Главная >> Информационный сборник >> №29 Декабрь, 2015 >> 27.11.2015 г. Тридцать девятое заседание Парламента РСО-А

Информационный сборник: №29 Декабрь, 2015

Раздел: Парламентская хроника

Статья: 27.11.2015 г. Тридцать девятое заседание Парламента РСО-А

Ключевым вопросом 39-го заседания Парламента республики стало обсуждение в первом чтении параметров главного финансового документа - проекта республиканского бюджета на 2016 год. Вел заседание Председатель Парламента Алексей МАЧНЕВ.

 

Парламентское пополнение

Заседание Парламента началось с рассмотрения кадровых вопросов. Председатель Мандатной комиссии Руслан Сабанов сообщил о досрочном сложении полномочий депутата Парламента пятого созыва, члена фракции «Патриоты России» Хетага Зекеева в связи с поступившим от него заявлением.

В состав депутатского корпуса вошли еще два новых парламентария. На вакантные депутатские мандаты Северо-Осетинское региональное отделение партии «Единая Россия» выдвинуло Борадзова Александра Алановича и Гаева Тотраза Батразовича в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов Тамары Таболовой и Александра Реутова.

Кроме того, на прошлой сессии полномочия депутата сложил член фракции «Патриоты России» Сослан Багаев,  мандат которого передан его однопартийцу Кайтову Борису Владимировичу.

 

Бюджет выживания, надежд и ответственности…

Обсуждение и принятие в первом чтении законопроекта о республиканском бюджете на 2016 год явилось одним из главных вопросов парламентской сессии. И.о. министра финансов республики Олег Исаков представил депутатам итог работы нового Правительства над главным финансовым документом года.

Среди основных задач будущей финансовой политики прозвучали «снижение размеров дефицита бюджета на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе в связи с наличием государственного долга в республике в объеме, близком к критическому, повышение эффективности бюджетных расходов, а также взаимодействие с федеральным центром по вопросам предоставления финансовой помощи из федерального бюджета и совершенствования внешних бюджетных отношений». Доходная часть бюджета сформирована исходя из прогноза социально-экономического развития республики. «Основой развития экономики республики в будущем году, как и в минувшем, будет реализация инвестиционных проектов, в том числе новых проектов транспортного и агропромышленного комплекса, промышленности и туризма», - отметил Олег Исаков.

Основные параметры проекта бюджета: доходы составят 19 млрд. 355 млн. рублей, расходы — 19 млрд. 755 млн., дефицит - 400 млн.рублей.

В будущем году предполагается снижение доходов республиканского бюджета без учета целевых средств относительно планового показателя 2015 года на 128 млн. рублей. Это связано со снижением объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и бюджетную сбалансированность.  Собственные налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в объеме 9 млрд. 155 млн. рублей, что на 19% больше, чем в прошлом году. Этот рост, в основном, обеспечивается за счет поступления акцизов за алкогольсодержащую продукцию. Олег Исаков сообщил, что запланированные показатели – результат большой работы Правительства с производителями алкогольной продукции по изысканию дополнительных рынков сбыта, по получению ими акцизных марок, по модернизации объемов производства и ряда других мер.

Кроме того, значительные поступления, по прогнозам Правительства, ожидаются от продажи земельных участков и имущества, находящегося в республиканской собственности.

В структуре доходов республиканского бюджета налоговых поступлений значится 8 млрд. 427 млн., неналоговых — 728 млн. рублей. Вместе с тем, в 2016 году республика получит 10 млрд. 200 млн. рублей безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Снижение бюджетного дефицита по сравнению с прошлым годом с 472 млн. рублей до 400 млн. рублей обусловлено в первую очередь, ужесточением долговой политики. Олег Исаков напомнил о вступлении в силу с 1 января 2018 года норм бюджетного законодательства, устанавливающих, что предельный уровень госдолга субъекта РФ не должен превышать годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. На конец текущего года госдолг планируется в сумме уже 10 млрд. 123 млн. рублей. Проектом нового бюджета предусмотрено снижение долговой нагрузки на 103 млн. рублей, и завершиться 2016 год должен снижением госдолга до 10 млрд. 20 млн. При этом на конец 2016 года верхний допустимый предел госдолга зафиксирован в объеме 10 млрд. 500 млн. рублей.

