Главная >> Интервью >> Алексей Мачнев: "Парламент не должен быть с мономнением, в нем должны присутствовать дискуссии и политические споры"

Дата: 28 Декабря 2012 г.

Название: Алексей Мачнев: "Парламент не должен быть с мономнением, в нем должны присутствовать дискуссии и политические споры"

Алексей Васильевич, большое спасибо, что нашли для нас время. Парламент республики и после выборов остается в информационном мейнстриме,  а Вы, как Председатель, - в эпицентре практически всех политических новостных сводок. В новой и   ответственной должности  какие приоритеты уже для себя определили?

- Да, на самом деле работа в Парламенте это очень ответственное направление. Наш приоритет как законодателей сводится не просто к формальному законотворчеству, а именно к подготовке и принятию тех законов, которые должны позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в республике. Каждому законопроекту будет предшествовать детальный анализ экономической, социально-политической ситуации в Осетии. Только по результатам глубокой и компетентной оценки аппарата Парламента мы будем выносить его на рассмотрение. Каждый принятый нами закон должен отвечать интересам наших граждан - вот принцип, по которому будет работать Парламент.

На сегодняшний день мы работаем над рядом важнейших для республики законов: это, конечно, принятие  бюджета на 2013 год, стратегия социально-экономического развития РСО-А на  ближайшие  годы.

 На днях Вы приехали из Махачкалы, где приняли участие в работе конференции Северо-Кавказской парламентской ассоциации. Это была Ваша первая командировка в новой должности. Какие  впечатления?

- Работа была очень позитивная. Мы внесли две инициативы, которые были поддержаны нашими коллегами. Одна из них касалась федерального закона «О теплоснабжении». Мы предложили разрешить потребителям использовать альтернативные источники энергии, проще говоря, котлы, которые граждане устанавливают в своих домах. Пока что федеральный закон запрещает использовать альтернативные источники теплоснабжения. Мы же считаем, что наша инициатива позволит экономить как энергию, так и затраты населения на ее оплату. Потребителям будет предоставлена возможность самостоятельно регулировать тепло в своих квартирах. Теперь ждем поддержки нашей инициативы в Государственной Думе РФ.

 В Северной Осетии был непростой выборный сезон: сформирован, пожалуй, самый демократичный в стране региональный парламент: ни в одном субъекте РФ так масштабно не представлена оппозиция.  Удается ли добиться консенсуса между всеми политическими силами в парламенте?

- Демократичность парламента  зависит не только от количества партий, представленных в парламенте, но и от  возможности  свободно высказывать  свою точку зрения по тем или иным проблемам, невзирая на объективные или субъективные условия. Да, у нас Парламент многопартийный, очень интересно проходят сессии, представители фракций часто высказывают диаметрально противоположные точки зрения. Но в итоге методом голосования мы принимаем решения, которые выполняются. Я хотел бы подчеркнуть, что большим плюсом нашего Парламента является то, что в нем представлены различные точки зрения. Парламент не должен быть с моно мнением, в нем должны присутствовать дискуссия и политические споры, это помогает отшлифовать те решения, которые, в конечном счете, мы принимаем.

 Парламент - это законодательная власть. Его основной функцией является законотворчество. Однако если мы обратим внимание, то увидим - что юристов, политологов, квалифицированных экономистов в нем не так уж и много. Не получится ли так, что законотворчеством у нас будут заниматься спортсмены и бизнесмены?

- Нет, это не так. Парламент в Северной Осетии ничем не отличается от парламентов других регионов. В предвыборной борьбе, прежде всего, участвуют политики: люди голосуют за личности, а не за профессии. В то же время, замечу, что среди депутатов есть квалифицированные юристы, экономисты, промышленники, работники образования, здравоохранения… Добавлю, что деятельность парламента обеспечивает аппарат, который формируется уже исключительно по профессиональному признаку.

  Вопрос, который пришел в редакционную почту от наших читателей. Транспортный налог. Его размер и льготы находятся в ведении субъекта, и устанавливаются республиканским парламентом. В Северной Осетии этот налог один из самых высоких по стране, планируется ли пересмотреть ставки на него в сторону понижения?

- Нет ничего, что нельзя было бы изменить в случае необходимости. Если действительно есть необходимость в пересмотре данного налога, то, конечно,  к нему надо возвращаться. Если какой-либо налог не способствует развитию экономики, а наоборот тормозит, его необходимо отменять. Мы также прекрасно знаем, что у нас очень изобретательное население: в случае повышения налогов наши граждане умело уходят от их оплаты, таким образом, страдает доходная часть бюджета. Что касается конкретно транспортного налога, то мне не хотелось бы просто рассуждать, не изучив его. Мне необходимо детально просмотреть его, посидеть с карандашом и калькулятором - лишь после этого я буду готов дать конкретный ответ. Как мне известно, транспортный налог в нашей республике далеко не самый высокий. И большую часть в нем составляет акциз на бензин. Но пока я его не изучил, мне сложно оперировать  конкретикой.  А популизмом я заниматься не буду и таких заявлений, как «да, конечно, мы его снизим»,   делать не стану.

