Главная >> Информационный сборник >> №4 Апрель, 2013 >> Фундаментальная основа единства страны – русский язык

Информационный сборник: №4 Апрель, 2013

Раздел: ДАЙДЖЕСТ

Статья: Фундаментальная основа единства страны – русский язык

Состоялось очередное заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Обсуждались, в частности, планы реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года. Мероприятие проходило в помещении Еврейского музея и Центра толерантности, Вел заседание Совета Президент РФ Владимир Путин.

 

- В прошлый раз мы вместе собирались в августе прошлого года в Саранске и тогда договаривались, что будем обсуждать текущие вопросы и общую логику, системные подходы в работе, ради которой и был создан центр, - сказал он. - Я хочу еще раз повторить: наша базовая задача заключается в том, чтобы укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе, чтобы люди независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны.

Вижу в этом залог устойчивого, успешного развития нашей страны. Именно такой подход был заложен в новой Стратегии государственной национальной политики. Этот документ прошел широкое общественное обсуждение и был утвержден в декабре.

Сейчас правительство работает над планом реализации этой стратегии. Однако для того, чтобы она заработала, не осталась своего рода «декларацией о намерениях», надо еще многое-многое сделать. И в этой связи хочу обратить внимание на ряд моментов.

ПЕРВОЕ. Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причем на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем, для того чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.

Многое в этом плане делается в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы», В общем, на эти цели выделяется 2,5 миллиарда рублей до 2015 года. Но было бы неверно опираться лишь на одну эту программу. Необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны.

Внимание к русскому языку - это, казалось бы, такая естественная вещь, но порой создается впечатление, что мы недооцениваем значимость этого явления для нашей страны, для нашего государства. Как-то считается, что это такая данность, как воздух, и она сама по себе будет существовать и развиваться.

Но если мы с вами заглянем в некоторые населенные пункты где-нибудь на окраине Российской Федерации, не уверен, что мы обнаружим такое же знание языка, как в некоторых городах-миллионниках. Между прочим, это разрушает страну, такая вот ситуация, и людям создает проблемы, потому что они едут учиться и работать хотят там, где русский язык нужен. Я уже не говорю о других составляющих этого процесса.

Хочу напомнить, что у нас в стране ежегодно в День рождения Александра Сергеевича Пушкина отмечается День русского языка. Но это событие проходит далеко не на должном уровне. Многие даже не знают, что такой праздник вообще существует в календаре.

Думаю, что правительству следует представить глубоко продуманные предложения по проведению Дня русского языка в 2013 году и на перспективу - не формальные, а содержательные, соответствующие масштабу и значимости темы. Рассчитываю, что члены совета также подключатся к этой работе.

ВТОРОЙ МОМЕНТ - роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними. Это системная, комплексная и творческая работа, и она должна отвечать и интересам, запросам детей, и современным общественным реалиям. Подчеркну, что формальные нравоучения здесь абсолютно неприемлемы и неэффективны, а порой даже и контрпродуктивны.

 Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур.

Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам.

ДАЛЕЕ. На сегодня в России зарегистрировано 989 национально- культурных автономий. Кроме того, действуют многочисленные национальные объединения, союзы, региональные ассоциации. Все эти структуры обладают огромным гуманитарным потенциалом и способны стать эффективной площадкой для межэтнического и культурного обмена.

Подчеркну, что в соответствии с новыми положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» подобные структуры смогут теперь получать господдержку как социально ориентированные некоммерческие объединения.

Более того, считаю, что при распределении в 2013 году и последующих годах президентских грантов, направляемых соответствующим организациям, нужно предусмотреть отдельное финансирование проектов, направленных на гармонизацию межэтнических, межнациональных отношений. Подобную практику необходимо ввести и на региональном уровне.

Губернаторам следует сформировать свои формы грантовой поддержки.

Нам в целом важно определиться с господдержкой проектов, связанных с отечественной историей. Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные, ангажированные спекуляции на эту тему.

Многие государства в мире складывались по-разному, но подавляющее большинство современных цивилизованных стран стремится к интеграции, потому что в современных условиях от этого резко повышается конкурентоспособность и выживаемость отдельных наций.

И мы с вами не исключение, а уж что говорить, если мы находимся в рамках единого государства, - надо этим дорожить и приумножать эту силу, но делать это нужно современными, тонкими, эффективными методами, и чтобы люди понимали, что вся эта работа направлена на их благо.

