Главная >> Информационный сборник >> №19 Декабрь, 2014 >> 27.11.2013 г. Двадцать шестое заседание Парламента РСО-А

Информационный сборник: №19 Декабрь, 2014

Раздел: Парламентская хроника

Статья: 27.11.2013 г. Двадцать шестое заседание Парламента РСО-А

Основным вопросом 26-й сессии Парламента республики стало обсуждение в первом чтении законопроекта о республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Вел заседание Председатель Парламента Алексей Мачнев.

О бюджете

Министр финансов РСО-А Наталья Царева представила основные параметры бюджета на следующие три года. Так, общий объем доходов в 2015 году прогнозируется в сумме 19 млрд. 177 млн. рублей с учетом 10 млрд. 735 млн. рублей безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Общий объем расходов ожидается в сумме 19 млрд. 649 млн. рублей, соответственно прогнозируемый дефицит составит 471 млн. рублей.

Год 2016-й, по мнению минфина, впервые за долгое время может стать бездефицитным: доходы и расходы - в пределах 19 млрд. 031 млн. рублей. В 2017 г. обойтись без дефицита уже не удастся – доходы 19 млрд. 758 млн. рублей, расходы – 19 млрд. 903 млн. рублей.

Как уже сообщалось ранее, будущий бюджет предполагает некоторое снижение доходов, достаточно жесткий режим экономии средств по всем направлениям госфинансирования и необходимость решительных действий по расширению собственной доходной базы. Все эти меры послужат одной главной цели – сокращению бюджетного дефицита и последующему уменьшению государственного долга республики.

Между тем, по замыслу разработчиков, госдолг за предстоящие три года должен уменьшиться с 10 млрд. 600 млн. рублей в 2015 г. до 9 млрд. 357 млн. рублей. Однако, серьезную обеспокоенность вызывают средства, которые предстоит потратить на обслуживание этих долговых обязательств. Как справедливо обратил внимание коллег депутат Ахсарбек Фадзаев, сумма кредитных процентов за тот период составит огромную по меркам республиканской казны сумму – 2,5 млрд. рублей. Проблема «дороговизны» госдолга для экономики озвучивается в парламентском зале далеко не впервые. В этой связи Наталья Царева пояснила, что общая концепция бюджета, направленная на ограничение бюджетных заимстовований, как раз и направлена на постепенное сокращение этих выплат. Министр сообщила, что сейчас идет работа по поиску кредитов с низкими процентами, преимущественно государственных.

Несмотря на то, что первое чтение законопроекта предполагает обсуждение только его основных параметров, депутаты задали немало предметных вопросов министру финансов. В частности, представителей фракции «Патриоты России» интересовали проблемы школьного питания, защиты экологии, поддержка сельского хозяйства, здравоохранения и многие другие.

Выступивший с содокладом председатель бюджетного комитета Асланбек Хадарцев отметил тщательную совместную работу депутатов над законопроектом. Однако серьезное беспокойство вызывает постоянная зависимость бюджетного процесса от жестких рамок предела госдолга.

Несмотря на то, что собираемость налогов в республике постепенно растет, Асланбек Хадарцев напомнил о мнении представителей УФНС по РСО-А, которые убеждены, что запланированные суммы налоговых сборов завышены. «Мы теряем около 500 млн. только на одном НДФЛ, который необходимо выводить из тени. В это время 18 рынков республики платят всего 28 млн. налогов, а их работники еще оплачиваются средствами ФОМС как неработающее население», - сказал он. Помимо того, депутат отметил низкую собираемость транспортного налога - всего 46%, систематическое недополучение средств за аренду и субаренду земель, причем суммы иногда отличаются друг от друга в разы. Необходимо сравнение отчетов сельхозтоваропроизводителей, предоставляемых для получения субсидий, с их налоговыми декларациями. Как показывает практика, эти документы зачастую имеют диаметрально противоположный результат деятельности.

«Есть расхожая фраза «Граница кормит!» А на деле получается, что – нет», - перешел Асланбек Хадарцев к проблеме бездоходного для бюджета республики прохождения международного транзитного транспорта через территорию Северной Осетии: «Необходимо использовать то, что через нас проходят миллионы тонн грузов: создавать инфраструктуру - оборудовать стоянки, гостиницы и кафе. Сегодня существует коммерческий проект создания «Южной автобусной линии» - это очень хорошо, но требует определенных мероприятий. Благодаря этому мы сможем увеличить доходы на 500-800 млн. рублей».