В связи с этим, руководитель финансового ведомства подчеркнул, что приоритетами бюджетной политики остаются решение социально-экономических задач и снижение бюджетного дефицита.

Олег Исаков заверил, что в бюджете будущего года запланирован такой же уровень средней заработной платы по экономике, как и в текущем. В полной мере сохранены средства на поддержание всех социальных гарантий, установленных действующим законодательством, с учетом мероприятий по инвентаризации всех социальных выплат и льгот, их пересмотра на основе принципов адресности и нуждаемости.

Законопроект предусматривает свыше 700 млн. рублей на укрепление материально-технической базы отдельных инфраструктурных объектов - школ, больниц, библиотек, домов культуры и других социальных объектов. На переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на капитальный ремонт многоквартирных домов и других объектов коммунальной инфраструктуры планируется потратить 227 млн. рублей.

Олег Исаков озвучил также еще ряд позиций: на 1 млрд. рублей за счет собственных средств увеличивается дорожный фонд и составит 1 млрд. 597 млн. рублей. На государственную поддержку субъектов агропромышленного комплекса будут направлены 462 млн. рублей.

По-прежнему высокой для бюджетных возможностей останется задолженность по страховым выплатам на неработающее население – 842 млн. рублей. Правительством уже разрабатывается специальный механизм сокращения этого долга. В основе методики - принцип работы Пенсионного фонда, то есть учет каждого неработающего будет строго персонифицированным.

Во время обсуждения депутатов интересовал план Правительства на доходы от продажи земельных участков. Какие это будут участки и как они будут реализовываться, спросил Арсен Фадзаев. Как пояснил Олег Исаков, в собственность республики должны перейти некоторые земли из собственности районов, которые впоследствии будут выставлены на торги. Землями районов, как прокомментировал министр государственного имущества республики Руслан Тедеев, являются земли в черте города Владикавказа – это 100 га, которые будут поделены на участки по 0,7га, к которым будут подведены все необходимые коммуникации. После этого они будут открыто реализованы по рыночной стоимости под индивидуальное жилищное строительство. Начальная стоимость, по словам Руслана Тедеева, будет от 500 тыс. рублей за сотку. В этой связи депутат Нох Токаев выразил сомнение, что весь объем работ по разграничению земель, коммуникационному оснащению и продаже смогут завершить в течение одного года, а ведь получение дохода запланировано именно в будущем году.

Заместитель Председателя Парламента Людмила Токаева задала вопрос о доле коммерческих кредитов и цене их обслуживания республиканским бюджетом. Олег Исаков напомнил, что часть из них была недавно заменена бюджетными кредитами под небольшой процент. На сегодняшний день республика должна Сбербанку РФ около 2,5 млрд. рублей под 12,5% годовых. Бюджетные кредиты выданы минфином РФ под 0,01%.

«Бюджетом ответственности» назвал рассматриваемый законопроект председатель профильного комитета Асланбек Хадарцев. Он отметил, что выполнить заявленные показатели налоговых и неналоговых доходов в существующих условиях будет очень тяжело. Вместе с тем, он отметил, что «впервые мы не увидели выделения средств на какие-то непонятные ГУПы и прочие организации» и рекомендовал коллегам принять законопроект в первом чтении.

В поддержку законопроекта выступил и Председатель Правительства Вячеслав Битаров. Он назвал будущий бюджет «жестким и даже жестоким», но других вариантов в сложившейся ситуации, по его словам, нет. Затем он подчеркнул, что оптимизация расходов вовсе не влечет за собой никаких повальных увольнений. Расставаться будут только с теми руководителями и сотрудниками, которые не выполняют своих должностных обязанностей.

