Главная >> Информационный сборник >> №27 Октябрь, 2015 >> Выступление Председателя Парламента РСО-А А.В. Мачнева на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

Информационный сборник: №27 Октябрь, 2015

Раздел: В Совете Законодателей

Статья: Выступление Председателя Парламента РСО-А А.В. Мачнева на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

Председатель Парламента Северной Осетии Алексей Мачнев принял участие в заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

 

2 октября в Государственной Думе РФ прошло заседание Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ, которое провели Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

В его работе приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, представители исполнительной власти и общественных организаций.

На заседании обсуждался комплекс вопросов, связанных с мониторингом реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в субъектах Федерации.

В рамках рассмотрения данной темы с докладом выступил Алексей Мачнев.

 

Выступление Председателя Парламента РСО-А А.В. Мачнева на заседании Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ

 

 

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые коллеги!

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на Генеральной ассамблее ООН, сказал, что происходящие миграционные проблемы – «это, по сути, новое горькое переселение народов и тяжелый урок для всех, в том числе и для Европы».

А для нас, Республики Северная Осетия, это было горьким уроком уже в начале девяностых, когда с распадом Советского Союза возникли конфликты, и у нас оказались десятки тысяч беженцев из Южной Осетии, а еще раньше – из Средней Азии. Эти процессы породили трудовую миграцию и множество социальных вопросов. В этот период мы остро ощутили отсутствие законодательства, которое помогло бы нам справляться с грузом проблем. И только в 2002 году был принят закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Но и он, как показала практика, оказался далек от совершенства. Потребовалось еще двенадцать лет для внесения существенных корректив, чтобы мы получили правовой инструмент, который должен помочь упорядочить связаное с миграционными процессами.

Как уже отмечалось, в новом законе есть три основных момента, радикально изменившие ранее существовавшую систему.

Во-первых, это переход от административных регуляторов в виде квот к экономическим – патентам.

Во-вторых, впервые широкие полномочия даны субъектам Российской Федерации.

В-третьих, повышено требование к самому мигранту при оформлении разрешительных документов на работу.

Все эти положения позволяют прийти к прозрачной системе получения налогов и на правовой основе закрепить такие важные требования, как знание языка и действенный контроль, связанный со здоровьем мигрантов.

Но принять закон – еще не означает, что он автоматически отрегулирует реально имеющиеся проблемы. И первые месяцы после его вступления в силу подтвердили это. Новая система пока не в полной мере отлажена.

Так, к началу действия закона не все регионы успели определиться с ежемесячным коэффициентом к стоимости патента, хотя это смогли сделать большинство – таких 56. Да и там, где вовремя определились, разброс цен заметно разнится: если в среднем требуемая к уплате сумма составляет 2,5-3 тыс. рублей, а в 29 субъектах – 1,5 тыс. рублей, то в отдельных регионах – от 6 до 7 тыс. рублей.

Аналогичная картина и по другим позициям. Например, стоимость медицинского освидетельствования в регионах варьируется от 2 до 9 тысяч руб., а цена сертификата о владении русским языком и перечнем предусмотренных знаний – от 5 до 9,5 тыс. руб.

Если все суммировать, то цена оформления пакета документов для иностранцев остается высокой, что, в свою очередь, сдерживает легализацию миграционных процессов.

В качестве характерного примера воспользуюсь данными по Северо-Кавказскому федеральному округу. За шесть месяцев 2015 г. произошло уменьшение по оформлению патентов на 48,7%, и в региональные бюджеты субъектов Северного Кавказа за работу по патентам поступило налогов на 34,1% меньше, чем за тот же период 2014 года.

В целом по России наблюдается снижение роста количества оформленных разрешений на работу и составляет 85,9%. Это связано и с тем, что по договору о Евразийском экономическом союзе граждане Армении, Белоруссии и Казахстана осуществляют трудовую деятельность без разрешительных документов. Но, на мой взгляд, такое объяснение будет неполным.

Как следствие, резонно задать вопрос, достаточно ли эффективно реализуется новый закон? И здесь мне хотелось бы внести несколько предложений.

Первое. Напрашивается упрощение процесса получения пакета документов на выдачу патентов. Но речь ни в коем случае не идет о снижении планки требовательности к претендентам (например, по знанию русского языка, медицинскому освидетельствованию и др.). Ведь стране нужны по возможности квалифицированные, желающие активно интегрироваться в наше общество и владеющие языком люди.

Второе. Мне кажется, стоит подумать о снижении стоимости пакета документов и его составляющих до приемлемых величин.

Следующее. Практически все субъекты определились с перечнем медицинских организаций, которые проводят освидетельствование мигрантов. Но в ряде регионов, как показал мониторинг, их очень мало. Эта проблема также требует своего решения.

Далее. Анализ показал, что с вопросами медицинского характера связано достаточно большое количество инициатив, поступивших от регионов. В частности, предлагается установить единые подходы к формированию платы за оказание медицинских услуг. Считаю это вполне обоснованным.

И последнее. Следует во исполнение действующего закона в кратчайшие сроки принять все подзаконные акты и завершить эту работу до конца нынешнего года.

 

Уважаемые коллеги!

Обсуждаемый нами вопрос связан со сложными миграционными процессами и созданием условий для тех, кто решил приехать на работу в нашу страну, и, может быть, связать с ней свою жизнь. Поэтому считаю, что и сама страна должна обеспечить достойный прием.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.