Главная >> Информационный сборник >> №16 Июнь, 2014 >> 29.05.2014 г. Двадцать второе заседание Парламента РСО-А

Информационный сборник: №16 Июнь, 2014

Раздел: Парламентская хроника

Статья: 29.05.2014 г. Двадцать второе заседание Парламента РСО-А

В повестку дня очередного заседания было внесено более 20 вопросов. Основным вопросом повестки дня стало обсуждение итогов исполнения республиканского бюджета первых трех месяцев текущего года. Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

Сложили полномочия

Согласно повестке дня первым депутаты рассмотрели вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Парламента республики пятого созыва, членов фракции «Патриоты России» Феликса Цогоева и Бориса Хамикоева в связи с поступившими от них заявлениями.

Итоги подведены, направления заданы

Представляя членам Парламента финансовые итоги начала года, первый заместитель министра финансов Казбек Дзалаев сообщил, что в республике планомерно осуществляются все действия, направленные на реализацию закона о бюджете. За три месяца доходы составили более 4 млрд. 254 млн. рублей, расходы – 4 млрд. 298 млн. рублей. Бюджетный дефицит увеличится почти на 45 млн. рублей.

В общей структуре доходов выделяется 1 млрд. 650 млн. налоговых доходов – большей частью это налоги на доходы физических лиц и налог на прибыль. Также имеет место резкое снижение поступлений с подакцизных товаров, в особенности нефтепродуктов и алкогольной продукции.

Казбек Дзалаев заверил, что в республике полностью выполняются обязательства по выплате зарплат в соответствии с «майскими» указами. Помимо этого финансируются все социально ориентированные направления государственных расходов и выделяются субсидии аграриям.

В адрес представителя минфина прозвучало много депутатских вопросов. В основном, они касались наиболее «слабых» мест реализации республиканской бюджетной политики. Так, Заур Битаров поставил вопрос об экономической эффективности функционирования завода «Электроцинк». Казбек Дзалаев подтвердил, что бывший промышленный флагман теперь не входит в 10-ку крупнейших налогоплательщиков республики. Сослана Андиева интересовала оправданность субсидирования транспортных предприятий, осуществляющих перевозки по отдаленным селам. Дотирование около 50-ти социально-значимых маршрутов Казбек Дзалаев назвал одним из положительных достижений Правительства, таким образом, удалось не только сохранить автотранспортные предприятия, но и обеспечить жителей горных сел регулярным автобусным сообщением. Проблему освоения средств дорожного фонда затронул Ахсарбек Гулаев. Заместитель министра не стал вдаваться в возможные причины такого положения, но отметил, что из 1 млрд. 300 млн. рублей за 1 квартал освоено всего 100 млн. рублей – лишь 7%. Между тем, часто упоминаемый фактор сезонности работ, по его мнению, не может быть определяющим.

Согласно требованиям бюджетного кодекса финансирование отдельных направлений расходов республиканского бюджета происходит в рамках исполнения государственных программ. Вопрос заместителя Председателя Парламента Людмилы Токаевой коснулся проблемы нехватки детских садов и мер, принимаемых в отношении реализации соответствующей программы. Казбек Дзалаев сообщил, что вопрос о строительстве двух новых детсадов – в с. Эльхотово и в г. Ардоне, практически решен - на федеральном уровне эту договоренность уже подтвердили.

От частного к общему перевел дискуссию Вячеслав Битаров. Его замечание об отсутствии в отчете минфина сведений об экономической эффективности вложения бюджетных средств в то или иное предприятие получил поддержку и со стороны Председателя Парламента. «Когда мы слушаем отчет минфина, мы параллельно должны рассматривать и отчет министерства экономического развития. Предлагаю впредь использовать такую практику», - сказал Алексей Мачнев.

В содокладе председателя бюджетного комитета Асланбека Хадарцева квартальные итоги были совмещены с анализом бюджетных процессов. Он  подчеркнул необходимость совместного рассмотрения отчета министерства финансов с участием представителей всего экономического блока Правительства и другими администраторами республиканской казны.

Говоря о росте налоговых доходов, Асланбек Хадарцев подчеркнул, что в 2014 году планируется собрать 6 млрд. 997 млн. рублей. За первый квартал собрали 1 млрд. 350 млн. рублей – это 19,4 %. Недобор за 3 месяца – уже 350 млн. рублей.

