Информационный сборник: №8 Ноябрь, 2016

Раздел: Народный праздник

Статья: Джеоргуыба

Праздник под названием Джеоргуыба отмечается с давних пор. Начиная с третьего (или четвертого – как в этом году) воскресенья вся Осетия от Цхинвала на юге до Моздока на севере всю неделю благодарит Уастырджи.

Как отмечал известный этнограф В. Уарзиати, «масштабы и значимость этого праздника в традиционном быту осетин трудно преувеличить. Еще бы, ведь он посвящен популярному божеству Уастырджи/Уасгерги». Жертвоприношения и пир устраивались около молельни Уастырджи, которую каждый аул строил на возвышенном месте. Оттуда святой, будто бы, мог «удобно наблюдать за людьми и скотом».

К моменту начала Джеоргуыбы все сельскохозяйственные работы уже заканчивались. Поэтому, в отличие от других торжеств, как правило,  отмечавшихся один день, праздник длился целую неделю. Своего рода прелюдией к торжествам являлось приношение в жертву специально откормленного быка. Так поступали в некоторых семьях в ночь с воскресенья на понедельник. Этот день получил название Галаргавдан хуыцаубон / хуыцауахсав. Самой почетной считалась ночь на вторник -   Уастырджийы ахсав. В конце недели устраивали проводы праздника, получившие название Уастырджийы фадзахсан.

Обратим  внимание читателей на дискуссионный сюжет рассматриваемой темы. Изыскания филологов и лингвистов, например В.Ф. Миллера и В.И. Абаева, показали, что осетинское название Уастырджи/Уасгерги – ни что иное, как приспособленное к нормам осетинского языка имя Св. Георгия, вошедшего в аланскую среду еще в период принятия христианства в конце I-го тысячелетия. Однако хорошо известно, что в таких крупных христианских странах, как Россия и Греция, день св. Георгия отмечается каждый год 6 мая. В Северной и Южной Осетии эта дата практически неизвестна. Такое несовпадение некоторыми исследователями рассматривается как весомая причина для сомнений о единстве осетинского божества с христианским.

В. Уарзиати прояснил ситуацию по данной проблеме. Обратившись к христианской традиции, ученый установил происхождение святого великомученика Георгия Победоносца. Георгий, прославленный воин, служил при римском императоре Диоклетиане, тайно принял христианство. За это позднее подвергся страшным пыткам: отважного 30-летнего  воина колесовали в ноябре 302 г. В израненном состоянии он  дожил до 23 апреля 303 г. и был казнен. Равноапостольная Нина в своих проповедях на Кавказе ввела специальный день памяти колесования св. Георгия - по юлианскому календарю – 10 ноября, а по новому стилю – 23 ноября. Последняя традиция, вероятно, стала основой праздника у алан, во всяком случае – у западных. Напомним, в этой связи, что один их трех алан,  канонизированных католической церковью - святой Гоар (названный родителями в честь знаменитого аланского полководца), жил  в келье у слияния  Лохбаха и Рейна. Благочестивая репутация Гоара привлекала в его келью многочисленных пилигримов. Гоар по традиции своего народа давал всем посещавшим его приют и пищу. К великому ужасу духовного   руководства Гоар весьма обильно питался с гостями. За это он даже предстал перед епископским судом. Но популярность Гоара была настолько велика, что несмотря на состоявшийся суд, Ватикан вынужден был  посвятить его в ранг святых. Впоследствии в Германии, в 30-ти км. от Кобленца на левом берегу  Рейна возник городок Санкт-Гоар; а напротив на правом берегу - Санкт-Гоархаузен. Интересно, что немцы отмечают праздник св. Гоара неделю - начиная с 3-го воскресенья ноября, т.е. в те сроки, когда некоторые православные отмечают праздник св. Георгия.

И все-таки, разница между христианским св. Георгием и осетинским  Уастырджи есть. Об этом свидетельствуют осетинские нартовские сказания. На своем трехногом коне Авсурге он спускается с небес на землю, часто беседует с нартовскими героями, вместе с ними ходит в походы, участвует в пиршествах и т.д. Обитая на небесах, святой видит и слышит то, что творится на земле. В одной из посвященных ему песен есть такие строки:

         «Посмотри на нас с высоты,

          На равнине нас сохрани,

          Сидящий на вершине,

          Мы под твоей защитой».

Народ наделил Уастырджи эмоциональными эпитетами: цахарцаст (искроокий), тыхджын (сильный), хъабатыр (доблестный) Уастырджи.

Маркером популярности Уастырджи служат многочисленные святилища по всей Осетии. Практически нет села, в котором не было бы своего Уастырджийы кувандон (святилища св. Георгия). Ему посвящены известные средневековые  культовые сооружения в горной полосе: Реком в Алагирском ущелье, Дзвгисы-дзуар в Куртатинском, Стыр Хохы дзуар в Наре и т.д. Популярность святого возрастала в период войн. Так, в период I-ой мировой войны в Осетии возникло немало новых святилищ в честь Уастырджи как бога войны. Показателен и такой факт: осетины-всадники, сражавшиеся в Карпатах, возвели там святилище  в честь Уастырджи, надеясь с его помощью одержать победу в боях и «спастись от пули австрийской».

В мирное время за праздничными столами обращались к святому с просьбой сохранить мир, благоденствие, изобилие. Часто просили, чтобы Уастырджи опекал воинов, путников и  не покидал их в беде, как он не бросил Хетага.

Джеоргуыба отмечалась повсеместно. Особым размахом отличалось празднование у стен церкви Дзвгисы-дзуар. По словам очевидцев, только в танцах принимало участие 300-400 человек. В конных состязаниях выявляли победителя до 300 всадников. Вплоть до начала Великой Отечественной войны устраивали и представления ряженых.

Праздник Джеоргуыба – явление национальной культуры, свидетельство связи поколений, сохранения качеств, во все времена отличавших лучших представителей народа: благородства, сдержанности, чувства меры и др.

Феликс Гутнов

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.