Главная >> Информационный сборник >> №3 Январь, 2018 >> Деньги государственные, а расценки коммерческие

Информационный сборник: №3 Январь, 2018

Раздел: Дайджест

Статья: Деньги государственные, а расценки коммерческие

ДЕНЬГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ,

А РАСЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ

 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Т. Голиковой рассмотрела в форме видеоконференции с 85 субъектами Российской Федерации результаты экспертно-аналитического мероприятия “Анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов Российской Федерации” (с учетом ранее проведенных по данной тематике контрольных мероприятий в Воронежской, Калужской, Московской, Саратовской и Ярославской областях). В видеоконференции приняли участие представители контрольных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С докладом выступил аудитор В. Богомолов.

Актуальность тематики обусловлена значительной протяженностью автодорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям, и большим количеством ДТП. По состоянию на 1 января 2016 г., протяженность автодорог регионального значения составила 515 762 км, из которых не соответствуют нормативным требованиям 62%. При этом на 1 ноября 2016 г. в целом по стране произошло 142 437 ДТП, в которых погибли 16 766 человек.

Счетной палатой Российской Федерации в 2016 году проведен опрос граждан о состоянии дорожной деятельности, который показал: ремонт принимается плохого качества (считают 36,6% опрошенных); отмечается несоответствие реальным потребностям перечня строительства и реконструкций дорог (более 66%).

В 2012 году Президентом Российской Федерации была поставлена задача по удвоению строительства и реконструкции автомобильных дорог к 2022 году. Для этого в первую очередь следует качественно спланировать дорожную деятельность. Вместе с тем анализ госпрограмм субъектов Российской Федерации показал несбалансированность запланированных показателей по вводу автодорог.

Так, в госпрограмме Республики Чувашия определено, что в 2013—2017 гц. будет введено 127 км, а в 2018—2022 гг. — более 2000 км. В Вологодский области в соответствии с госпрограммой в период 2013-2020 гг. запланирован ввод 56 км, а в последующие 2 года — 433 км.

За 8 месяцев 2016 г. введено 308 км, или 18,5% от планового показателя 2016 года. Следует отметить, что в 2015 году 17 субъектами Российской Федерации ввод объектов после строительства и реконструкции не осуществлялся.

В настоящее время всеми регионами приняты законы о дорожных фондах, а также утвержден порядок их формирования и использования. В большинстве регионов дорожные фонды формируются за счет 7 и более источников, при этом основными являются только 3 — акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты.

Прогнозирование поступления доходов от акцизов и транспортного налога осуществляется на низком уровне. В 2015 году прогнозные значения по указанным источникам составили 268,6 млрд. рублей, фактически поступило 400 млрд. рублей, или на 49% больше. Наибольшее отклонение фактического от прогнозного показателя сложилось в следующих регионах: г. Санкт-Петербург — 8,1 млрд. рублей, Омская область — 3,4 млрд. рублей, Саратовская область — 3,2 млрд. рублей.

Бюджетным кодексом, а также законами субъектов о дорожных фондах определено, что неиспользованные в 2016 году бюджетные ассигнования дорожных фондов направляются на их увеличение в очередном году. Так, в нарушение указанной нормы на 2016 год не было направлено 76,7 млрд. рублей, в том числе Саратовской областью — 1,35 млрд. рублей, Кемеровской областью — 1,4 млрд. рублей.

Одним из основных вопросов увеличения объемов дорожных фондов является повышение качества администрирования транспортного налога. Однако задолженность по его уплате ежегодно только увеличивается. По состоянию на 1 января 2016 г., задолженность составила 99,7 млрд. рублей, увеличившись за 2015 год на 18 млрд. рублей. Так, в г. Москве задолженность — 21,8 млрд. рублей, в Краснодарском крае — 3,6 млрд. рублей, в Самарской области — 3,1 млрд. рублей.

