Главная >> Интервью >> «Главное, чтобы Бог был у тебя в душе...»

Дата: 29 Декабря 2010 г.

Название: «Главное, чтобы Бог был у тебя в душе...»

Власть, люди власти всегда вызывают в обществе повышенное внимание. А когда «первая скрипка» находится в руках женщины, тут уж публика следит за каждым жестом «маэстро», затаив дыхание.

Северная Осетия - единственный регион в СКФО, где председателем высшего за­конодательного органа республики явля­ется представитель слабого пола. Хотя... скорее, прекрасного, чем слабого. Ведь она способна легко разрядить самую на­каленную обстановку лишь мимолетно брошенной легкой репликой, сопрово­ждаемой невинной улыбкой. Впрочем, горящий взгляд, ледяной тон, слова, впе­чатывающие оппонента в кресло, - это тоже она, Лариса ХАБИЦОВА, которая руководит Парламентом РСО-А без мало­го три созыва.

-  Лариса Батрбековна, в арсенале му­дреца Софокла есть изречение: «Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превос­ходить». Как вам удается руководить не­покорными кавказскими мужчинами?

-  Софокл был умным человеком, я с ним полностью согласна (смеется). Как у меня это получается - со стороны виднее. Сама я особых трудностей с этим не испытываю, так как в работе стараюсь больше думать не о мужской или женской составляющей коллег, а прежде всего об интересах дела, которому служишь. И бываю действительно счастлива, когда удается вместе, сообща решить важную для республики задачу.

Помогите разгадать ребус: почему федеральные законопроекты имеют для «прохождения» пути не столь тернистые, скажем так, как у субъектов РФ? Ведь сколько времени и сил понадобилось, чтобы был принят пресловутый феде­ральный закон об игорном бизнесе, изначально предложенный нашими парламентариями...

- Действительно, законодательные ини­циативы субъектов проходят, как правило, нелегко. Это достаточно сложная процеду­ра, отнимающая много времени. Игорный бизнес - далеко не единственный пример. Есть и более серьезные дела. Уже который год - практически сразу после бесланской трагедии - мы пробиваем инициативу по принятию федерального закона о помощи пострадавшим в терактах. Почему так про­исходит? Однозначного ответа я не знаю. В 1990-е годы страна сделала резкий поворот в своей истории, оказавшись в совершенно ином общественно-экономическом формате. Необходимо было для создания нормального правового поля выстраивать новую за­конодательную базу, которая бы грамотно регулировала экономические, политические, социальные отношения в обществе. Госу­дарственной думе достался чрезвычайно большой и сложный объем работы, который не позволяет депутатам столь оперативно, как нам хотелось бы, реагировать на «про­винциальные» инициативы. Хотя, по правде, порой «включает тормоза» и Правительство РФ. А ведь любой закон должен сначала пройти через министерское «сито». Поэто­му сложна вся эта процедура, и есть здесь объективные причины, да и субъективных больше, чем достаточно.

Сейчас, вроде бы, наметились подвижки: мы заключили с Советом Федерации дого­вор, позволяющий ему лоббировать интере­сы регионов, в том числе и в принятии тех или иных законодательных инициатив.

Вас как руководителя, а может, в первую очередь, как женщину, мать наверняка волнуют вопросы нравствен­ной составляющей общества, в первую очередь, молодежи. К сожалению, стано­вятся нормой для многих из них самые низкие человеческие пороки. Цинизм и безнравственность, царящие порой на телевидении и в прессе, беспомощность общественных организаций «пробивают брешь» и в кавказском менталитете. Мы нередко становимся свидетелями того, как юные нимфетки с оголенными пуп­ками в обнимку с полупьяным пацаном развязно дефилируют по аллеям парка с утра и до глубокой ночи. Кто их отцы и родственники? Где Бог этих заблудших девчонок, с рождения не державших в руках ни книгу, ни веник?!

