Главная >> Информационный сборник >> №1 Январь, 2017 >> Северная Осетия-2016: перезагрузка власти

Информационный сборник: №1 Январь, 2017

Раздел: Дайджест

Статья: Северная Осетия-2016: перезагрузка власти

Социолог Ирбек Дзусов подвел итоги года в РСО-А по просьбе КАВПОЛИТа

 

Серию материалов, подводящих итоги 2016 года, КАВПОЛИТ продолжает Северной Осетией – регионом, где в начале года произошла драматичная смена власти. После смерти Тамерлана Агузарова, возглавлявшего республику меньше года, новым руководителем Северной Осетии стал Вячеслав Битаров, в недавнем прошлом успешный бизнесмен и депутат республиканского парламента.

За первые месяцы своей работы Битаров показал, что не намерен изменять курсу своего предшественника, и всерьез взялся за хронически запущенные проблемы республики – высокую закредитованность бюджета, отсутствие знаковых инвестпроектов, земельные конфликты, коррупцию на всех уровнях управления, а главное, оторванность власти от народа.

Активность нового главы в этих направлениях быстро повысила авторитет власти у населения Северной Осетии, и в наступившем году команде Вячеслава Битарова очень важно выдержать набранный темп.

О том, какие запросы к власти в уходящем году сформировались в Северной Осетии, КАВПОЛИТу рассказал кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии СОГУ Ирбек Дзусов, под руководством которого выполнен ряд исследований общественного мнения в республике.

 В 2015 году смена власти в Северной Осетии создала в обществе большие надежды на перемены, но Тамерлан Агузаров, с чьим именем эти надежды в первую очередь ассоциировались, к сожалению, смог проруководить республикой всего несколько месяцев.

Тем не менее его преемнику Вячеславу Битарову удалось продолжить начатый курс на перемены, поэтому уровень ожиданий от новой власти по-прежнему высок.

Как вы думаете, эти ожидания уже стали себя оправдывать? Или же этот момент наступит еще нескоро, учитывая глубину кризиса в республике?

– Вы правы: от предыдущего руководства Северной Осетии досталось крайне непростое наследство, и уровень ожиданий от смены власти действительно был очень высок.

Но не думаю, что стоит ожидать какого-то сиюминутного претворения этих ожиданий в жизнь. Думаю, население республики достаточно трезво смотрит на ситуацию.

Мы проводим соцопрос по итогам ста дней работы Вячеслава Битарова в должности главы республики, и его итоги, как мне кажется, должны подтвердить это предположение.

С другой стороны, мы непосредственно видим работу главы республики.

Об этом можно судить как минимум по новым кадровым назначениям, по пересмотру ряда решений в земельной сфере, не говоря уже о ряде уголовных дел в отношении чиновников, что также можно записать в его актив.

Кроме того, изменилось само содержание деятельности главы республики.

Судя по тому контент-анализу публикаций в СМИ, который мы периодически проводим, порядка 80% его работы посвящено экономическим вопросам.

Как выходец из бизнеса Вячеслав Битаров прекрасно понимает значимость экономического базиса для региона, и его внимание к этому направлению было вполне предсказуемо.

Определенные результаты в этой сфере мы уже видим.

Не так давно Северная Осетия была одним из самых закредитованных субъектов федерации, а сегодня мы входим в число лидеров по динамике повышения доходов бюджета за счет собственных средств.

 За счет каких источников это происходит? Удалось ли мобилизовать какие-то новые доходы в бюджет, о чем не раз говорили и Битаров, и покойный Агузаров?

– Сейчас заметно растут поступления доходов от алкогольной отрасли, происходит ее легализация.

Глава республики встречался с руководителями ряда алкогольных предприятий и заверил их, что будет способствовать возрождению отрасли.

И это очевидно: в производстве алкоголя Осетия преуспела, у нас есть для этого все мощности и налаженная инфраструктура.

Водка – это наша своего рода нефтяная скважина, и глава прекрасно понимает, что эту промышленность надо поднимать.

Один этот эпизод показывает, что новый глава настроен на диалог с бизнесом.

Предыдущая власть настолько закостенела, что не рвалась обращаться к предпринимателям, в том числе нашим землякам, которые состоялись в бизнесе за пределами Осетии. Для такого взаимодействия даже ставились определенные препоны.

Битаров в этом смысле человек других взглядов.

Можно вспомнить организованный им визит в Северную Осетию основателя компании «Евродон» Вадима Ванеева, с которым были достигнуты договоренности о создании в республике сети его фирменных магазинов, а в перспективе и производительных мощностей.

