Главная >> Информационный сборник >> №22 Март, 2015 >> Александр Бречалов - о границах влияния общественных организаций

Информационный сборник: №22 Март, 2015

Раздел: Дайджест

Статья: Александр Бречалов - о границах влияния общественных организаций

Александр Бречалов - о границах влияния общественных организаций

 

Может ли позиция граждан довести губернатора до отставки? В какой степени позиция общественных организаций учитывается при принятии итоговых решений? На эти и другие вопросы "РГ" ответил секретарь Общественной палаты (ОП), сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Бречалов.

Александр Владимирович, за последние месяцы лишились своих постов сразу несколько губернаторов, чьи действия вызывали критику общественных организаций, в том числе ОНФ. Каким региональным лидерам, на ваш взгляд, сейчас стоит задуматься и начать опасаться?

Александр Бречалов: Опасаться ОНФ, наверное, не стоит никому. Губернаторы - это креатура президента. Он же является лидером движения ОНФ. Поэтому, по идее, мы выполняем с губернаторами одни и те же задачи: они - в вертикали властной, мы - в вертикали общественно-политической. Здесь изначально не заложено никакого противостояния, и целью ОНФ не может быть снятие того или иного губернатора или министра. Это исключено. Наша задача - качественно реагировать на то, что нам говорят люди. Проблемы же возникают только тогда, когда главы регионов нас не слышат. И если эта реакция приводит к неким конфликтам в регионе, то тогда мы обозначаем проблему, в том числе и перед президентом.

Сейчас есть какие-то регионы повышенной напряженности?

Александр Бречалов: Я могу назвать несколько регионов, но это не в разрезе претензий к губернаторам. Подмосковье - буквально на днях большое было расследование по статье расходов на пиар, на поддержку СМИ и на внутреннюю политику. Сумма кратно превышает аналогичные затраты в других регионах. И это не может нас не беспокоить. Но еще раз подчеркну: здесь вопрос не к губернатору, речь о том, чтобы его команда обратила внимание на конкретный эпизод. Кстати, губернатор уже отреагировал абсолютно нормально. Он сделал выводы и поставил задачу эти расходы сократить. Это классический пример конструктивного диалога.

Есть несколько эпизодов в Свердловской области. Опять же - вопрос не к Куйвашеву (Евгений Куйвашев - губернатор Свердловской области. - Прим. "РГ"), а к тем людям, которые некоторое время назад, когда строилось "Екатеринбург-ЭКСПО", руководили "Корпорацией развития Среднего Урала". И смогли так наруководить, что только по одному объекту нанесли убыток бюджету в 1,6 млрд рублей, а неэффективных расходов совершили на 3 млрд рублей. Это подтвердила Счетная палата. И, безусловно, как бы это ни упаковывала пресса, здесь нет никакого подтекста. Нет никакой задачи свести счеты с Куйвашевым. Дай бог ему здоровья и пусть он руководит регионом. Но по этому конкретному эпизоду мы будем продолжать расследование.

Но если такие эпизоды происходят, это значит, что губернатор в лучшем случае недостаточно четко контролирует ситуацию…

Александр Бречалов: Именно так. Вот Бречалов руководит Общественной палатой Российской Федерации и является сопредседателем ОНФ. И я несу за это полную ответственность. Перед президентом, перед лидером Фронта (Владимир Владимирович Путин является лидером ОНФ. - Прим. "РГ") несу ответственность персонально я. И буду отвечать за каждую неточность, за каждую недостоверную информацию.

Но по регионам ни у меня, ни у моих коллег нет списка, что называется, кто следующий. У нас есть эпизоды, на которые необходимо обращать внимание. Да, получается иногда так, что по отношению к одному региону этих эпизодов больше, чем к другому. Но это зависит не от нас. Это в первую очередь - активность граждан. Граждане поверили, что ОНФ - это та площадка, на которой решаются проблемы.