- Проблема воспитания детей, как из­вестно, была актуальной во все времена. Много примеров тому - и в педагогической, и в классической литературе. Но так остро, как сейчас, она, мне кажется, не стояла никогда. За постперестроечное время общество откатилось далеко назад в плане нравственности. И сегодня мы сталкива­емся с такими проявлениями в поведении молодых людей, которые просто вгоняют в шок, так как никогда не были характерны для нас. Наглядный пример тому - недав­ние волнения, шквалом прокатившиеся на Манежке в Москве, в Санкт-Петербурге, других крупных российских городах, где ярко проявились черты оголтелого на­ционализма. Это вопиющая дикость, за­служивающая безусловного осуждения. Да, преступник, кто бы он ни был, должен быть сурово наказан. Но вешать ярлыки типа «лица кавказской национальности» никому не дозволено. Вместе с тем события по­казали, что и нам приходится стыдиться за тех наших парней, которые утратили свое лицо, забыв о таких нравственных катего­риях, как сдержанность, благородство, до­стоинство - то, чему веками, из поколения в поколение учили нас старшие. И с этим нельзя не согласиться.

На поведении молодежи сказывается, как вы подметили, и дурное влияние так на­зываемых свободных СМИ, некоторых част­ных каналов телевидения и Интернета. И даже убежденные радикалы уже понимают, что нужно вводить какие-то ограничители, барьеры, которые нельзя переступать.

Я не считаю для себя возможным ви­нить во всем молодежь, потому что воспитание - удел старших, и все претензии - к нам. Посмотрите, сегодня родителями стали те, чье нравственное формирование пришлось на перестроечное, «смутное», как мы его называем, время. И поэтому выпукло, четко видны изъяны самих этих «воспитателей».

Ну чего можно требовать от тех, кто счи­тает для себя нормой жить не по совести, а по «понятиям», ставит материальное благосостояние выше нравственных прин­ципов, оценивает человека по размеру его кошелька! Разве это нормально? Убеждена: чтобы бороться с пороками и побеждать их, нужно изменить менталитет и повысить культуру, уровень духовности наших моло­дых людей. Понятия чести и достоинства должны вернуться в обиход нашей жизни.

Но ведь были времена, когда го­сударство, общество наделяли школу, правящую партию функциями главных учителей подрастающего поколения. Помните стенгазеты, экраны успеваемо­сти, выпуски городского «Комсомоль­ского прожектора», которые вывешива­лись на проспекте? Но механизм-то не сработал...

- Тут можно поспорить. Действительно, было много формализма и показухи, но ведь и работа серьезная велась! Я не счи­таю, что все, чем была наполнена прошлая эпоха, неверно. Вот мы сейчас говорим о воспитании. Но тогда оно было гораздо более системным, целенаправленным. Общество старалось прививать молодежи абсолютно нормальные человеческие каче­ства: патриотизм, честность, порядочность, ответственность...

Кстати, и это общепризнанный факт: образование, которое мы получали, было одним из лучших в мире. Ну и, обращаясь к конкретике, вспомним, что существовали и такие формы обучения, как, к примеру, по­литическое просвещение граждан. Многим тогда казалось, что это - полная ерунда... Но у меня другая позиция. Я всегда счи­тала и считаю: если подходить к делу не формально, а ответственно, с душой, всегда будет прок. Ну что было плохого в том, что в трудовых коллективах, где люди работали с утра до вечера, и им редко удавалось прочитать газету или посмотреть телеви­зор, мы проводили политучебу, доносили информацию, которая была нужна и важна каждому человеку? БАМ, целина, космос - все это звенья одной цепи... А потом на­стало время, когда все решили, что школа не должна воспитывать, и ее главное пред­назначение - давать образование, знание предметов. И вот результат.

Учить гражданина уму-разуму надо с пе­ленок. Семья, нянечка из детского сада и, конечно же, школа - все должны нести ответственность за этот сложный и крайне важный процесс. Ведь влияние коллектива на формирование личности еще никто не опро­верг. Поэтому и нам, законодателям, нужно серьезно и вдумчиво решать эту проблему.