Отдельно он остановился на главном, по его мнению, ресурсе сегодняшнего бюджета – алкогольпроизводящей промышленности. В подтверждение Асланбек Хадарцев назвал цифры доходов от производства пива – 143 млн. рублей, вина – 253 млн. рублей и крепких напитков – 326 млн. рублей. Чтобы никому эти цифры не показались существенными, он привел пример одной из соседних республик, где этих же доходов собирают примерно в 10 раз больше. Депутат считает, что предприятиям индустрии с хорошими традициями необходима господдержка в виде субсидирования процентных ставок, предоставления участков для организованной реализации продукции и т.д.

«По инициативе депутатов Парламента Госдума приняла изменения в законодательстве в отношении использования альтернативного моторного топлива. Сегодня мы будем рассматривать вторую инициативу о производстве и применении такого топлива. По нашему мнению, это даст возможность многим нашим предприятиям перепрофилироваться», - отметил Асланбек Хадарцев.

О необходимости «отбеливания» теневых зарплат говорила в своем выступлении и депутат Маргарита Кулова. По ее расчетам, «в тени» сидит от 500 млн. до 1 млрд. ресурсных рублей в виде НДФЛ. Смена общей бюджетной концепции и работа над альтернативным бюджетом, по ее мнению, могли бы предложить другой сценарий развития финансового будущего республики. В качестве одного из источников сокращения государственных расходов Маргарита Кулова предложила сокращение количества высших должностных лиц, в частности, заместителей Председателя Правительства и заместителей глав муниципальных образований.

Надежда на прозрачные доходы звучала и в выступлении депутата от фракции «Патриоты России» Ноха Токаева. Помимо определенных перспектив в отношении НДФЛ, он высказал мнение о необходимости реструктуризации государственных долгов как таковых для большинства субъектов РФ.

Депутаты Солтан Каболов и Елена Князева говорили о необходимости капитального ремонта жилья участников и вдов участников Великой Отечественной войны, а также о статусе «детей войны».

Завершилось обсуждение проекта бюджета выступлением Первого заместителя Председателя Парламента Станислава Кесаева, который высказал свое неудовлетворение подходом к финансовому проектированию и подчеркнул, что не будет голосовать в поддержку законопроекта.

Проявить решительность в определении своей позиции призвал депутатов Председатель Правительства Сергей Такоев. Он признал, что будущий бюджет будет «сложным», но пообещал активно работать в отношении всех резервов, о которых говорили депутаты.

В итоге сорока двумя голосами против восьми при одном воздержавшемся законопроект прошел первое чтение.

В первом, втором и окончательном чтении приняли парламентарии и законопроект об изменения в бюджете уходящего года и плановый период 2015-2016 гг.

Как рассказала министр финансов, необходимость корректировок продиктована изысканием дополнительных средств на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также обслуживанием государственного долга и отражением поступивших в республику федеральных средств. В целом доходы возрастут на 1 млрд. 335 млн. в основном за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

И снова о налогах

Итогом обсуждения парламентариев явилось принятие законов, изменяющих исчисление транспортного налога и налога на имущество организаций. Напомним, ранее поступившая в Парламент редакция документов не устроила депутатов по ряду позиций. В этот раз разработчики законопроектов учли мнение парламентариев и отразили концептуальные замечания.

Так, благодаря принципиальной позиции Парламента, увеличение ставок транспортного налога на автомобили с мощностью до 200л/с произойдет, но вполовину меньше, чем предлагалось ранее Правительством. По предварительным прогнозам, эта мера принесет бюджету около 24 млн. рублей.

Острую дискуссию вызвал законопроект о налоге на имущество организаций. Как и в предыдущем случае, документ претерпел серьезные корректировки по сравнению с первой редакцией. Согласно рекомендациям депутатов, определена минимальная площадь коммерческой недвижимости, которая может попасть под новую систему исчисления от кадастровой стоимости объекта – 250 кв.м. Помимо этого предусмотрено поэтапное увеличение ставок в пределах, допускаемых законодательством. Депутатов Арсена и Ахсарбека Фадзаевых, Марата Гусова, Юрия Фидарова беспокоила возможность попадания под новую ставку объектов малого и среднего бизнеса. Вместе с тем предварительные расчеты говорят о сравнительно небольшом количестве коммерческих площадей, к которым будет применено данное кадастровое исчисление, ведь в первую очередь новый налог должен пополнять казну за счет крупных торговых центров, которые сегодня благополучно обходятся минимальным исчислением ставки от своей остаточной балансовой стоимости.

Завершил дебаты Председатель Парламента Алексей Мачнев, который напомнил коллегам о том, что необходимость принятия двух налоговых законов обусловлена настоятельными рекомендациями Министерства финансов РФ.

