Главная >> Информационный сборник >> №4 Апрель, 2016 >> К 110-летию российского парламентаризма

Информационный сборник: №4 Апрель, 2016

Раздел: К 110-летию российского парламентаризма

Статья: К 110-летию российского парламентаризма

К 110-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

 

Для Северной Осетии 110-летие российского парламентаризма является важной вехой в истории республики. Создание в 1906 году на выборных началах Государственной Думы в качестве «законосовещательного, представительного учреждения» империи нашёл в Осетии поддержку.

Источником надежд была высокая репутация местного прообраза Думы - осетинского «Ныхаса» - Совета, который многие века формировал систему выборного народного представительства. «Ныхас», как институт общественной самоорганизации осетинского народа, был для десятков поколений опорой в защите личных, семейных, общинных прав, центром принятия судьбоносных решений. Например, о вхождении Осетии в 1774 году в состав России. Он стал частью эпоса народа и его исторического сознания.

Поэтому в 1906 году начало работы Государственной Думы было воспринято в Осетии как развитие на общегосударственном уровне привычной традиции представительства, но уже народов всей России.

Однако путь в 110 лет российский парламентаризм прошёл через три революции и две мировые войны, оказавших своё влияние на темпы и характер его развития.

Непреложными фактами истории четырёх созывов Государственной Думы Российской империи до 1917 года остались проблемы сословно-корпоративного представительства и системы выборов, игнорировавших права представительства «малых народов». Более того, избирательный закон от 3 июня 1907 года, в ответ на протесты, недовольство, за последующие 10 лет значительно уменьшил в Думе именно представительства от национальных окраин…

Поистине волну энтузиазма в вопросе политического представительства народов России вызвала победа Советов в октябре 1917 года под руководством партии большевиков. С опорой на принцип этнотерриториальности в организации советской власти на Северном Кавказе в течение 1918 года в Моздоке, Пятигорске, в Грозном и Владикавказе были проведены съезды народов Терека.

Они создали условия для возникновения в многонациональном регионе Терской Советской республики, а в 1920 году - Горской Автономной Советской Социалистической Республики, просуществовавшей до ноября 1924 года. Следующим этапом автономизации стало формирование в регионе национально-государственных образований.

 7 июля 1924 года постановлением ВЦИК СССР была образована Северо-Осетинская Автономная Область, вошедшая в состав Северо-Кавказского края. Её высшим представительным органом стал I областной  съезд Советов, проходивший во Владикавказе 25-29 января 1925 года. В результате осетинский народ впервые в составе России создал собственный государственный орган управления.

Первый и последующие съезды Советов с участием  в среднем более 200 депутатов обсуждали вопросы землеустройства, народного образования, бюджета, отчёты ревкомов автономной области. Решения принимались исключительно на основе общего плана хозяйственно-культурного строительства Северо-Кавказского края, хотя сохранялась самостоятельность «внутреннего управления».

В 1936 году VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию (Основной закон) СССР, статья 22 которой преобразовала Северо-Осетинскую Автономную Область в Северо-Осетинскую Советскую Социалистическую Республику. Конституция СОАССР закрепила единую систему представительных органов – от Верховного Совета до поселковых и сельских включительно в статусе органов государственной власти. Верховный Совет СОАССР стал единственным законодательным органом республики, к исключительному ведению которого относились не только принятие Конституции, но и установление государственных и местных налогов, сборов и платежей. Он также формировал территориальное устройство в республике, образовывал правительство, утверждал народнохозяйственные планы и бюджет. Важным признаком новой национальной политики была обязательная публикация на осетинском и русском языках принятых законов.

Вместе с тем краткосрочность работы сессий Верховного Совета СОАССР, созывавшихся два раза в год на несколько дней, ограничивала профессиональный рост депутатов как политиков - законодателей и сдерживало развитие политической элиты республики. Только узкий круг депутатов в составе Президиума Верховного Совета – 11 человек, работал на постоянной основе, созывал сессии, давал толкование законов республики, производил всенародный опрос (референдум), отменял постановления и распоряжения Совета Министров республики, районных и городских советов в случае их несоответствия закону, выполнял другие функции.

