Главная >> Информационный сборник >> №17 Сентябрь, 2014 >> О ходе реализации в РСО-Алания Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Информационный сборник: №17 Сентябрь, 2014

Раздел: Аналитика

Статья: О ходе реализации в РСО-Алания Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Прошло более года с момента обсуждения в июне 2013 года на заседании  Консультативного Совета проблем законодательного обеспечения  хода реализации новой Стратегии государственной национальной политики.  За это время Россия во внутренней и внешней политике прошла насыщенный период кардинальных изменений, количественно и качественно изменивших облик государства. Благодаря присоединению Крыма, выросли показатели численности российских граждан и территории страны. Притом в контексте Стратегии обозначились новые аспекты и новые подходы решения проблем гармонизации национальных отношений в административно-территориальном и хозяйственном управлении.

Согласно пункту 20 Стратегии о «необходимости совершенствования государственного управления в сфере государственной политики», а также оптимизации, «уточнения» (по Посланию Президента РФ от 12 декабря 2013 года) общих принципов организации местного самоуправления, в Российской Федерации в первом полугодии 2014 года  введена двухуровневая система местного самоуправления. Президенту страны по инициативе Правительства были предоставлены права делегирования субъектам РФ федеральных полномочий. В совокупности произошла вторая по масштабности реформа, продолжившая перераспределение полномочий между федерацией, регионами и местным самоуправлением.

Однако важнейшим шагом в деле прямого совершенствования государственного управления в сфере национальной политики, бесспорно, является создание соответственно в марте и июне 2014 года двух федеральных министерств – Министерства по делам Крыма и Министерства по делам Северного Кавказа.

Парламент Республики Северная Осетия-Алания расценивает принятые решения как весьма многообещающий ресурс поэтапной реализации обсуждаемой Стратегии, особенно с учетом нашей региональной «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». Поэтому в их контексте органы власти республики провели тщательный анализ всех своих базовых планов и обязательств, связанных с действующей государственной программой «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014- 2018 годы.

В республиканских документах основными направлениями совершенствования организационного и правового обеспечения национальной политики сегодня остается комплекс скоординированных усилий по предупреждению межнациональных конфликтов, по созданию, прежде всего, механизмов системного мониторинга состояния межнациональных отношений и по пресечению активности этнического криминала. Особое внимание здесь уделено взаимодействию с национально-культурными объединениями (в республике зарегистрировано 30 национально-культурных обществ, объединенных с 1991 года в межнациональное общественное движение «Наша Осетия»).

Такой концептуальный приоритет республиканской программы является результатом анализа нашего опыта, диктуется особенностями состояния межнациональных отношений в регионе.

Несмотря на это, он не только не противоречит положениям Стратегии государственной национальной политики, но отвечает, например, задачам обеспечения мер, направленных на укрепление единства в сфере культуры и просвещения. При этом для ликвидации перекосов и достижения нового уровня паритетного подхода 8 апреля 2014 года были внесены  дополнения в Закон РСО-Алания «О культуре». В полномочия органов государственной власти республики включено создание благоприятных условий для популяризации историко-культурного наследия многонационального сообщества, развития этнографического туризма.

В соответствии со статьей 10 закона любой гражданин в РСО-Алания имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступа по соображениям секретности или особый режим пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. В соответствии  с федеральным законодательством гарантируются права бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцати лет.

В то же время, согласно статье 30 органы власти республики осуществляют протекционизм по отношению к национальным культуре и искусству, литературе и иным видам культурной деятельности. Они способствуют возрождению, сохранению, развитию и распространению осетинской национальной культуры.

Аналогичный сбалансированный подход ранее был использован и при рассмотрении новелл в Законе РСО-Алания «О сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Северная Осетия-Алания» и при принятии 27 декабря 2013 года Закона РСО-Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания». В языковой политике статьей 8 было закреплено право на получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Органы власти республики получили право оказывать содействие в получении необходимого образования на осетинском языке, но без ущерба преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Не меньше времени и усилий сосредоточено на проблемах дальнейшего совершенствования в Северной Осетии организационного и правового обеспечения государственной молодежной политики в части гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Закон «О молодежной политике в Республике Северная Осети-Алания», принятый 12 ноября 2013 года, отводит первостепенную роль поддержке и развитию различных форм воспитательной работы по месту жительства, в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах. Упор делается на создание и всемерное развитие массовых видов молодежного спорта и туризма, на поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений. Воспитание патриотизма и интернационализма закон предусматривает в процессе изучения героических страниц истории, в ходе пропаганды достижений российской науки, культуры, спорта, благодаря развитию тематического туризма, поддержке волонтерского движения и пропаганде здорового образа жизни.

