Главная >> Интервью >> В ЗАКОНЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

Дата: 12 Июля 2011 г.

Название: В ЗАКОНЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

В Госдуме готовятся к принятию  во втором чтении проекта закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Что принесет россиянам новый закон? Об этом в интервью "СО" рассказал председатель комитета Парламента по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Александр Реутов.

- Александр Викторович, законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», призванный модернизировать нормативно-правовую базу здравоохранения. Законопроект вызвал немало споров в обществе. Как Вы его оцениваете? И какие, на Ваш взгляд, в нем плюсы, а какие минусы? Какие задачи поможет решить реализация законопроекта?  

- Принятие нового закона, регулирующего отношения в сфере здравоохранения, откладывалось в течение многих лет.  Действующий  закон    был принят в 1993 году.  За 18 лет изменилась вся страна, и    стало   понятно, что   действующее законодательство уже не регулирует многие вопросы или регулирует их нечетко. Поэтому рождение нового закона должно было случиться.   

 Закон устраняет многие правовые пробелы, уточняет многие понятия. И это дает здравоохранению возможность развиваться в правильном направлении.  Закон – основа, а вокруг этой основы должны быть: программа модернизации, закон об обязательном медицинском страховании и десятки или, может быть, сотни подзаконных актов. Новый закон в значительной степени   дает основополагающие ответы на вопросы:    как, кому, на каких условиях должна оказываться медицинская помощь?    Кто ее должен оказывать? Какие права у пациентов,  у врачей, у жителей Российской Федерации? Одним словом, основы он закладывает, и эти основы - уточненные.

-  Законопроект предусматривает введение четкого понятийного аппарата, включая  такие термины, как "медицинская помощь", "медицинская услуга", "охрана здоровья" и др. В чем целесообразность подобных уточнений?

 - Нынешний законопроект дает четкую расшифровку таким важным понятиям, как лечащий врач, медицинское учреждение, порядок оказания помощи.  В  старом законе понятия расплывчатые, здесь – более точные.  И это предельно важно.    Лечащий врач   организует лечение, предоставляет информацию, рекомендует препараты, устанавливает диагноз, вызывает консультанта. Если больного надо перевести в другое учреждение – это  тоже ответственность лечащего врача.

Предположим,  недоволен пациент или недоволен врач. Доказать,  кто прав, кто виноват, без наличия понятийного аппарата,  крайне сложно. Казалось бы, уточнили понятие «лечащий врач».  Станет ли от этого лучше больному? Да, потому что это дает уверенность, что   в дальнейшем все будет сделано именно по закону.

Другой пример.   Одна из статей гласит, что медицинская помощь у нас оказывается в соответствии с порядками и стандартами. Определено, что такое порядок оказания медицинской помощи, что такое стандарт.     Доказать, что стандарты не соблюдались,   без определения этих понятий, невозможно. Основополагающее в системе здравоохранения  всех   развитых стран – это соблюдение порядков и  стандартов. 

Достаточно четко регламентированы  порядок проведения реанимационных мероприятий,   право на забор органов,   право на вскрытие. То есть,  большинство понятий, которые  раньше   были просто декларированы,  теперь закреплены четко.    

У закона  есть и сторонники,  и противники,  ведь он пока  принят в первом чтении. Насколько я знаю,   уже сейчас в него вошли  изменения, которых в первоначальной редакции не было.   Было обсуждение  в  Госдуме  первой редакции   с участием представителей регионов. На форуме   сайта Минздрава   идет обсуждение, так что  любой желающий может дать свои предложения,  словом, есть  уверенность, что ко второму чтению будет много поправок.  Главное, что  закон приняли в первом чтении, и это  уже шаг вперед.

- По Вашим словам,  «порядки»  и  «стандарты» -  важнейшие понятия   нового законопроекта.     И как же  они способны помочь больному?

- Действительно,   введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи  - важнейшее достижение законопроекта

Порядок - это этапы, которые должен пройти больной, чтобы получить   квалифицированную медицинскую помощь. И второе: в каком объеме конкретно при каждом заболевании эта помощь должна быть оказана. Стандарты и порядки могут меняться с течением времени. Например, в этом году стандарт один, завтра изобрели новый метод лечения, и  стандарт будет другой.   Но  в любом случае  - это учрежденный на уровне РФ стандарт. И  теперь  доктор не может лечить так, как ему заблагорассудится, а должен действовать в соответствии со стандартом. При этом допускаются индивидуальные отклонения при особенностях в течении болезни. При каких-то осложнениях существуют врачебные комиссии, консилиумы, т.е. стандарт – это канва или рамка, которую нужно соблюдать.  

 Простой пример.   Если, условно говоря, в больнице Х есть только анальгин, а в больнице У есть магнитно-резонансный томограф, то врач  в больнице Х будет лечить больного анальгином,  потому что других возможностей у него просто нет. Теперь, когда есть  стандарт,   администрация территории обязана  обеспечить  его выполнение.  И врач должен лечить так, как   рекомендовано стандартом.  

- Александр Викторович,  в  законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» приоритетными объявлены права пациента. Каким образом они будут реализоваться?  Например, право на выбор врача в случае, если пациент живет в  другом конце города.   Должен ли врач ездить туда по вызову?

