Главная >> Информационный сборник >> №15 Май, 2014 >> Федерализм – это процесс

Информационный сборник: №15 Май, 2014

Раздел: Дайджест

Статья: Федерализм – это процесс

ФЕДЕРАЛИЗМ – ЭТО ПРОЦЕСС

ИТОГИ РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 

На вопросы о становлении и развитии федерализма в России отвечает Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир ПЛИГИН.

 

– Владимир Николаевич, как и почему Россия стала федеративным государством?

– Вопросы внутреннего устройства государства в настоящее время во многих странах выходят на первый план. Существуют несколько концепций мировой карты. По одной из них есть предположение, что на карте мира появится еще около ста государств. Это связано с выделением территорий, в том числе, и в традиционно существовавших странах. Когда высказывалась эта концепция, мне лично было достаточно сложно представить ее осуществимость, поскольку это очень серьезное дополнение к карте мира. Тем не менее тенденция появления новых государств на карте, действительно, находит подтверждение. Она связана с процессами, происходившими после распада таких стран, как Советский Союз и Югославия, разделением ряда стран в Африке. И с тем, что происходит в традиционных странах Европы, где проходят или намечены референдумы об отделении территорий.

Наравне с этим, конечно же, идет и обратный процесс, который направлен на выстраивание общих пространств.  Примером тому являются европейские сообщества, где объединению в последнее время было придано определенное ускорение. Что касается российского федерализма, то он, как мы помним, рождался в крайне непростых условиях ухода с политической арены Советского Союза и развития концепций внутреннего устройства Российской Федерации. Порой складывалось впечатление, что между частями территории могут выстроиться отношения даже не федеративного, а конфедеративного свойства. Этот процесс удалось остановить с принятием Конституции РФ 1993 года, которая сыграла огромную роль в становлении Российской Федерации. Конституция приобретала силу, начала складываться иная форма федеративных отношений. Тогда происходил сложнейший процесс, связанный с выравниванием правового поля на территории отдельных субъектов РФ и отказом от принципов внутреннего суверенитета.

В результате решилась проблема отступления от принципов реального федерализма в сторону конфедерализма, и пришло время выравнивать этот баланс. В настоящее время он определяется статьями 4, 5 и 6 и описан в статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ. Они закрепляют полномочия по предметам ведения РФ и субъектов. В соответствии с основным законом, субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

– Ваша оценка сегодняшнего взаимоотношения субъектов с федерацией?

– В базовых вещах взаимоотношения субъектов и федерации в настоящее время более или менее оптимальны. Кризисы, в том числе и требующие военных действий, остались в прошлом, исчезла так называемая «матрешечность» отдельных субъектов. Сегодня важным для отечественного федерализма является справедливое налоговое распределение, поскольку именно за счет налогов и существуют субъекты РФ. Зачастую субъекты сетуют на перекос в процессе формирования налоговой базы в сторону федеральной компоненты, что сужает их собственную и отражается на формировании материальной базы муниципалитетов на территории субъектов. Стоит согласиться, что в целом ряде случаев субъекты имеют право на дополнительные вещи, связанные с формированием собственных бюджетов. Надо также понять дотационный механизм и найти способы его ликвидации, разработав при этом комплексный подход к организации промышленности и бизнеса в регионах. Очень много может сделать региональная элита, осознающая интересы и федерации, и субъекта. Есть примеры, когда появляются руководители и элита, которые реально формируют привлекательные точки роста, в результате чего происходит взрывной эффект развития того или иного субъекта, сокращение дефицита на десятки процентов.

Очень многие субъекты нашей федерации имеют реальный потенциал для собственного развития. Таким потенциалом, с моей точки зрения, обладают все кавказские республики. Но он останется нереализованным до тех пор, пока существует проблема безопасности региона. Если удастся решить ее, то деловой, туристический и кадровый потенциал региона, при наличии эффективного руководства и элиты, даст хороший результат.

– Существуют ли вызовы российскому федерализму?

– Конституция РФ распространяется на всю территорию России и не допускает возможности выхода из состава федерации. Ее базовый вектор – наше совместное развитие. Мы должны постоянно утверждать это и заботиться о целостности России. Потому что, если не делать это, пространство, занимаемое фундаментальными тезисами, заполнится чем-то другим, что будет нести в себе угрозу целостности Российской Федерации в результате развития разных деструктивных процессов.

В 2013 году мы в Госдуме подготовили отчет по результатам анализа около 160 000 законов, принятых субъектами РФ, и 5000 федеральных законов. Весь массив документов должен сопрягаться между собой. В этом году мы хотим посмотреть это сопряжение по отдельным направлениям, чтобы понять, каковы вызовы российскому федерализму. Я думаю, что текущих жестких вызовов сейчас нет, баланс будет складываться и дальше, потому что федерализм – это процесс. Очевидно, что государство не является данностью. Любое государство сегодня – это усилия тех людей, которые в настоящее время живут в нем и участвуют в процессах его формирования. Поэтому если не заниматься этими процессами, пустить их на самотек, то это приведет, скорее всего, к разрушению государства.

Федеративное устройство нашего государства является одним из базовых конституционных принципов. И когда российский федерализм пытаются оценить с точки зрения некоего классического понятия федерации, следует помнить, что в мире в настоящее время каждая существующая федерация является исключительной. А российская федерация еще приобретает и очень серьезную специфику, связанную с ее ярко выраженной национальной составляющей, с присутствием на той или иной территории «привязывающего» этноса, хотя в ряде случаев такой этнос и не является большинством. Поэтому при выстраивании федеративных отношений надо постоянно думать о сохранении этнических отношений, направленных не на децентрализацию или на конфедерацию, а на выстраивание разумного баланса взаимоотношений между народами.

И еще один момент. Часто звучит вопрос, есть ли какой-то план сокращения федеративных единиц или преобразования автономий в какие-то другие виды субъектов. Мне такие планы неизвестны.

Новейшая история показала, что возможность сохранения России возникла в результате активного осознания частью российского правящего класса необходимости сохранения государства и «испуга» от того, что оно могло реально распасться. Сегодня, думаю, сохраняя нашу страну как федерацию, важно базироваться не на испуге, а на рациональной выработке эффективных взаимоотношений субъектов и федерации.

 

«Наша власть», 03-04-2014

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.