Как вы знаете, недавно мы приняли за­кон, ограничивающий пребывание детей без сопровождения взрослых после 22 часов. Может, мера не самая эффектив­ная и популярная, зато в какой-то мере ограничивает дурное влияние улицы на подростка.

То есть определенная работа в этом пла­не, конечно же, ведется, но, повторюсь, ее надо многократно усиливать. Чрезвычайно важной и значимой здесь, на мой взгляд, должна быть позиция нашей интеллигенции. А то ведь многие известные и уважаемые в народе ученые, артисты, общественные деятели - увы! - устранились от проблем жизни, от ее реалий, забывая о своем предназначении - влиять на общественное сознание, в том числе и воспитывать -молодежь.

Как ни кощунственно это звучит, но Кавказ поти­хоньку адаптируется к терроризму. К этим сумасшедшим взрывам и самоподрывам. В такие моменты начинает казать­ся, что ситуация близка к крити­ческой...

- Слава Богу, у меня такого мрачного предчувствия нет, хотя положе­ние действительно сложное. Деструктивные силы всячески подталкивают нас к войне друг с другом, прекрасно понимая: удаст­ся поджечь Кавказ - будет плохо всей России. Вот и играют на нашей многонациональности, многоконфессионапьности враги государства. И ни о какой вековой неприязни друг к другу тут речи быть не может. Потому что это действительно так. Возьмем, к примеру, историю наших взаимоотношений с той же Ингушетией. До 90-х годов это были в большинстве своем нормальные добрососедские отношения. Жили дружно, вспомните, сколько межна­циональных браков заключали, у всех были дома, земля, и никто, по большому счету, ни на что не претендовал.

Потом стали появляться провокаторы. Один, другой, третий... Я прекрасно пом­ню 92-й год, как это все начиналось, кто управлял «процессом», и чем это все закончилось. Теперь на те же грабли нас хотят заставить наступить уже западные «благодетели». Вот вам и взрывы, и теракты. Но у нас есть то, чего никогда не было и не будет у них - кавказская мудрость, Мы веками жили вместе, это наша судьба, и случись конец света - уйдем тоже вместе. Другого не дано, мы соседи. Как бы там ни было, мы обязаны помнить, что и нашим детям тоже придется жить рядом, а значит, надо выстраивать отношения между республиками, равно как и с дру­гими народами, думая о дне завтрашнем. Всегда лучше поддерживать нормальные отношения, жить в мире и добрососедстве, чем смотреть друг на друга сквозь прицеп винтовки.

Но только не с террористами. На мой взгляд, Таймураз Мамсуров предложил - эффективный и, главное, справедливый метод борьбы с ними: он - ярый сторонник отмены моратория на приме­нение смертной казни и, что активно обсуждается в обществе, за то, чтобы привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, прямых родствен­ников террористов и членов бандформирований, имевших с ними тесные и непосредственные контакты...

- Абсолютно солидарна с Таймуразом Дзамбековичем и пол­ностью его поддерживаю, потому что утверждение, что «преступ­ник не имеет национальности», не совсем верно. У него же есть фамилия, род, в конце концов. Я знаю немало таких родителей, которые сами страдают от того, что их дети - моральные уроды. Но, с другой стороны, и эти са­мые уроды, возможно, вели бы себя иначе, если бы знали, что за их злодеяния будут отвечать не только они сами, но и все их близкие родственники. Кстати, если вы знаете, наши предки ши­роко применяли общественные формы наказания, подчас очень суровые, к тем, кто преступал законы гор.

Как вы думаете, исчер­пала ли себя роль женщины-горянки в усмирении горячих голов? Не планируете ли вы, женщины Кавказа, провести чрезвычайный съезд или еще какой-нибудь политический форум, тем более что среди террористов-смертников не­мало шахидок?

