Главная >> Информационный сборник >> №23 Апрель, 2015 >> День российского парламентаризма. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

Информационный сборник: №23 Апрель, 2015

Раздел: Официально

Статья: День российского парламентаризма. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

День российского парламентаризма

27 апреля, в День российского парламентаризма, Президент РФ Владимир Путин встретился с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.

 

Уважаемые коллеги, добрый день!

Я очень рад приветствовать руководителей Федерального Собрания и членов Совета законодателей в Санкт-Петербурге и поздравить всех вас с праздником – Днём российского парламентаризма.

Эта памятная дата имеет историческое измерение, как мы с вами понимаем, и олицетворяет путь становления отечественного парламентаризма, народного представительства, его развитие от народного вече до современной законодательной власти.

Символично, что наше заседание проходит в Таврическом дворце. Ведь именно 27 апреля 1906 года в этих стенах начал свою работу первый представительный законодательный орган Российской империи, России. Всё общество с нетерпением ждало этого события и восприняло его как общенациональный успех, как очень важный шаг в развитии российской государственности.

Уверен, что так же, как и ваши предшественники, вы будете всецело использовать свои полномочия на благо Родины. Убеждён, в государственной, исторической преемственности, безусловно, находится и лежит залог стабильного, демократического развития нашей страны. Хочу пожелать успехов в вашей ответственной и значимой работе.

Уважаемые коллеги! Вы представляете законодательную власть, ведущие общественные и политические силы России. В своей деятельности отражаете волю и интересы наших людей, облекаете их в форму законов. И от вашей эффективности прямо зависит укрепление страны, рост благосостояния наших граждан, решение острых социальных проблем.

Отмечу, что за последние годы заметно вырос политический вес законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Сегодня в их ведении, в вашем ведении не только региональное законодательство. Они играют важную роль в формировании органов исполнительной власти территорий, активно участвуют в назначении представителей в контрольные органы, региональных Уполномоченных по правам человека, в формировании других государственных и общественных институтов. Наконец, от их решений зависит выбор модели местного самоуправления, порядок избрания высшего должностного лица субъекта Федерации. В этой большой, комплексной работе как раз и отражается развитие российского федерализма.

Отмечу, что в Совет законодателей постоянно поступает самая актуальная информация о том, чем живут регионы, что больше всего волнует людей, в том числе данные о практике правоприменения законов. Вы видите всё законодательное поле страны. И это, безусловно, должно помогать откликаться на запросы людей, представителей разных профессиональных и социальных групп, бизнеса. Совет законодателей – по‑своему уникальная структура. Полных аналогов ей, пожалуй, в мире и нет, в том числе и в так называемых «старых демократиях».

Очевидно, что в развитии российского парламентаризма мы должны больше опираться на собственный опыт, активнее внедрять лучшие практики коллег в регионах Российской Федерации. Тем более что обмен опытом парламентской деятельности является непосредственной функцией Совета законодателей.

В нашей встрече впервые участвуют представители избранных немногим более полугода назад законодательных собраний Крыма и Севастополя. У вас есть, уважаемые коллеги, уникальная возможность воспользоваться самыми современными законотворческими решениями. Уверен, законодатели Федерального Собрания и регионов окажут вам в этом всемерное содействие.

С момента воссоединения Крыма и Севастополя с Россией прошло чуть более года. И благодаря вам, законодателям, в самые короткие сроки были приняты многие необходимые законы. Жители новых субъектов Федерации получили российские социальные гарантии, были оперативно сформированы органы власти и местного самоуправления. Хотел бы ещё раз поблагодарить членов Федерального Собрания за оперативность в решении столь сложных и масштабных задач, так же как и поблагодарить наших коллег из Крыма и Севастополя.

Сегодня важно обеспечить полную интеграцию Крыма и Севастополя в политико-правовое поле России, в том числе продолжать формирование законодательной базы для обеспечения благоприятной деловой среды; открывать новые возможности для привлечения инвестиций и их защиты, для модернизации транспортной инфраструктуры, подъёма туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы. В целом создавать условия для устойчивого социально-экономического развития полуострова, роста благосостояния людей.

Уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать юбилей Великой Победы. Это действительно всенародный святой праздник. Он сплачивает и объединяет всё наше общество, напоминает о роли нашей страны в поворотных исторических событиях XX века, в спасении мира от нацизма.

