Главная >> Деятельность КСП >> Отчет работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания за 2012 год

Дата: 24 Февраля 2013 г.

Название: Отчет работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания за 2012 год


Утвержден

Решением Коллегии

Контрольно-счетной палаты

Республики Северная Осетия-Алания

№2(79) от 12.02.2013г.

ОТЧЕТ

о работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания за 2012 год

Отчёт о работе Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания (далее Палата) за 2012 год подготовлен в соответствии со статьями 2 и 29 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005г. № 21-рз «О Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия-Алания».

В соответствии с действующим Регламентом Палаты данный отчёт утверждён решением Коллегии от 12.02.2013г. и согласно действующему законодательству предоставляется на рассмотрение Главе и Парламенту Республики Северная Осетия-Алания. Кроме этого отчёт подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Общие итоги работы

В отчетном периоде работа Палаты проводилась на основании годового Плана работы, утверждённого Коллегией Палаты 30.12.2011г., в соответствии с Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, Законом «О КСП РСО-Алания» № 21-рз от 05.03.2005г., другими федеральными и республиканскими правовыми актами в рамках предоставленных законом полномочий по контролю за исполнением республиканского бюджета, бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов, эффективным распоряжением государственной собственностью.

Планируя приоритетность задач при проведении контрольных мероприятий, учитывалась равномерность распределения проверок по главным администраторам средств консолидированного бюджета РСО-Алания с целью охватить планированием основные виды и направления деятельности Палаты. Тематика большинства проверок (18-ть из 22-х) включённых первоначально в план предварительно проходила обсуждение в Парламенте, а по отдельным вопросам и в прокуратуре республики, взаимодействие с которой организованно в рамках заключённого соглашения о сотрудничестве. Проведение ещё восьми контрольных мероприятий было включено в план работы дополнительно в течение 2012 года по поручениям Главы Республики Северная Осетия-Алания (три), Счётной палаты РФ (одно), Прокуратуры РСО-Алания (одно), а три предложены аудиторами Палаты.

Всего проведено 30-ть проверок, направленных на выявление и пресечение финансовых недостатков и нарушений включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета за 2011 год. В соответствии с поступившими в Палату поручениями Главы Республики Северная Осетия-Алания проведено три контрольных мероприятия, Парламента Республики Северная Осетия-Алания - двенадцать (№817/54 от 20.12.2011г.), обращениям Прокурора Республики Северная Осетия-Алания – шесть, Счётной палаты РФ – два.

Кроме этого завершено пять экспертно-аналитических мероприятий в виде мониторинга реализации на территории республики приоритетных нацпроектов, а также развития муниципального контроля и выполнения муниципальными КСО требований Федерального закона от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В целях повышения эффективности результатов работы, по договоренности с руководителями четырех муниципальных КСО с привлечением специалистов муниципальных палат проведены четыре совместных контрольных мероприятия (по проверке МО Кировский, Ирафский, Алагирский и Дигорский районы). Участие муниципальных КСО обеспечивалось на всех этапах проверки, что позволило ревизорам муниципальных органов внешнего финансового контроля на практике детально ознакомиться с действующими в Счётной палате РФ и КСП по РСО-Алания стандартами проведения контрольного мероприятия, порядком оформления документов на каждом этапе проверки и сформировать системное видение проблем и задач.

Все запланированные на 2012 год пункты плана, включая 12 поручений Парламента, выполнены, а результаты проверочной деятельности Палаты отражают реальную и объективную картину расходования бюджетных средств.

Практическим результатом деятельности Палаты в 2012 году стало выявление различных нарушений на сумму 435 270,8 тыс. рублей.

Ещё 322 260,1 тыс. рублей составили вскрытые Палатой недостатки при расходовании бюджетных средств РСО-Алания.

В представлениях направленных в адрес руководителей проверенных республиканских министерств, ведомств и организаций к возмещению было предъявлено 287 665,7 тыс. рублей.

В 2012 году принятыми мерами в ходе контрольных мероприятий, а также по представлениям Палаты в процессе устранения выявленных нарушений в республиканский бюджет возвращено 960,5 тыс.рублей.