Все перечисленные направления работы уже нашли свое воплощение в весеннее-летний период 2014 года. В связи с тем, что в текущем году по результатам конкурсного отбора региональных целевых программ Государственная программа «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2018 годы вошла в пятерку наиболее рейтинговых программ Российской Федерации, была предоставлена субсидия в размере 9 250 800 рублей. Из нее по различным программным мероприятиям на 1 августа освоено 2 394 200 рублей. На базе республики проведены региональные и международные молодежные форумы, тематические конференции и семинары, военно-патриотические слеты. Работа продолжается.

В рамках Стратегии государственной национальной политики и реформы местного самоуправления в настоящее время в ряд приоритетных проблем включено состояние взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления  при реализации целей и задач национальной политики. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» устанавливает диапазон правовой экспертизы на местах.

В Северной Осетии проведены подготовительные совещания и координационные семинары с целью проверки сложившейся системы взаимодействия органов власти всех уровней в сфере межнациональных отношений. Проведен семинар-совещание с представителями республиканских средств массовой информации  о роли СМИ в реализации нового закона. Пока для координации достаточно сложной работы по проблеме, особенно на фоне реформы местного самоуправления и предстоящих выборов депутатов разных уровней, ситуация позволяет создать некие консультативные институты гражданского общества – Общественные советы  и рабочие группы по взаимодействию сторон. Но дальнейший ход работы по этому направлению, видимо, потребует более детального и глубокого вхождения в тему, в том числе и Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации.

Как было отмечено выше, информационное сопровождение реализации Стратегии государственной политики предусматривается естественной логикой уже на этапе подготовительных совещаний и оперативного планирования. Исходя из этого, в Северной Осетии среди журналистов СМИ объявлен конкурс по теме, результаты которого будут рассмотрены в конце 2014 года. Кроме того, эфирное пространство и печать республики уже нацелены на обсуждение, анализ и пропаганду проблематики государственной национальной политики. Реализуются циклы передач, например, «Одна сотая», удостоенная премии Всероссийского конкурса «СМИротворец-2010» III степени в категории «Этнические СМИ» в номинации «Телевидение» и ставшая лауреатом российских и международных конкурсов за фильмы о республиканском татарском национально-культурном центре им. Тукая и о национально-культурном обществе немцев «Возрождение». В республиканской печати отмечается тематическая полоса «Ковчег» и некоторые другие.

Все они являются, кроме прочего, составной частью республиканской системы мониторинга, созданной согласно принятому постановлению Правительства республики «О мониторинге общественно-политической ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» от 22.12.2011 года. В настоящее время данный мониторинг производится ежемесячно.

В целом, как нам представляется, ход реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории Северной Осетии набирает устойчивый темп. Однако, опираясь на полученный опыт органов исполнительной власти и экспертный анализ правовой базы Стратегии, имеются следующие замечания и предложения:

1. В рамках осуществления «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в субъектах Федерации необходимо уделить больше внимания (методического и финансово-технического) реализации республиканских государственных программ развития межнациональных отношений.

2. Следует активно совершенствовать действующие механизмы поддержки национально-культурных центров, объективно являющихся сегодня важными субъектами реализации государственной национальной политики.

3. Необходимо существенно оптимизировать взаимодействие органов власти субъектов РФ и муниципальной власти с институтами гражданского общества в сфере межнациональных отношений.

4. Значительно расширить практику проведения межрегиональных,  региональных и муниципальных мероприятий представителей различных конфессий по проблемам утверждения в обществе признанных всеми мировыми религиями нравственных ценностей, против ксенофобии и религиозного экстремизма.

 

Т. Цориев 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.