К сожалению, самые святые вещи подчас становятся объектом спекуляций. Конечно, всё это не ново, мы не в первый раз это видим и слышим. Мы уже не раз сталкивались с избирательным подходом к истории в угоду политической конъюнктуре. Но сейчас эти процессы приняли форму настоящей агрессивной кампании. Особую тревогу вызывают попытки исказить значение Победы, выдать чёрное за белое, из освободителей сделать оккупантов, а из нацистских пособников – борцов за свободу.

Наша задача – активно противостоять любым фальсификаторам истории. Все мы несём общую ответственность за то, чтобы люди знали правду о войне, чтили подлинных героев и никогда не забывали, к какой катастрофе могут привести идеи национальной исключительности и стремление к мировому господству. И конечно, важно утверждать ценности гуманизма и справедливости. Решение этой задачи во многом зависит от политиков, парламентариев, общественных деятелей, от нас с вами, уважаемые коллеги. И мы всегда должны помнить об этом и руководствоваться этим.

 

***

Уважаемые коллеги! Вы выбрали очень актуальную тему для встречи – преодоление кризисных явлений. И естественно, вторая тема, – это приближающаяся годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Безусловно, и то и другое чрезвычайно важно для нас. Я сейчас не буду говорить об этом историческом событии – о 70-летии. Мы понимаем, насколько это важно, и я сказал об этом в своём выступлении.

Что касается преодоления кризисных явлений в российской экономике. Для того, чтобы нам с вами определиться, что делать, нужно понять причины, или, как говорят специалисты, генезис происходящих событий. В чём причины‑то? Причины и внешние, конечно, но прежде всего внутренние.

Я говорил на «Прямой линии», мы ведь к чему подошли за предыдущее время? Мы правильно делали, что по соображениям социального характера опережающим образом заботились об уровне заработной платы, о доходах граждан, в том числе и потому, что они у нас традиционно находятся на довольно низком уровне.

Но всё‑таки это, в конечном итоге, привело к определённым дисбалансам в экономике, которые заключаются в том, что производительность труда у нас отставала от роста заработной платы. А это всегда приводит к перекосам.

Что это такое? Так, чтобы попроще сказать. Слава богу, это не «Прямая линия», будем считать, что у нас с вами такое производственное совещание началось. Что это такое на практике? Ведь когда мы производим на определённую сумму общий ВВП, а зарплаты растут, это значит, что потребление увеличивается. А если потребление увеличивается, за счёт чего это происходит? За счёт импорта.

Импорт растёт, и мы покрываем его в конечном итоге за счёт наших резервов, получаемых от реализации углеводородного сырья, ну и всякого другого сырья. Вот, собственно говоря, в этом одна из причин, сейчас и о других скажу.

И как только цены на это углеводородное сырьё, на нефть, сократились в два раза, схлопнулись, это привело к определённым сбоям. В чём? Прежде всего в бюджетных расходах. У нас поступление стало меньше, и нам с вами надо сокращать расходы. Вот в этом проблема.

Она какая‑то непреодолимая? Нет, конечно. Но она, может быть, в чём‑то болезненная. Вот только в этом проблема. Она не разрушает ничего, наоборот, даже в известной степени она нас оздоравливает, потому что мы должны понимать, что вот этот так называемый нефтегазовый дефицит, который у нас рос в последние годы до 10 с лишним процентов, – это неблагоприятное явление в нашей экономике, и мы расходы оттуда постоянно подкачивали. Это первый такой серьёзный, системный фактор.

Для того, чтобы это преодолеть, нужно что делать? То, о чём мы всё время говорим, и то, что делать очень сложно, когда цены на наши традиционные товары, нашего экспорта, высокие. Потому что очень трудно переориентировать участников экономической деятельности заниматься тем, что менее прибыльно, чем нефть и газ, вот и всё, или производная от них, скажем, минеральные удобрения, которые на газе делаются.

Вот это просто делать постоянно с помощью различных бюджетных вливаний либо такой налоговой политики… Правительство и так это делает, но достаточно сложно это сделать, потому что наносит ущерб как бы другим отраслям, если какие‑то, нужные нам, чрезмерно льготировать.