Ещё 5 275,5 тыс. рублей поступили на расчётные счета организаций (в основном по проверке реформирования ЖКХ). Основная сумма предъявленных к возмещению денежных средств в размере 83 634,7 тыс.рублей была восстановлена в бюджеты различных уровней путем внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность.

Всего в результате деятельности Палаты было возмещено и восстановлено 89 870,7 тыс. рублей, из которых 633,2 тыс.руб. по проверкам оконченным в 2011 году. К дисциплинарной и другим видам ответственности привлечено двадцать чиновников различного уровня.

Одной из главных задач, на решение которой был ориентирован ревизорский состав, была необходимость дать объективную оценку эффективности и результативности расходов бюджета, т.е. бюджетных вложений, а также реализации программных мероприятий, определяющих приоритеты проводимой на территории республики социально-экономической политики. Несмотря на рост ряда экономических показателей способствующих стабильному развитию республики часть выявленных Палатой нарушений и недостатков, продолжает носить системный характер.

Прежде всего, это относится к нарушениям Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В структуре выявленных нарушений, допущенных при работе с бюджетными средствами, по-прежнему имеют место нецелевое использование, неправомерное расходование бюджетных средств на оплату невыполненных ремонтно-строительных и других работ, превышение их стоимости.

При осуществлении закупок (сумма нарушений составила 39 739,8тыс.руб.), неэффективное расходование бюджетных средств определено в размере 321 815,1 тыс.руб. из которых 216 971,4 тыс.руб. были выделены на Программу модернизации здравоохранения РСО-Алания. Не в полной мере используются резервы по сбору налога на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также по арендным платежам. На эти и другие проблемы Палата обращала внимание в информациях, направлявшихся в адрес Правительства РСО-Алания, в компетенции которого находится принятие практических управленческих решений (за отчётный период направлено 27 информационных писем).

Одной из главных целей конструктивного сотрудничества Палаты с органами законодательной и исполнительной власти республики является возможность повысить эффективность реализации материалов о нарушениях и недостатках при расходовании бюджетных средств, полученных в ходе контрольных мероприятий. Учитывая, что 40% проверок Палата провела, выполняя поручения Парламента республики, была продолжена наработанная практика заслушивания отчетов по проведённым Палатой проверкам на заседаниях комитетов Парламента.

На заседаниях профильных комитетов обсуждались результаты:

- проверки эффективности использования средств республиканского бюджета, направленных в 2011 году на реализацию РЦП «Школьное питание в РСО-Алания на 2011-2015гг.»;

- проверки эффективности и целевого использования средств республиканского бюджета, выделенных Государственному специальному учебно-воспитательному учреждению «Специальное профессиональное училище» Министерства образования РСО-Алания в 2009-2011гг. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков составила 20 958,6 тыс.руб., из которых 6 601,9 тыс.руб. – нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме этого, Палата обратила внимание депутатов, что практически при каждой проверке учреждений образования, а также дошкольных детских учреждений проводится сравнительный анализ стоимости закупленных продуктов питания с действовавшими на тот период времени среднестатистическими ценами. Выявлена тенденция необоснованного завышения закупочных цен. По Спецучилищу завышение составило 402,2 тыс.руб. Проверка 12 учреждений образования подтвердила, что продукты питания закупались по ценам выше среднестатистических, а бюджетные средства в размере 2 567,7 тыс. руб., использованные на их закупку, израсходованы неэффективно.

Также Палата проинформировала депутатов о том, что ежегодный приём учащихся в Спецучилище и выпуск специалистов составляет порядка сорока человек, однако, как показал проведенный анализ, трудоустраиваются не более пятнадцати человек. Контингент учащихся – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, поэтому Правительству надо изыскать возможность трудоустройства всех выпускников.

Серьезное недофинансирование установлено при реализации Республиканской целевой программы «Школьное питание в РСО-Алания на 2011-2015гг.», на которую из республиканского бюджета в 2011г. выделено лишь 53 180,1 тыс.руб. (46,2% от запланированного), а из муниципального бюджета – 19 462,2 тыс.руб. (т.е. 48%), сложившееся положение дел в данной сфере Палата считает неудовлетворительным и требующим принятия безотлагательных мер реагирования.

-проверки целевого и эффективного расходования средств в 2011 году, поступивших от ГК - Фонда содействия реформированию ЖКХ, и средств долевого финансирования, формируемых за счёт республиканского и местных бюджетов, на реализацию мероприятий по капремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилфонда.