Ряд важных изменений в дальнейшее развитие парламентаризма в Северной Осетии внесла Конституция, принятая 30 мая 1978 года на внеочередной восьмой сессии Верховного Совета СОАССР девятого созыва. Она наделила Верховный Совет республики правомочиями решать все вопросы, отнесённые Конституциями СССР, РСФСР и СОАССР к ведению СОАССР, но на принципах демократического централизма. В результате на практике нормы Конституции СОАССР 1978 года предоставили Президиуму Верховного Совета расширенные полномочия на время работы созывов, за исключением нескольких дней работы сессий.

К концу 1980-х годов в условиях «демократизации и перестройки» такая система Советов народных депутатов республики стала остро нуждаться в реформировании. В начале 1990-х годов был возрождён «Ныхас», преобразованный в настоящее время в Международное общественное движение «Высший совет осетин».

Между тем с внесением в Конституцию СОАССР в 1990-1991 годы дополнений и поправок, Верховный Совет СОАССР получил необходимый  объём полномочий постоянно действующего органа законодательной власти. Однако хронологическим рубежом установления подлинного парламентаризма в Северной Осетии является 12 ноября 1994 года – день принятия действующей Конституции РСО-Алания, утвердившей однопалатный Парламент в качестве высшего представительного и законодательного органа власти «демократического, правового государства, выражающего волю и интересы её многонационального народа».

После проведения республиканских всеобщих, равных и прямых выборов депутатов, 25 мая 1995 года состоялось открытие заседания Парламента первого созыва. За прошедшие же двадцать лет в установленные сроки организованы и проведены выборы пяти созывов депутатов Парламента. До декабря 2007 года, т.е. начала работы Парламента республики четвёртого созыва, 75  депутатов избирались на 4 года. С принятием 29 декабря 2007 года нового закона о выборах состав депутатов формируется из 70 депутатов на 5 лет на основе мажоритарно-пропорциональной системы голосования.

Пожалуй, самыми непростыми буднями были заполнены годы работы Парламента первых созывов. В 1990-е годы, опираясь на опыт Верховного Совета, начался принципиально новый этап функционирования высшего законодательного органа республики. Были приняты пакеты законов об организации деятельности Парламента, Правительства и Президента (ныне Главы) республики, прокуратуры и судебной власти в рамках компетенций, органов местного самоуправления, о регламентации бюджетного процесса, налоговых сборов и т.д.

При этом исполнение представительских функций депутатов проходило в условиях переходного периода, общероссийских  социально-политических  преобразований, сопровождавшихся «плюрализмом» интересов и целей разных слоёв многонациональной республики, их неоднородной правовой интерпретацией.

Парламентарии Северной Осетии накопили ценный опыт законотворчества, координации работы Парламента с федеральными и региональными органами власти, с Правительством и общественными организациями.

В начале 2000-х годов в Парламенте были образованы депутатские объединения и фракции «Коммунисты Осетии», «Отечество», «Единство», «Народный депутат», «Строитель» и «За достойное будущее», что способствовало эффективному функционированию системы органов государственной власти республики, совершенствованию регионального законодательства и приведение его в соответствие с федеральным.

В настоящее время продуктивное фракционное взаимодействие в Парламенте продолжают представители четырёх партий: «Единая Россия», «Патриоты России», «КПРФ» и «Справедливая Россия».

Результаты работы интенсифицировали взаимодействие республиканских законодателей с Федеральным Собранием, расширили межпарламентское региональное сотрудничество. Через Совет законодателей при Совете Федерации, который является общероссийской трибуной для решения наиболее актуальных проблем регионов,  парламентарии Северной Осетии инициировали меры по усилению борьбы с коррупцией, реформе ЖКХ,  вопросы совершенствования молодежной и национальной политики.

Для обеспечения преемственности и развития, складывающихся на исторической основе традиций, депутаты всех фракций поддержали в 2008 году инициативу создания Молодёжного парламента, который участвует в разработке правовых аспектов модернизации, исполнения целевых программ и  эффективной молодежной политики.

Так в течение двух десятилетий в Северной Осетии пройден новый этап 110-летней истории российского парламентаризма. Законодательный орган Республики Северная Осетия-Алания принял около двух тысяч законов и более трёх тысяч постановлений. Сделано многое. Практически все сферы жизнедеятельности республики законодательно отрегулированы. Анализ пройденного пути внушает уверенность в том, что действующий Парламент, преемники из новых созывов будут достойными соавторами дальнейшего развития демократии в республике и внесут свой вклад в совершенствование парламентаризма в Российской Федерации.

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.