         - Право  на выбор пациентом медицинской организации  было декларировано и в старом законе.  Но  как его реализовать?   Я, живущий на «БАМе»,  прихожу в центр  города и говорю, что хочу  лечиться в поликлинике № 1. Что это значит?  Участковый врач   поликлиники  № 1 должен ехать  по вызову ко мне на  «БАМ».   Но  это невозможно, ни одна поликлиника  на это не пойдет.  Т.е. право было декларировано, но не осуществимо на практике.  В новом законопроекте  расписан алгоритм и порядок, т.е. каким образом пациент может выбрать медицинскую организацию и врача. Уверен, что и  этот порядок не доработан до конца. Нужны будут подзаконные акты. Но в целом достаточно детализировано осуществление права пациента на выбор врача  и медицинской организации. Во всяком случае, сейчас, если больной,  имея медицинский полис,  приехал, например, в Волгоград и скажет, что хочет  там оперироваться,   у волгоградской больницы не будет оснований ему отказать.   Если это больница соответствующей  специализации, если  есть свободные места, то страховой полис будет тем самым документом, который позволит пациенту эту помощь там получить.   

- Самый, пожалуй,  волнующий вопрос: если разрешается в одном и том же учреждении оказывать и бесплатную, и платную медицинскую помощь, не станет ли эта помощь практически вся платной?

-  Понятно, что в любом случае на лечение больного тратятся деньги.   Оплачивает  либо фонд медстрахования, либо муниципальный,  республиканский,  федеральный бюджет, либо сам пациент. Определено четко, в каких случаях с человека нельзя брать деньги за лечение. Если ты находишься в больнице, и тебе обязаны предоставить гарантированный перечень услуг,  и он имеется, то за   услуги из этого перечня брать деньги не имеют права.   

Если по медицинским показаниям положено лечиться в одноместной палате, то нельзя брать деньги за комфортное пребывание. Если положено - должны обеспечить. Не могут обеспечить - другой вопрос, но исключено, чтобы это было за деньги. Платные палаты останутся, но если  по медицинским показаниям требуется изолятор, плата в  этом случае отменяется.

Четко очерчены услуги, которые нельзя  оказывать за плату. Можно лечить платно, если человек не хочет, чтобы его фамилия где-то звучала и поэтому не предоставляет медицинский полис. Можно заключить с больницей договор и, не нарушая права других пациентов, лечиться за деньги. Или человек хочет сделать анализы, которые по медицинским  показаниям ему не положены, - это также платно.  

Закон, который многие критиковали, говоря, что это переход к платной медицине, -  этот закон очень четко определяет:   основополагающей   является программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. А эта программа предусматривает практически весь спектр заболеваний.     

-  Прописана ли  в новом законе  система разграничения полномочий между регионами и федеральным центром?

- Полномочия разграничиваются между  РФ,  субъектом РФ  и муниципалитетами. Основное здесь то, что произошло в связи с принятием 131 закона о местном самоуправлении. В одночасье ответственность за лечение больных на своей территории была взвалена на муниципалитеты. Для каких-то регионов это было хорошо, например, для Москвы, для кого-то – просто невыполнимо.  Но местным властям говорили:   это ваша обязанность, организуйте и делайте.

Сейчас в каждом регионе может быть своя схема организации здравоохранения. Например, у нас компактная    республика, и возможен вариант, когда  все больницы подчиняются напрямую министерству здравоохранения.    Возможно, для нас это будет лучше.  То есть   республиканским или областным властям предоставляется право передавать или не передавать полномочия по лечению больных на уровень муниципалитета.  Каждый регион будет решать так, как ему удобнее. Но никто не снимет ответственность с муниципалитетов за предоставление   этой помощи, т.е. глава администрации не может исходить из позиции: раз это не мое, то больницу я ликвидирую и финансировать ее не буду. Больница остается. Кто будет распоряжаться этой больницей -  администрация местного самоуправления или  министерство здравоохранения –  такое решение принимает сама республика. Мне кажется, в разграничении полномочий  это - основной момент.   

- Чего ждать медицинским работникам  от нового закона?  

-  Законопроектом (статья 64) вводится новая система аккредитации специалистов – получение индивидуальных допусков к определенным видам медицинской и фармацевтической деятельности. В перспективе, согласно планам Минздрава, аккредитованные по новым правилам медработники будут лично нести ответственность за результаты своей работы - как их коллеги в развитых странах. Сейчас при наличии претензий пациентов к качеству медицинской помощи  ответственность   несут медицинские учреждения, а не работающие там врачи.

Первое – будет персонифицированный учет. Будет создана всероссийская база специалистов. Второе – образовательная деятельность. Сейчас выдается сертификат специалиста, а будет - аккредитация. Это потребует дополнительных знаний. Аккредитация будет служить ограничивающим фактором. Например, не может один хирург владеть всем спектром вмешательств.   Аккредитация - процедура определения   готовности лица, получившего образование, к осуществлению медицинской деятельности в соответствии с утвержденными порядками и стандартами.  

Медработники и фармработники имеют право на соблюдение гарантий труда и отдыха, создание условий для обеспечения оборудованием, бесплатное совершенствование  профессиональных знаний.   

                                                        Беседовала

Нонна  Гаглоева

12 июля 2011г. газета "Северная Осетия"

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.