Сумма выявленных нарушений составила 68 095,0 тыс.руб. Еще 5 209,4 тыс.руб. были использованы неэффективно. К возмещению предъявлено 20 174,5 тыс.руб. Нарушения были выявлены как по Программе капитального ремонта многоквартирных домов в РСО-Алания, так и по Программе переселения граждан из аварийного жилфонда. Основная часть нарушений касалась несоблюдения условий соглашения о долевом софинансировании со стороны муниципальных администраций и собственников жилья.

Результатом работы по восстановлению стало перечисление на расчетные счета ТСЖ 5 275,5 тыс.руб. из 20 174,5 тыс.руб., предъявленных Палатой к восстановлению. Еще 14 622,3 тыс.руб. отработаны подрядчиками.

-проверки целевого и эффектив­ного использования бюджетных средств, направленных Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания на развитие, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений за период 2009-2011 годы.

Нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств составили 26 380,8 тыс.руб., основная часть которых –завышение сметной стоимости выполненных работ.

Основная часть нарушений была устранена в ходе контрольного мероприятия. По инициативе Палаты между Комитетом дорожного хозяйства РСО-Алания, ОАО «Моздокское ДРСУ» и ОАО «Алагирское ДРСУ» составлены акты, согласно которым из стоимости уже выполненных работ по строительству автодорог было снято 25 993,1 тыс.руб., что нашло отражение в бухгалтерском учете Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания. Вмешательство Палаты предотвратило избыточные расходы бюджетных средств в размере 25 993,1 тыс.руб.

Таким образом, материалы контрольных мероприятий Палаты становятся индикаторами состояния дел по вопросам, интересующим депутатов.

В рамках экспертно-аналитической деятельности Палатой даны заключения на 21 проект законов РСО-Алания по различным вопросам бюджета и финансов республики. Результаты проверки отчетов главных администраторов бюджетных средств РСО-Алания за 2011 год были оформлены также в формате заключения. Все заключения аудиторов на поступившие в Палату нормативно-правовые акты были своевременно направлены Председателю Парламента.

Помимо этого, Палата приняла участие в обсуждении проекта Закона Республики Северная Осетия-Алания «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в части, касающейся установления административной ответственности за нецелевое использование средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания и средств местных бюджетов. Поддерживая проект Закона, Палата считает, что принятие настоящего Закона даст возможность применять к руководителям – нарушителям четко прописанные меры материальной ответственности.

Например, в отчетном периоде ревизорами Палаты выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в размере 51 028,2 тыс.руб., в среднем суммы нецелевого использования, ежегодно выявляемые Палатой, не опускаются ниже 38 млн.руб., однако возмещение этих средств в бюджет фактически не происходит, к ответственности виновные также не привлекаются. При этом Палата систематически обращает внимание депутатов и Правительства на эту проблему.

В 2012г. было продолжено сотрудничество с налоговыми, контролирующими и правоохранительными органами республики, а также со Счетной палатой России, с которыми у Палаты имеются двусторонние соглашения о сотрудничестве.

Так, по материалам Палаты в 2012г. в отношении нарушителей бюджетного законодательства возбуждено 16 уголовных дел. Еще по двум материалам Палаты отказано в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.

По рекомендации АКСОР заключено Соглашение между Управлением Федерального казначейства по РСО-Алания и Контрольно-счетной палатой, в рамках которого запланировано информационное взаимодействие, что позволит иметь постоянный доступ к информационно-аналитической системе, включая результаты мониторинга ключевых показателей исполнения бюджета, с использованием защищенных каналов связи в сети Интернет. В результате при содействии Счетной палаты РФ подписанное ранее соглашение с УФК по РСО-Алания дополнено практическими возможностями, связанными с предоставлением сотрудникам Палаты права использования соответствующего программного оборудования.

В 2013 году Палата планирует приступить к проведению оперативного мониторинга и анализа хода исполнения бюджета республики.

Для обеспечения гласности и прозрачности деятельности Палаты в средствах массовой информации публиковались статьи, а отдельные результаты работы Палаты размещались в сети Интернет.

