Главная >> Информационный сборник >> №1 Январь, 2016 >> Ф. Киреев. От «Пате» до «Комсомольца»

Информационный сборник: №1 Январь, 2016

Раздел: Из истории Владикавказа

Статья: Ф. Киреев. От «Пате» до «Комсомольца»

ОТ «ПАТЕ» ДО «КОМСОМОЛЬЦА»

 

105 лет назад 24 января во Владикавказе на Александровском проспекте был открыт электробиограф «Пате» (кинотеатр «Комсомолец»).

 

Впервые кинематограф появился во Владикавказе в 1897 году, когда 16 июня в городском театре был показан двадцатиминутный киноролик. Горожанам новшество очень понравилось, и они просили регулярно устраивать подобные сеансы. В то время кинематографические аппараты располагались в доме горожанина Гашелина и в 5-ом приходском училище, получившем его в качестве подарка на Рождество.

К началу XX века специализированные кинотеатры, или как их тогда называли, электробиографы, начали появляться во многих городах Северного Кавказа – в Нальчике, Грозном, Моздоке, Пятигорске и других, но большая часть их приходилась на Владикавказ.

Первым был кинотеатр «Пате», открывшийся в 1906 году в частном доме Аксеновых на Александровском проспекте. Он был рассчитан на 250 мест. Сеанс шел 40 минут, после чего публику забавляли акробаты, певцы, актеры-любители.

Киностудия «Братья Пате» была основана в 1896 году в Париже Шарлем и Эмилем Пате. В 1905 году студия Пате приобрела у братьев Люмьер все права на кинематографический аппарат. Братья Пате не только снимали фильмы, но и сооружали кинотеатры по всему миру.

В 1909 году открылось российское отделение компании Пате и к 1910 году под его контролем находилось до 70% тогдашнего кинорынка в России.

Вскоре после начала демонстрации фильмов во Владикавказе киностудия «Братья Пате» приступила и к съемкам фильмов на местную тему. В июне 1907 года в газете «Терек» было опубликовано объявление «Приехали инженеры фирмы «Братья Пате» из Парижа с целью синематографическим способом снять «Жизнь Кавказа». Покорнейше просим живущих у подножья гор, в деревнях, станицах и аулах оказать содействие при снимках как местностей, так и картин туземной жизни. Обращаться по адресу: Владикавказ, гостиница «Европа».

Так как звукового кино в те годы еще не было, то зрителей во время сеансов развлекали музыканты, старающиеся играть мелодии к теме показа. Например, в мае 1909 года та же газета «Терек» писала: «Кинематограф «Пате». С понедельника, при новой программе, во время демонстрирования картин будет играть солист-скрипач, свободный художник Р.И. Каминский».

После того как Министерство внутренних дел России разработало правило по устройству кинотеатров владикавказский полицмейстер закрыл все кинозалы находящиеся в неприспособленных помещениях.

Согласно новым правилам здание для кинотеатра должно было окружаться свободным пространством не менее 5 сажен, отгораживаться от других помещений капитальными стенами. Лестницы из несгораемого материала должны были освещаться окнами, выходящими наружу, их пропускная способность предполагала 150 человек. Предусматривались отопление, вентиляция, водопровод, пожарные краны, гардероб, электрическое освещение. Аппарат не должен был находиться в зрительном зале. По этим правилам все кинотеатры должны были либо модернизироваться, либо закрыться.

В связи с этим фирма «Пате» приступила к постройке нового помещения для кинотеатра. 24 января 1911 года строительное отделение Терской области, рассмотрев проект пристройки помещения синематографа при существующем доме Александры Аксёновой на Александровском проспекте г. Владикавказа утвердило его, а уже 4 августа того же года владикавказскому полицмейстеру сообщали, что «... работы по пристройке помещения синематографа закончены и в нем открыт электробиограф «Пате». На втором этаже здания находилась одноименная гостиница.

Владельцами «Пате» были состоятельные владикавказцы – Насон Захаров, Самуил Позин, Иосиф Аптекман, Самуил Шихман, которые могли позволить себе приобретение дорогостоящей аппаратуры, самые новые киноленты, выплату арендной платы.

У кассы этого кинотеатра стояли большие очереди за билетами, особенно привлекал горожан фильм «Бездна», героиня которого решилась на побег от своего жениха с кавалеристом. Очевидно, жителей города отличали строгие нравы, сюжет вызвал массовый интерес.

Экран театра «Пате» знакомил владикавказцев с зарубежными картинами, такими, как «Победа или смерть» с участием Берты Нельсон и Александры Бернар, «Отверженные», «В омуте Парижа», «Мертвые повелевают», «В мире преступлений», инсценированной по нашумевшему в те годы роману Пьера Сувестера «Маринитты». Здесь демонстрировались фильмы русской золотой серии «Тайна барского дома», «И грянул бой». Впервые именно в «Пате» во Владикавказе прозвучал голос Ф.И. Шаляпина.

Программа киносеансов никогда не ограничивалась одним фильмом. Сверх программы зрителю предлагались комические журналы, аттракционы, оригинальные имитации и др. Так, в 1913 году владельцы кинотеатра просили городские власти разрешить после каждого сеанса ставить небольшие пьесы «Миниатюр». В том же году здесь выступала труппа велосипедистов-акробатов «Бретон».

Перемены в историю кинематографа Владикавказа пришли в 1918 году. Пролеткультовцы С. Косирати и К. Гатуев обратились в Северо-Осетинский училищный совет с просьбой принять синематографические заведения под покровительство Совета. В ответ С. Газданова и Г. Дзагуров обещали оказывать доброе содействие делу популяризации искусства кино.

В 1922 году здание кинотеатра «Пате» было муниципализировано, и с января 1923 года он стал именоваться «Гос. кинотеатр №2». Во времена НЭПа хозяевами кинотеатра были Константин Коцитадзе, Зураб Улаидзе и Павел Аглаидзе.

В 1931 году кинотеатр действовал как «Сов. Кино №2», затем на смену ему пришло название «Горец». И только с 17 апреля 1935 года «Горец» заменили вывеской «Комсомолец».

 

Феликс Киреев

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.