Главная >> Интервью >> Интервью Председателя Парламента А. Мачнева газете "Слово"

Дата: 14 Мая 2013 г.

Название: Интервью Председателя Парламента А. Мачнева газете "Слово"

Северная Осетия - как зеркало общественно-политических процессов, присущих сегодня единому общероссийскому пространству. В этой связи особая ответственность ло­жится на плечи законодатель­ного корпуса республики. Ид­ти в ногу со временем, опреде­лять приоритеты в развитии республики и воплощать их в жизнь посредством разработ­ки новых законов, отвечающих требованиям сегодняшней действительности. О полити­ческом партнерстве, развитии экономики и социальной сфе­ры, становлении молодежного парламентаризма и тонкостях депутатской работы - в специ­альном интервью Председа­теля Парламента Северной Осетии Алексея МАЧНЕВА.

- Последние парламентские вы­боры показали, что политические краски в республике весьма разно­образны. В нынешнем депутатском корпусе есть небольшая, но предс­тавительная оппозиция. Как Вам удается находить компромисс по спорным вопросам?

-В Северной Осетии был непростой выборный сезон: сформирован рабо­тоспособный Парламент. Его работос­пособность зависит не только от коли­чества представленных в нем партий, но и от возможности свободно высказы­вать свою точку зрения по тем или иным проблемам. И, конечно же, бывает, что точки зрения не совпадают. Парламент не должен быть с мономнением, в нем должны присутствовать дискуссия и по­литические споры. Я лично приветствую всякую активность со стороны любого депутата, так как она улучшает качество работы Парламента. Надо прислуши­ваться к критике. Если конкретный де­путат говорит о конкретных недостатках нашей работы, я считаю, что это здоро­вый подход, и свидетельство того, что политическая система развивается. Ат­мосфера, которая сейчас царит в Пар­ламенте, - здоровая, рабочая, конструк­тивная, она помогает решать многие вопросы с большей пользой.

- Какие критерии должны лежать в основе качества работы народного избранника? Как известно, несколько депутатов ГД этого созыва уже ли­шились своих мандатов. Будут ли применяться подобные меры в мест­ном Парламенте, если депутат про­винился?

-Критерии - честность и порядоч­ность. Решать вопросы по совести и по закону - в этих словах заложен глубокий смысл, призыв к каждому депутату не пожалеть труда и усилий для выполне­ния законных просьб и предложений из­бирателей. Бывает, что иные депутаты на встречах со своими избирателями часто дают им поспешные обещания, не учитывая при этом, есть ли реальная возможность для их выполнения. Отсю­да может быть только один вывод: обе­щание должно быть дано после того, как парламентарий самым тщательным об­разом проверил и лично убедился в ре­альности своих слов. Обратная связь с населением очень важна для работы де­путата. Любой вопрос, волнующий граждан, заслуживает того, чтобы быть рассмотренным.

Что касается второй части вопроса, месяц назад я встречался с председа­телем Московской городской думы В. Платоновым и хочу сказать: у моих кол­лег зреет мнение о целесообразности внедрения закона по отзыву депутатов. Есть закон о прекращении полномочий президентов, глав субъектов, а вот по поводу депутатов нет ничего подобного. Мои коллеги приступили к конкретному изучению данного вопроса, даже, мож­но сказать, уже идет подготовка соот­ветствующих материалов по вопросу досрочного прекращения полномочий отдельных депутатов (тех, которые сис­тематически не посещают заседания Парламента, не принимают участие в работе комитета, не работают с избира­телями).

- В республике очень много острых проблем, решение которых требует больших финансовых затрат. При дотационности бюджета делать это непросто. Как Вы считаете, на раз­витии каких отраслей региона нужно сделать акцент дли улучшения финансовой ситуации в республике?

-Республика не выделяется из общего контекста других субъектов РФ. Везде непросто. В конце прошлого года мы примяли довольно сложный бюджет, но  тем не менее, у нас есть все возможности для того, чтобы развивать эконо­мику и решать социальные вопросы. Я не помню, чтобы у нас был когда – либо профицитный бюджет. Во все времена, и пять, и десять лет назад были свои сложности. Однако вопрос заключается в том, насколько мы сами, в том числе и я, как один из руководителей, решаем эти вопросы, исходя  из возможностей. Что касается второго вопроса, то, на мой взгляд, нужно уделять больше вни­мания социальным вопросам, медици­не, развитию малого и среднего бизне­са. Здравоохранение сегодня - одна из самых проблемных отраслей, хотя с 2011 года в республике и реализуется программа модернизации здравоохра­нения. Работа проходит по разным нап­равлениям - приобретается медицинс­кое оборудование, ремонтируются больницы. Проводится определенная работа в здравоохранении.

Конечно же, нам надо развивать ма­лый и средний бизнес, помогать нашим предпринимателям. В частности, на од­ной из недавних сессий мы приняли об­ращение в Госдуму по вопросу тех от­числений, которые делают наши инди­видуальные предприниматели в Пенси­онный фонд. Они в разы выросли, и в разы будут останавливать развитие ма­лого и среднего предпринимательства. Мы приняли обращение и будем свою точку зрения отстаивать. Но в то же вре­мя надо понимать и другую сторону. Мы часто говорим о барьерах со стороны чиновников, но и предприниматели да­леко не все добросовестные. Есть и те, которые работают в "тени". Надо ре­шать и этот вопрос.