 Имеет ли сегодня Парламент реальную возможность корректировать курс республиканской исполнительной власти, может ли оказывать воздействие на него?

- Парламент должен сотрудничать с исполнительной властью, а не корректировать ее.  Мы так и делаем - взаимодействуем, определяем пути совместной работы.  Все предложения, которые правительство вносит, проходят обсуждение в комитетах. Бывает, что некоторые инициативы исполнительной власти отвергаются или отправляются на доработку. То есть мы как законодатели пользуемся всей полнотой власти, которая у нас есть.   

Относительно депутатской этики: можно ли депутатам региональных парламентов заниматься бизнесом? Если нет, то можно ли ожидать отзыва депутатского мандата в случае обнаружения у наших депутатов бизнес активов?

- Закон однозначно гласит: нет, нельзя заниматься бизнесом депутатам парламента, работающим на постоянной основе. Это касается Председателя Парламента, его заместителей и руководителей комитетов. То есть это ограничение не распространяется на весь депутатский корпус, оно касается лишь 15 депутатов, которые работают в парламенте на постоянной основе и получают зарплату из бюджета. Остальные же парламентарии работают на общественных началах, и за свою депутатскую деятельность зарплату не получают. В парламенте создана комиссия по депутатской этике, которую возглавил уважаемый в нашей республике человек  Магометов Ахурбек Алиханович. Именно ему доверено контролировать эти вопросы, и я уверен, что в случае необходимости им будут очень жестко ставиться вопросы.

 В стране прошли резонансные политические реформы, которые затронули как исполнительную, так и законодательную власть: либерализация партийной системы, возвращение прямых выборов глав субъектов и муниципалитетов. Как Вы оцениваете эти реформы? Как Вам работается в новых политических реалиях?

- Любые реформы - это всегда что-то новое, а новшества так сразу не приживаются, необходимо время для понимания и адаптации.  Как говорится, что бы научиться плавать, надо плавать. Реформы назревшие, необходимые, мы все это видели. Но процесс продолжается: «дорогу осилит идущий». Сама жизнь

отшлифует существующую политическую систему: некоторые вновь созданные институты приживутся, другие – нет. Время покажет. В мире существует столько демократических моделей, но кто мне скажет, какая из них совершенна? Нет такой. Везде своя специфика, особенности.

 В Парламенте нашей республики 70 депутатов, для сравнения,  в парламенте   Москвы заседают всего 35 депутатов.  Как Вы думаете, есть ли необходимость в столь большом депутатском корпусе?

- Да, у нас 70 депутатов, но из них только 15 на постоянной основе,   получают зарплату. В их число входят, как я уже упоминал,  Председатель Парламента, его заместители и председатели комитетов. Все остальные работают на общественных началах. В Москве же все 35 депутатов получают зарплату.  Я не считаю, что наш Парламент чрезмерно «раздут». Есть республики, в том же СКФО, где численность депутатского корпуса меньше, чем у нас, а вот получающих зарплату депутатов практически в два раза больше.

   И потом, парламент не только законодательный, но и представительный орган власти, и чем больше групп населения республики имеют в нем своих представителей, тем лучше.

 Если депутаты не получают зарплату, то что мотивирует их проводить столь дорогостоящие предвыборные кампании, неужели статус общественного деятеля столь ценен?

- Этот статус не просто дает возможность заниматься общественной деятельностью, депутат Парламента является активным участником политической, социально-экономической жизни республики. Именно депутаты принимают бюджет, различные программы, важнейшие законы. Следят за их исполнением. То есть статус депутата, дает гражданину возможность влиять на все сферы жизни в республики.

 Мы все уже в ожидании Нового года, строим планы на новогодние каникулы. Если не секрет,  какие  планы у Вас на новогодние каникулы?

-Новый год, конечно, буду встречать дома, во Владикавказе в кругу своей семьи. На новогодних каникулах, я очень рассчитываю заняться своим любимым делом. Спортом. Сейчас времени не так много, но на плавание и футбол я  все-таки  стараюсь его найти. Спорт для меня это некая привязанность, которая со мной со школьной скамьи. В школе играл в футбол за сборную республики, в институте играл за факультет, в армии уже за полк. Работая в Администрации Главы республики, несколько раз выезжал на соревнования по футболу на призы «Комсомольской правды». Спорт дисциплинирует и во многом помогает, в конце концов, это то, что доставляет мне удовольствие.

                                журнал  «Город»,  №6,  2012

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.