Главная >> Информационный сборник >> №4 Апрель, 2016 >> В столице Северной Осетии состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам

Информационный сборник: №4 Апрель, 2016

Раздел: Официально

Статья: В столице Северной Осетии состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам

В СТОЛИЦЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ СОСТОЯЛОСЬ ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

 

Возглавил делегацию - председатель Комитета Константин Косачёв. В ее составе во Владикавказ прибыли сенаторы Рафаил ЗинуровАнатолий Лисицин, Игорь Морозов, Ахмет Паланкоев, Владимир Торлопов, Александр Тотоонов, Арнольд Тулохонов и Сергей Цеков.

В совещании приняли участие временно исполняющий обязанности Главы Республики Северная Осетия-Алания Вячеслав Битаров, председатель Парламента РСО-А Алексей Мачнев, временно исполняющий обязанности председателя правительства Таймураз Тускаев, депутаты республиканского Парламента, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и Министерства Северного Кавказа.

В таком расширенном составе участники заседания обсудили проблемы и практику реализации Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Предваряя работу, Константин Косачёв тепло приветствовал участников заседания и отметил его значимость и актуальность в условиях сложившейся политической и экономической ситуации.

- В условиях, когда со стороны некоторых западных стран проводится линия на снижение межгосударственных контактов с нашей страной, когда вводятся политически мотивированные экономические санкции, когда осуществляются попытки блокирования внешнеэкономических связей России, именно межрегиональное сотрудничество по различным направлениям позволяет не только сохранять добрососедские отношения с иностранными государствами, но и положительно влиять на социально-экономическое развитие российских регионов, привлекать инвестиции и создавать новые производства, - подчеркнул он.

Внешнеэкономические связи субъектов РФ, по его словам, наполняют конкретным содержанием заключённые Россией международные, межправительственные и межведомственные соглашения.

Константин Косачёв отметил, что в межрегиональном сотрудничестве сегодня участвуют практически все субъекты РФ: с 1991 года подписано более 2-х тысяч соглашений в сфере торговли, экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Основными партнерами российских регионов являются участники содружества независимых государств. Так, прямые торгово-экономические связи с Арменией поддерживают 70 российских субъектов, Азербайджаном – 40, Белоруссией – 80, Казахстаном – 76 субъектов. Важным импульсом к межрегиональной интеграции послужит также концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ, принятая в 2015 году. Руководитель комитета по международным делам рассказал также о масштабном проекте будущего многостороннего форума регионов государств – участников СНГ.

Развивается многостороннее сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Как отметил Константин Косачёв, на уровне регионов подписано уже 147 соглашений. Большинство субъектов поддерживают идею создания структуры, которая бы реализовывала межрегиональные идеи по собственному укреплению контактов в области экономики, культуры  и образования. Примером заинтересованности служит проведение в 2015 году в Уфе первого межрегионального форума, посвященного развитию малого бизнеса в рамках ШОС и БРИКС. Не менее важно, по его мнению, активное включение российских регионов в деятельность таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Конгресс местных региональных властей.

- Нам важно, - отметил он, - чтобы действующая законодательная база, регулирующая внешние связи регионов, отвечала нынешним реалиям и позволяла осуществлять эти контакты с наибольшей отдачей. И здесь очевидно, что один лишь упомянутый нами в теме заседания федеральный закон вряд ли может отрегулировать все возникающие проблемы. Дополнительную динамику межрегиональному приграничному сотрудничеству могло бы придать принятие федерального закона об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

Помимо этого, Константин Косачёв отметил также и ряд недостатков собственной работы многих субъектов на международном внешнеэкономическом уровне, в связи с чем, по мнению сенатора, назрела необходимость в разработке специальных норм, регулирующих деятельность, функции и полномочия представительств субъектов России за рубежом.

Многие проблемы в развитии межрегионального сотрудничества также обусловлены несовершенством нормативных правовых актов, напрямую не связанных с этой сферой. К примеру – регламентированное пребывание иностранных граждан. «Сегодня Республика Северная Осетия-Алания активизирует свои региональные связи, прежде всего, с братской Южной Осетией, - говорил он, - Здесь имеются все возможности для развития туризма, сельского хозяйства, промышленности. Однако выясняется, что развивать въездной туризм в республике сегодня достаточно проблематично, так как действуют ограничения на посещение Северной Осетии иностранцами, и мы с удивлением обнаружили, что это единственная республика Северного Кавказа, где существуют такие ограничения».

