Главная >> Интервью >> Когда в женских руках... Парламент

Дата: 6 Марта 2010 г.

Название: Когда в женских руках... Парламент

Женщина-политик, руководитель законодательной или исполнительной ветви власти, по-прежнему остается диковинкой для России, где «слабый» пол всегда был многочис­леннее «сильного». Вряд ли даже вдумчивый читатель и знаток новостей назовет больше пяти фамилий женщин, занятых на высоких государственных постах. Наша республика в этом смысле почти уникальна на фоне всех 83 субъектов России, потому что уже пять лет Парламент Северной Осетии возглавляет Лариса ХАБИЦОВА. Накануне женского праздника «СО» попросила ее рассказать, каково оно - быть женщиной-политиком?

Несмотря на то, что руководи­тель Парламента вернулась в ка­бинет для интервью с очередного, пятого по счету за день рабочего совещания вовремя, в приемной пришлось прождать еще минут двадцать. Под конец дня ее ждали не только журналистские, но и на­копившиеся за недолгое время от­сутствия в Парламенте очередные неотложные вопросы.

- Вот так всегда! - встретила нас уставшей улыбкой Лариса Батрбековна. - Когда, вроде, и не запланированы на день столь ответственные мероприятия, и думаешь: спокойно поработаю с документами, - а оказываешься более занятым, чем обычно!

Что там говорить, кризис при­бавил работы и законодательной, и исполнительной ветвям власти. Посудите сами: из года в год соци­альные обязательства республики перед ее гражданами растут. Во-первых, все больше социальных выплат передается с федераль­ного на региональный уровень. Во-вторых, растут цены, скажем, на те же лекарства, причем в разы! А все это должен «тянуть» на себе республиканский бюд­жет... А его чем наполнить? После развала единой экономической системы, оборонного комплекса СССР наша республика оказалась в тяжелейшем положении. Практи­чески большинство промышленных предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций так или иначе было связано с оборон­ным заказом. И после его отмены эти высокотехнологичные произ­водства не могли просто взять и перейти на выпуск «кастрюль». Время реформ в них растянулось на долгие годы.

И все же не будем заглядывать далеко, но по крайней мере за последние пять лет республике удалось сделать очень многое, чтобы избавиться от доставшихся «в наследство» экономических проблем. Чтобы вдохнуть вторую жизнь в некоторые предприятия «оборонки», развивать и новые направления экономики.

Так что разразившийся экономический кризис не породил, а обнажил и усугубил застарелые проблемы нашей экономики. И все же республика достаточно безболезненно пережила самый сложный его период, не считая отдельных производств.

- А есть ли в эту ситуацию вклад Парламента?

- Сокращение, и очень зна­чительное, в связи с кризисом налоговых поступлений в бюджет республики заставило власть пере­сматривать параметры основного финансового документа - и уже действовавшего прошлогоднего, и спланированного на текущий год. Искать скрытые резервы, чтобы максимально выполнить социаль­ные обязательства перед насе­лением.

Для этого в комитетах Парла­мента, прежде всего бюджетном, велась масштабная и напряжен­ная работа. Депутаты подошли к ней неформально, ответственно и выполнили ее очень профес­сионально! На Парламенте, кста­ти, лежит обязанность не только точной корректировки и принятия бюджета республики, но и про­верки точности его исполнения. И вот эту работу мы из года в год выполняем четко и принципиально. Фактически теперь бюджет - это оселок финансовой тактики, где по максимуму включен весь потенци­ал республики.

- Будет ли способствовать, на ваш взгляд, динамичному развитию республики создание нового Северо-Кавказского фе­дерального округа?

- После визита в нашу республи­ку его руководителя Александра Хлопонина я в этом абсолютно уверена! Руководство страны не просто избрало правильную логику развития региона, выделив его из большого округа, в котором «рас­творялись» специфические пробле­мы небольших субъектов. Дмитрий Медведев очень четко понял, ка­кого именно рода руководитель и с какими полномочиями может дей­ствительно эффективно справиться с поставленной задачей.

Региону требовался не просто «контролер», а инновационный со­зидатель, который бы в тандеме с руководителями субъектов мог со­вершить прорыв в экономическом развитии каждого региона по от­дельности и многократно увеличить их суммарный эффект в масштабах округа в целом.

Я увидела такие значимые ре­зервы в озвученных полпредом планах, а он, в свою очередь, убе­дился в том, что наша Северная Осетия начинает этот курс совсем не «с чистого листа». У нас ведь есть реальные планы развития, есть и условия для их воплоще­ния. В том числе и необходимая законодательная база. Инвестор может теперь у нас работать без рисков.

Статус полпреда и как вице-премьера открывает субъектам округа теперь реальные возмож­ности для решения вопросов раз­вития, а для нас - дело чести претворить их в жизнь. Мы должны и можем быть экономически самодостаточной республикой!

- И как же этому способствует деятельность законодательного органа?

- Кардинальные, резкие изме­нения в жизни страны таким же образом меняли и ее законода­тельство. Все это параллельно шло   последние два десятилетия. Здесь было важно, чтобы республиканское законодательство не от­ставало от федерального, но и не вступало с ним в противоречия, в то же время учитывая местные особенности. Они ведь тоже у нас есть.

Могу отметить, что за последние годы нами не допущена ни одна по­добная коллизия. Более того, в законотворческом отношении мы иногда даже опережаем раз­работчиков федераль­ного законодательства, обращая внимание и центра на самые жгучие социальные вопросы. Так было с запретом игорно­го бизнеса, активизацией борьбы с коррупцией, и сегодня все знают о федеральных законах в этих сферах. Но первые законы об этом были приняты у нас.

