Главная >> Интервью >> Широкий взгляд на узкие места ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ВЛАСТИ

Дата: 9 Апреля 2010 г.

Название: Широкий взгляд на узкие места ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ВЛАСТИ

Бурное развитие внешне - и внутриполитических событий, социально - экономической ситуации последних двух лет постоянно требует их осмысления всем обществом. Поэтому гостями на страницах «СО» не раз становились известные в республике и за ее пределами и ученые, и представители власти. Сегодня к разговору об актуальных проблемах развития федеральных отношений, политической системы и широкого демократического участия населения в управлении республикой «СО» при­гласила Первого заместителя председателя Парла­мента Северной Осетии Станислава КЕСАЕВА.

- Станислав Магометович, по форме государственного устройства наша страна является федеративной. То есть полномочия поорганизации ее жизнедеятельности разделены между федеральными и региональными ор­ганами власти. Как это сказывается на законотворческой деятельности парла­мента нашей республики?

- Правильно, но надо уточнить, что часть этих полномочий принадлежит исключи­тельно органам власти федерации, другие они осуществляют совместно с органами власти входящих в нее субъектов, третьи - только сам субъект.

Нужно подчеркнуть еще один момент: перечень полномочий федерального цен­тра или субъекта Федерации, не являются застывшими. В соответствии со склады­вающейся политической, социально-экономической ситуацией постоянно идет процесс их перераспределения. Это и есть выражение текущей политики государства, ориентированной как на решение сиюми­нутных задач, так и на перспективу.

На сегодня большая часть полномочий входит как раз во вторую группу - со­вместное ведение. Иными словами, без консенсуса - достижения обоюдного согласия между сторонами - ни один по­добный вопрос не может быть решен. А значит, должен быть очень высокий уро­вень взаимопонимания и взаимодействия между центром и регионами.

И получается соблюдать консенсус?

- В основном -да. Федеративное устрой­ство государства - это одна из самых демократичных форм организации власти современного многоликого общества. Рос­сия как раз и является таким обществом, объединяя сотни народов, языков и различ­ных культур. Ее конституция постаралась учесть все эти нюансы и закрепляет широ­кие демократические права ее субъектов по развитию их экономики, социальной сферы и культуры.

На практике же не все так гладко, порой федеральный центр пытается «сбросить» проблемы регионам, решение которых упирается в экономические возможности каждого региона, а они также многолики и существенно разнятся.

Естественно, что наличие больших прав налагает и больше обязанностей, поэтому сегодня, в непростой экономической ситуа­ции на парламент и правительство респу­блики легли и выполнение обязательств перед ветеранами, и развитие системы профессионально-технического обучения и многие другие, которые раньше финанси­ровались из федерального бюджета.

Как удается решать эти и другие во­просы развития?

- Скажу просто - не хуже других, а по­рой и лучше. Например, по сравнению с федеральными нормами республиканский закон установил большую площадь жилья и сумму компенсаций для ветеранов Великой Отечественной войны.

Раньше федеральных в республике при­няты нормативные акты по запрету игорно­го бизнеса и противодействию коррупции, но при этом они ни в чем не противоречат федеральному законодательству.

В дополнение к уже принятым мерам поддержки бизнеса в республике разраба­тывается республиканский законопроект о государственно-частном партнерстве.

Если существует два законода­тельных уровня - федеральный и ре­спубликанский, значит, они являются взаимодополняющими?

- Это так, причем, региональный за­конодатель имеет по Конституции России право регулировать на своей территории вопросы, не только отнесенные к ведению субъекта Федерации, но и по сути касаю­щиеся общегосударственных проблем, в случаях, когда отсутствует соответствую­щее федеральное законодательство. Так было с проблемами коррупции и игорного бизнеса, о которых я уже упоминал.

Региональный законодатель может вы­ступать и с законодательными инициатива­ми, предлагая их распространение на всей территории страны. Например, наш парламент в разное время разработал и внес в Госдуму законопроекты об особенностях оборота наркотиков, а другой - о социаль­ной защите пострадавших в терактах.

Оба эти документа не были поддержаны нашими федеральными коллегами, но судьба заложенных в них идей сложилась по-разному. Сегодня, лишь семь лет спустя с момента внесения законопроекта об обо­роте наркотиков, многие его положения мы можем обнаружить в указах Президента России и ведомственных актах.

А вот предложенные нами меры по со­циальной защите пострадавших в терактах федеральные чиновники отклонили под не доступным нашему пониманию предлогом, сочтя их раздражительным фактором для других групп населения.