Конечно, нужно обратиться к специалистам в этой работе, сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России, создавать своего рода календарь таких событий как минимум на период с 2013 по 2025 год и, соответственно, обеспечить их широкое освещение в средствах массовой информации, научной литературе, в образовательной и культурной сфере.

Следует оказать поддержку студенческому волонтерскому движению в работе по восстановлению памятников культуры народов Российской Федерации, совместно с институтами Российской академии наук и Российской академии образования проводить историко-этнологические и этнополитические сборы студентов, молодых ученых и так далее.

И, конечно, необходимо поддержать творческие проекты, направленные на укрепление единства народов России, нашей исторической, культурной идентичности. Говорю о художественном, документальном и анимационном кино, о передачах на радио и телевидении.

Хочу подчеркнуть: государство должно поддержать не пустые агитки, а действительно яркие, тонкие, талантливые работы - тогда, конечно, и только тогда будет и результат. В качестве примера хотел бы привести (говорил уже об этом неоднократно) телеканал «Моя планета», который ВГТРК делает совместно с Русским географическим обществом.

Прошу правительство проработать эти вопросы, продумать комплекс мер по формированию через средства массовой информации, интернет позитивных межэтнических отношений.

ЧЕТВЕРТОЕ. Значимым ресурсом поддержки общественных инициатив призвана стать Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанная на 2014-2018 годы. Правительство ее сейчас активно готовит.

ПЯТОЕ Серьезный потенциал у наших общественных палат, которые действуют на разных уровнях. Совместно с общественными советами при государственных и муниципальных органах власти они могли бы обеспечить диалог власти и институтов гражданского общества по вопросам реализации национальной политики.

И, НАКОНЕЦ, ШЕСТОЕ. В ближайшее время Россия станет центром проведения крупнейших спортивных и политических мероприятий. Если сосредоточиться на спортивных, то напомню, что летом Казань примет XXVII Всемирные игры - Универсиаду; в феврале 2014 года состоятся XXII Олимпийские зимние игры, а затем Паралимпийские.

Оба этих события, безусловно, дадут новый сильный импульс развитию спорта в нашей стране. Причем, как мы надеемся, не только спорта высших достижений, но и массового спорта. И крайне важно, чтобы все позитивные изменения затронули и сферу наших национальных видов спорта, отражающих культуру, сам дух народов России.

Отмечу, что сегодня в официальном реестре Минспорта значатся всего пять таких видов спорта, как будто других не существует. На самом деле их более шестидесяти. Занимаются ими более 85 тысяч человек - это по официальным данным, а в самом деле гораздо больше. И не будем забывать, что все всемирно известные олимпийские спортивные дисциплины когда-то были сугубо национальными.

И конечно, нужно стремиться к тому, чтобы наши национальные виды спорта пробивались в олимпийские дисциплины. И главное, чтобы о них знали в России, чтобы они развивались у нас именно как массовые, общедоступные виды спорта.

Давайте перейдем к обсуждению. Спасибо большое за внимание.

 

В.МИХАЙЛОВ:

- Принята Стратегия, новый документ, и он горячо обсуждается и в научных кругах. В этой связи я хотел бы акцентировать внимание на следующем: впервые в нормативном документе - указе президента, утвердившим Стратегию, - многонациональный народ Российской Федерации отождествляется с понятием российской нации.

Таким образом, первая строка преамбулы Конституции: «Мы многонациональный народ Российской Федерации» - обрела однозначный смысл, что многонациональный народ Российской Федерации – это не простая сумма национальностей, а единая общность.

Российский народ, российская нация – это знаковая общенациональная идея, которая стала не только объектом публичной политики, а значит, и практических действий.

Главными из этих идейно-теоретических опор и инноваций укрепления российской нации в Стратегии названы:

ПЕРВОЕ – общность судьбы народов. Это необыкновенная новация: 1150 лет вместе. Мир не знает таких аналогов.

ВТОРОЕ – многовековой политико-правовой опыт Российского многонационального государства: и положительный, и отрицательный опыт имеется в виду и имперской России, и опыт советского периода.

ТРЕТЬЕ – восстановление исторической связи времен, что выражается в том числе в преемственности многих идей. И мы в Стратегии находим отклики идей, уходящих корнями в глубокую эпоху XVII-XVIII веков.