Также руководитель Правительства сообщил, что по инициативе Главы республики будет создан специальный экономический совет – Совет развития при Главе РСО-Алания и пригласил депутатов и представителей различных органов власти к совместной работе над реальным улучшением экономических условий.

«Бюджет в котором есть средства только на заработную плату и несколько социальных направлений – такой бюджет в полной мере социально-направленным быть не может», - считает руководитель фракции «Патриоты России» Маргарита Кулова. По ее мнению, вывод из теневой экономики предпринимателей, которые имеют реальный доход, но продолжают числиться среди неработающего населения – один из надежных ресурсов пополнения доходной части бюджета.

По прогнозам Председателя Контрольно-счетной палаты республики Инала Калицова, чтобы достичь заявленных Правительством доходных значений, в следующем году необходимо увеличить собственные доходы не менее чем на 20%, что в кризисных условиях вряд ли возможно. В связи с этим аналитики КСП прогнозируют возможность увеличения заимствований из коммерческих банков, что повлечет за собой негативное изменение структуры госдолга. Однако, несмотря на все риски, другой бюджет в этих условиях разработать не представляется возможным, с чем также согласны в КСП.

Завершая обсуждение, первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев назвал законопроект не только бюджетом выживания, но и «бюджетом надежд и ответственности», а также подчеркнул качественно новый уровень депутатского обсуждения документа.

Комментируя итоги обсуждения проекта бюджета будущего года, председатель Парламента Алексей Мачнев отметил: «Бюджет республики на следующий финансовый год, действительно крайне сложный. Сложный, потому что экономическая обстановка в стране, в республике далеко не простая. Как увеличить доходы, где брать источники финансирования - это вопросы, которые интересуют нас, прежде всего. Поэтому и предварительное обсуждение в парламентских комитетах проходило так активно. Законопроект принят в первом чтении, но совместная работа над ним будет продолжена. Мы рассчитываем принять его в окончательном чтении в декабре».

Поддержку в первом чтении получили также и два законопроекта, которые вводят так называемые «налоговые каникулы» для предпринимателей, использующих патентную или упрошенную систему налогообложения. Оба законопроекта представил Первый вице-премьер Таймураз Тускаев. Документы разработаны в связи с новыми требованиями федерального законодательства, позволившего субъектам применить некоторые преференции в поддержке малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. В частности, речь идет о возможности установления нулевой процентной налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, использующих патентную или упрощенную систему налогообложения. Причем налоговая «свобода» может быть предоставлена на два налоговых периода, т.е. на два года.

Кроме того, расширяется перечень видов деятельности - с 47-ми до 63-х, по которым индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения. Помимо этого предусматривается возможность применения дифференцированной налоговой ставки в зависимости от потенциально возможного получения дохода в рамках того или иного муниципального образования.

Как подчеркнул Таймураз Тускаев, приоритетное внимание будет уделяться поддержке предпринимателей, работающих в производственной, социальной или научной сфере. Так как новые нормы законодательства распространятся только на впервые зарегистрированные субъекты малого и среднего бизнеса, потеря потенциальных доходов республиканскому бюджету не грозит.

 

Бюджет ФОМСа

Североосетинские парламентарии одобрили поправки в текущий бюджет террфонда обязательного медстрахования республики. Представляя документ, и.о. руководителя ТФОМС Хаджи-Мурат Мерденов отметил, что остатки денежных средств на расчетном счете фонда на начало 2015 года составили 738 тыс. руб., из них 686 тыс. руб. в последующем были использованы в установленном порядке на завершение в январе 2015 года расчетов за медицинскую помощь, оказанную в декабре 2014 года. Кроме того, вносимые изменения связаны с тем, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляющий свою деятельность в Северной Осетии, получил дополнительное финансирование в сумме 40 млн. рублей. Как отметил Хаджи-Мурат Мерденов, указанные средства имеют целевой характер, они будут направлены в федеральное государственное учреждение - СОГМА. Большая часть из них предназначена для детей с кохлеарной недостаточностью, речь идет о том, чтобы обеспечить 18 больных современными аппаратами, стоимость каждого из них более 700 тысяч рублей. Он также озвучил предложения фонда и в части межтерриториальных взаиморасчетов.

