Главная >> Информационный сборник >> №20 Январь, 2015 >> 25.12.2014 г. Двадцать седьмое заседание Парламента РСО-А

Информационный сборник: №20 Январь, 2015

Раздел: Парламентская хроника

Статья: 25.12.2014 г. Двадцать седьмое заседание Парламента РСО-А

Под председательством Алексея Мачнева состоялась очередная 27-я сессия Парламента республики пятого созыва. Бюджетная тема стала основной на заседании – депутаты приняли бюджет будущего года, внесли поправки в действующий и подвели финансовые итоги за девять месяцев текущего года.

Бюджет-2015 принят

Открылась итоговая в уходящем году сессия обсуждением блока бюджетных вопросов. Представляя во втором чтении законопроект о республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, руководитель профильного парламентского комитета Асланбек Хадарцев отметил большую коллективную работу, проведенную депутатским корпусом в отношении этого жизнеобразующего для республики законопроекта. Общими усилиями было подготовлено 11 таблиц поправок к первоначальному варианту документа. Все они прошли тщательное рассмотрение и обсуждение в парламентских комитетах. С учетом того, что внесение поправок затрагивает основные параметры будущего бюджета, парламентарии должны были голосовать по каждой таблице отдельно. После этого решения Асланбек Хадарцев приступил к их подробному перечислению.

Так, по инициативе Руслана Тедеева 3млн. 400 тыс. рублей добавятся министерству по делам национальностей и направятся на господдержку казачьих обществ, гармонизацию и развитие межнациональных отношений. Асланбек Хадарцев, Заурбек Цопанов и Борис Албегов настояли на изыскании 5 млн. рублей на реконструкцию детского сада в с. Дзуарикау. 12 млн. рублей выделяются по предложению Александра Реутова на ремонт частного жилья ветеранам Великой Отечественной войны.

Поддержка спорта высших достижений, проще говоря – олимпийских, по инициативе Руслана Тедеева, получит 13 млн. рублей. Однако не все депутаты согласились со справедливостью разбивки финансирования: 11 млн. рублей должны пойти на поддержку вольной борьбы, а 2 млн. рублей – на поддержку тяжелой атлетики. Развитие профессионального футбола в республике также не останется без государственного внимания. На эти цели удалось предусмотреть 25 млн. рублей.

Результатом коллективной инициативы стала таблица поправок с учетом выделения 21 млн. 600 тыс. рублей  министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Так нашел свое отражение в законопроекте вопрос, который неоднократно поднимался на парламентских заседаниях: на полигон твердых бытовых отходов в Ирафском районе удалось изыскать около 20 млн. рублей. Часть республиканского софинансирования в размере 1 млн. 600 тыс. рублей направятся на реконструкцию водопроводных сетей с. Мичурино.

Асланбек Хадарцев сообщил, что представители министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства республики сумели первыми на федеральном уровне защитить свою заявку на средства, необходимые для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья. Благодаря этому республика получит на эти цели 179 млн. рублей безвозмездных поступлений.

С учетом поправок на 100 млн. рублей и безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 179 млн. рублей, основные параметры – доходную и расходную части, необходимо было скорректировать отдельным решением. Согласно процедуре, парламентарии одобрили новые значения: доходы республиканской казны в 2015 году составят 19 млрд. 456 млн. рублей, расходы – 19 млрд. 928 млн. рублей. При этом объем дефицита и объем государственного долга от этих корректировок не изменится.

Итогом работы стало принятие закона о бюджете следующей трехлетки во втором и окончательном чтении.

В первом и окончательном чтении депутаты поддержали представленные Минфином изменения в республиканский бюджет 2014 года. По словам министра финансов Натальи Царевой, изменения вызваны необходимостью отразить в текущем бюджете целевые федеральные средства – субсидии, субвенции и еще ряд межбюджетных трансфертов. Часть корректировок также связана с завершившейся реорганизацией некоторых органов государственной власти.

Руководитель Минфина отчиталась также перед депутатским корпусом об исполнении бюджета за 9 месяцев 2014 года. По ее словам, бюджетные доходы за этот период удалось реализовать на 73% к уточненному годовому плану, расходы – на 67% соответственно. Бюджетный дефицит за отчетный период сложился в сумме 577 млн. рублей. Говоря об общих тенденциях бюджетного процесса, она отметила снижение темпов роста собственных доходов. Главную роль в этом процессе играет сокращение поступлений по алкогольным и нефтяным акцизам. Немалые средства забирает на себя и обслуживание государственного долга за счет выплаты процентов по коммерческим кредитам. Продолжает оставаться низким администрирование некоторых налоговых и неналоговых доходов, а также всего на 54% от годовых назначений исполнена Республиканская адресная инвестиционная программа. Приоритетными направлениями расходов средств госказны в отчетном периоде оставались выплата заработной платы и разные формы соцподдержки населения.