ЧЕТВЕРТОЕ – не менее значимая опора единства российской нации в Стратегии обозначена идеей единства и дружбы народов, российского патриотизма. Примечательно, что в первоначальном проекте документа термин «дружба народов» отсутствовал, но в процессе его осуждения поступило громадное число предложений реанимировать это понятие и включить его в Стратегию.

Не менее значимыми являются проблемы подготовки кадров, организации их учебы в области межнациональных отношений. Здесь очень важно не только определить соответствующие учебные заведения, но и кто будет разрабатывать новые учебные программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Видимо, все это должно быть под контролем Администрации Президента, Минрегионразвития, нашего Совета.

И.СЛЮНЯЕВ, министр регионального развития:

- В целях реализации Стратегии государственной национальной политики Минрегионом совместно с другими федеральными органами власти, совместно с субъектами Российской Федерации, с представителями национально-культурных автономий подготовлен план мероприятий на 2013-2015 годы. К 1 марта текущего года этот план будет внесен в Правительство российской Федерации. Основным инструментом  реализации должна стать Федеральная целевая программа. Назову ее основные мероприятия.

Во-первых, это празднование опорных дат исторического и духовного единства России, в частности, в 2013 году мы будем отмечать 400-летие создания российской государственности и восхождения на престол династии Романовых, 900-летие «Повести временных лет», в 2014 году – 700-летие Святого Преподобного Сергия Радонежского, 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова, в 2015 году – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 2000-летие древнего Дербента, а в 2016 году – 1000-летие русского присутствия на святой горе Афон.

Во-вторых, предусмотрен большой раздел мероприятий, направленных на укрепление патриотизма и пропаганду государственных символов России, одна из идей – это создание на основе частно-государственного партнерства фонда поддержки общественных инициалов по воспитанию патриотизма и укреплению межэтнических отношений.

В-третьих, конечно, это образовательный блок. Мы предлагаем подумать о введении учебного предмета по истории народов России, предполагающего формирование полезных навыков общения представителей разных наци и конфессий в рамках одного государства.

Ю.Петров:

- Задача образования – не только представить сумму знаний юному человеку, но и сформировать личность, ценностные ориентации и модели социального поведения. Я бы сказал, что в наше время качество гуманитарного образования - это вопрос и национальной безопасности, поскольку только качественное гуманитарное образование может выступать средством гармонизации национальных отношений и давать адекватный ответ на вызовы нашего времени. Известно, что во многих странах СНГ, за исключением, пожалуй, Армении и Белоруссии, сейчас период вхождения этих народов в состав Российского государства оценивается как период колониальной зависимости. И большинство отечественных историков, естественно, не приемлет такую трактовку и не считает Российскую империю и СССР колониальной империей, поскольку в отличие от классических империй Запада отношения между центром и регионами в нашей стране строились на принципиально иной основе, нежели отношения между метрополией и колонией. Вместе с тем плодотворному раскрытию особенностей истории России как многонационального государства мешает, на мои взгляд, недостаток координации академических ученых из центральных и региональных научных центров.

В этой связи я бы подумал, например, о создании научно- координационного совета по истории межнациональных отношений в России с участием представителей заинтересованных ведомств, прежде всего Министерства образования и науки, Минрегиона, Минкультуры и ведущих научных учреждений и ученых из субъектов Российской Федерации.

М.ОСТРОВСКИЙ:

- Считаю главной и первоочередной задачей гражданского общества сегодня добиться того, чтобы на бытовом, я бы даже сказал, на рефлекторном уровне каждый человек, особенно молодой, в первую очередь себя идентифицировал как гражданина России, а уже затем - все остальное. Именно об этом мы предметно говорили в Махачкале на выездном заседании Совета региональных общественных палат, организованном в рамках обсуждения Стратегии.

Там было выдвинуто предложение о создании общероссийского общественного движения за российскую гражданскую нацию. Это предложение получило полную поддержку во всех без исключения региональных общественных палатах, во многих общественных объединениях.

Для реализации Стратегии необходимо активно на всех уровнях осуществлять меры популяризации положительных примеров дружной жизни наших народов, того, что в советскую эпоху называлось интернационализмом. И мне кажется, что нам пора перестать бояться этого слова.

Это должна быть работа, на которую должны быть направлены все наши институты, практически начиная с детского сада.

