Главная >> Информационный сборник >> №14 Апрель, 2014 >> Совершенствование системы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Информационный сборник: №14 Апрель, 2014

Раздел: Местное самоуправление

Статья: Совершенствование системы организации местного самоуправления в Российской Федерации

С прошлого года в календаре государственных праздников России появилась новая дата – 21 апреля отмечается День местного самоуправления. 

Праздничная дата была учреждена Указом Президента РФ Владимира Путина в целях повышения роли и значения института местного самоуправления.

День 21 апреля для праздника выбран неслучайно. В этот день, в 1785 году, была издана Жалованная грамота городам, фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 апреля Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел парламентские слушания на тему: «Вопросы совершенствования системы организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы, представители профильного министерства и ведомств, а также главы и руководители региональных и муниципальных органов власти, меры городов-миллионников, представители научного и экспертного сообщества, СМИ.

В мероприятии приняли участие председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов и депутат Юрий Габараев.

 

 

Выступление Председателя Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктора Кидяева:

«На протяжении последних лет государством принимаются активные меры по совершенствованию местного самоуправления в нашей стране.

Конституция Российской Федерации 20 лет назад закрепила местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом.

10 лет назад с принятием Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в стране начался новый этап развития местного самоуправления. Этот закон и саму реформу местного самоуправления со всей уверенностью можно назвать первым и наиболее крупным национальным проектом, начатым Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

Одной из задач, на решение которой был направлен 131-й закон, была задача приближения власти к населению. На территории страны были созданы поселения, общее количество муниципальных образований в стране увеличилось с 11-ти до почти 24 тысяч.

Право всех граждан нашей страны на местное самоуправление было обеспечено. Ещё одной задачей было разграничение предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти.

Считаю, что эта задача на тот момент была выполнена удовлетворительно.

Масштабность нововведений и необходимость постепенного перехода на новую систему организации местного самоуправления потребовали длительного переходного периода.

Но от начала реформы местного самоуправления нас отделяет, как уже я сказал, 10 лет. Пять лет назад федеральный закон № 131-ФЗ вступил в силу и начал применяться в полном объёме на всей территории страны.

Реальная жизнь многообразна. Она не стоит на месте. И прошедший период времени - достаточный срок, чтобы понять, что нам надо донастроить.

Выявление слабых мест требует большой последовательной работы, работы по обобщению практики в сфере местного самоуправления и смежных отраслях, работы по анализу проблем и трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются жители муниципальных образований, главы и депутаты муниципалитетов всех уровней.

Наш Комитет это делает на постоянной основе. Этому способствует не только рассмотрение поступающих в Комитет писем и обращений с мест, но и живое общение с представителями муниципального сообщества, жителями городов, районов, сел и деревень.

Этапным можно назвать работу Комитета по подготовке и проведению в ноябре прошлого года в городе Суздале Всероссийского съезда муниципальных образований.

Вниманию делегатов съезда нами был представлен обширный доклад: "Основные направления развития механизмов местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период". Этот доклад детально обсуждался на самом съезде. Дискуссия была продолжена и в рамках рабочей группы, решение о создании которой было принято съездом.

Особый импульс работе по поиску путей совершенствования института местного самоуправления придал Президент Российской Федерации. Свое Послание от 12 декабря 2013 года Президент фактически начал с темы местного самоуправления, отметив имеющиеся здесь принципиальные трудности и недостатки.

Вот вкратце история подготовки внесенного нами 11 марта 2014 года в Государственную Думу проекта Федерального закона № 469827-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проекта, направленного на уточнение некоторых общих принципов организации местного самоуправления в нашей стране.

Уважаемые коллеги, как видите, внесение данного законопроекта не случайный порыв.

Теперь несколько слов о сути наших предложений.

Когда принимался 131-й Федеральный закон, в него была заложена идея работы поселения с жителями, а районов с поселениями. Некоторые вместо совместной работы начали перетягивать одеяло, начались конфликты. Пришло время поправить положение и вернуться к первоначальной идее.