И все же, пока терроризм остается акту­альной угрозой населению нашей страны, мы будем добиваться понимания поднятой нами проблемы на федеральном уровне!

Как отразятся на деятельности ре­гиональных законодательных органов последние инициативы президента страны?

- Если говорить об установлении единых для всех субъектов Федерации критериев численности этих органов в зависимости от количества избирателей, - это правильно. Хотя применительно к численности пар­ламента нашей республики возникают два спорных вопроса.

По уже принятому федеральному закону на сегодня мы должны сократить число де­путатов с 70 до 50, поскольку численность избирателей у нас ниже 500 тыс. человек. Но уже ко времени очередных парламент­ских выборов, по прогнозам статистиков, взрослое население республики превысит эту цифру. Как же быть, если за год до вы­боров закон уже нельзя будет менять?

С другой стороны, на постоянной основе в нашем парламенте работают только 15 депутатов. Значит, бюджет республики ни­чего не выиграет от сокращения количества парламентариев, но зато это приведет к сокращению народного представительства в представительном же органе!

На месте разработчиков дан­ного федерального закона я бы озаботился несколько иным моментом, а именно зарплатами депутатов. Так, в СМИ промель­кнула информация, что в одном из городов, а даже не субъектов Федерации, депутаты установи­ли себе зарплаты в 2 миллиона рублей!

У нас же руководители парла­мента получают около 40 тысяч, а работающие на постоянной основе депутаты - около 20 тысяч. Остальные 55 депутатов, как я уже сказал, работают «на общественных началах». И содер­жание парламента в целом также составляет совсем не значительную часть бюджета ре­спублики. Так что члены парламен­та озабочены эко­номией народных денег не менее остальных его рев­нителей!

А если гово­рить о партийном представитель­стве?

- Главный смысл реформы представительной и законодательной власти в стране сводится не к банальной экономии средств. Ее цели - повышение уровней демократичности и эффективности работы парламентов.

На первое работает расширение представленности в парламентах партий и стоящих за ними широких слоев населения через выделение квот депутатских манда­тов не прошедшим избирательный барьер партиям и снижение самого барьера при проведении выборов.

В свою очередь, партийное многооб­разие, плюрализм политических, эконо­мических концепций должны в принципе исключить монополизм на истину одной из партий и, как следствие, минимизировать риск принятия ошибочных управленческих решений.

И еще один момент - усиление кон­тролирующей функции парламентов. Как представители широких слоев общества депутаты не только в праве, но и обязаны принципиально отслеживать исполнение принимаемых решений. Наряду с законот­ворческой деятельностью наш парламент регулярно заслушивал отчеты руководи­телей органов исполнительной власти от вопросов расходования республиканского бюджета до выполнения отдельных ведом­ственных программ социального развития, финансовой и общественной безопасно­сти, условий жизни населения.

Сегодня федеральный закон вменяет в обязанность и руководителям субъектов Федерации отчитываться перед региональ­ными депутатами.

Означает ли все это продвижение к построению гражданского общества?

- Парламенты по сути являются ядром гражданского общества, вокруг которых должна концентрироваться масса са­моуправляемых негосударственных ор­ганизаций. Во-первых, депутат, не важно избран ли он от округа или включен в из­бирательный список партии, и есть часть народа.

Во-вторых, по Конституции республики заседания парламента открыты для всех желающих, а новые средства коммуника­ции еще больше расширили эту возмож­ность. Наш парламент одним из первых в стране начал прямую трансляцию за­седаний в Интернете.

Партии, о которых мы уже немало ска­зали, обладают еще и правом законода­тельной инициативы. То есть фактически любой гражданин через партию, в которую он входит, может внести в парламент свой законопроект.

Большие возможности заложены в объединении усилий наших депутатов и Общественной палаты республики. Ее деятельность также непосредственно и через другие общественные организации направлена на реализацию прав и свобод граждан.

Одним словом,

недостатка в путях и формах законного вы­ражения общественной воли, гражданской ини­циативы у нас нет, но, на мой взгляд,ощущается заметный дефицит самих этих проявлений. И я бы судил о качестве жизни не по количеству колбасы или золота надушу населения, а по до­стойным цивилизованного человека отношениям в обществе.

На их формирование и должны быть направле­ны и государственная политика, включая законо­дательство, и усилия каждогогражданина как на служебном посту, так и по долгу совести.

Беседовал В. Рязанов.

9 апреля 2010г газета "Северная Осетия"

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.