Главная >> Информационный сборник >> №14 Апрель, 2014 >> Местная власть – власть граждан на расстоянии вытянутой руки

Информационный сборник: №14 Апрель, 2014

Раздел: Местное самоуправление

Статья: Местная власть – власть граждан на расстоянии вытянутой руки

В канун Дня местного самоуправления – Государственная Дума РФ в первом чтении рассмотрела законопроект о реформе, касающейся 517 городских округов страны. Реформа, как было отмечено в декабрьском 2013 года Послании Президента РФ Федеральному Собранию, в текущий год 150- летия земской реформы должна решить важнейшую задачу развития «сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Формула новой реформы на уровне местной власти, по мнению Президента РФ, состоит в том, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до неё рукой».

В ходе реформы предстоит найти выходы из проблем оптимизации объемов полномочий муниципалитетов, повышения их эффективности благодаря разграничению политических и хозяйственных функций. Следует устранить разрывы между местной элитой и гражданским обществом, изменить баланс полномочий органов местного самоуправления и порядок их формирования.

Организационный этап реформы в крупных городах предложен через введение двухуровневой системы местного самоуправления. Создание нового уровня местного самоуправления в дополнение к действующему предполагает избрание в него депутатов и главы района.

Однако уже на стадии проекта реформа вызвала серьёзные возражения. Поэтому было принято решение провести апробацию на базе г. Волгограда. Здесь на собраниях жителей прошли выборы общественных районных дум, которые в свою очередь избрали общественную городскую думу, делегировав в неё своих представителей.

Как показал опыт, институты, созданные в Волгограде по инициативе «снизу», то есть общественные думы, взяли на себя согласительные и представительные функции общественного контроля. По итогам работы эксперимент «создал в городе настоящее самоуправление граждан», препятствующее радикализации городского сообщества и обеспечивающее контроль городской «олигархии».

Тем не менее, в рабочую группу по реформе поступило более 800 предложений. Они, с одной стороны, стали свидетельством общественного запроса на реформу, а с другой,- показали узкие места и настороженность общества. К примеру, в районных думах Волгограда обнаружились многие черты «районных советов» США, которые, по уверениям инициаторов российского законопроекта, «являются одним из успешных нововведений в области местного самоуправления». Они убеждены в том, что в России «возможно создание не менее эффективных общественных институтов …, в самоорганизации людей и в общественном контроле».

Эту уверенность законодателей подкрепляет параллельная инициатива Правительства РФ о предоставлении Президенту РФ и Правительству РФ права делегирования субъектам федеральных полномочий. К ним отнесены полномочия в области регулирования отношений недропользования, ветеринарии, пожарного надзора, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира, племенного животноводства, надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием. Новые полномочия субъекты РФ получат в использовании автомобильных дорог, в обеспечении безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, энергетического надзора, государственной регистрации недвижимости, землеустройства и земельных отношений, в области защиты прав потребителей, охраны здоровья, окружающей среды и объектов культурного наследия.

Как отмечают эксперты, «это вторая по масштабности реформа по перераспределению полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением», по итогам которой в стране получит устойчивость «административная вертикаль, нивелирующая способ избрания или назначения того или иного должностного лица в субъекте или муниципалитете». И в серьёзности намерений убеждает уровень ответственности за неисполнение. Правительство РФ предлагает за неисполнение новых полномочий закрепить за ним право инициирования процедуры отставки губернаторов.

Авторы законопроекта особо оговаривают формат «зеркального» использования механизма их проекта в реформе местного самоуправления. В частности, рассматриваются новые возможности делегирования полномочий муниципалитетам, если это предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, законодатели, тщательно изучив ситуацию, ответили на общественный запрос и положения Послания Президента РФ.

Вместе с тем, нельзя отмахнуться и от того, что политическая оппозиция стала выразительницей настороженности части общества. Фракции КПРФ и «Справедливая Россия» в Государственной Думе выступили против нововведений. По мнению зам. председателя фракции «Справедливая Россия» М.Емельянова, «ступенчатая система выборов создаёт фильтр и даёт больше возможностей для искажения народной воли». Фракция КПРФ указывает на то, что «законопроект фактически отменяет прямые выборы».

Глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ А.Кудрин высказал на круглом столе «Местное самоуправление в России: пути дальнейшего развития» опасение, «что российские города лишатся не только избранных мэров, но и выбранных городских парламентов». Он убеждён в том, что разделение городов на районы «только усилит управленческую неразбериху и может увеличить затраты на содержание чиновничьего аппарата».

В официальном заявлении партии «Яблоко» содержится «категорическое возражение» против законопроекта о реформе местного самоуправления. «Такая система местного самоуправления,- говорится в заявлении,- противоречит Конституции России, Европейской хартии местного самоуправления и не имеет ничего общего с реальными потребностями страны».

Правда, оппозиция при всей резкости критики законопроектов не внесла реальной концептуальной альтернативы переходу от существующего положения местного самоуправления РФ с «протянутой рукой» до предлагаемой модели местной власти для граждан на расстоянии «вытянутой руки». А жаль.

 

                                            главный консультант ИАЦ Парламента РСО-А

Тамерлан  Цориев

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.