Выступивший с содокладом Асланбек Хадарцев отметил необходимость изучения не только отчета Минфина об исполнении бюджета, но и отчетов всех ведомств экономического блока, которые тем или иным образом ответственны за реализацию бюджетного процесса в республике.

Отдельное внимание выступающий уделил проблемам собираемости арендной платы за пользование землями сельхозназначения и налогов от деятельности самих сельхозтоваропроизводителей. По его словам, нередко встречаются случаи, когда в министерство сельского хозяйства приходит отчет о хорошем урожае того или иного агрария, а в налоговой фиксируется отсутствие прибыли. Помимо этого, Асланбек Хадарцев считает необходимым тщательно проанализировать все госпрограммы на 2015 год в увязке с теми средствами, которые планируется получить республиканским бюджетом. «Мы должны просчитать, нужны ли нам все эти 20 госпрограмм»? – поставил вопрос председатель бюджетного комитета. Отдельной дискуссии подверглась реализация программы по развитию здравоохранения и программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельхозпродукции.

Завершился бюджетный блок обсуждением поручений Контрольно-счетной палате на 2015 год. Все депутатские предложения, озвученные на заседании, будут включены в перечень поручений КСП согласно процедуре.

Бюджет ФОМСА - первое чтение

Также в первом чтении был принят проект закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Доходы бюджета фонда на 2015 год прогнозируются в сумме 5 млрд. 735 млн. рублей, на 2016 год – 6 млрд. 59 млн. рублей, а на 2017 год – 6 млрд. 763 млн. рублей.

Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования республики сбалансирован и, таким образом, расходы фонда будут соответствовать его доходам. Основным источником формирования доходной части бюджета терфонда являются субвенции из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размер которых в 2015 году будет на 880 млн. рублей больше, чем в нынешнем году. Вместе с тем, как подчеркнул руководитель фонда Таймураз Томаев, бюджет будет напряженным, поэтому надо будет искать дополнительные средства финансирования. Работа над документом будет продолжена в профильном комитете, ко второму чтению в нем найдут отражение предложения депутатов, озвученные на заседании.

Вопросы местного самоуправления

Прокурор республики внес в Парламент законопроект, который призван устранить правовые пробелы в сфере административного преследования, в частности, речь идет о наделении органов муниципальной власти полномочиями по определению перечня лиц, полномочных составлять административные протоколы. Соответствующие изменения предлагаются в Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов городского округа государственными полномочиям Республики Северная Осетия – Алания по образованию и организации деятельности административных комиссий».

Собрание представителей Ирафского района выступило с законодательной инициативой, которая корректирует ряд положений действующего республиканского закона «Об установлении границ муниципального образования Ирафский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований-сельских поселений». Документ устанавливает единообразное официальное написание названий сельских поселений района - Новоурухское» и «Среднеурухское».

Оба законопроекта приняты в первом чтении.

Инициатива в Госдуму

В Государственную Думу будет направлен проект федерального закона, который внес в Парламент Прокурор республики. В частности, предлагается изменить ряд положений Уголовного кодекса Российской Федерации, касающиеся больных наркоманией, впервые совершивших преступление. Комментируя документ, Первый заместитель Прокурора Аслан Черчесов отметил, что документом предлагается отсрочка наказания до окончания лечения от наркозависимости для впервые совершивших преступление.

Правительственный час

6 октября 2003 года в России был принят Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало масштабной реформе местного самоуправления в стране. За время, прошедшее после его принятия, на федеральном, региональном и местном уровнях была сформирована нормативная правовая база для осуществления местного самоуправления. Всего с начала реализации закона было принято более 10 тыс. законов субъектов РФ, направленных на его реализацию, большинство из которых направлены на установление границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом.

На состоявшейся в четверг сессии Парламента депутаты в рамках «правительственного часа» впервые заслушали информацию о ходе реализации в республике закона о местном самоуправлении.

С основным докладом выступил Первый заместитель Председателя Правительства Азамат Хадиков. Он отметил, что в республике в соответствии с требованиями указанного закона создана вся необходимая нормативно-правовая база для реализации реформы местного самоуправления. Принято более тридцати законов, среди них «О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления», «О местном самоуправлении в РСО-Алания», кроме того принят ряд нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов установления границ муниципальных образований - по каждому муниципальному району и городскому округу.