Затем Хаджи-Мурат Мерденов представил общие характеристики проекта бюджета фонда на 2016 год. Объем доходов в следующем году прогнозируется на уровне 5 млрд. 913 млн. рублей и такая же сумма расходов, дефицит бюджета не запланирован. При этом главным приоритетом в структуре расходов является финансирование Программы обязательного медицинского страхования - 5 млрд.637 млн. руб. от общей суммы, на оплату медпомощи за пределами республики планируется потратить 231 млн. рублей. Оба законопроекта приняты в первом чтении.

 

Вопросы местного самоуправления

В окончательном чтении был принят закон, инициированный Собранием представителей Алагирского района. В документе предлагается упразднить четыре населенных пункта на территории Цейского сельского поселения: поселок Дом отдыха «Цей», а также поселки-лагеря «Буревестник», «Торпедо» и «Осетия». Дело в том, что данные населенные пункты расположены на землях рекреационного назначения. Это означает, что в этой зоне не должно быть домов для постоянного проживания граждан, кроме туристических комплексов. Соответственно, ни один из поселков-лагерей не является населенным пунктом.

Помимо упразднения прежних, Собрание представителей Алагирского района предлагает и создание новых населенных пунктов. Депутаты обсудили сразу десять соответствующих законопроектов, подготовленных в комитете по законодательству, законности и местному самоуправлению к первому чтению. Представляя документы, председатель комитета Геннадий Родионов отметил, что разработаны они в целях развития сельских поселений, в которых отмечается рост числа жителей, желающих возродить ранее заброшенные населенные пункты. «На указанных территориях жители ведут подсобное хозяйство, восстанавливают старые дома, являющиеся для них постоянным местом проживания, и как следствие этого, желают построить новые дома и вести личное подсобное хозяйство», - сказано в пояснительной записке.

Данные населенные пункты расположены в Алагирском районе на территории Нарского, Зарамагского, Унальского, Мизурского сельских поселений. Возрождение сел - это инициатива самих жителей сельских поселений, которые предлагают присвоить им исторически сложившиеся наименования – Абайтикау, Тоборза, Тли, Гори, Верхний Мизур, Калотикау, Ецна, Ногкау, Клиат, Инджинта.

Из них Верхний Мизур, фактически существующий много десятков лет, в свое время был пропущен и не включен в законодательство об административно-территориальном устройстве республики и границах Алагирского района, в перечень населенных пунктов Мизурского сельского поселения.

Перед тем, как провести голосование, депутаты задали несколько вопросов и.о. председателя Собрания представителей Алагирского района Арсену Бутаеву. Парламентариев в основном интересовало, не вызовет ли принятие законопроектов «бум строительства» дорогостоящих частных застроек, как, к примеру, в Фиагдоне. Арсен Бутаев сообщил, что согласно законодательству, район не может отказывать в продаже свободных участков желающим их купить. Однако если не принять законопроекты, то никто, в том числе и люди, желающие возродить дома в высокогорье и вести там хозяйство, юридически не смогут оформить земли.

Вице-спикер Людмила Токаева, поддерживая законопроект, отметила: "Мы были в этих селах. Говорили с людьми, которые в них живут или хотят жить. Они готовы заниматься сельским хозяйством. Считаю, им нужно дать эту возможность".

Первый вице-спикер Станислав Кесаев считает, что образование новых населенных пунктов обяжет муниципалитеты создать инфраструктуру и подвести коммуникации: «Не обременит ли район эта затея?». На это Арсен Бутаев ответил, что район готов выполнить свои обязательства: «Самым дорогостоящим в подобных вопросах является строительство дорог. При этом, фактически, к каждому населенному пункту они проведены, впрочем, как и электричество», - сказал и.о. главы района.