Повторю, это и так делается, просто требуется определённое время. Но когда ситуация меняется, то в целом это подталкивает всех участников экономической деятельности к тому, чтобы вкладываться и в другие отрасли. И в конечном итоге это такая оздоровляющая ситуация. Это первая составляющая тех кризисных явлений, о которых мы говорим.

Вторая заключается в чём? Она в известной степени связана с первой. Как только цены упали на товары нашего традиционного экспорта, на нефть и газ, это так или иначе отражается на состоянии национальной валюты. И нужно Центральному банку либо «палить» резервы, чтобы поддерживать уровень и играть на карман спекулянтов, либо Центральный банк был вынужден сделать то, что он сделал, – перейти к плавающему курсу.

Да, это привело к ослаблению национальной валюты. Но это единственный, я хочу это подчеркнуть, единственный экономически обоснованный способ сбалансировать ситуацию в национальной экономике в целом. Но это, конечно, привело к ряду малоприятных последствий.

Прежде всего это заключается в том, что произошло удорожание всей импортной компоненты, по всем отраслям производства. И это, конечно, сказывается на жизнеспособности, жизнедеятельности предприятий. На жизнеспособности, может быть, нет, но на их функционировании, безусловно, сказывается.

Этот период просто надо пройти. Нужно, чтобы экономика и реальные секторы производства адаптировались к этой ситуации, поняли свои возможности, оценили бы свои инвестиционные перспективы. Просто для этого нужно время.

И в целом, можно сказать, мы этот период проходим, экономика, по сути, адаптируется к новым условиям. Это отражается на курсе национальной валюты, это отражается на курсе рубля, а не только незначительное повышение цен на нефть.

И следующая составляющая – это рукотворная, мы сами сделали. В ответ на введённые ограничения в отношении российской экономики мы ввели известные ограничения по поводу доступа на наш рынок товаров сельхозпроизводства.

Конечно, изначально было понятно, что это не может не привести к определённому скачку цен, очевидное дело. Но в то же время это шанс в условиях нашего пребывания в ВТО освободить внутренний рынок для национальных производителей.

Конечно, здесь нам с вами очень внимательно нужно смотреть за злоупотреблениями на рынке. Я призываю и вас, и ваших коллег из административных структур самым внимательным образом за этим наблюдать. И мы видим, что многие, к сожалению должен констатировать, многие участники экономической деятельности в этой сфере пользуются ситуацией, необоснованно вздувают цены, совершенно необоснованно.

Но и это пройдёт по мере роста собственного производства. Мы не должны забывать, что на селе у нас проживает или так или иначе связано с сельхозпроизводством 40 миллионов человек – одна треть всего населения Российской Федерации. Поэтому в любом случае мы действуем в правильном направлении.

И наконец, вот эти пресловутые ограничения и санкции. Что произошло и на что, может быть, сознательно или бессознательно те, кто вводил эти санкции, рассчитывал. Вот смотрите, у нас общий объём поступления иностранной валюты в нашу экономику в год составлял примерно 500 миллиардов долларов – 497, скажем, 500. После падения цен со 100 долларов за баррель до 50 в нашу экономику не пришло 160 миллиардов из 500 – большая цифра.

А при этом наши квазипартнёры ограничили доступ нашим банкам к рефинансированию на европейском рынке. Мы недополучили 160 миллиардов, а в прошлом году наши предприятия и банки должны были погасить текущие кредиты перед иностранными партнёрами на сумму 130 миллиардов долларов, и в этом году плюс ещё 60 миллиардов долларов. Видимо, кто‑то рассчитывал на какой‑то коллапс, мы не досчитались 160, а должны заплатить 130 плюс 60.

Никакого коллапса не произошло. Российская экономика легко, относительно легко, преодолела эти искусственные барьеры. Да, мы не досчитались 160 миллиардов, но наши предприятия достаточно легко расплатились со всеми своими кредитами, в прошлом году – 130 миллиардов, и значительную часть в первом квартале из 60 уже тоже заплатили.

Пик платежей пройден. Если кто‑то рассчитывал вызвать какой‑то коллапс, ничего из этого не получилось. Да, безусловно, такие неестественные ограничения больно бьют и по нашим партнёрам, по тем, кто это сделал, и на нас отражаются негативно, и в целом ничего хорошего в этом нет – это незаконные ограничения с точки зрения международного права, с точки зрения правил ВТО.

