Главная >> Информационный сборник >> №3 Март, 2017 >> Аграрная политика и вопросы экологии

Информационный сборник: №3 Март, 2017

Раздел: Дайджест

Статья: Аграрная политика и вопросы экологии

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

 

Сохранение и укрепление природоресурсной базы сельскохозяйственного производства является одним из важнейших условий эффективного функционирования аграрного комплекса страны. Необходимость этого определяется не только экономическими факторами, но и тем, что без естественных, природных составляющих сельское хозяйство в принципе существовать не может, а земля выступает главным компонентом производительных сил. Но земля, труд человека на земле выступают лишь объективными предпосылками социального существования. Многое зависит оттого, на какую идеологию опирается этот труд, — потребительскую или созидательную, которая предполагает рациональное использование природных ресурсов.

2017 год объявлен в России Годом экологии. Все это в известной степени

условно, как справедливо отметил президент РФ В.В. Путин, потому что экологией нельзя заниматься только один год; данный вопрос требует постоянного внимания со стороны всего общества. Решение экологических проблем нельзя откладывать, т.к. необходимо сохранить и передать следующим поколениям пригодную для жизни и деятельности окружающую среду. На заседании Госсовета в декабре 2016 г. президент РФ напомнил о важности реализации задачи поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития. Это положение заложено как приоритетное в Стратегию научно-технологического развития до 2035 года.

За последнее столетие человечество достигло очень многого - овладело новыми технологиями, создало новые современные производства. Но можно иметь на вооружении новейшие технику и технологии, но, неграмотно их применяя, в конце концов получить отрицательный результат. В этой связи немецкий философ К. Ясперс писал: «Техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности — это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью».

По тому, как широко представлены в аграрной политике природоохранные, ресурсосберегающие аспекты, можно судить о ее гуманистических началах, о том, насколько она отвечает современным требованиям цивилизованного природо- и землепользования. Так, в кадровом направлении они заключаются в том, чтобы дать работникам основы экологических знаний, сформировать у них уважительное отношение к окружающему природному миру, понимание невосполнимости целого ряда его компонентов; в техническом — в проектно-конструкторских решениях и производстве экологически приспособленных агрегатов, комплектовании машинно-тракторного парка на основе зонального подхода; в технологическом - в разработке и применении ресурсосберегающих технологий. Из этой системы трудно удалить какое-либо звено, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Какой смысл оснащать село специальной почвообрабатывающей техникой или внедрять почвозащитные технологии, если сельский работник не подготовлен, не располагает элементарными экологическими знаниями? И наоборот, знания бесполезны, если нет на вооружении должных технических средств и технологий. В том и другом случае экологический эффект маловероятен, более того - реален ущерб для природных ресурсов.

В этой связи нельзя не согласиться со следующим высказыванием В.А. Анучина: «Какого бы могущества ни достиг человек благодаря науке и технике, он остается частью живого вещества Земли. Поэтому чем больше человеческие действия в обществе согласуются с законами природы, тем успешнее эти действия и для общества. И наоборот, чем меньше они согласуются с законами природы, тем в конечном счете меньший эффект от них для общества, хотя погоня за краткосрочной выгодой (чаще всего - прибылью) нередко заставляет людей вести “интенсивную эксплуатацию” природы, недостаточно считаясь с ее законами».

К сожалению, в постсоветской практике сельскохозяйственною природо- и землепользования ничего подобного мы не видим. Изменилось структурное построение агропромышленного комплекса, появился институт частной собственности на землю, однако при этом остались прежними обменные отношения общества и природы. Как и раньше, в аграрном развитии ключевыми задачами считаются темпы роста объемов производства, именно с ними связывают уровень жизни общества, рост благосостояния людей.

Не отрицая правомерности такой постановки вопроса, следует отметить, что благосостояние формируется не только тем, сколько произвели и потребили, но и состоянием здоровья человека, которое зависит от того, в какой окружающей среде он живет. Для земледельца — это еще и чувство гармонии отношений с главной производительной силой — землей, вера в то, что земля и сегодня, и завтра даст урожай, а значит, будет хлеб на столе и радость в доме.