Таким образом, осуществляя контрольную, экспертно – аналитическую, информационную и иные виды деятельности Палата, наряду с другими контролирующими органами республики, обеспечивала единую систему контроля исполнения республиканского бюджета.

Результаты всех социально-значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий доводились до сведения Главы РСО-Алания, Председателя Парламента и Председателя Правительства Республики.

В отчетном периоде продолжено проведение совместного с Ассоциацией Контрольно-счётных органов России мониторинга реализации муниципальными КСО требований Федерального закона от 07.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на территории республики.

Палата отмечает, что процесс создания и становления, муниципальных контрольно-счетных органов осуществляется недостаточными темпами, имеются проблемы, затрудняющие их эффективную работу.

Значительная часть трансфертов республиканского бюджета приходится на МО городской округ г.Владикавказ. В то время как орган внешнего финансового контроля здесь до сих пор не начал работать. Аналогичная ситуация в Правобережном и Моздокском районах.

Также набирает обороты и взаимодействие с Представительством Союза МКСО в Северо-Кавказском федеральном округе по вопросам оказания методологической и практической помощи как вновь образующимся, так и действующим КСО муниципальных образований РСО-Алания. В частности, обновленные методические рекомендации, предназначенные для правильного оформления результатов контрольных мероприятий, направлены в адрес 6–ти функционирующих муниципальных контрольно-счетных органов республики.

Контрольно-ревизионная деятельность

Всего в ходе 30-ти оконченных контрольных мероприятий, проведенных по различным вопросам исполнения бюджета РСО-Алания, включая проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета, проверено 260 объектов. Проведенные мероприятия были направлены на выявление и пресечение финансовых недостатков и нарушений, а количество, охватываемых в ходе контрольных мероприятий объектов, ежегодно увеличивается. Упор был сделан на оценку эффективности и результативности расходов бюджета. Резервы пополнения доходной части бюджетов отслеживались при проверке пяти районов республики и Министерства имущественных и земельных отношений РСО-Алания.

Отчеты по результатам всех оконченных контрольных мероприятий утверждены на заседаниях Коллегии КСП РСО-Алания, всего было рассмотрено 43 вопроса. В адрес проверенных министерств и ведомств направлено 34 представления. Результаты каждого оконченного мероприятия доводились до сведения руководителей законодательной и исполнительной власти республики. Информационные письма с результатами проверочной деятельности и перечнем выявленных нарушений направлены: Главе республики – 29 информаций, Председателю Парламента – 27 информаций и Председателю Правительства РСО-Алания – 27 информаций, Прокурору РСО-Алания - 5 информаций, Счетную палату России - 3 информации.

Для принятия мер прокурорского реагирования в Прокуратуру республики направлено 8 материалов.

Практически все акты подписаны без возражений со стороны проверяемых. Выявленные недостатки и нарушения устранялись как непосредственно в ходе контрольных мероприятий, так и впоследствии по представлениям и информационным письмам Палаты. Практическую помощь в решении этого вопроса оказывала и Прокуратура республики, куда для принятия мер прокурорского реагирования направлялись материалы по выявленным нарушениям. На контроле у Палаты находилось и устранение нарушений, выявленных в предшествующий период, в частности, по проверкам 2011г.

Объем бюджетных средств, проверенных в 2012г. при проведении контрольных мероприятий, составил 11 395 575,5 тыс.руб. (охватывал периоды 2009-2012 годы), внебюджетные средства - 2 266 625,9 тыс.руб. Помимо этого, в соответствии с Законом РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» №33-РЗ от 09.07.2008г. в отчетном периоде была проведена камеральная проверка бюджетной отчетности всех распорядителей средств республиканского бюджета за 2011 год в объеме 17 348 438,9 тыс.руб.

Результаты, оформленные в виде Заключения, были доведены до сведения Председателя Парламента РСО-Алания. Общая сумма проверенных и исследованных в 2012 году средств составила 31 010 640,3тыс.руб.

В результате контрольной деятельности Палаты выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 435 270,8 тыс.руб., из которых:

-нецелевое использование составило 51 028,2 тыс.руб.;

-недополучение доходов 1 786,9 тыс.руб.;

-нарушения при предоставлении и использовании бюджетных средств – 26 619,9 тыс.руб.;

-нарушения при использовании государственной собственности 44 726,9 тыс.руб.;

-нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности – 5 468,3 тыс.руб.;

-прочие нарушения – 305 640,6тыс.руб. В число прочих вошли и нарушения норм Федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 39 739,8 тыс.руб.