Какова скорость прохождения сигнала от возникновения некой новой проблемы и до подключения к ней внимания ОНФ?

Александр Бречалов: 80 или даже 85 процентов информации, которая к нам поступает, обрабатывается в течение 5-7 суток. Это очень оперативно. Гораздо быстрее, чем в любом органе власти. У нас тысячи обращений и просто нет операционной возможности обрабатывать их, скажем, в течение суток.

Но если, например, забить в новостной поисковик недавнюю историю с электричками, то видно, что общественные организации подключились к ней тогда, когда она уже была на пике…

Александр Бречалов: Бывают, честно скажу, и упущения, но их по минимуму. Однако и темы бывают разные. Когда, например, администрация Сахалинской области размещает на сайте госзакупок закупку на унитаз в 220 тысяч рублей, тут ничего пояснять не нужно. Это очевидная история, и скорость реакции соответствующая - буквально сутки-двое. Что касается электричек, то я лично потратил около двух дней, чтобы внимательно, поэтапно разобраться в вопросах ценообразования, тарифов, нагрузок на федеральный и региональный бюджеты, вникнуть в проблемы пассажиропотока на тех или иных направлениях. То есть это - не очевидный вопрос. Было огромное количество писем по этой теме и в ОП, и в ОНФ. Но для того, чтобы выступить с каким-то публичным заявлением, нужно было провести экспертную работу. Ни в коем случае нельзя сваливаться в оголтелую критику, и не дай бог ОП или ОНФ выйдет с голословными обвинениями.

А если ОП или ОНФ выйдет с заявлением: "есть проблема, людям не на чем ехать". Зачем сразу называть виноватых?

Александр Бречалов: Проблему мы обозначали практически сразу же. Но отрицая - предлагай. И таких решений было очень мало. А иная реакция меня лично не устраивает, она только раскачивает ситуацию, пока непонятную для нас. Например, по некоторым направлениям звучало так: отменены электрички. Но это было не так, из десяти электричек на одном направлении сняли три - потребности в такой частоте движения не было.

На те коллективные письма, которые к нам поступили, мы направили ответ о том, что мы разбираемся в ситуации, буквально мгновенно. И еще в начале декабря писали обращение и на президента, и на Медведева, и на Якунина. Другое дело, что когда эта критическая масса накопилась и электрички отменили там, где действительно не на чем добраться, тогда это уже сработало как спусковой механизм.

В целом я считаю, что по большей части вопросов у нас реакция оперативная. Сейчас мы работаем над темой, которая не очень качественно подается в информационном поле: онкологические больные и их проблемы с получением лекарств. Мы занимаемся этим вопросом. С одной стороны, очевидно, что все эти круги ада онкологическому больному пройти - лучше, действительно, простите, умереть. А с другой стороны, есть негативный опыт, когда наркосодержащие препараты попадали совершенно в иные руки. Как эту проблему решить? Мы собрали всю информацию от всех экспертов и совсем скоро, думаю, будем выходить с конкретными предложениями.

Насколько, по вашим ощущениям, позиция ОП или ОНФ учитывается при принятии итоговых решений?

Александр Бречалов: Мнение ОНФ, безусловно, сейчас очень весомо. В том числе и потому, что два основных направления - "За честные закупки" и мониторинг исполнения указов президента - как проекты выстроены очень качественно. Они направлены исключительно на результат, а не на процесс. И результаты действительно резонансные. Вы говорили про губернаторов: и по новосибирскому, и по брянскому, и по волгоградскому были закрытые доклады от ОНФ. И результат вы знаете. Так что, считаю, ОНФ абсолютно заслуженно стал полноценным игроком в общественно-политической жизни.

То есть для решения проблемы нужно бежать в прокуратуру или сразу в ОНФ?

Александр Бречалов: Одно другого не исключает. В большинстве случаев прокуратура - эффективный правоохранительный орган. Но если мы говорим про оперативность, про огласку, которая иногда сама помогает решать проблему, - здесь ОНФ, ОП более эффективные площадки.