Кстати, вот вам факт: уже более 10 лет в Госду­ме «пылится» наш зако­нопроект о борьбе с нар­команией, и лишь четкий, практический разворот к этой проблеме первого лица государства дает нам надежду на скорое принятие по нашей ини­циативе и федерального закона.

Есть возможности у Парламента республики влиять и на сферу эко­номики. Имею в виду законодательную под­держку, создание усло­вий - правового поля - для развития крупного бизнеса и частного пред­принимательства, прито­ка внешних и внутренних инвестиций. Мы их ис­пользуем и будем, конеч­но, и дальше включаться в эти процессы.

- А идет ли разви­тие самого органа выс­шей законодательной и представительной власти республики? Здесь какие переме­ны?

- Ну, во-первых, пе­реход в 2007 году на смешанное формирова­ние Парламента из де­путатов одномандатных округов и по партийным спискам в равных про­порциях. Два с лишним года работы показали и преимущества этой системы, но есть еще и определенное отста­вание развития политической системы от тре­бований времени, склады­вающейся ситуации.

С одной стороны, пред­ставительство от партии накладывает на депута­тов дополнительную от­ветственность, делает их более дисциплинированными, а работу Парламента в цепом более слаженной.

                С другой стороны, пока ощущается нехватка конку­ренции идей, разнообразия практических решений на­сущных проблем, которые бы вырабатывали партий­ные фракции в нашем Пар­ламенте.

Конечно, на то, чтобы сложилась зрелая много­партийная система в стране, требуются время и усилия гораздо больше тех, что потрачены с мо­мента отказа от однопар­тийной системы. Однако, как говорится, и плавать не научишься, не войдя в воду.

Эта задача должна быть решена уже к выборам Парламента республики следующего созыва, кото­рый будет полностью сфор­мирован по партийному принципу. Тем более что в соответствии с только что утвержденными феде­ральным законом нормами представительства в ре­гиональных парламентах число депутатов сократит­ся, а значит, возрастет и конкурентная борьба за мандаты. А главное - депу­татское слово станет еще весомее.

- Вы - одна из не мно­гих в стране женщин-политиков такого ранга. Как в целом смотрите на гендерный вопрос?

- Как руководитель я всегда подходила к под­бору специалистов только в зависимости от их про­фессиональных качеств. Скажу откровенно, и не потому, что впереди жен­ский день: зачастую жен­щины лучше справляются с «мужской» работой, той же, например, политикой. Кроме того, я выступаю за соблюдение баланса в любом деле. И если Пар­ламент - представитель­ный орган населения, где большинство составляют женщины, то он должен адекватно отражать это положение вещей.

В то же время я против того, чтобы представленность во власти той или иной группы населения по полу, возрасту или роду занятий была буквальной. Я не могу ска­зать, сколько женщин должно быть, скажем, в нашем Парламенте, но очевидно, что нынешние пять депутатов-женщин из 70 - мало­вато.

Однако и нарочитое, дотошное соблюдение гендерного равенства во власти, органах управления,  превращающееся в самоцель, мо­жет привести к неожиданным, даже противоположным цели результа­там. Женщины начинают терять женское начало, а мужчины - муж­ское. Увы, такое случается, но наш Парламент такие метаморфозы миновали.

Конечно, рядом с мужчинами-политиками, управленцами должны работать коллеги-женщины, это их и направляет, и стимулирует, но все-таки главное предназначе­ние женщины, не устаю это под­тверждать - материнство, семья. Поэтому работа не должна мешать выполнению ими тех функций, ко­торыми их наделила природа.

А если уж женщина работает на руководящем посту, конечно, ей не обойтись без сильных волевых качеств. И здесь важно не быть кисейной барышней, падающей в обморок от каждой мелочи, и со­храняя в себе женственность.

Я приветствую женщин, которые умеют сочетать в себе эти почти полярные качества, добиваться профессионального успеха, стано­виться самодостаточными и при этом оставаться душевными и лю­бимыми для своих близких.

- Лариса Батрбековна, вам ведь не раз приходилось про­являть характер и волю, решая тот или иной вопрос. Для вас сказать «нет» даже на самом верху легко?

- Поступок, если он поступок, без переживаний не обходится. И на мою долю они выпадают довольно часто. Но мое «нет» зву­чит, лишь когда я уверена в своих аргументах.

- У вас есть возможность в канун женского дня обратиться к соотечественницам.

- Осетия всегда славилась умными, талантливыми, красивыми женщинами. Наши соотечествен­ницы громко заявляют о себе во многих сферах деятельности, даже в тех, которые традиционно счи­таются мужскими. И делают свою работу не хуже, а порой и лучше, чем представители «сильного» пола. Тысячи женщин успешно и ответственно трудятся в здравоохранении и бизнесе, в органах власти и народном образовании, строительстве и науке.

Успешная женщина чувствует себя полноценной, востребован­ной не только семьей, но и обще­ством, это создает иную морально-психологическую атмосферу в нем. Дает не только женщине чувство уверенности, но и заставляет муж­чин уважать ее, подтягиваться до ее уровня.

Всего этого я и желаю женщинам нашей республики - чувствовать себя слабым полом рядом с на­стоящими мужчинами!

 газета "Северная Осетия" 6 марта 2010г.

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.