Главная >> Информационный сборник >> №24 Май, 2015 >> Б.Харебов. Дана политико-правовая оценка

Информационный сборник: №24 Май, 2015

Раздел: Южная Осетия

Статья: Б.Харебов. Дана политико-правовая оценка

ДАНА ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

 

В начале года Комитет госбезопасности Южной Осетии обратился в Парламент РЮО по поводу дачи политико-правовой оценки деятельности так называемой «Временной административной единицы», действовавшей на территории Республики с 2006 по 2008 годы. В сопроводительной справке к обращению говорится о том, что 24 октября 2006 года Санакоевым Владимиром при активной поддержке Каркусова Урузмага и Тенгиза Гаглоева в с. Ередви, под контролем спецслужб Грузии было объявлено о проведении «альтернативных» президентских выборов, параллельно с президентскими выборами, назначенными на 12 ноября 2006 года в РЮО. В то же время на территории, не контролируемой властями РЮО в с. Ередви была сформирована «альтернативная» центрально-избирательная комиссия, которую возглавил У. Каркусов. После проведенных «альтернативных» выборов победителем был объявлен Санакоев Дмитрий. Он возглавил «альтернативное» правительство РЮО, созданное спецслужбами Грузии с целью дискредитации действующего на территории РЮО правительства и президента, участвовал в наборе кадрового состава, утверждал на должности сотрудников «администрации временной административно-территориальной единицы на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области».

Конечной целью создания марионеточной «администрации ЮО» являлось свержение действующего Конституционного строя, дискредитация руководства РЮО, насильственный захват власти, осуществление подрывной деятельности в отношении населения и руководства РЮО, а также свержение законно избранной власти Республики». При этом сотрудники разведслужбы Грузии осуществляли подбор кадров на руководящие должности в «администрацию», руководство указанной структурой в вопросах ведения разведывательно-подрывной деятельности в отношении РЮО, финансирование деятельности «администрации» и реализуемых ею проектов.

Учитывая серьезный характер собранной информации и настоятельной необходимости оперативного реагирования на нее, была создана Комиссия по даче политико-правовой оценки деятельности так называемой «Временной административной единицы», которую возглавил Председатель Парламента, члены Правительства, эксперты-юристы, историки, экономисты. В результате интенсивной работы и активного обсуждения текст документа был составлен.

29 апреля 2015 г. Парламент Республики Южная Осетия постановил принять политико-правовую оценку деятельности так называемой «Временной административной единицы», действовавшей на территории Южной Осетии с 2006 по 2008 годы. В документе отмечено, что националистическая идеология Грузии, базирующаяся на исключительности грузинского этноса, подавлении национальных меньшинств и создания мононационального государства, за последние неполные сто лет трижды способствовала проведению геноцида южных осетин. При всех режимах грузинское руководство вело  целенаправленную борьбу против этого народа, конечная цель которой ее истребление, изгнание или полная ассимиляция. С этой целью мирное население подвергалось вооруженной агрессии, террору, диверсиям. Для этого применяются политические решения, ведется идеологическая борьба, уничтожается население, устраиваются блокады, похищаются люди.

В этом же ряду находится созданная спецслужбами Грузии «Временная административная единица». Эта структура формировалась путем вербовки, подкупа, шантажа лиц преимущественно осетинской национальности, чтобы целенаправленно видоизменить форму вооруженного конфликта между Южной Осетией и Грузией, дезинформировать мировое сообщество, представив ему борьбу южных осетин за самоопределение как столкновения между родовыми кланами и преступными группировками или же борьбу оппозиции с властями. Делалось это с целью дать возможность Вашингтону и Брюсселю обойти действия статей международных конвенций, всего международного права и открыто помогать Грузии аннексировать территорию Южной Осетии. Поэтому создание и функционирование альтернативной законной власти структуры с ее марионеточными фигурами во главе с Дмитрием Санакоевым и управляемой спецслужбами Грузии, было расценено как политика присвоения власти и подрыв безопасности Республики Южная Осетия.