В итоге законопроекты приняты в первом чтении.

 

Необходимо объединить усилия

Депутаты обсудили в первом чтении проект закона, направленный на введение ограничений на продажу слабоалкогольных, а также безалкогольных тонизирующих напитков в республике. Инициатива разработки документа принадлежит депутатам Тимуру Цахилову и Зауру Битарову.

Представляя проект закона на сессии, Заур Битаров подчеркнул, что депутаты Северной Осетии уже не первый раз обсуждают этот вопрос. Весной прошлого года Парламентом в Госдуму был внесен проект федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков». После этого и участники конференции СКПА поддержали обращение североосетинских депутатов на имя Председателя нижней палаты российского Парламента С.Е. Нарышкина с предложением ускорить рассмотрение этого законопроекта.

В продолжение Заур Битаров проинформировал коллег, что из-за отсутствия ограничений продаж энергетиков в федеральном законодательстве, российские субъекты столкнулись с необходимостью введения ограничений в сфере розничной реализации тонизирующих напитков на региональном уровне. Соответствующие законы приняты уже в 49 российских регионах, еще в 5 субъектах ограничения введены постановлениями Правительства. Понятно, что подобная необходимость обусловлена пагубным воздействием энергетиков на организм человека, прежде всего, они наносят безусловный вред здоровью подрастающего поколения.

В свою очередь, Алексей Мачнев уточнил, что неоднократно обсуждал эту тему со своими коллегами из субъектов, где уже действуют ограничения на региональном уровне: «Результаты везде разные. Производители энергетиков прибегают к различным уловкам, к примеру, меняют названия напитков. Поэтому мое мнение, главное в этом вопросе - решительно подойти к исполнению закона».

Закон об ограничении продажи энергетиков крайне необходим, - считает Светлана Доева. Сегодня подростки беспрепятственно могут покупать их в супермаркетах: «банки с этими напитками зачастую стоят рядом с газированными, и создается впечатление, что это - одно и то же. Подростки охотно пьют их, не задумываясь о последствиях».

«Не в традициях нашего народа было чем-то тонизировать себя, - убежден депутат Олег Хабалов. Хороший «энергетик» – это спорт, работа, дружеские отношения, родственные связи… Молодые неокрепшие умы, поддаются провокации в виде красивой упаковки и креативной рекламы».

Руководитель профильного комитета Сослан Андиев призвал депутатов ко второму чтению проработать вопрос, касающийся правоприменительной практики предлагаемых норм по ограничению продажи тонизирующих напитков.

 

«Правительственный час»

В рамках «правительственного часа» депутаты обсудили еще один важный и актуальный вопрос – состояние и перспективы развития системы образования в республике.  С основным докладом выступила министр образования Зита Салбиева. Она подробно остановилась на системных задачах дошкольного и школьного обучения, технического и профессионального образования, а также проинформировала о мерах по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса в целом.

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день по-прежнему сохраняется большая очередность в детсады - более 2600 детей. Поэтому, как считает министр, одним из направлений в решении вопроса может стать развитие частно-государственного партнерства.

Говоря о системе среднего общего образования, особое внимание Зита Салбиева остановилась на итогах ЕГЭ: «В этом году ЕГЭ проводился в республике по 13 общеобразовательным предметам. Общее число участников составило 18346 выпусков. По всем предметам по сравнению с прошлым годом у нас произошло увеличение балла, однако наши результаты пока ниже, чем в среднем по стране», - отметила министр.

Кадровый вопрос – один из главных в системе республиканского образования. Было отмечено, что сегодня в школах республики не хватает молодых специалистов по точным наукам. Кроме того, Зита Салбиева обратила внимание и на проблему старения педагогических кадров.