Становится ли меньше сомнительных госзакупок?

Александр Бречалов: Да. По отдельным направлениям мы уже близки к искоренению этого явления. Например, автомобили стоимостью больше 3 млн рублей сейчас заказывают уже кратно реже, чем в 2013 и первом полугодии 2014 годов. Попадаются, да, особенно у компаний с государственным участием. Но в разы меньше

Но автомобили - это такая надводная часть, понятная и очевидная. И явно не главная проблема системы госзакупок. Что необходимо сделать для того, чтобы в принципе система была эффективнее, чтобы в ней невозможно было, например, проводить конкурсы под конкретного победителя?

Александр Бречалов: Можно сколько угодно совершенствовать законодательство. Но опыт показывает: только общественный контроль может менять ситуацию. У меня нет сомнений в том, что тот человек, который будет до выборов исполнять обязанности губернатора Сахалинской области, десять раз подумает, стоит ли отдавать подряд одной и той же организации. Глава региона, глава госкомпании должен знать, что проблема не решается на уровне "вась-вась", когда можно договориться с местной Счетной или Общественной палатой. А вот когда скриншот с сайта госзакупок пошел по Сети и он пошел в Народный фронт - вот ты сиди и гадай, пронесет тебя или нет, попадешься ты или нет. У нас за полтора года собралось около десяти тысяч граждан, которые участвуют в этой работе. И это не есть специально дипломированные эксперты, это самые разные люди, которым просто не все равно. Вот, например, Наталья Карпеко из Сахалинской области, я ее лично даже не знаю, но она мне больше всех писала в "Фейсбук". По многим эпизодам мы проводили проверку. Цепочка замкнулась, люди поверили, что их активность работает. И общественный контроль - это то, что может существенно снизить пресловутую коррупцию.

Декоративны ли местные Общественные палаты?

Александр Бречалов: К сожалению, в большей части да. Это абсолютно нормальная ситуация и ни в коем случае не камень в огород моим коллегам-общественникам. Человек живет на территории, и в его жизни многое зависит от лояльности к главе региона, к правоохранительным органам. У нас непуганых немного, которые держат удар. Когда я приезжаю и вижу такое благодушие - все замечательно, все одобряем - на заседаниях Общественных палат, я понимаю, что я здесь обратную связь не сниму. Меня как секретаря ОП это не может устраивать.

Так, может, они вообще не нужны, а нужны просто активисты?

Александр Бречалов: Нет, все-таки нужны. Они в регионах действуют на основании закона, который определяет их статус, полномочия, в каком-то смысле определяет формат взаимодействия. То есть если Общественная палата обращается к местному депутату, главе города или региона, он не может это проигнорировать, и де-юре, и де-факто. Но и другая работа тоже нужна. У нас, например, в этом году пройдет девять региональных форумов - мы их назвали "Сообщество" - для активных граждан, вне зависимости от их партийной принадлежности и ангажированности общественными организациями. Главный критерий - за этим человеком должны быть абсолютно конкретные дела. Малые, большие - не важно. Ценится не масштаб проекта, а его качество. Первый такой форум пройдет в Нижнем Новгороде уже в конце марта.

Фактически, поддерживая гражданских активистов, мы создаем конкуренцию. Глава каждого региона должен понять: делать лояльную, причесанную общественную конструкцию нет никакого смысла. Поскольку в любом случае мы выходим на коммуникацию с теми, кто обладает реальной, актуальной повесткой для региона. Понятно, что губернатору это не просто: зачем ему как главе региона какие-то люди, которые хоть и правдивую повестку несут, но она какая-то не такая, тяжело решаемая или вовсе не решаемая? Поэтому да, декоративность - объективная реальность в большей части регионов. Хотя бывает и по-другому. У нас самые активные палаты в Саратовской и Ульяновской областях. В Саратовской области у председателя Общественной палаты хорошие отношения с губернатором, но он ему постоянно шпильку вставляет - там посмотрите, здесь не так. А в Ульяновской области губернатор сам сознательно создает для себя бурлящий котел… Я такого в других местах не видел, чтобы предприниматель вставал и говорил: "Знаете, Сергей Иванович, вы в иллюзиях пребываете. Вам ваши докладывают все не так…" А губернатор в ответ: "Хорошо, а как?" И там меньше всего напряженности. Почему? Потому что есть диалог. И декоративность в итоге будет снижаться за счет конкуренции, которую мы уже создаем.