Совсем недавно было достигнуто соглашение с компанией «Спайка» из Армении об инвестициях порядка 3,5 миллиарда рублей в закладку яблоневых садов и фруктохранилищ. Это впечатляющая сумма для нашей республики.

Отдельно стоит отметить активизацию республики в участии в федеральных целевых программах – раньше такой широкой представленности в ФЦП вообще не было.

Насколько я понимаю, Вячеславу Битарову удалось найти необходимые аргументы в разговорах с министрами федерального уровня, чтобы добиться минимальных условий по софинансированию со стороны региона, и сегодня республика в эти программы смогла войти.

Прежняя власть не могла добиться нужного процента собственных вложений и просто отказывалась от участия в них.

Если резюмировать, то сейчас перед республикой открылись новые окна возможностей – прежде всего, конечно, благодаря личным качествам главы.

Его контактность, энергия, деловые способности – все это имеет большое значение.

В то же время ему еще предстоит перестроиться на совершенно другие рельсы – государственно-управленческого характера.

 Легко ли, на ваш взгляд, происходит эта адаптация? Тут сразу напрашивается аналогия с Дональдом Трампом, которому сейчас тоже нужно, в сущности, предстать совершенно другим человеком.

– То, что адаптационный процесс происходит, это очевидно, однако не хотелось бы, чтобы эта трансформация привела к обычной ситуации во власти, а именно вновь вернула все в прежнее безмятежное, спящее состояние.

Пока Битаров скорее привносит в деятельность властных структур свои навыки бизнесмена – энергичное желание улучшать мир вокруг себя.

По своим знакомым в правительстве республики могу судить, что глава заставляет людей работать – это само по себе серьезное подспорье к выравниванию ситуации в республике.

Нас, граждан, элементарно радует хотя бы тот факт, что чиновники трудились в поте лица, пока мы отдыхали в новогодние праздники.

Можно вспомнить и те субботники с участием чиновников, которые проводил Битаров и сам в них принимал участие.

То же самое – в плане открытости для людей: например, встречи с населением в районах.

Вообще за последнее десятилетие мы отвыкли видеть, как чиновники работают, так что новый подход людям нравится.

Сейчас просто приводится в тонус заржавевший механизм.

 Чем сейчас встречи республиканской власти с населением отличаются от тех, что проходили раньше?

– Люди оказались в непростой ситуации.

Закон о муниципальных образованиях познакомил нас с феодализмом на практике, породив в лице глав этих образований своего рода князьков.

Проводимые исследования показывают сложившуюся социальную напряженность и антагонизм населения в отношении власти на местах, которая на деле оказалась крайне неэффективной и недоступной для людей.

Поэтому серия встреч с главой республики фактически стала проявлением протестной активности населения.

И глава, как оказалось, готов слушать людей и по возможности решать накопившиеся проблемы.

 Что вы можете сказать о команде Битарова? Она уже состоялась, или пока главе приходится полагаться прежде всего на собственную харизму?

– Могу сказать, что среди людей, пришедших с ним во власть, есть профессионалы своего дела – ставка делается на тех, кто уже зарекомендовал себя, у кого за спиной есть какие-то реальные проекты.

При этом, насколько мне известно, с министрами заключен договор на год – посмотрим, как они себя проявят. Договор всегда можно и не продлевать.

Конечно, можно и сейчас уже усомниться в перспективности некоторых моментов.

Например, в сфере молодежной политики, которая в рамках реформы управления была выведена из министерства по делам молодежи физической культуры и спорта.

Статус комитета правительства должен был придать молодежной политике новые акценты, однако на деле нет никаких серьезных программ, проектов и даже лозунгов.

Не выстроена системность, молодежь Осетии по-прежнему предоставлена сама себе.

Если и есть что-то знаковое, то лишь в спорте, и то благодаря отдельным личностям – Сослан Рамонов, Мурат Гассиев и другие.

Чтобы не быть голословным, скажу, что более 57% студенческой молодежи сегодня не состоят ни в каких общественных организациях, всего 20,4% посещают спортивные секции.

В целом общий вывод проведенного нами исследования по молодежи заключался в ее тотальной политической и общественной аморфности, неразвитом гражданском сознании на фоне жалкой погони за удовольствиями. 

 Есть ли признаки того, что до Северной Осетии добралась такая тенденция, как усиление взаимодействия власти с общественными организациями?

– Такая работа ведется. Я общался с представителями самых разных общественных структур – молодежных, культурных, религиозных, и все они говорили о том, что им была обещана со стороны власти всяческая поддержка.