Проблемы экологии сельского хозяйства нашли отражение в реальной действительности. Они достаточно широко представлены в нормотворческой деятельности всех уровней органов государственной власти. В последние 2 десятилетия было принято немало законодательных актов по самым различным вопросам. В них речь шла о федеральных природных ресурсах и государственной стратегии по их охране, бережном отношении к окружающей среде, рациональном природо- и землеустройстве. Прежде всего, это Конституции РФ, в которой в целом ряде статей излагаются основополагающие положения экологической стратегии государства и общества. Специальные законы и правительственные постановления принимались по вопросу разработки многоцелевого механизма контроля природо- и землепользования, организации на постоянной основе экологической экспертизы. Так, в ноябре 1995 г. федеральным законом была учреждена экологическая экспертиза — государственная и общественная. Определялись и принципы ее проведения: презумпция потенциальной экологической опасности всякой хозяйственной деятельности, комплексность оценки объекта, ответственность всех сторон за ее проведение, научно обоснованное заключение экспертизы, гласность результатов.

В ноябре 2002 г. выходит правительственное постановление «О государственном земельном контроле». Он возлагается на широкий круг государственных учреждений, в том числе Федеральную службу земельного кадастра РФ и ее территориальные органы, Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов РФ. Все ведомства должны были в тесном контакте совместными усилиями осуществлять земельный контроль. В постановлении раскрывалось и содержание этого контроля: соблюдение земельного законодательства, хода восстановительных рекультивационных работ; проверка сведений о земле на предмет их точности; использование земельных угодий по целевому назначению. Определялся и механизм мер воздействия: штрафные санкции, в случае необходимости - прекращение строительства объектов, а также, по согласованию с органами власти, прекращение прав собственности на землю.

Как видим, в 1990-е гг. в стране поэтапно формировался нормативно-правовой механизм, призванный регулировать отношения человека и природы, построение между ними гармоничных отношений. За счет этого представлялось возможным укрепить, сделать устойчивой естественно-природную основу всей жизнедеятельности общества. В 2002 г. вступил в действие федеральный закон «Об охране окружающей среды», установивший принцип платности за пользование природными ресурсами, и тогда же была разработана и одобрена Правительством РФ Экологическая доктрина РФ. Она представляла собой совокупность принципов, форм и методов проведения единой государственной политики в экологическом направлении на длительную перспективу. Ее реализация предполагала разработку программ действий на федеральном, региональном и местном уровнях2. Обоснованием необходимости принятия доктрины послужили нарастающая деградация природных ресурсов в результате усиливавшегося антропогенного давления, снижение их способности к самовосстановлению. В государственной доктрине подчеркивалось и то обстоятельство, что природоресурсный фактор при существующем отношении к нему все больше начинает оказывать сдерживающее влияние на развитие экономики страны. К причинам были отнесены преобладание ресурсозатратных технологий над природозащитными, низкий уровень экологизации производства, слабые знания людьми основ экологии. Ситуация признавалась критической, поэтому считалось необходимым срочное вмешательство государства. В качестве первоначальных мер — введение механизма регулярного мониторинга, научное обеспечение практики природопользования, широкий охват населения экологическим образованием. Принцип рационального природопользования возводился в статус основного принципа хозяйственной деятельности людей.

Как видим, с точки зрения нормативно-правовой разработанности проблема начала решаться в 1990-е гг. Можно по-разному оценивать сделанное, но нельзя не признать, что были предприняты конкретные шаги в данном направлении. Значительно хуже обстояли дела с практическим воплощением установленных требований и нормативов. Говорить о том, что законодательный механизм остановил формировавшееся десятилетиями затратное использование природных ресурсов, не приходится. Утилитарно-хозяйственная философия, заложенная в основу природо- и землепользования, продолжает доминировать в экономике страны. Экологическая ситуация в стране, действительно, сложилась критическая. Самая настоящая беда нависла, в частности, над земельными ресурсами. Не только малопродуктивные, но и продуктивные черноземные угодья стремительно уничтожаются. Все это говорит о том, что и существующая нормативно-правовая база, и реальная практика пока еще слабо способствуют применению в природо- и землепользовании экономических регуляторов, что еще недостаточно средств направляется на охрану окружающей среды. Недостаточно задействован в этом направлении потенциал регионов, хозяйствующих субъектов. Аграрная политика в последние десятилетия выстраивается преимущественно с позиции экономических интересов человека, а природные силы продолжают рассматриваться просто как ресурсы, с помощью которых можно удовлетворять эти интересы.

 

«Власть»,  №2, 2017

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.