Предлагается единая схема формирования представительных органов районов из глав и депутатов поселений. Такая схема будет в большей степени отвечать межмуниципальной природе районов. Одновременно укрепятся и позиции поселений.

Кстати, в законопроекте мы предложили разделить функции городских и сельских поселений, уменьшив полномочия сельских поселений и, следовательно, нагрузку на них.

Далее. Сейчас получается, что в крупном городе один депутат представляет интересы 15 или даже 30 тысяч избирателей. Столько избирателей обычно в целом районе. Но и в районе не один депутат, там полный набор органов на двух уровнях местного самоуправления. В таких городах предлагается вернуться к недавнему опыту и возродить районные отделения.

Для справки хотелось бы заметить, что уже сейчас из 79 столичных городов в 47, а это 60 процентов, главу избирают представительные органы муниципальных образований из своего состава, при этом внутригородские районы не должны быть созданы в каждом городском округе, тем более в городском поселении. Например, в 1987 году районные отделения имел 91 город, при этом 27 являлись не областными центрами.

Мы предлагаем, чтобы решение о делении города на районы принимал субъект Российской Федерации, с учетом местных особенностей. При этом субъект должен получить право своими законами наделять город с внутригородскими районами дополнительными полномочиями. Кстати, повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления являются сквозной идеей законопроекта, они нас давно об этом просят, и это правильно.

Законопроект был рассмотрен нами на заседании Комитета, мы его поддержали. В Комитет поступило 32 положительных отзыва и один отрицательный. Обсуждение законопроекта ведется нами в общественных организациях, с экспертами, с учеными и с депутатами.

Предложенные нами меры должны сделать местную власть более доступной жителям, а также ответственной перед ними. Полагаю, этим законопроектом мы сделаем серьезный шаг на пути решения задач, поставленных Президентом в Послании. Это развитие сильной, независимой, финансово-состоятельной власти на местах, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой. Приведем ситуацию в соответствии со здравым смыслом.

Законопроект - это один из серии наших шагов. В нём мы не только совершенствуем структуру местной власти, но и делаем серьёзный шаг по пути наведения порядка в её полномочиях. Полномочиям посвящена ещё одна инициатива, разработанная у нас в Комитете - это проект 268283-6. Проект уже принят в первом чтении. Полагаю, что во втором чтении мы рассмотрим его до конца апреля».

По словам представителя Министерства регионального развития Светланы Ивановой, основная работа, которую сейчас ведет Правительство, по финансовому обеспечению совершенствования местного самоуправления. Законопроект, по ее мнению, «не решает ключевую проблему - перечень вопросов местного значения, носящих в законопроекте общий характер», низкий уровень и у финансовой обеспеченности, но, вместе с тем, в ведомстве продолжается работа над поручением Президента.

Член Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко в своем выступлении сделал акцент на более 800 предложениях экспертного сообщества, поступивших в адрес рабочей группы по данному проекту, разделив их структурно на три блока: законодательное закрепление вопросов, требующих законодательного и нормативного регулирования; разделение полномочий и финансовые основы для реализации полномочий инструментов местного самоуправления.

Ряд критических замечаний высказали и меры Екатеринбурга, Самары, Ростова-на-Дону и многие другие представители органов местного самоуправления, предостерегая от излишних трат на содержание 2-уровневого муниципального управления и предупреждая о больших рисках в таком управлении при разделении полномочий, предлагая, в свою очередь, сформировать практику переходных периодов при введении данной системы.

Говоря об иных мерах совершенствования законодательства о местном самоуправлении, участники обсуждения высказывали мнение о необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс и в Налоговый кодекс Российской Федерации, это, по мнению спикеров, позволит увеличить поступления в бюджеты муниципальных образований.

В рекомендациях парламентских слушаний отражена положительная оценка подготовленных изменений в законодательство о муниципальном самоуправлении, а также предлагается Госдуме и Правительству провести тщательную доработку обсуждаемого законопроекта ко второму чтению с учетом замечаний и предложений. 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.