- Хорошая идея. Хотя не считаю, что такой форум должен состояться именно в Осетии. Ведь у нас, слава Богу, нет смертниц. Было бы логичным провести его там, где растят и готовят шахидок. Я часто задумываюсь: как можно остановить это безумие, ведь женщина по сути своей - прежде всего мать, у нее поистине боже­ственная миссия: давать жизнь человеку, но не отбирать ее! И мне кажется, что женщинам Кавказа стоило бы объединить свои усилия в деле установления мира и стабильности в регионе.

Лариса Батрбековна, в нашем раз­говоре мы не случайно затронули гео­политические проблемы, их на долю республики выпало ох как немало: де­сятки тысяч беженцев из многих уголков бывшего СССР устремились к нам. Мы испытали страшный миграционный удар: людей некуда было расселять, у нас ведь малоземелье и при этом очень высо­кая плотность населения. И тут еще одно испытание - нападение Грузии на Южную Осетию. Очередная волна беженцев вновь на­крыла северян.

Слава Богу, ре­шительное вмеша­тельство России помогло южным братьям изгнать захватчиков и создать свое независимое государство. Сейчас туда направляются огромные транши на развитие инфраструктуры, экономики, культуры. Но - парадокс! - бывшие бе­женцы не спешат домой, пригревшись на «северном» солнце. Есть ли выход из этой не совсем понятной ситуации?

- Действительно, завоевание Южной Осетией независимости - это очень важ­ное и значимое политическое событие. Мы не устаем радоваться тому, что наши братья, наконец, могут жить спокойно и свободно. Но... Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты неоднократно призывал соотечественников возвращаться в родные места и обустраиваться, благо, там сейчас есть такая возможность. Иначе за что же тогда воевали, проливали кровь, понесли огромные потери как сами осетины, так и российские миротворцы?!

Ведь только когда туда вернутся люди, отстроят свои дома, будут жить и развивать экономику, Южная Осетия встанет на ноги. Там щедрая земля, прекрасный климат, изумительная природа. Наши братья поко­лениями мечтали о свободе. Теперь она у них есть. Ведь это такое счастье - созидать на родной земле, на земле своих предков, строить будущее для своих детей и внуков. Тем более, трудолюбия и смекалки им не занимать. Обе наши республики имеют все возможности для большей интеграции практически во всех сферах - социальной, культуре, экономике...

Позволю добавить: и в развитии туризма, в том числе международного. О таких горно-рекреационных зонах, как у нас, можно только мечтать. Один Мамисонский проект чего стоит! Правда, здесь закрадывается некоторое сомне­ние. Ну, допустим, построим мощный - на несколько тысяч туристов – супер-комплекс круглогодичного использова­ния. Но ведь это только часть вопроса. А кто же будет там работать? Где взять высокопрофессиональных, квалифи­цированных менеджеров, инженеров, гидов, переводчиков и т.д. - всю эту гигантскую махину, именуемую «сер­висом»? Близлежащие села полупусты, молодежи в них почти нет - большин­ство бездельничают в городе. То есть вопрос кадров встанет очень остро. И что тогда?

- Ну, лиха беда начало! Строительство «Мамисона» требует времени, и немалого. Естественно, в планах предусмотрены и эти вопросы. Кадры - в числе основных. Бу­дет организована соответствующая учеба. Силами только лишь жителей близлежащих сел проблему не закрыть, потребуются работники со всей республики. Не исклю­чен и вахтовый метод, который, кстати, применяется во всем мире достаточно широко. Да и расстояние от поселений до спорткомплекса не столь отдаленное. Зато многие найдут себе работу по душе, в какой-то мере в республике решится во­прос безработицы.

О человеке судят по делам его. Практически вся ваша жизнь - на виду, так как вы посвятили себя государ­ственной службе, работая на высоких ответственных постах. Вы талантливы, умны, а еще - искусный импровизатор с недюжинной памятью. Мне было очень приятно, когда услышал в кулуарном разговоре, что в ходе недавних острых дебатов в Страсбурге вы обменивались мнениями с оппонентами на безупреч­ном английском.

- Насчет безупречного английского со­мневаюсь (улыбается). Мое выступление было достаточно коротким, и странно было бы, если бы я не смогла связать несколько фраз, имея инфаковское образование.