Это, конечно, сужает возможности для активного развития, но это точно уже не приведёт и не привело ни к какому коллапсу и не может привести, уже всё. Это пройдено. По сути, даже всё, что пытаются сохранить, это уже контрпродуктивно не для нас, для них для самих. На нас, конечно, негативно, как я сказал, отражается и до сих пор. Но в целом эти пиковые нагрузки пройдены.

Задача‑то у нас какая? Задача у нас не меняется, она у нас и в «Программе 2020» сформулирована – диверсификация экономики, прекращение её однобокого развития. И когда где‑то цена на нефть будет болтаться в районе 60–70 долларов, в принципе, создаются условия для того, чтобы участники экономической деятельности видели выгоду не только во вложениях в нефть и газ или в минеральные удобрения, произведённые из первичного энергоносителя – газа, но и в другие отрасли экономики, в том числе и в высокотехнологичные, при поддержке государства, в том числе при поддержке с помощью налогового регулирования, для того чтобы сделать дополнительный шаг, мощный, в развитии сельского хозяйства при освобождении рынка от засилья импортной и часто недоброкачественной продукции.

Вот в этом направлении если мы будем с вами активно двигаться, то мы, конечно, существенно продвинемся в повышении нашего экономического суверенитета, и, безусловно, это будет настоящим, зримым шагом в диверсификации нашей экономики, в придании ей инновационного характера развития.

То же самое касается и финансовой сферы. Слушайте, это смешно и уму непостижимо: у нас не было своей национальной платёжной системы. Весь пластик – «Виза» и «Мастеркард» весь рынок занимают. Чушь какая‑то просто. Но мы, правда, исходили всегда из того, что экономика – она всегда отделена от политики, и нам всегда наши партнёры говорили, что экономику никогда не надо связывать с политикой.

Как что, так сразу пытаются использовать экономические рычаги. Вот и в данном случае, ведь эти компании «Виза» и «Мастеркард», да, те граждане, кто выезжают за границу и имеют эти платёжные инструменты, за границей пользоваться удобно. Но внутри‑то страны 90 с лишним процентов рынка они занимают, это‑то зачем?! Печально, что об этом в своё время мы не подумали.

И таких элементов совершенно глупой зависимости и не нужной очень много. Но дело даже не в том, что мы зависим, взаимозависимость в современном мире – это правильное, хорошее дело. Но в тех секторах экономики, где мы должны активно развиваться, сами можем, вот мы там должны восстановить свою компетенцию. Мы не должны и не будем заниматься огульно импортозамещением. Это абсолютно не наша цель.

Я уже много раз говорил: можем мы выращивать, например, бананы? Можем! Но это будут золотые бананы. Зачем? В Африке можно купить. Но есть вещи, которые мы точно совершенно должны сделать сами. Мы можем это сделать. Гражданское самолётостроение, судостроение. Продолжить нашу работу в области микроэлектроники, которая лежит в основе современной обороноспособности страны. И так далее, и так далее.

Абсолютно много таких вещей, в которых мы всегда имели высокую степень компетенции. И эта компетенция, к сожалению, была утрачена и по экономическим соображениям, и по всяким разным другим соображениям. Но мы её можем и должны восстановить. И такой шанс у нас, конечно, сейчас есть. Если раньше, даже в крупных предприятиях, даже в оборонных предприятиях, легче было купить какие‑то чипы или микроэлектронику за границей и поставить даже в оборонные системы, теперь нет. Но получается, сейчас уже стало ясно, что мы можем это сделать.

Поэтому там, где это связано с национальной обороной, там и будем заниматься импортозамещением, безусловно. Там, где мы должны восстановить свою собственную компетенцию в высокотехнологичных сферах, мы обязательно можем и должны это сделать. Это и есть развитие страны, это и есть развитие нашей экономики.

Я очень хотел бы, чтобы, понимая всё это, мы с вами были очень эффективными, действовали активно, не боялись принимать ответственных решений. А лидерство, как известно, я сейчас хочу к вам обратиться, в том и заключается, чтобы не просто ковыряться в текущих делах, что тоже очень важно и очень нужно, но самое главное – определить конечные цели и действовать на их достижение.

Спасибо вам большое. Успехов.

Выступление Президента РФ по стенограмме,

размещенной на официальном сайте Кремля 27 апреля 2015 г.

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.