«Сегодня совокупная налоговая недоимка составляет 11 млрд. 600 млн. рублей, - говорил Асланбек Хадарцев, - из них 9 млрд. 300 млн. – это «воздух» - это предприятия-банкроты и т.д. Из этой суммы всего 2 млрд. 300 млн. рублей сегодня обоснованы. Хотелось бы услышать представителей УФНС, которые бы нам сказали, что они планируют собрать, чтобы сократить эту недоимку».

Асланбек Хадарцев отметил также тенденцию к росту неиспользованных целевых федеральных средств, что, по его мнению, заставляет терять минимум год экономического развития.

Напомнив о том, что реализация государственной собственности – один из источников сокращения бюджетного дефицита, депутат отметил, что в 2014 году запланировано получить всего 3 млн. рублей от реализации акций, а в 2015-2016 году реализация госимущества не планируется вообще. «И вместе с тем, по информации министерства архитектуры и строительной политики, у нас на 7 млрд. рублей объектов незавершенного капитального строительства. Хотелось бы услышать от представителей Правительства, что они собираются с ними делать, - сказал он.

Завершая выступление, Асланбек Хадарцев отметил и ситуацию по сбору собственных доходов в муниципальных образованиях: «Львиная» доля нашего бюджета идет на пополнение бюджетов муниципалитетов. А взамен ничего нет, работы нет, все молчат».

По итогам почти часовой дискуссии парламентарии приняли соответствующее постановление.

Законодательство

На заседании в первом чтении был принят большой пакет законопроектов, которые вносят поправки в действующие законы. Так, в Конституционный закон «О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания» с учетом норм федерального закона «О противодействии коррупции» внесены изменения, которые устанавливают порядок освобождения от должности государственных лиц в связи с утратой доверия. Кроме того, документом уточняются функции Правительства при осуществлении взаимодействия с Парламентом в рамках недавно принятого республиканского закона о парламентском контроле.

В Законе «О статусе депутата Парламента Республики Северная Осетия – Алания» также предусматривается возможность освобождения от должности депутата Парламента, работающего на постоянной профессиональной основе, в связи с утратой доверия, в случаях нарушения ограничений, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Прокуратурой республики подготовлена новая редакция закона «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений». Представляя документ, первый заместитель Прокурора республики Аслан Черчесов сообщил, что над законопроектом в течение нескольких месяцев работала специально созданная рабочая группа, в которую вошли депутаты Парламента, представители Правительства и органов местного самоуправления. Было отмечено, что действующее республиканское законодательство об административной ответственности содержит нормы с превышением компетенции субъекта Российской Федерации. В этой связи законопроектом исключается установление административной ответственности за нарушение экологических, санитарных и строительных норм, повреждение имущества и др. Кроме того, скорректированы положения, предусматривающие административную ответственность в сферах благоустройства, жилищно-коммунального обслуживания, регулярных перевозок автомобильным транспортом, введены новые административные составы в сфере посягательства на институты государственной власти и местного самоуправления республики.

Здравоохранение

Одним из главных в повестке дня стал также вопрос эффективности использования средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Дискуссию участников заседания вызвало обсуждение итогов исполнения бюджета за прошлый год. И не только потому, что сегодня в сфере здравоохранения обозначилось слишком много проблем в связи с проводимой оптимизацией лечебных учреждений, но еще и потому и, это основное заключение, к которому пришли парламентарии – нет возможности тщательно проанализировать эффективность расходования средств Фонда.

По словам руководителя ТФОМС Таймураза Томаева,  бюджет Фонда за 2013 год исполнен по доходам в сумме 4 млрд. 594 млн.руб., по расходам - в сумме 4 млрд. 468 млн.рублей с превышением доходов над расходами в сумме 126 млн.руб. Объем межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на финансирование Скорой медицинской помощи составил 310 млн.рублей.

Руководитель Фонда привел еще ряд отчетных цифр. Так, в бюджет Фонда за лечение иногородних граждан поступил 51 млн.руб. При этом на расчеты за медпомощь, оказанную застрахованным лицам за пределами республики из средств Фонда выделено 160 млн. руб.

В контексте обсуждаемой темы депутаты вновь вернулись к проводимой в республике оптимизации лечебных учреждений. Руководитель фракции Арсен Фадзаев поинтересовался о дальнейшей судьбе Нузальской больницы. Как его заверил Таймураз Томаев, решение по данному вопросу еще не принято: «Вокруг этой больницы много слухов, при этом никто не собирается ее закрывать».