Нехватка квалифицированных рабочих профессий – стало темой дискуссии участников заседания. Председатель Парламента Алексей Мачнев отметил, что для решения этой актуальной проблемы необходимо разработать государственную программу: «Сегодня в этой системе в основном идет подготовка кондитеров, поваров, парикмахеров – это, конечно, нужное дело, но где технические и рабочие специальности?! Северная Осетия обладает определенным промышленным потенциалом, у нас есть предприятия, где востребованы рабочие профессии. Очевидно, что для развития профтехобразования нужна республиканская программа».

Об этом же говорила и вице-спикер Парламента Людмила Токаева: «Мы должны детей готовить к жизни, а не видеть выпускников вузов за прилавками магазинов». Кроме того, вице-спикер обратила внимание на проблемы сельского образования. «Сельские школы сегодня многие закрываются. Причин много, в том числе старый транспорт, на котором  перевозить детей небезопасно. Еще одна проблема - отсутствие кадров». Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать обучение будущих педагогов сразу двум специальностям. «Мы хотим возрождать горные села, а у нас равнинные начинают пустовать», - отметила вице-спикер, 

По мнению Светланы Доевой, хорошим стимулом для привлечения молодых учителей в сельское образование могла бы стать законодательная инициатива нашего парламента по аналогии федеральному проекту - «Земский доктор».

О недостаточном количестве бесплатных учебников и учебных пособий для школьников, дефиците мест в дошкольных образовательных организациях, а также проблемах организации горячим питанием в своем докладе говорила председатель профильного парламентского комитета Елена Князева. По мнению руководителя комитета, существенным подспорьем в решении проблемы доступности дошкольного образования мог бы стать семейный детский сад: это не только обеспечение доступности дошкольного образования, но и развитие сферы семейного образования и воспитания детей, совмещение трудовой занятости женщин с семейными обязанностями, оказание поддержки многодетным семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

Еще одна проблема была озвучена Еленой Князевой  - отсутствие лимитов бюджетных ассигнований на приобретение продуктов питания для обеспечения горячим питанием обучающихся. «При проведении анализа цен на продукты питания в ряде случаев закупочные цены значительно превышают рыночные», - отметила депутат.

Обсуждение проблем и перспектив республиканского образования продолжалось более часа. Многочисленные вопросы и мнения депутатского  корпуса подтверждают их особую заинтересованность в скорейшем решении наболевших вопросов.

Так, депутаты от Моздокского района Олег Хабалов и Нурмахомат Будайчиев выразили озабоченность судьбой детского дома в Моздоке и попросили министра образования сделать все, чтобы не допустить его закрытие.

Серьезную обеспокоенность вице-спикера Гария Кучиева и депутата Юрия Фидарова вызывает противопожарная безопасность образовательных учреждений. По мнению депутатов, многие учебные заведения построены давно, они не соответствуют современным стандартам, предъявляемым МЧС. Данная проблема, по мнению парламентариев, требует особого внимания.

По мнению депутата Ноха Токаева нужно концептуально изменить подход к решению проблем в системе образования республики. Он считает, что при их обсуждении приоритетным должно оставаться качество образования, а не хозяйственные вопросы.

Итогом длительного обсуждения стало принятие постановления Парламента, в котором нашли отражение озвученные замечания и предложения.

* * *

На заседании был рассмотрен ряд кадровых вопросов. Депутаты утвердили на должность заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты республики Казбека Викторовича Бекоева, а также досрочно освободили от должности аудитора Контрольно-счетной палаты Александра Маратовича Такоева в связи с подданным им заявлением.

Кроме того, принято решение о досрочном освобождении от обязанностей члена республиканского ЦИК Керчелаевой Эльзы Авдиевны, в соответствии с поступившим от нее заявлением. Теперь отделение ЛДПР, которое рекомендовало ее, должно представить новую кандидатуру взамен выбывшего члена ЦИК.

Всего на 39-ом заседании Парламента рассмотрено 26 законопроектов, 8 принято в окончательном чтении. Среди них закон, согласно которому земельные участки бесплатно получат граждане, в 2003 году участвовавшие в республиканской программе «Молодым семьям - доступное жилье», но при этом не реализовавшие свое право на жилищное обустройство.

 

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.