Инициативы в Госдуму

На заседании были одобрены две законодательные инициативы в Госдуму РФ. Первая из них - проект федерального закона «О производстве и использовании альтернативных видов моторного топлива». «Во всех развитых странах мира уже приняты законодательные акты и национальные программы по замене традиционных видов моторного топлива альтернативными видами топлива – природным газом, биодизелем, биоэтанолом, электрической энергией и водородом. Североосетинские парламентарии предлагают установить правовые основы использование альтернативных видов моторного топлива в нашей стране, это будет способствовать развитию экономики, а также позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок, улучшит экологическую обстановку в городах России. Особую актуальность принятие данного закона имеет для нашей республики, которая имеет значительные мощности по производству биоэтанола. Осетия может стать крупным производителем альтернативного топлива, что позволит существенно увеличить доходную часть республиканского бюджета и создать тысячи рабочих мест. Производство биодизельного топлива из рапса даст импульс развитию сельского хозяйства», - отметил один из разработчиков законопроекта, вице-спикер Гарий Кучиев.

Вторая законодательная инициатива, с которой республиканские законодатели обращаются к коллегам в Госдуму РФ, касается изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Как отметил председатель комитета по национальной политике и делам молодежи Руслан Тедеев, «необходимость принятия закона обусловлена неурегулированностью правовых механизмов противодействия распространению в сети Интернет экстремистским материалам, а также информации, пропагандирующей расовую, национальную или религиозную ненависть. Данный законопроект позволит устранить указанные недостатки и создаст необходимые условия для борьбы с подобными материалами». Обе законодательные инициативы были единогласно поддержаны депутатами Парламента.

«Правительственный час»

По статистике, в Северной Осетии фиксируется до ста нарушений Правил дорожного движения в час. Почти четыреста тысяч нарушений в год. За 10 месяцев и неполный ноябрь нынешнего года произошло 653 ДТП, в которых погибли 129 человек. Ежегодно ранения в автокатастрофах получают 800 человек трудоспособного возраста, многие из них остаются навсегда инвалидами.

Эти и другие страшные (чем не сводки боевых действий?!) цифры приводились на заседании Парламента в рамках «правительственного часа». С анализом состояния безопасности дорожного движения в республике перед депутатским корпусом выступил заместитель председателя Правительства РСО–А Виталий Зангионов.

Среди факторов, которые влияют на ситуацию в сфере дорожной безопасности, а она, к сожалению, становится с каждым годом все острее, он назвал увеличение количества транспортных средств (за последние пять лет в республике зарегистрировано 55 тысяч единиц авто); несоответствие транспортной инфраструктуры требованиям дорожной безопасности; низкую дисциплину водителей и пешеходов, внутреннюю агрессию участников дорожного движения; отсутствие должного контроля за техническим состоянием автотранспорта и физическим состоянием управляющих транспортными средствами.

Оставляет желать лучшего, по мнению зампреда правительства, и подготовка сотрудников УГИБДД, основной состав которого за последние несколько лет обновился, пришли молодые ребята, которые хотят работать, но пока еще не имеют достаточного опыта.

Отметил В.Зангионов и некоторые подвижки, связанные с внедрением автоматизированных систем фиксации нарушений Правил дорожного движения. Внедрение АСПДД позволило в пять раз повысить выявляемость нарушений Правил дорожного движения. Чем она выше, тем больше штрафов, а следовательно, и больше поступает средств в бюджет. Так, за 2013 год нарушители ПДД заплатили 120 миллионов рублей. Но это, конечно, не главный показатель. Главное то, что в 2013 году по сравнению с предыдущим смертность в ДТП снизилась на 25 человек, а за 10 месяцев 2014-го – на 21 процент по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Хотя, как мы видим, статистика по-прежнему неутешительна.

«А что могут сделать на дорогах молодые инспекторы ГИБДД, о которых вы говорили, если правила движения чаще всего нарушают «крутые» водители на дорогих иномарках и не только они, но теперь и их жены и дочери, которых всегда «отмажут» по чьему-то звонку? Известно ведь, инспекторы обычно штрафуют не их, а владельцев «Жигулей» и других подержанных авто», – задал вопрос один из депутатов. На что В. Зангионов ответил:

Прирост автомобильного парка республики в 2014 году по отношению к 2013 году составил 17,4 тыс. единиц транспорта. Если в 2005 году на 1 тыс. жителей Северной Осетии приходилось 222 автомобиля, в 2009 году этот показатель составил 277, в 2014 году – 354, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60–100 автомобилей на 1 тыс. жителей.

