Главная >> Информационный сборник >> №15 Май, 2014 >> На расстоянии вытянутой руки

Информационный сборник: №15 Май, 2014

Раздел: Круглый стол

Статья: На расстоянии вытянутой руки

Вокруг этой цитаты из декабрьского Послания Президента России Владимира Путина проходило обсуждение насущных проблем муниципальной власти во время парламентского «круглого стола», организованного комитетом по законодательству, законности и местному самоуправлению.

Поделиться своим мнением о перспективах совершенствования системы органов местного самоуправления могли многие – приглашение к диалогу получили представители муниципальной власти всех уровней: главы районных представительств и сельских поселений, представители Конституционного суда и Контрольно-счетной палаты республики, заинтересованная общественность.

Широкий формат встречи был выбран не случайно. Ожидаемым итогом работы Всероссийского съезда муниципальных образований и Общероссийского Конгресса муниципальных образований, с учетом предложений экспертов и практиков был подготовлен федеральный законопроект о внесении изменений в действующий 131-й закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Предлагаемые поправки носят системный характер и нуждаются в самом широком обсуждении на уровне субъектов РФ, ведь всем российским регионам, в случае принятия документа, предстоит самим решать, какая модель муниципального самоуправления для них более приемлема.

Открывая «круглый стол» Председатель Парламента Алексей Мачнев подчеркнул особую злободневность вопроса и напомнил, что на протяжении существования закона о местном самоуправлении вокруг него не прекращаются споры. Также он рассказал, что эта тема поднималась и на встрече законодателей с Президентом Владимиром Путиным в Петрозаводске в конце апреля. Главу государства интересовало, как работает этот закон на местах, какова его реальная эффективность и проблемы.

Основные дебаты вокруг предложенного законопроекта возникают из-за двухуровневой модели организации местного самоуправления, которая видится оптимальной в крупных городах. Планируется введение двух новых видов муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Создавать такие округа и внутригородские муниципальные образования будут сами субъекты, посредством соответствующих региональных законов.

В своем выступлении председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов рассказал о своем участии в недавних парламентских слушаниях в Государственной Думе, где вышеупомянутый законопроект также обсуждался самым подробным образом. «Уже сейчас наглядно видно то, что законопроект «в чистом виде» - без поправок и дополнений принят не будет. Мы призываем всех к совместной работе, чтобы выработать наше единое мнение», - призвал он участников «круглого стола».

Более подробно о работе над законопроектом и участии во  Всероссийском совете муниципальных образований поделился глава АМС Пригородного района Руслан Есиев. Говоря о совместной работе представителей региональных муниципалитетов, он подчеркнул перманентный характер поиска новых путей к совершенствованию институтов местного самоуправления. Особенно отметил Руслан Есиев, что «впервые за многие годы закон о местном самоуправлении начал рассматриваться и формироваться «снизу» - с населения, с самих поселений и округов. Такого еще ни разу не было в российской истории. Нам дали эту возможность и нужно максимально эффективно ею воспользоваться», - сказал он. Именно это, по его словам является свидетельством высокого доверия, оказанного муниципалам со стороны Президента и Правительства РФ.

Затем глава района отметил несколько принципиальных моментов будущего закона. Много споров вызывает выборная система. Предлагается установить единый способ формирования представительных органов – из глав поселений входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов поселений в соответствии с равной, независящей от численности, нормой представительства, определяемой уставом данного района. Таким образом, глава муниципального района будет избираться представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнять полномочия его председателя, а глава администрации – назначаться по контракту. В сельских поселениях главы муниципальных образований смогут выполнять полномочия глав администрации.

Самым важным направлением законопроекта, по мнению Руслана Есиева, является уточнение полномочий органов местного самоуправления. «В сельских поселениях отсутствует материальная, финансовая и кадровая база. Поселения перегружены полномочиями по обеспечению жизнедеятельности населения. К сожалению, на сегодняшний день они не могут исполнять эти полномочия. И из этого вытекает, что муниципальные районы вынуждены осуществлять не межпоселенческие полномочия, а решать вопросы, выходящие за рамки местного значения», - отметил он. - Поэтому разработчики законопроекта предлагают оставить за сельскими поселениями только вопросы благоустройства, досуга, культуры, массового спорта и работу с молодежью».