И.ГИЛЬМУТДИНОВ:

- Я считаю, что необходимо организовать, пусть один раз в два года, всероссийский фестиваль по национальным видам спорта. Второе. В действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте» у нас есть некорректная, скажем так, норма, которая многим национальным видам спорта запрещает иметь общероссийские спортивные федерации. Конечно, это неправильно, и они не могут развиваться. Я со своей стороны подготовил как депутат необходимые поправки и просил бы их, если возможно, поддержать и поправить эти, я считаю, некорректные нормы. Третье. Разработать программу или комплекс мероприятий по развитию национальных и неолимпийских видов спорта в рамках госпрограммы по развитию физической культуры и спорта. Такая госпрограмма есть, и там иметь эти направления, я считаю, было бы очень здорово. Четвертое. На уроках физической культуры изучать национальные виды спорта. Пятое. У нас есть очень большие праздники, общие мероприятия, объединяющие нас: День России, особенно День народного единства. Иногда мы по этому Дню думаем: а как его насытить, какими мероприятиями. В данном случае, может быть, именно серьезный подход в организации проведения, широкой организации в этот день национальных видов спорта.

М.ХУБУТИЯ:

- Я хотел бы остановиться на детской теме. Нужны специальные школы для одаренных детей всех этносов. Предлагаю ввести так называемую пятую четверть, будет это 24 дня или месяц, когда ученики разных школ посещают, например, школу-побратим из другого региона. Надо определить города, которые будут работать по такой программе.

Создать на центральном телевидении творческую группу для создания детских передач, фильмов просветительского характера, знакомящих с культурой, традициями разных народов. Пусть будут выпускать детские новости, где юные собкоры будут сами рассказывать обо всем, что происходит в их крае. Нужен общероссийский детский журнал, который печатал бы сказки, истории, картинки. У детей должно быть общее литературное, эстетическое пространство. Поддержать писателей из разных регионов и краев, которые сочиняют литературу для детей.

М. ШЕВЧЕНКО:

- Во-первых, под эгидой Совета вся информационная политика должна по крайней мере, координироваться с Советом по межнациональным отношениям под вашим руководством.

При Совете мы предлагаем создать школу подготовки журналистских кадров. Мы назвали это школой национальной политики, которая занималась бы, как в советское время курсы повышения квалификации, конкретной работой с журналистами для того, что бы они имели своего рода лицензию на работу с определенными темами.

Кроме этого, ряд независимых и достаточно сильных  электронных ресурсов, таких, как «Этнорадио», «Национальный акцент», для того, что бы на их страницах обсуждались вопросы на уровне современных журналистских технологий. Поверьте, у нас есть специалисты, которые это могут создать, конфликты и образы конфликтов, создающиеся в медийном пространстве.

Социальные сети сами по себе -  это объективное явление. И нам представляется, что противодействие в этих сетях, помимо грубых форм закрытия или выявления преступников и радикалов, которые сознательно подрывают национальную или государственную безопасность нашей страны, необходимо также создание и другого образа, информационного образа конфликтных ситуаций.

То есть мы предлагаем создать своего рода группу контрпиара, которая бы, разбиралась в ситуации конкретно, предлагала бы обществу и тем, кто находится в сетевом пространстве, иное, настоящее, подлинное видение и причины того или иного конфликта.

Вот вы сказали о средствах, которые будут выделятся на национальную политику. Я предлагаю создать под эгидой Совета специальный фонд, который концентрировал бы ресурсы, распространял бы гранты именно для информационного противодействия экстремизму и продвижения не только каких-то негативных моментов, но и позитивных образов национальной политики и жизни меду народами, дружбы народов, как сказал Вячеслав Александрович, и отношений между разными этническими группами.

В.ГАНИЧЕВ:

- Нашей комиссией внесено предложение о том, чтобы внести  в лицензию на деятельность всем телевизионным компаниям , органам печати ставить задачу, чтобы вещание и публикация проводились грамотным, литературным, свободным от сквернословия языком, без чуждой интонации. Это следование профессии и народным началом.

Мы поддерживаем также выдвижение вопроса, который поднимался на местах и в комиссии, о проведении периодического экзамена-опроса по русскому языку для государственных служащих всех регионов. Говорят, что им еще, бедным хотите добавить заботу. Но именно эти люди встречаются с миллионами других людей, от которых очень многое зависит.

Также на уровне местного самоуправления составить не положение, не программу, а хотя бы мероприятия по развитию и сохранению государственного русского языка.

Ведь судьба многих наших предложений решается на местах.

И последнее – о переводах.