Преступная деятельность членов так называемой «Временной административной единицы» в пользу государства-агрессора Грузии, развязавшего полномасштабный террор против прав и свобод человека, проводившего пропаганду насилия, учинившего попытку физического уничтожения народа Южной Осетии должна расцениваться как

  1. соучастие в геноциде;
  2. 2) измена Родине (государственная измена);
  3.  насильственный захват власти;
  4.  экстремистская деятельность;
  5.  терроризм;
  6.  диверсия;
  7.  шпионаж в пользу Грузии;
  8.  создание незаконных вооруженных формирований.

Вышеперечисленные преступные действия, согласно законодательству Республики Южная Осетия, является тягчайшим преступлением перед народом, и караются законом самым суровым образом.

Далее в документе говорится: «Руководствуясь Международными правовыми актами, в том числе Конвенцией ООН о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г., Уставом ООН, Римским статутом Международного уголовного суда ООН от 17 июня 1998 г., признать т.н. «Временную административную единицу», ее участников и кураторов ответственными в соучастии с властями Грузии, причастными в массовом уничтожении осетинского народа, выселении его с мест постоянного проживания, в грабежах и насилии, захвате имущества, убийствах, в том числе с особой жестокостью, включая женщин, детей и стариков.

Дискредитация Южной Осетии в глазах мирового сообщества, а также подрывная деятельность, направленная против единения осетинского народа и максимальной интеграции с Российской Федерацией, и в настоящее время является основной задачей т.н. «Временной административной единицы».

Исходя из вышеизложенного, учитывая нынешнюю неконструктивную позицию Грузии в деле установления с Республикой Южная Осетия добрососедских отношений и ее нежелание подписать договор о неприменении силы в отношении Республики Южная Осетия, а также продолжающуюся в отношении Республики Южная Осетия подрывную деятельность т.н. «Временной административной единицы», Парламент Республики Южная Осетия постановляет:

1. Признать действия руководства т.н. «Временной административной единицы» против народа Республики Южная Осетия, а также ее государственности в период с 2006 по 2008 годы, как агрессию в любых ее формах и проявлениях, в частности:

а) распространение радикального государственно политического и националистического фундаментализма;

б) осуществление деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Южная Осетия, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории;

в) осуществление разведывательной, террористической, диверсионной, в том числе с использованием микробиологических средств, и иной, направленной на нанесение ущерба национальной безопасности Республики Южная Осетия, деятельности специальных служб Грузии;

г) соучастие в геноциде осетинского народа.

2. Республиканским компетентным органам, ответственным за государственную безопасность Республики Южная Осетия, провести тщательное расследование всех преступлений, совершенных на территории Южной Осетии с 2006 по 2008 годы, в процессе деятельности т.н. «Временной административной единицы», а также лиц, осуществлявших общее руководство и финансирование данной марионеточной администрации, в том числе, используя возможность обращения в Интерпол.

3. Исходя из вышеизложенного, Парламент Республики Южная Осетия считает, что преступным деяниям т.н. «Временной административной единицы», действовавшей на территории Республики Южная Осетия с 2006 по 2008 голы, должна быть дана соответствующая правовая оценка Верховным судом Республики Южная Осетия в соответствии с нормами международного права и законами Республики Южная Осетия».

Постановление Парламента РЮО было направлено в Комитет государственной безопасности РЮО, где завершена работа по сбору и систематизации документальных и свидетельских материалов в отношении так называемой «Временной административной единицы». Все они 7 мая направлены в Генеральную прокуратуру РЮО. В обращении КГБ на имя Генпрокурора отмечено, что марионеточная структура действовала под контролем и при финансовой поддержке официальных властей и спецслужб Грузии. Она представляла реальную угрозу территориальной целостности РЮО, ее государственности и ее обществу в целом. В действиях коллаборационистов выявлены устойчивые признаки состава преступлений, предусмотренных статьями 275 («государственная измена»), 278 («насильственный захват власти»), 280 («публичные призывы к экстремистской деятельности»), 282 («экстремизм») Уголовного кодекса.