Наконец, докладчик перешел к введению 2-х уровней муниципальной власти в городах. Вопрос вызывает множество дискуссий, и единого мнения по нему нет. «Жизнь покажет, что будет для нас лучше, а что хуже», - заключил Руслан Есиев.

 Фактически, городской округ с внутригородскими районами – это почти такое же разделение местной власти, которое применялось в бывшем СССР и об этом во время «круглого стола» упоминалось достаточно часто. Распределение функций и полномочий между городом и его районами достаточно хорошо себя зарекомендовало.

 Однако терять сосредоточение власти в стенах городской администрации готовы не все.

- Простите, а что значит «жизнь покажет лучше или хуже» и что значит «максимально воспользоваться? - задал вопрос Первый заместитель Председателя Собрания представителей города Владикавказа Чермен Зангиев. По его мнению, существует реальная опасность развала внутригородского хозяйства.

Ему возразил Алексей Мачнев:

- Разве раньше внутри города не было районов? И Вы считаете, город тогда жил хуже? Я считаю, что лучше. Сейчас создана неэффективная система, и я могу это доказать аргументировано. Тогда каждый район вел специальные хозяйства, каждый район имел свою технику. А сейчас, чтобы домоуправлению решить вопрос, нужно идти в АМС. До обеда он туда не попадет, после обеда он три или пять часов простоит в очереди, а в конечном итоге, ему скажут, что у них нет уборочной машины и так далее.

Тогда Чермен Зангиев затронул еще более болезненную проблему:

- Если мы не можем менять законы в отношении налогов, земли и бюджета, как мы будем производить реформу и передавать полномочия?

На то, что в законопроекте не нашло яркого отражения финансово-экономическое решение многих вопросов говорил и Председатель Конституционного суда РСО-Алания Александр Цалиев. Он положительно оценил перспективу разграничения уровней муниципальной власти – «это все говорит о дальнейшем развитии институтов парламентаризма в нашей стране и послужит приближению власти к народу».

О значении разницы в социально-экономическом развитии различных муниципалитетов говорил заместитель председателя Собрания представителей г.Владикавказ Антон Петров. По его мнению, единственным оправданием дополнительных расходов на реформирование системы муниципалитетов может быть только существенное повышение уровня их работы.

Примечательно, что три парламентские фракции были едины во мнении о пересмотре фискального законодательства в отношении муниципальных бюджетов.

Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев представил участникам диспута мнение парламентской фракции «Единая Россия». Принципиальным моментом, по его мнению, является установка, что местная власть должна быть ближе к народу. Говоря о собственных финансах муниципалитетов, Станислав Кесаев подчеркнул, что изменение налогового законодательства (в части распределения части собственных налогов в пользу местного бюджета) безотлагательно. «Только финансы могут стать основой самостоятельности муниципальной власти», - заключил он.

Мнение «Патриотов России» высказал депутат Ахсарбек Фадзаев. Он констатировал, что за все время провозглашения муниципальной реформы фактически ни одной из ее целей не удалось реализовать в полной мере. Далее он говорил о необходимости разработать Концепцию развития местного самоуправления в РФ на современном этапе, где отразится передача органам МСУ права администрирования местных налогов, установление соответствия местных доходов расходам, введение уплаты налогов юридическими лицами по месту нахождения, а не регистрации и ряд других новаций.

Мнение фракции «Справедливой России» прозвучало в выступлении заместителя Председателя Парламента Гария Кучиева. По его словам, на федеральном уровне необходимо принять закон о финансово-экономических основах местного самоуправления, помимо того, ограничить чрезмерную централизацию полномочий, то есть передать их в пользу субъектов и местного самоуправления. Депутаты уверены – формирование муниципальных бюджетов должно осуществляться преимущественно за счет собственных налоговых поступлений, а не межбюджетных трансфертов. Предлагается увеличить долю средств от налога на доходы физических лиц, поступающих в бюджеты городских и сельских поселений до 40%, передать на местный уровень транспортный налог, налоги от малого бизнеса и 2% налога на прибыль организаций.

Дальнейшая дискуссия показала, что законопроекту еще предстоит самая тщательная доработка, ведь даже среди самих руководителей муниципальных единиц нет единого мнения о том, что же для них будет лучше на данном этапе. В итоге было решено продлить прием всех предложений до 12 мая, и уже с их учетом усовершенствовать рекомендации «круглого стола».

 

Анна Бердыченко

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.