Одна из наболевших тем - судьба наших оборонных предприятий, некогда обеспечивавших тысячи рабочих мест. Как пример - завод "Янтарь". Однако эта проблема не республиканского масштаба, ее нужно решать на уровне федеральных властей, и в этом нам на­до проявлять большую настойчивость.

-Взаимодействие всех органов и ветвей власти - залог стабильного развития республики. Какая роль, помимо законотворчества, отводит­ся при этом Парламенту?

-Роль депутатского корпуса и Пар­ламента крайне высока не только в Осе­тии, но и во всем  цивилизованном, демократическом мире. Спектр наших действий крайне широк. Кадровые, экономические вопросы, прямое влияние на решение социальных вопросов. Парламент - это законодательная власть. Его основной функцией является зако­нотворчество. Но есть еще вторая часть вопроса - непосредственный контакт с населением, который осуществляют на­ши депутаты. Работа о населением фор­мирует общественное мнение. А это крайне важно.

-Вы недавно встречались с руко­водством Парламента Республики Ингушетия. Какие точки соприкосновения, какие механизмы взаимодействия двух Парламентов могут по­мочь обеим республикам в строи­тельстве мирной  жизни?

-Начну с того, что нам не надо стро­ить мирные отношения. Они выстроены. Был определенный период, достаточно сложный в целом для двух республик, для народов. Эту страницу истории мы перевернули. Для этого было достаточ­но много сделано как с нашей, так и с ингушской стороны. На сегодняшний день мы находимся в такой фазе, когда нам надо развивать эти отношения дальше, а не выстраивать заново. А де­лать это необходимо. Ингушетия - наш ближайший восточный сосед. Встреча с коллегами доказала необходимость та­ких контактов. Главное - все участники были откровенны, высказывались иск­ренне и от души. Мы уже воплощаем в реальную жизнь наши совместные пла­ны и ожидания, и, надеюсь, этому ниче­го не помешает.

-Впереди еще 4,5 года законот­ворческой деятельности. Принятие каких законов, с учетом региональ­ной специфики, Вам бы хотелось осуществить? Как в дальнейшем бу­дет строиться работа Парламента?

-Сама жизнь диктует принятие тех или иных законов. Мы видим, как мо­бильно развивается российское обще­ство. Меняются экономическая и поли­тическая ситуации. Несколько лет на­зад к тем или иным политическим воп­росам был один подход, а сейчас их ре­шение мы видим уже по-другому. К примеру, выборная система глав субъ­ектов. Сравнительно недавно была только одна форма выборов - прямая. Затем ситуация поменялась. Вы знаете, что не так давно на заседании Совета законодателей я обратился к Президенту Владимиру Путину с предложени­ем дать российским регионам право самим определять, стоит ли использо­вать прямые выборы главы субъекта. Это, конечно, вызвало немало споров и вопросов. Время идет, предъявляя свои требования, и законодатели долж­ны реагировать на это.

-Как показала практика, опыт Моло­дежного парламента первого созыва оказался не совсем удачным? На Ваш взгляд, нужен ли он вообще? Если да, то в какой форме и по какому принципу должен формироваться? Кто конкрет­но курирует этот вопрос?

-То, что Молодежный парламент ну­жен - бесспорно. На мой взгляд, основ­ными причинами неудачной работы Мо­лодежного парламента были недоста­точно строгий отбор при его формиро­вании и недостаточно четко прописан­ные функции. Сейчас идет процесс формирования нового Молодежного парламента. Непосредственно этим вопросом занимается Комитет по наци­ональной политике и молодежи, кото­рый возглавляет Руслан Тедеев. Я лич­но держу этот вопрос под контролем. Функции Молодежного парламента - помощь в работе Парламента взрослого и, самое главное – предложение вариантов нормативных актов или  хотя бы обозначение проблем и предложений по их решению, потому что в любом слу­чае видение проблем молодыми людьми может быть иным. Мы спорили, с ка­кого возраста можно разрешить быть членом Молодежного парламента и ос­тановились на возрастном ограничении 16-35 лет. Это тот возраст, когда соци­ально человек уже зрел и может прини­мать значимые решения.

Хочется, чтобы Молодежный парла­мент был действительно не формаль­ной структурой, как было в прошлый раз. Я, например, рассматриваю ребят, которые войдут в состав молодежного парламента, как будущий кадровый ре­зерв. Это люди, которые в будущем станут политиками, руководителями законодательной и исполнительной власти. У меня лично к этому вопросу такой подход.

Время неумолимо мчится вперед. Еще недавно я сам был представителем молодежи. И не просто представите­лем, а возглавлял известную в то время молодежную организацию - комсомол. При этом я находился в гуще событий, процессов, которые происходили в мо­лодежной среде. Было много положительного и хорошего. Молодежь всегда была, есть и будет наиболее активной частью нашего общества. А газете ва­шей выпала честь являться проводни­ком прогрессивных идей и конкретных дел. Оставайтесь таковыми и всегда будьте в гуще событий.

Марина ГЕРАГУЛОВА

14 мая 2013г. газета «Слово»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.