Главная >> Информационный сборник >> №1 Январь, 2017 >> Коцоев Арсен - мастер короткого рассказа

Информационный сборник: №1 Январь, 2017

Раздел: Память

Статья: Коцоев Арсен - мастер короткого рассказа

16 января исполнилось 145 лет со дня рождения Арсена Коцоева, классика осетинской литературы, одного из основоположников осетинской художественной прозы. Критики часто называют Арсена Коцоева «осетинским Чеховым».

Арсен Коцоев родился в с. Гизель в крестьянской семье. После окончания гизельской сельской школы учился в Ардонской духовной семинарии, окончить которую ему не удалось по состоянию здоровья. Сдав экстерном экзамен на звание сельского учителя, с 1897 по 1904 г. учительствовал в сельских школах Северной и Южной Осетий. Публиковал корреспонденции в газетах «Казбек» и «Терские ведомости», писал очерки по вопросам литературы и культуры осетинского народа. В 1905–1908 гг. Коцоев жил в Петербурге, служил в архиве Государственного банка. В 1909–1910 гг. в Тифлисе редактировал осетинский еженедельный журнал «Колос» («æфсир»), где часто публиковал свои рассказы, фельетоны, печатал карикатуры. Одновременно читал лекции в народном университете. В 1912 г. Коцоев работал в редакции большевистской газеты «Правда». На ее страницах напечатал рассказы «Охотники» («Цуанонтæ») и «Друзья» («æмбæлттæ»).

После Великой Октябрьской социалистической революции Коцоев был заведующим подотделом горских народов комиссариата просвещения РСФСР, затем работал в областном отделе просвещения Северной Осетии.

В 1923 г. Коцоев переехал в город Цхинвали. Здесь он оказал большую помощь в создании издательства и полиграфической базы для него, принимал активное участие в организации литературно-художественного журнала «Фидиуæг» (1927). В 1929 г. Коцоев, вернувшись в Северную Осетию, целиком отдался литературной деятельности.

Первое художественное произведение Коцоева – рассказ «Злая насмешка» («Фидис») был напечатан на русском языке в газете «Кавказ» в 1901 г. С того времени и до конца жизни он не прерывал творческую работу.

Прозу Коцоева тематически можно разделить на три цикла. К первому относятся рассказы о дореволюционной жизни; во второй входят рассказы о революции и гражданской войне; третий цикл составляют произведения о советской эпохе.

На Коцоева заметное влияние оказали А.П. Чехов и Ги де Мопассан, у которых он учился мастерству короткого рассказа. В своих лучших произведениях дореволюционного периода писатель резко бичевал пороки общественной жизни, реакционные патриархальные обычаи – кровную месть, калым, религиозное суеверие, знахарство, игравшие роковую роль в жизни народа, причинившие людям огромный вред. В рассказе «Злая насмешка» автор показал, как нередко жертвами кровной мести становились целые семьи. Теме кровной мести Коцоев посвятил также рассказ «Пятнадцать лет» («Фынддæс азы»). Пятнадцать лет ждал Кавдын, пока не вырос достойный его мести Батрадз, потом убил его – этого требовал обычай. В рассказе «Колдовство» («Хин») прославленная знахарка Асиат, получив 10 рублей и вознаграждение вещами, определила, что скот Касбулата падает в результате колдовских чар соседа. Происходит ссора сыновей Касбулата с соседом. И давняя дружба соседей обагрилась кровью. В рассказе «Смерть Ханиффы» («Ханиффæйы мæлæт») писатель вновь вернулся к теме знахарства.

Суеверие, невежество людей писатель показал и в комедии «Черный туман» («Сау мигъ»), написанной по мотивам рассказа «Забота Дадоловых» («Дадолты мæт»).

В рассказе «Бывает и так» («Афтæ дæр вæййы») автор говорит о пагубных последствиях обычая калыма, превращающего женщину в предмет унизительной купли-продажи.

Против калыма Коцоев боролся и средствами карикатуры. В журнале «Æфсир» в 1910 г. он поместил два выразительных контрастных рисунка : на одном была изображена молодая красивая девушка, на другом – иссохшая старуха. Под первым рисунком стояла подпись: «Такой она была обручена», под вторым рисунком: «А такой стала она, когда жених уплатил за нее калым и взял домой».

В известном рассказе «Пасха Гиго» («Гигойы куадзæн», 1910) писатель со злой иронией изобличил лицемерие, жадность и чревоугодие попа Иосеба, который забирает последнего поросенка у бедняка Гиго, задолжавшего ему за панихиду по умершему в прошлом году сыну.

Лицемерие и ханжество служителей культа Коцоев изображает с присущим ему сарказмом и в ряде других произведений: «У лжи ноги коротки» («Гæдыйы къах цыбыр у»), «Двадцать четыре дня» («Цыппар æмæ ссæдз боны»), «Декрет» и др.

Объектом критики и сатирического изображения Коцоева были не только антигуманные и бесчеловечные обычаи, но и экономическое угнетение трудового народа местными врагами-алдарами («Охотники» – «Цуанонтæ», 1902) и царскими чиновниками («Товарищи» – «æмбæлттæ», 1912).

В рассказе «Товарищи» автор создал образ пристава Ивана Топтыго, который разорил подвластные ему двенадцать селений взятками и поборами, «вошел в компанию» с известным разбойником Батырбеком, укрыл его от властей, составлял для него ложные документы на краденых лошадей, получая за это долю от выручки.

Чувство ненависти к царизму, угнетавшему народ, и стремление к свободе Коцоев воплотил в ярком аллегорическом рассказе «Баран и козел» («Цæукъа æмæ фыркъа», 1913), по цензурным соображениям названном фантазией.

В творческом наследии А. Коцоева большое место занимают произведения, созданные им в советское время. Несколько рассказов он посвятил октябрьской революции и гражданской войне. Большинство их написано по следам событий : «Сухари» («Хус къæбæртæ», 1917), «Как она сбежала» («Куыд мын алыгъди», 1917), «Денежный сундук» («æхцайы чырын», 1920) ; «Саломи» (1920), «Встретились» («Фембæлдысты», 1921) ; «Не ожидали» («æнхъæл нæ уыдысты», 1928).

В осетинской художественной литературе значительное место заняла повесть Коцоева «Джанаспи». В ней автор изобразил эпоху коллективизации, классовую борьбу вокруг строительства колхозов в Осетии, победу трудового крестьянства. Образ кулака-эсксплуататора Джанаспи – один из сильнейших образов в осетинской прозе.

Арсен Коцоев – блестящий мастер короткого рассказа. Отличительная черта его произведений – простота и гибкость языка, лаконичность и выразительность, сочность художественных красок, неподдельный юмор и острая сатира. Прекрасное знание осетинской дореволюционной действительности дало писателю возможность создать галерею ярких художественных образов.

Похоронен Арсен Коцоев в ограде Осетинской церкви, во Владикавказе. Имя А. Коцоева носит школа в родном селении писателя Гизели, а также улица в г. Владикавказе, на которой находится Национальная научная библиотека РСО–А. Перед ее зданием установлен бюст писателя работы Чермена Дзанагова. На доме, в котором в последние годы жил А. Коцоев, установлена мемориальная доска.

 

по материалам Национальной научной библиотеки РСО-А

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.