Говоря о возможностях выхода из создавшегося положения, Константин Косачёв подчеркнул необходимость находить «золотой баланс» между федеральными и региональными интересами и обещал уделить этому вопросу самое пристальное внимание членов комитета.

Завершая выступление, он выразил искреннюю благодарность за тёплый приём врио Главы республики Вячеславу Битарову и  Председателю Парламента Алексею Мачневу. Отдельное «спасибо» от всех коллег было адресованоАлександру Тотоонову, выступившему с инициативой проведения этого выездного заседания в г. Владикавказе.

От имени руководства Северной Осетии участников заседания поприветствовал Вячеслав Битаров. Он отметил большую роль российского парламента и его верхней палаты в реализации государственности Республики Южная Осетия, обретении её суверенитета и независимости.

- Вы вносите весомый вклад и в развитие российско-юго-осетинских связей, и способствуете устойчивому социально-экономическому развитию Северной Осетии, как субъекта Российской Федерации... Осетия никогда не скрывала свою роль передового рубежа российской государственности, и мы гордимся этой важной ролью, - добавил он.

Завершая выступление, руководитель республики вручил Константину Косачеву медаль «Во славу Осетии» за заслуги перед республикой и многолетнюю плодотворную деятельность.

В своем выступлении руководитель североосетинского Парламента Алексей Мачнев подчеркнул, что Владикавказ остается стратегическим форпостом России на юге, занимая важное геополитическое положение. Через территорию республики перемещается огромное количество людей и грузов. Конечно, всегда актуальны взаимоотношения с братской Южной Осетией. «Мы наблюдаем за развитием сотрудничества между Россией и Южной Осетией и целиком их одобряем. Однако, по-прежнему, испытываем определенные трудности в экономической и гуманитарной сферах, во взаимодействии с Цхинвалом из-за несовершенства законодательства», - сказал Председатель республиканского Парламента, подчеркнув необходимость скорейшего принятия закона об основах приграничного сотрудничества и сложность долгих согласительных мер при подготовке соглашений с Южной Осетией.

О разработке методологических рекомендаций по заключению соглашений, типовых ошибках и поддержке экспортно-ориентированного бизнеса участникам заседания рассказал заместитель директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства экономического развития Российской Федерации Владимир Кучиев. От имени комитета Константин Косачёв рекомендовал Департаменту ускорить работу над методическими рекомендациями и представить их в Совет Федерации к сентябрю этого года.

В свою очередь сенатор от Ярославской области Анатолий Лисицын в контексте обсуждения вопроса подчеркнул, что региональная экономическая политика сегодня является самым слабым звеном системы внешнеэкономических контактов, а представитель Рязанской области – Игорь Морозов отметил, что зачастую представители бизнеса не всегда достаточно информированы обо всех инструментах для выхода на внешний рынок.

В этой связи представитель от Парламента РСО-Алания в Совете Федерации Александр Тотоонов особо выделил давно известную и хорошо зарекомендовавшую себя практику торговых представительств при зарубежных посольствах Российской Федерации. Владимир Кучиев рассказал, что в некоторых регионах существуют примеры такого представительства. Так, например, при российском посольстве в Китае есть торговый представитель от Бурятии. Однако обеспечивать зарубежное представительство всем 85 регионам не представляется возможным. В Минэкономразвития РФ видят более целесообразным зарубежное торговое представительство Российской Федерации в целом, которое действует от имени регионов.

Проблема жителей приграничных территорий Северной Осетии и Грузии, трудности регламентированного пребывания иностранцев, успешные презентации Северной Осетии при Министерстве иностранных дел РФ и торговые перспективы со странами Закавказья и Ираном стали темами дискуссии после доклада врио руководителя представительства МИД РФ во Владикавказе Багира Мамиева. Отдельному обсуждению подверглась позиция грузинской стороны, налагающей запрет для этнических осетин на посещение исторических мест проживания в так называемой Кобской котловине. В отношении необходимости послабления условий пребывания иностранцев в Северной Осетии участники заседания разделили общую позицию Константина Косачёва, который выразил убеждённость в необходимости пересмотра государственной политики по этому вопросу.

В отношении проблем приграничных территорий и принятия вышеупомянутого федерального закона было принято решение заслушать этот вопрос на заседании комитета Совета Федерации отдельно.

Все прозвучавшие предложения и рекомендации нашли свое отражение в соответствующем решении комитета.

В завершение работы Константин Косачёв вновь поблагодарил руководство Республики Северная Осетия-Алания за эффективную и продуктивную работу по подготовке и проведению совещания.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.