Главная >> Информационный сборник >> №14 Апрель, 2014 >> Не только знания, но и питание

Информационный сборник: №14 Апрель, 2014

Раздел: Парламентские будни

Статья: Не только знания, но и питание

«Организация школьного питания» - основная тема выездного заседания парламентского комитета по науке, образованию культуре и информационной политике, проходившем в г. Беслане под председательством Тамары Таболовой. Открывая заседание, она обозначила круг проблем, выявленных во время многочисленных проверок системы школьного питания. Призвав участников встречи оценить ситуацию самым серьезным образом, она пригласила должностных лиц и руководителей школ к откровенному диалогу. По ее мнению, только через открытый и честный разговор можно найти оптимальный вариант выхода из ситуации.

Место высадки внушительного депутатского «десанта» - Правобережный район, выбрано не случайно. Еще недавно в районе организация школьного питания вызывала массу нареканий. Сейчас ситуация постепенно исправляется, по крайней мере, руководство администрации ищет пути наладить свой школьный общепит.

Однако к такому пониманию пришли далеко не все районы.   Принимавший участие в заседании, представитель КСП Александр  Такоев сообщил, что до сих пор продолжается практика закупки продуктов со значительным завышением закупочных цен над среднестатистическими. Разочаровывает аудиторов и исполнение пресловутого ФЗ №94 о госзакупках, уже уходящего в прошлое. В этой связи, Александр Такоев подчеркнул необходимость скорейших образовательных семинаров для представителей муниципалитетов и школ в связи со вступлением в силу с начала 2014 года Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». «Закон очень сложный, - отметил представитель КСП. - Хочу заранее всех предупредить, что проверять данные 2014 года по новому закону мы начнем уже скоро, поэтому заранее всем школам необходимо готовиться и составлять документы».

 

«Заглянуть в школьный котел…»

По словам Александра Такоева, именно этого ревизоры КСП сделать и не могут, ведь в их профессиональном ведении только контроль над цифрами.  «Оценивать качество питания мы не можем, к этому гораздо ближе муниципалитеты – они и должны организовать надлежащий контроль», - убежден Александр Такоев.

Недопустимость принципа «лишь бы накормить» особых споров у приглашенных не вызвала. Однако следует отметить, что представителей ведомства, непосредственно ответственного за состояние здоровья подрастающего поколения – Министерства здравоохранения, среди присутствующих не было. Хотя парламентское приглашение в Минздрав было направлено.

С результатами специального исследования, включающего оценку рисков питания в образовательных учреждениях, участников заседания ознакомила представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Лариса Гиголаева. Выводы специалистов более чем красноречивы – питание детей (как в домашних условиях, так и в школах) неадекватно потребностям растущего организма. Малыши регулярно недоедают мяса, рыбы, качественных животных жиров, овощей и фруктов, хлебных изделий из муки грубого помола. Зато в детском рационе безраздельно господствуют практически бесполезные для роста и развития организма хлебобулочные изделия из белой муки, различные гарниры из макарон и картофеля, низкокачественные каши.

Руководители местных администраций и школ выразили готовность «заглядывать в котел», но насколько это может быть эффективно на фоне систематической нехватки средств на школьное питание? Представляя официальную информацию парламентского комитета, в которой отражены все данные – как официальные, так и реальные, Тамара Таболова начала с того, что, независимо от обстоятельств, во всех школах республики должно быть 2-х разовое горячее питание.  Именно этого безоговорочно требует федеральный образовательный стандарт. Согласно этому же документу, школьники проводят в образовательных учреждениях целый день, соответственно, и поесть дети должны 2 раза.

Особую остроту вопрос питания в школах имеет для детей из малообеспеченных семей. Для них школьный завтрак подчас становится единственным, а обед заменяет домашний. Недоедание – прямая причина нескольких детских обмороков, случаи которых, к сожалению, имели место в школах республики.

 

«Что делать?».

Вопрос «Кто виноват?» ставить уже поздно, этим напрямую занимаются соответствующие органы. Вопрос «Что делать?» сегодня главный, а для районных администраций – основной. Подробно разбирать проблемы и возможности муниципалитетов времени нет, тем более, что каждый район пытается выйти из ситуации по-своему – везде применяются разные системы нахождения средств на школьную еду. Тамара Таболова предложила выработать универсальную программу действий, которая будет реально помогать муниципалитетам задействовать собственные источники финансирования.

Но что делать тем районам, где питание в школах никак не организовано? Так, например, депутат Хетаг Зекеев рассказал коллегам о сложившейся ситуации в Ирафском районе. В частности, некоторые директора школ на свой страх и риск берут ассортимент для школьных буфетов в долг в продуктовых магазинах. Так, одна из школ уже задолжала более 500 тыс.рублей.

Хорошим примером служит практика Кировского района, где администрация за свой счет закупает овощи у местных производителей и передает их школам. Неплохие результаты показывают и алагирцы, разработавшие районную программу по обеспечению школьным питанием. Им удалось оптимизировать потребности, рассчитав, сколько реальных дней в году ребенок находится в школе. Помимо всего этого, школам района пошел навстречу и агропромхолдинг «Мастер-Прайм. Березка», поставляющий молоко для столовых по цене ниже себестоимости.

Первый замглавы АМСУ Ардонского района Андрей Фомин тоже отметил, что району повезло с поставщиками продуктов, однако и они уже предупредили, что с 1 мая будут повышать цены на продукты. Кстати, в некоторых школах района 2-х разовое питание организовать уже удалось.

 

«400 рублей для школы? Вряд ли…».

Затронул Андрей Фомин и тему субсидирования малоимущих семей на школьное питание детей, механизм, который хоть и начал действовать, но вызывает слишком много вопросов: «Если мы не собираем денег с родителей на школьное питание, так как это запрещено законом, то, что тогда компенсирует министерство труда и социального развития? Гораздо лучше направить эти целевые средства районам». Поддержали коллегу и представители других администраций. Справедливо отмечалось несколько аспектов: количество нуждающихся в дополнительном питании детей гораздо больше, чем тех, чьи семьи имеют статус малоимущих. При этом, чтобы получить деньги нужно обойти много инстанций и оформить слишком много документов. Большинство же таких семей – социально неблагополучные, поэтому нет гарантий, что деньги эти дойдут до школы, а не будут потрачены родителями на другие нужды.

В целом участники заседания отметили, что разговор получился полезный и предметный. Завершая заседание, Тамара Таболова еще раз подчеркнула важность совместной работы. Депутаты рекомендовали министерству экономического развития в ближайшее время организовать консультационные семинары по применению норм нового закона о госзакупках. Помимо этого Правительству рекомендуется привлекать сельскохозяйственные производственные кооперативы и фермерские хозяйства республики для участия в организации школьного питания. Также необходимо обеспечить высокое качество и безопасность питания с учетом физиологических потребностей детей.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.