Позвольте задать вам несколько вопросов личного характера. Вы на­божны?

- Да, я верующий человек. Всегда счита­ла и считаю, что вера в Бога - это, прежде всего, для каждого человека - высший суд. И что бы ты ни делал, ты должен всегда ду­мать о своей ответственности. Иногда даже смешно бывает, когда читаешь в Интернете обсуждения какие-то, особенно после не­давнего визита в Каир: дескать, вот, мол, бывшие комсомольцы, коммунисты стали вдруг верующими.

Вера в бога - это прежде всего дело совести человека. Жить в ладу со своей совестью и думать о том, что, как на­писано в одной умной книге, «когда ты предстанешь перед Создателем, первое, о чем тебя спросят, - честно ли ты жил» - вот осознание этого и руководство этим принципом , наверное, самое главное. А верующими, кстати, были такие великие ученые, как Эйнштейн, Циолковский и многие другие выдающиеся люди,

...И неважно, как часто ты ходишь в церковь, как соблюдаешь все обряды, - главное, чтобы Бог был у тебя в душе.

Вы находитесь в прекрасном зрелом возрасте, где-то на середине жизненно­го пути. Вы достигли высшей власти в республике, наверняка решили какие-то важные семейные задачи. И все же, есть что-то, что бы вам хотелось изменить в жизни, в себе самой?

- По поводу середины моего жизненного пути вы явно преувеличиваете (смеется). Не думаю, что так долго еще буду жить. Решила ли какие-то семейные проблемы? Не знаю. У меня всего лишь один ребенок, сын, которому уже 26 лет. И он, закончив учебу, работает и абсолютно самостояте­лен. Это моя главная радость. Поездила по свету, повидала много интересного. Конеч­но, неизгладимые впечатления остались от поездки в Египет...

На мой взгляд, это было чрезвычайно важное событие для Осетии, у которого была такая предыстория. Будучи лич­ным гостем владыки Феофана, буквально на один день к нам в Осетию приехал (хочу специально назвать титулы этого человека) Его Блаженство Папа и Патри­арх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Приехал к нам, был в гостях, можно сказать, случайно, потому что владыка Феофан привез его показать республику, где он является архиеписко­пом. И получилось так, что попросил Главу республики встретиться, поскольку очень высокий статус у этого иерарха. Глава, естественно, встретился с ним и в разго­воре настолько расположил к себе своим знанием Библии, будучи мусульманином, да еще когда патриарх узнал, что святой Георгий особо почитаем в Осетии, и даже праздник у нас есть, посвященный Георгию Победоносцу, он принял решение пода­рить частицу мощей нашей республике. Это такая честь была оказана! Впервые в истории православной церкви из рук священника такого высокого чина мощи передаются республике...

Словом, считаю, что это эпохальное со­бытие - мощи прибыли в Осетию и будут храниться в Осетии вечно. Конечно, многое в этой жизни зависит от нас всех и от каждого в отдельности, но хочется, чтобы и эта святыня помогла нашему народу и принесла счастье на нашу землю.

Наша встреча проходит в канун Нового года. Ваша заветная мечта, как политика, матери и обаятельной жен­щины?

- Насчет обаятельной женщины это ваше личное мнение, и тем не менее, я вас бла­годарю за комплимент (брови сдвинуты, но в глазах огонек). Что касается моей мечты как политика и матери... По-моему, это единое. Хочется, чтобы, в конце концов, мы жили в республике, в государстве, где были бы мир, согласие и стабильность, чтобы люди не испытывали чувство страха ни перед чем, могли спокойно строить свою жизнь и радостно встречать завтрашний день, чтобы дети наши росли здоровыми и счастливыми, а старшие всегда были окружены заботой и вниманием.

Пусть Новый год принесет добрые пере­мены в каждый дом! С Новым годом!

 

Вел беседу Александр ТОРИН.

29 декабря газета "Северная Осетия"

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.