Помню, на одном из пленумов якутский народный писатель Лугинов, замечательно знающий и якутский, и русский, сказал: «А ты знаешь, я до третьего класса считал, что Пушкин – якутский поэт». Вот какая была сила перевода. И школа переводчиков национальных языков, которая, к сожалению, сейчас очень ослабла. Мы обязаны восстановить ее. Предлагаем при издательстве «Художественная литература», Литературном институте, при Союзе писателей России воссоздать фонд «Рукопожатие» как фонд национального перевода.

В.ВЕКСЕЛЬБЕРГ:

— Владимир Владимирович! Я хотел бы воспользоваться моментом и с вашего разрешения задать вам вопрос. Есть известная, нашумевшая, я бы сказал, наболевшая тема, связанная с судьбой библиотеки Шнеерсона. Нерешенность этого вопроса накладывает, как мне кажется, негативный отпечаток и на межнациональные, и на межгосударственные отношения. Видите ли вы, Владимир Владимирович, какие-то возможные пути решения и урегулирования этой проблемы?

В.ПУТИН:

- Я с сожалением могу только констатировать, что дискуссия по этой проблеме вышла в такую конфронтационную плоскость, связанную с принятием, на мой взгляд, неправосудных решений в судебных инстанциях другой страны.

Библиотека Шнеерсона, о которой вы сказали, не принадлежит какой-то конкретной еврейской общине. Она принадлежит и нашей, российской еврейской общине тоже, и, вообще, она принадлежит Российскому государству прежде всего. Но нам бы не хотелось загонять ситуацию в тупик. Я хочу только, чтобы было понятно, что библиотека Шнеерсона не единая. С юридической точки зрения, она состоит из двух частей.

Эта библиотека собиралась коллекционером (условно - коллекционером; конечно, это был духовный человек), он собирал ее в России в XIX веке. И первая часть ее была национализирована решением Совнаркома РСФСР сразу после революции 1917 года.

Это очень важная составляющая проблемы, потому что если мы согласимся сейчас с тем, что такая собственность Российского государства, а она объявлена собственностью Российского государства, будет кому-то передана, то мы откроем ящик Пандоры. Я сейчас не говорю, правильно или неправильно поступало советское правительство после революции 1917 года, когда национализировало огромное количество собственности, но прошло уже почти 100 лет, и мы живем, считаясь с таким положением вещей.

Если мы сейчас откроем ящик Пандоры и начнем удовлетворять иски подобного рода, то не будет конца этим претензиям, и к чему они приведут - непонятно. Может быть, когда-то мы и сможем это сделать, но сейчас, на мой взгляд, мы абсолютно к этому не готовы. Это невозможно.

Вторая часть была привезена в качестве трофеев, и, как известно, тоже были приняты соответствующие решения о трофейных ценностях, вывезенных из Германии. Нам бы, конечно, хотелось найти какое-то решение, которое бы пошло на пользу прежде всего людям, которые проявляют интерес к этим духовным ценностям. Какое это могло бы быть решение?

Вот мы сейчас находимся в Еврейском центре толерантности, можно было бы подумать, я готов сформулировать соответствующее поручение правительству, министерству культуры, с тем чтобы эту библиотеку разместить, скажем, на площадях российского Еврейского центра толерантности.

Как юридически выстроить эту работу - это отдельный разговор со специалистами. Во всяком случае, можно было бы обеспечить полный доступ к этой библиотеке всех, кто этого хочет. И, на мой взгляд, это такой серьезный шаг вперед, навстречу тем людям, которые хотят эту проблему, действительно хотят эту проблему решить, а не использовать ее в качестве повода для разжигания страстей и нагнетания этих страстей, для конфронтации.

Вот если мы вместе, вместе с вами, вместе с представителями российских еврейских организаций, вместе с представителями хасидов в Соединенных Штатах, вместе сядем, подумаем и по этому пути пойдем, повторяю, будем стремиться не к обострению ситуации, а к поиску решений, мне кажется, мы можем такое решение найти.

Я очень рассчитываю на то, что мы и дальше будем, и вы так будете дальше относиться к нашей совместной работе - с таким вниманием. Со своей стороны, обещаю, что все, что сегодня прозвучало, будет учтено в протоколе нашей сегодняшней встречи и сформулировано в поручениях президента соответствующим правительственным инстанциям. Я надеюсь, что вы увидите отражение в нашей практической работе.

 

отдел национальной политики

Журнал «100 наций» №1-3, 2013г.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.