Положение просто аховое, ут­верждал лидер коммунистов, в стране пахнет новым дефолтом.

При этих словах многие избира­тели, полагаю, вздрогнули, вспомнив ужас 1998 года. Криминальный поли­гон, торгово-сырьевая биржа, комму­нальные платежи — сплошной террор, разгром вузов, пир во время чумы, очередной циничный обман пенсионе­ров, каша-размазня партийной систе­мы, бюллетени — длиннущая «портян­ка Чурова», «баба Яга» — ЕГЭ, — это лишь небольшой перечень красочных депутатских характеристик полити­ческого и социально-экономического положения страны.

Что же предлагает Компартия? Но­вый курс, новую команду, новую стра­тегию, новую информационную по­литику и новое правительство — пра­вительство национальных интересов, народного доверия. Думается, с боль­шинством предложений нынешний Кабинет министров мог бы согласить­ся. Скажем, разве будет кто-либо из министров против «стратегического планирования, умной промышлен­ной и региональной политики»? Раз­ве обойтись «без надежной банков­ской системы и доступных для това­ропроизводителей кредитов»? Даже в отношении госмонополии на доходы от минерально-сырьевых ресурсов и спирто-водочной промышленности не последует бурных возражений. Боль­шинство и за более широкое участие государства в регулировании цен на энергоносители, на транспортные та­рифы и услуги ЖКХ. Члены прави­тельства и за эффективную поддержку села, малого и среднего бизнеса.

С трибуны почему-то не прозвучал целый ряд интересных и заслуживаю­щих внимания предложений, которые имеются в законопроектах, подготов­ленных коммунистами-думцами и не находящих поддержку у парламент­ского большинства.

Заместителя Председателя Госдумы и лидера партии «Справедливая Россия» Николая Левичева больше волновали вопросы образования, ЖКХ, сельского хозяйства, жилищного строительства. Депутат скептически оценивает планы правительства по доведению объемов инвестиций к 2015 году до 25 процентов ВВП. По его словам, при тех темпах эко­номического роста, на которые подпи­сывается правительство, «останутся под большим вопросом и плановые трил­лионы рублей на оборону, на ЖКХ и на развитие Дальнего Востока». Он при­звал изменить финансовую политику государства в подходах к инфляции, ко­торую не надо бояться «как огня», ибо давно доказано, как подчеркнул парла­ментарий, что она вызвана не столько монетарными причинами, сколько за­сильем всякого рода монополий.

Это одна из бед российской эконо­мики, убежден вице-спикер. По его об­разному выражению, монополия на монополии и монополией погоняет. И возникает она из-за пассивной позиции ключевых министерств. Почти ничего из предложений ФАС не реализовано, и, по его словам, «смычка бизнеса и мест­ной власти, не допускающая на терри­торию конкурентов, становится только теснее». Опасность осенней рецессии вполне вероятна, и «если это случится, мы просто вынуждены будем ставить вопрос о доверии правительству».

Руководитель фракции ЛДПР Вла­димир Жириновский тоже не жалел критики в адрес правительства. Осо­бенно досталось Министерству регио­нального развития. По мнению депута­та, муниципальные чиновники неред­ко ведут к банкротству подчиненные им дирекции ЖКХ, обслуживающие десятки и сотни домов. Затем создается новая дирекция ЖКХ с теми же сотруд­никами, и процесс повторяется. В итоге — взвинчивание тарифов и коррупция. Вместе с жесткой критикой работы правительства фракция ЛДПР, что на­до подчеркнуть особо, сумела подго­товить ряд весьма дельных замечаний и предложений. Например, увеличить вывозные пошлины на сырьевые то­вары, а на готовую продукцию — об­нулить. Создавать биржи по торгов­ле бензином, золотом, лесом. Вместо мелких департаментов Минпромторга воссоздать мощные самостоятельные министерства — авиационной про­мышленности, сельскохозяйственного машиностроения и строительной тех­ники, металлургической промышлен­ности, внешней торговли. Установить предел роста тарифов до 5-6 процен­тов в год. Ввести визы для трудовых мигрантов из Средней Азии и т.п.

Но самым критикуемым предста­вителем правительства стал министр образования и науки Дмитрий Ли­ванов. Тут депутаты из КПРФ, СР и ЛДПР проявили редкостное единоду­шие. Они катком прошлись по лично­сти министра, который, с их точки зре­ния, гробит образование, нападает на бедных ученых, третирует диссертан­тов. Прозвучало и требование отставки главы ведомства. За двадцать лет рабо­ты Госдумы, пожалуй, не было ни од­ного руководителя этого министерства, которого бы не песочили депутаты и не приглашали писать заявление «по собственному»... Как сказал Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос одного из депутатов о страховых взносах для малого бизнеса, правительство «сосре­дотачивается» и обещает наиболее цен­ные предложения использовать в своей работе над законопроектами.  

 Людмила Глазкова, Николай Лашкевич

   «РФ сегодня» №17, 2013 г.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.