Сегодня глава пытается «завести» общественный механизм в республике, и очень приятно, что обратили внимание именно на тех, кто этой деятельностью реально занимается.

Это вдвойне примечательно потому, что некоторое время назад в нашей республике также говорилось о поддержке общественных организаций, но эти структуры оставались лежать мертвым грузом и абсолютно не работали.

 Еще одна ключевая тема 2016 года для Северной Осетии  антикоррупционные разбирательства, связанные с предыдущей властью. Насколько, по вашей оценке, сейчас силен общественный запрос на усиление борьбы с коррупцией в республике?

– Вскоре после того, как в прошлом году состоялась первая за десятилетие смена власти, мы много слышали о том, что республика – банкрот, заложена, перезаложена и так далее, но не увидели никаких громких дел.

Ожидания, что борьба с коррупцией начнется, безусловно, были, хотя в какой-то момент и они поугасли.

Но с приходом Вячеслава Битарова, за сто дней его работы без приставки «врио», уже можно утверждать, что правоохранительные органы ведут реальную работу – мы это видим по ряду уголовных дел, в том числе в отношении экс-мэра Владикавказа Дзантиева и бывшего главы управления Росимущества.

Поэтому ожидания, что антикоррупционные расследования будут продолжены, сейчас снова весьма высоки.

 Естественно, нельзя обойти стороной вопрос об отношениях с Ингушетией. Как вы думаете, есть ли уже первые признаки того, что при новой власти диалог с соседями станет более эффективным и содержательным?

– Для начала я бы вспомнил регулярно проводящиеся социологические исследования на тему патриотизма и отношения к понятию «Родина».

Население республики в ходе таких исследований обычно говорит о традициях, обычаях, образе жизни народа.

И Вячеслав Битаров всячески демонстрирует, что ценности своего народа ему не чужды, причем это не популизм.

На моей памяти впервые в этом году прозвучало поздравительное обращение главы в традиционный осетинский праздник Джеоргуыба.

Конечно, некоторые жесты главы вызвали неоднозначные комментарии, но его смелость в вопросе национальных традиций многим импонирует.

Судя по опросам, общество в целом положительно относится к этому.

Все это значит, что мы можем смело доверять главе и в вопросах межнациональных отношений и не бояться, что он внесет какой-то разлад в устоявшийся за это время мир.

Он способен продемонстрировать свою позицию, которая никак не будет ущемлять интересов Северной Осетии, но в то же время и задевать достоинство наших соседей.

Собственно, это и показала история со скандальным сюжетом об осетино-ингушском конфликте на телеканале «Звезда».

Более чем уверен, что сделанные каналом оргвыводы стали итогом работы главы Северной Осетии и его администрации.

Здесь, безусловно, следует отметить и то обстоятельство, что профильное министерство в республике возглавил опытный управленец, общественник, прекрасный историк Аслан Цуциев.

Уверен, что его опыт и знания межнациональной проблематики будут только на пользу делу.

 Появились ли какие-то новые тенденции в отношениях с Южной Осетией? Нет ли в Северной Осетии определенного недовольства в связи с постоянными политическими пертурбациями в этой республике?

– Мы прекрасно понимаем, в какой ситуации оказались наши братья, и никакого напряжения ситуация в Южной Осетии у нас не вызывает, а те политические движения, которые там происходят, – это неизбежный элемент в становлении государственности.

Более того, сейчас вряд ли стоит проводить какое-то деление между Северной и Южной Осетией.

Скорее стоит говорить о нарастающем единстве, шероховатостей все меньше и меньше.

Несколько лет назад, конечно, можно было говорить о некотором застое в становлении Южной Осетии.

Но сейчас экономика республики переживает переход в новую фазу развития.

Поэтому я думаю, что новое руководство будет смотреть на взаимодействие с Южной Осетией несколько иначе, чем это происходило до него.

В наши отношения, уверен, будет внесено больше рационального. 

 На каких направлениях работы, на ваш взгляд, руководство Северной Осетии сконцентрируется в наступившем году?

– 2017 год по всем прогнозам будет очень тяжелым для России, и для главы Северной Осетии он тоже станет серьезным экзаменом.

Поэтому будет очень интересно наблюдать, как его опыт работы в бизнесе, общественной

Проблемы в экономике Северной Осетии еще далеки от решения, поэтому прежде всего нам требуется подушка безопасности в виде реализуемых инвестпроектов.

Одновременно требуются большие усилия по приведению в порядок всей социальной сферы, ее инфраструктуры.

А с доставшимся нам бюджетом и в целом наследием предыдущей власти решение этих вопросов окажется очень непростым.

 

«Кавполит», 10.01.2017 г.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.