В этой связи высказаны рекомендации дать оценку представленным материалам и инициировать перед Верховным судом РЮО процедуру признания так называемой «Временной административной единицей» экстремистской организацией, действующей в интересах спецслужб Грузии, с последующим принятием решения о запрете ее деятельности на территории РЮО.

Вице-спикер Парламента РЮО и председатель парламентского комитета по безопасности и обороне Дмитрий Тасоев, который непосредственно работал над составлением документа, сообщил, что текст Постановления будет направлен в соответствующие структуры: «Это делается для дальнейшего тщательного расследования всех без исключения преступлений, совершенных сотрудниками этой организации и их грузинскими кураторами. Материалы будут направлены в Верховный суд РЮО, в российские и международные суды, включая Интерпол».

Депутат от Народной партии Амиран Дьяконов активно участвовал в разработке документа и в нес в него ряд поправок. Создание временной прогрузинской администрации было частью государственного террора Грузии по отношению к южным осетинам, считает Амиран Дьяконов. «В свое время так называемый грузинский анклав был превращен в аналог Панкисского ущелья – рассадник терроризма, откуда планировались и проводились террористические акты на территории Южной Осетии и политика государственного террора, исходящая от руководства Грузии… Она была связана с планами Грузии по созданию неприемлемых условий для проживания народа Южной Осетии и принятия политических требований Грузии, которые включали отказ от независимости. Создание вот этой администрации было частью государственного террора Грузии по отношению к народу Южной Осетии. Люди, сотрудничавшие с этой террористической организацией, безусловно, причастны к геноциду осетинского народа». Он добавил, что в ходе работы над постановлением к депутатам обращалось множество людей, которые выражали им свою поддержку. «Парламент сделал то, что должен был сделать», - считает депутат.

По-разному сложилась судьба фигурантов так называемой «Временной административной единицы». Дмитрий Санакоев все еще пребывает в Тбилиси и находится на полном государственном обеспечении. Скорее всего, он продолжает быть прописан к одной из структур, озадаченных возвращением Южной Осетии в состав Грузии. По крайней мере, время от времени говорят, что он якобы помог или пытался помочь неким гражданам РЮО получить медицинскую помощь в лечебных учреждениях грузинской столицы.

Что касается экс-министра информации, печати, науки и новых технологий в прогрузинской администрации Владимира Санакоева, который приписывает себе идею проекта «Временной административной единицы», то он последние пять лет спокойно проживает во Владикавказе, Интерпола не боится и проблем с российскими правоохранительными органами до недавнего времени не имел. Но четыре месяца назад был вызван в Генпрокуратуру России по Северной Осетии по запросу югоосетинской стороны. Ему было предъявлено обвинение в попытке захвата власти, измене родине и экстремизме. Но эта проблема его не очень беспокоит. Он больше озабочен возвращением квартиры в центре Тбилиси, которую ему предоставила бывшая власть. По этой причине несколько раз приезжал в грузинскую столицу, но безрезультатно. А осенью прошлого года его вообще не пустили в Грузию, забрав на границе его грузинский паспорт. Но оптимизма В. Санакоев не теряет: «Паспорт мне не вернули, но я как был, так и остаюсь гражданином Грузии. Меня гражданства никто не лишал. Кроме того, я имею и российское гражданство».

Братья Урузмаг и Янек Каркусовы, занимавшие в «правительстве» Санакоева посты министра внутренних дел и начальника службы безопасности, покинув Грузию, также свободно пребывали в Северной Осетии, а затем подались за рубеж. Министр экономики той же административной единицы Теймураз Джапаров был в Южной Осетии на 18 лет, но в 2013 году был отпущен по амнистии и ныне проживает в Грузии. С лета прошлого года находятся в цхинвальской тюрьме братья Игорь и Батыр Пухаевы, работавшие советниками в администрации Санакоева. Их судьбу решит суд.

Итак, политико-правовая оценка дана, соответствующее Постановление Парламента РЮО принято, текст документа передан в соответствующие структуры и вне всякого сомнения найдет должное реагирование.


Батрадз Харебов,

руководитель ИАЦ Парламента РЮО

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.