Аудитор отметил низкое кассовое исполнение утвержденных объемов дорожных фондов. В 2015 году, как и в 2014 году, исполнение сложилось на уровне 86%. Из предусмотренных 708 млрд. рублей кассовый расход составил 610,2 млрд. рублей. В 21 субъекте отмечено исполнение ниже 80%, в том числе в 6 регионах менее 60%. Как следствие, на местах с низким уровнем исполнения объемов дорожных фондов отмечается достаточно высокая доля автодорог, не соответствующих нормативным требованиям.

Кассовое исполнение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета также остается на низком уровне. В 2015 году регионами использовано 120 млрд. рублей, или 81,6%. По данным на 7 декабря 2016 г., кассовый расход субъектами средств федерального бюджета составил только 59,5% (80,9 млрд. рублей).

Федеральным законом об автомобильных дорогах установлено, что формирование расходов бюджета субъекта на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с нормативами финансовых затрат.

Вместе с тем до настоящего времени 6 субъектами Российской Федерации данные нормативы не утверждены. Кроме того, 4 субъектами нормативы утверждены на уровне нормативов для федеральных автодорог, без учета реальных финансовых возможностей. Так, в Карачаево-Черкесской Республике в 2015 году нормативные затраты на содержание 1 км автодороги — 872,0 тыс. рублей, а фактические — 23,0 тыс. рублей.

Аудитор подчеркнул, что даже у регионов, имеющих общие границы и практически одинаковые климатические условия, нормативные затраты значительно отличаются друг от друга. Например, в Республике Северная Осетия нормативные затраты на содержание 1 км автодороги V категории составляют 185 тыс. рублей, а в Кабардино-Балкарской Республике — 493 тыс. рублей. Как показала проверка, в Саратовской и Ярославской областях нормативы были утверждены, однако практически не применялись. Так, в 2015 году нормативная потребность в содержании автодорог в Саратовской области составляла 9,8 млрд. рублей. Региональным законом о бюджете было предусмотрено 2,3 млрд. рублей. В Ярославской области соответствующие показатели составили 5,4 и 1,6 млрд. рублей.

Проверка Счетной палаты Российской Федерации выявила ряд нарушений и недостатков при использовании Саратовской и Ярославской областями средств на осуществление дорожной деятельности.

Так, в ходе проверки выполнения условий госконтрактов на содержание автомобильных дорог Ярославской области установлены факты, свидетельствующие о наличии признаков нецелевого использования бюджетных средств Ярославской области государственным заказчиком, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", на общую сумму 176,1 млн. рублей. Анализ актов выполненных работ по 3 контрактам показал, что подрядной организацией выполнялись работы по ремонту автодорог, а не по их содержанию, как это было предусмотрено предметом госконтрактов.

Также в Ярославской области были установлены факты, свидетельствующие о причинении ущерба региональному бюджету. При определении начальной цены контрактов заказчиком по ряду работ применялись расценки, разработанные коммерческой организацией. При применении территориальных единичных расценок начальные цены 2 госконтрактов могли быть ниже на 1,3 млн. рублей.

Минтрансом Саратовской области без проведения конкурентных процедур был заключен госконтракт по устройству объездной дороги в обход аварийного моста с единственным поставщиком в нарушение Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В обосновании заключения контракта министерством приведены доводы об аварийной ситуации, произошедшей 14 марта 2016 г. Однако еще в сентябре 2007 г. было установлено, что мост имеет неисправности и необходима его реконструкция.

Проверкой установлены факты принятия бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По установленным фактам в Саратовской и Ярославской областях составлено по 5 протоколов об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить информационное письмо Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А. Дворковичу, информационные письма главе Удмуртской Республики и губернатору Пермского края, а также отчет в палаты Федерального Собрания Российской федерации. По результатам проверки Саратовской и Ярославской областей - обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; представление Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, информационные письма губернатору Саратовской области и врио губернатора Ярославской области, а также в Федеральную антимонопольную службу; отчет о результатах контрольного мероприятия - в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Информационный бюллетень «Президентский контроль», № 12, 2017г.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.