– Да, бывают порой такие звонки и мне, и Хасану Бекузарову, начальнику УГИБДД республики, когда просят не казнить, а миловать, но мы стараемся такие факты придавать гласности в СМИ. Однако, как понять тех, кому, так скажем, собственная жизнь неинтересна, кто устраивает гонки на красный свет светофора со скоростью 140-150 километров в час?! Они меньше всего думают о Бекузарове, о том, какое страшное горе могут принести своей семье! Никакая ГИБДД не справится, если дома, в семье, в обществе мы не сумеем внушить должного отношения к автомобилю как к потенциально опасному средству и соответствующего обращения с ним.

Говорили депутаты и об ухудшении качества оформления протоколов нарушения ПДД, которыми сегодня завалены все суды, и о необходимости установки светофоров на наиболее опасных участках дорог, в частности на ул. Леваневского, в районе спортшколы «Юность», в пос. Южном, об освещенности внутриреспубликанских дорог и других. А вот депутат М.Гусов поблагодарил вице-премьера за то, что просьба избирателей Ардонского района удовлетворена и теперь перекресток дороги «Владикавказ – Алагир» на въезде в села Нарт и Кадгарон перестал быть опасным, каким являлся еще недавно, где случилась не одна дорожная трагедия. Но разве «разруливать» такие проблемные участки надо после того как произойдет еще не одна автокатастрофа?

Безопасность дорожного движения и организация пассажирских перевозок – взаимосвязанные между собой вопросы. «Сегодня уровень дорожной сети в населенных пунктах республики отстает от роста количества транспортных средств», – отметил содокладчик – председатель профильного комитета парламента Сослан Андиев. – Во многих субъектах РФ при выборе пассажирского подвижного состава уже давно ориентируются на городские автобусы большого класса, что позволяет значительно сократить количество маршруток-ГАЗелей, большая часть которых эксплуатируется свыше 10 лет (730 единиц из 1130), и разгрузить дороги. Поэтому для нас особую актуальность приобретает оптимизация автобусных маршрутов и правильная организация дорожного движения».

От технического состояния, внутреннего и внешнего вида автобуса, отношения водителя напрямую зависят психологическое состояние, здоровье и жизнь пассажиров, отметил содокладчик. При том, что лицензии на проведение предрейсовых проверок и медицинского осмотра водителей транспортных средств имеют 22 организации республики, проводятся они нерегулярно, а с путевым листом водитель может ездить целый месяц. Поэтому на заседании звучали предложения о том, чтобы были созданы стационарные пункты на конечных остановках маршрутов, где бы осуществлялся ежедневный медицинский контроль за состоянием здоровья водителей.

На сегодняшний день введено в эксплуатацию всего 18 мобильных комплексов фотовидеофиксации и два МКФ «ДОЗОР-М», 14 дислокаций стационарных рубежей. До конца 2014 года количество стационарных постов фотовидеофиксации планируется увеличить до 40 единиц, в 2015 году – до 70.

Напомнил С.Андиев и о том, что еще в 2012 году постановлением главы АМС г. Владикавказа был утвержден проект оптимизации городской маршрутной сети. Однако решение этого вопроса затянулось. Причина, как всегда, в отсутствии средств. Но, видимо, не только в этом. Наиболее эффективным методом преодоления кризисной ситуации, по мнению парламентария, является допуск перевозчиков к пассажирским перевозкам на основе открытых конкурсов.

Вопросы, поднимавшиеся на парламентском часе, обсуждаются в парламенте не первый раз, но остроты своей они по-прежнему не теряют. Очевидно, необходимы более конкретные шаги, а может, и кардинальные меры в наведении порядка в «управляемом хаосе», как выразился первый заместитель председателя парламента республики Станислав Кесаев. Во всяком случае, вся нормативно-правовая база для этого имеется, считает он. Необходима воля, чтобы расчистить «авгиевы конюшни». Вот только кто возьмет на себя роль Геракла? Воистину это настоящий подвиг – не допустить транспортного коллапса, который со всей очевидностью наступает на наших дорогах. (В.Зыгина, «Северная Осетия»).

Назначения

По представлению Верховного суда РСО-А парламентарии дали согласие на назначение Гогаева Алана Рамазановича на должность мирового судьи судебного участка №1 Алагирского района.

Приняты законы

На заседании в первом чтении был принят большой пакет законопроектов, разработка которых связана с необходимостью приведения действующих законов республики в соответствие с изменениями федерального законодательства. Так, одобрены поправки в законы «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия – Алания» и «О градостроительной деятельности в Республике Северная Осетия – Алания».

В окончательном чтении на заседании приняты законы:

- «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия – Алания».

- «О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Северная Осетия – Алания «О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия – Алания».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.