Представители муниципальных образований и местных органов участвуют в республиканских межведомственных комиссиях - по разграничению собственности на объекты культурного наследия, вопросам кадастровой оценки объектов недвижимости и ее результатов, по контролю за эффективностью управления госимуществом, антинаркотической, антитеррористической и др.

Все правительственные нормативно-правовые акты, касающиеся интересов местного самоуправления, проходят обязательное согласование с администрациями местного самоуправления. За счет республиканского бюджета проводится переподготовка муниципальных служащих.

Созданы и функционируют Советы глав муниципальных образований и Северо-Осетинское региональное отделение общероссийской организации «Всероссийский совет местного самоуправления».

Вместе с тем, как отметил Азамат Хадиков, нередки случаи нарушения законодательства при реализации предоставленных местным органам полномочий. Наиболее распространенными в деятельности муниципальных органов являются нарушения законодательства при осуществлении нормативно-правового регулирования. Так, анализ свидетельствует, что Совет муниципальных образований, созданный в целях взаимодействия местных органов, не проявляет активной заинтересованности в совместной с органами государственной власти работе по повышению эффективности деятельности муниципалитетов. Допускаются факты незаконного муниципального нормотворчества с превышением предоставленной компетенции и нарушением закона.

131 закон, саму реформу местного самоуправления, председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов назвал первым и наиболее крупным национальным проектом Президента Российской Федерации В.В. Путина. Одной из основных задач, на решение которой был направлен этот закон - приблизить власть к населению. Эта задача в целом решалась за счет повсеместного создания на территории России поселенческих муниципальных образований - в результате чего общее количество муниципальных образований в стране увеличилось с 11 тыс. до 23 тысяч. В Северной Осетии на 1 января 2014 года - 114.

Депутат также отметил, что в настоящее время в комитете создана рабочая группа, которую возглавляет Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев. Ее деятельность направлена на устранение разночтений в республиканских законодательных актах, устанавливающих границы муниципальных образований. Такая работа проведена уже по Алагирскому, Моздокскому и Ирафскому районам. Геннадий Родионов также рассказал коллегам о федеральном правительственном законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении комитета: «Правительство РФ дает возможность доступа к налоговой тайне сотрудникам финансовых служб субъекта РФ и местных органов. Считаю, что это важно. Например, наша налоговая служба предлагает злостных налогонеплательщиков приглашать на свои заседания, заслушивать их, применять практику квитанционной оплаты налогов в сельских поселениях».

Проанализировав работу Правительства, председатель комитета озвучил несколько рекомендаций и предложений по совершенствованию муниципального законодательства. В частности, он заострил внимание на необходимости проведения детального финансово-экономического анализа основ местного самоуправления в каждом районе. Это предложение поддержал и депутат Нох Токаев. «Нужно совместно с органами местного самоуправления провести детальный финасово-экономический анализ. Это исключительно важно, так как крайне удручающе, когда собственные доходы местного самоуправления, например в Ирафском районе, не превышают 30 млн. рублей. Эта цифра примерно сопоставима со стоимостью квартиры во Владикавказе».

Контрольно-счетной Палате РСО-Алания было рекомендовано активизировать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований с целью повышения качества проводимых проверок, особенно касающихся исполнения местных бюджетов.

При реализации реформы местного самоуправления стала очевидной проблема нехватки квалифицированных кадров. «В этой связи нужно создать постоянную систему профессионального обучения и повышения квалификации для муниципальных служащих в России», отметил Геннадий Родионов.

Еще одно интересное предложение профильного комитета, которое наверняка найдет свое отражение в итоговом постановлении - наряду с «правительственным часом» на заседаниях Парламента ввести практику «муниципального часа».

В новом году – новый правозащитник

Эльбрус Суренович Валиев – новый омбудсмен республики. На заседании он заручился поддержкой депутатского корпуса и ближайшие пять лет будет на страже прав граждан республики. Кандидатура Э. Валиева, предложенная Главой Республики Северная Осетия-Алания, предварительно прошла согласование во всех парламентских комитетах. Полномочный представитель Главы республики в Парламенте Виктор Ортабаев, представляя кандидата в омбудсмены, подчеркнул, что он обладает достаточными знаниями и хорошим опытом в практике защиты прав человека. В итоге в ходе тайного голосования «за» проголосовало 49 депутатов, «против» - 2. Эльбрус Валиев принял присягу и поблагодарил депутатов за оказанное доверие.

***

На заседании принято Постановление, согласно которому досрочно прекращены полномочия члена Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания Сланова Владимира Михайловича в связи с его смертью.

Приняты законы

На заседании в окончательном чтении приняты законы:

«О составе и порядке подготовки схем территориального планирования Республики Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О градостроительной деятельности в Республике Северная Осетия – Алания».

«О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия – Алания на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.