Вице-премьер Рустем Келехсаев, курирующий вопросы здравоохранения в Правительстве, сообщил, что пока не принято решение не по одному лечебному учреждению. В настоящее время только формируется рабочая группа по выполнению мероприятий по оптимизации и структурным преобразованиям медицинских учреждений, в которую войдут и депутаты Парламента.

Кроме того, на этом же заседании Парламент поручил Контрольно-счетной палате провести аудит лечебных учреждений.

Законодательная инициатива

Депутаты проголосовали за внесение в Государственную Думу России законодательной инициативы, касающейся порядка обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В настоящее время, согласно действующему законодательству, инвалиды и семьи, в которых есть дети-инвалиды, имеют возможность улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета, но при условии, что встали на учет до 1 января 2005 года. Те же, кто встал на учет позже, в соответствии с жилищным законодательством РФ обеспечиваются жилым помещением на общих основаниях. Североосетинские парламентарии считают, что это является нарушением прав инвалидов и предлагают исключить данное ограничение и предоставлять жилые помещения всем гражданам указанной категории. Как считают авторы инициативы, принятие закона будет иметь большое социальное значение для инвалидов, жилищная проблема для которых остается одной из основных. Проживание в неприспособленных квартирах, в домах без лифта зачастую лишает их возможности для нормальной жизнедеятельности.

Правительственный час

В рамках «правительственного часа» депутаты говорили о законопроектной деятельности исполнительного органа власти нашей республики. Кстати, Парламент Северной Осетии стал одним из первых законодательных собраний страны, инициировавший обсуждение подобного вопроса.

С докладом выступила Полномочный представитель Правительства в Парламенте Марина Плиева. Она рассказала об основных приоритетах в разработке правительственных законопроектов. Прежде всего, это анализ республиканского законодательства на предмет соответствия федеральному, либо соответствующее указание в федеральном законодательстве.

Кроме того, существует режим так называемого опережающего законодательства, когда субъекту РФ предоставлена возможность принимать законы в отсутствии федеральных по предметам совместного ведения. При этом Марина Плиева отметила, что в последнее время Правительство практически не прибегает к этому режиму.

В прошлом году Парламент республики принял 71 закон. 32 из них были внесены Правительством. В то же время, депутаты акцентировали внимание на том, что большая часть правительственных проектов закона имеет характер внеплановых.

Несколько пожеланий к законопроектной работе исполнительного органа власти озвучила депутат Маргарита Кулова. По ее мнению, практически ни одна из предлагаемых инициатив не разрабатывается в контексте с принятой Стратегией социально-экономического развития республики до 2025 года.

Председатель комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Тамара Таболова привела пример, когда законопроект, прошедший обсуждение в комитетах, и на заседании Парламента затем был отклонен Главой республики и отправлен на доработку. Депутаты считают, что этого можно избежать, так как времени для внесения предложений и замечаний к рассматриваемым документам бывает достаточно.

Большинство озвученных депутатами мнений нашли отражение в содокладе Председателя комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадия Родионова. Он отметил, что при подготовке к сессии Прокуратура республики предложила отметить в проекте постановления Парламента пункт о необходимости усиления со стороны руководства Правительства контроля за своевременной разработкой и принятием республиканских актов в целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством, проведением постоянного мониторинга федеральных нормативных актов на местах. Это связано с тем, что из четырех десятков законодательных актов, представленных в прошлом году в Прокуратуру республики, на стадии проектов в 7 были выявлены противоречия федеральному законодательству.

Также Геннадий Родионов говорил о необходимости более тщательного подхода к планированию Правительством своей законопроектной деятельности. В частности, в итоговых рекомендациях есть пункт о разработке методических указаний по составлению финансово-экономического обоснования к проектам законов РСО-Алания.

Приняты законы

В окончательном чтении были приняты законы:

- «О внесении изменений в статьи 4 и 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания «Об оказании бесплатной юридической помощи на территории Республики Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «О регулировании отдельных вопросов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Республики Северная Осетия – Алания»;

- «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Республике Северная Осетия – Алания»;

- «О признании утратившим силу Закона Республики Северная Осетия-Алания «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа г.Владикавказ отдельными государственными полномочиями Республики Северная Осетия-Алания в сфере охраны здоровья граждан».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.