В чем - с учетом экономической ситуации - сейчас приоритеты общественных инициатив?

Александр Бречалов: Каждому времени соответствует свой восходящий тренд. В 90-е это было предпринимательство - самое разное. Сейчас, на мой взгляд, тренд, который только увеличивается, - гражданская активность. Поэтому все инициативы Общественной палаты - об общем реестре, о разделении политически и социально ориентированных НКО - конечно, направлены на прозрачность, на упрощение для людей возможности заниматься общественно полезными делами. И мы сознательно выбрали два основных направления на 2015 год: гражданская активность и регионы. На форумы "Сообщество" мы не будем выезжать с установкой "приедем и вас научим". Наоборот. Это общение, это взаимное обогащение знаниями, на основании которых мы к концу года будем делать какие-то выводы для президента. Кроме того, мы запустили отдельный проект "Перспектива" для потенциальных лидеров общественного мнения. Мы поддерживаем их административно, можем поддержать и финансово - через партнерские программы. Большая часть людей занимается гражданской активностью по зову сердца. Но я не удивлюсь, если многих из этих людей в 2016 году, в 2018 году мы увидим и в органах законодательной и исполнительной власти.

То есть в списках на выборах…

Александр Бречалов: Это не есть четко структурированная задача, но почему бы и нет. Безусловно, что выборы 2016-2018 гг. добавят социальным активистам еще и политически. Кто эти люди? Могу пример привести. У нас есть активист, член региональной Общественной палаты Пензенской области Анна Кузнецова, НКО "Покров". Занимается проблемами детства, материнства, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ее личная аудитория в соцсетях больше, чем у всей Общественной палаты Пензенской области, больше, чем у Законодательного собрания Пензенской области. Это настоящий лидер общественного мнения. И, безусловно, мы ее поддержим, потому что понимаем, что человек с такой позицией принесет гораздо больше пользы, чем тот, кто стремится во властные структуры ради корыстных целей.

Глава каждого региона должен понять: делать лояльную, причесанную общественную конструкцию нет никакого смысла

Что же касается экономических сложностей, то Общественная палата внимательно следит за ситуацией. 24 марта у нас здесь будет Игорь Иванович Шувалов, мы проведем открытые широкие слушания по экономической повестке. Приоритетом, на мой взгляд, должна быть сбалансированная устойчивая экономика в настоящий момент. То, что предлагается сейчас, - например, социально ориентированным НКО срезали 960 млн по линии минэкономразвития - это не выход. Забирая чуть меньше миллиарда рублей у НКО, мы однозначно в каких-то местах будем повышать градус социальной напряженности.

Всегда ли можно доверять мнению общественности? Это, конечно, зеркало, но картинку оно может передавать с искажениями…

Александр Бречалов: Первая функция и главная задача ОП и ОНФ - это слушать, слышать и оперативно реагировать. У нас большая палитра мнений. Огромное количество по делу, но бывают и такие общественники ("борцы с коррупцией"), которые на самом деле решают свои личные задачи. Так что выслушать - выслушаем, но в любом случае нам нужно экспертно, очень качественно ко всем вопросам подходить, иначе мы свалимся в уличный популизм, который недопустим для института гражданского общества.

Екатерина Григорьева

"Российская газета"  №6630 (59)

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.