Помимо нарушений, были выявлены и недостатки в финансово-бюджетной сфере на сумму 322 260,1 тыс.руб., основная часть которых квалифицирована Палатой как неэффективное расходование бюджетных средств – 321 815,1 тыс.руб.

По результатам контрольных мероприятий к возмещению в бюджеты различных уровней, а также перечислению на расчетные счета ТСЖ и управляющих компаний подлежит – 287 665,7 тыс.руб., из которых только по нарушениям, выявленным в ходе проверки исполнения Программы по модернизации здравоохранения РСО-Алания к возмещению предъявлено 100 029,7 тыс.руб.

Возмещение осуществлялось как путём перечисления подлежащих возврату денежных средств на расчётные счета учреждений, организаций, ТСЖ и т.д., так и путём внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность путем снятия излишне выплаченных сумм со стоимости выполненных подрядчиком работ (т.е. у заказчика уменьшается кредиторская задолженность, предотвращаются избыточные расходы бюджета, нарушение устраняется).

В результате принятых мер всего за 2012г. устранено нарушений (возмещено средств, использованных с нарушением законодательства, восстановлено по бухгалтерскому учету и перечислено на расчетные счета ТСЖ) на сумму 89 870,7 тыс.руб., из которых:

-возмещено в бюджет - 960,5 тыс.руб. в т.ч., по результатам проверок предшествующего периода 583,9 тыс.руб. (225,5+106,2+224,4+27,8).

-восстановлено по бухгалтерскому учету83 634,7 тыс.руб. в т.ч., по результатам проверок предшествующего периода - 49,3 тыс.руб

-на расчетные счета ТСЖ и управляющих компаний перечислено5 275,5 тыс.руб.

Более подробная информация приведена в приложении 1 к настоящему отчету.

Помимо выявленных нарушений, допущенных при исполнении расходной части республиканского бюджета, Палата в ходе контрольных мероприятий отслеживала и работу, связанную с пополнением доходной части бюджета (как республиканского, так и муниципального). Выводы сделаны по результатах проверок целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, направленных в 2010-2011 годах из республиканского бюджета бюджетам Алагирского, Дигорского, Ирафского, Кировского и Пригородного районов РСО-Алания, а также работы Министерства имущественных и земельных отношений.

Палата отмечает, что на протяжении ряда лет Прогнозный план (программа) приватизации не выполняется, поступления в бюджет существенно ниже запланированных. В течение 2011 года утвержденный план приватизации четыре раза подвергался корректировке в части состава подлежащего приватизации республиканского имущества, способов приватизации и планируемого дохода республиканского бюджета. В результате количество объектов приватизации возросло в 11 раз (с 5 до 56 объектов). Общая сумма планируемых поступлений в республиканский бюджет в окончательном варианте составила 243 млн.руб., т.е. была увеличена в 1,3 раза (на 135 млн.руб.) по сравнению с бюджетным назначением, установленным Законом РСО-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год» (в первоначальной редакции).

Как показали практические результаты работы Минимущества, фактическое исполнение Плана по количеству проданных объектов составило лишь 18%, т.е. удалось приватизировать 10 объектов. При этом за проданное имущество в республиканский бюджет поступило только 65,9% средств от предусмотренного Законом задания. При годовом задании в 243 000,0 тыс.руб. в бюджет республики в 2011г. поступила сумма дохода в размере 160 200,5 тыс. руб. (137 928,4 тыс.руб - от продажи 10 объектов + 22 272,1 тыс. руб. – за проданные в 2010 году пакеты акций).     Семь из десяти объектов были приватизированы путем продажи без объявления цены. В результате проданы значительно ниже их оценочной стоимости.

Например, ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» продано без объявления цены всего за 300,0 тыс. руб. при оценочной стоимости 1 642,0 тыс. руб. Объекты недвижимости в составе 9 зданий и 5 сооружений проданы без объявления цены за 600,0 тыс. руб. при оценочной стоимости 1 236,0,0 тыс. руб. При цене пакета акций ОАО «Моздокское дорожное ремонтно-строительное управление» в сумме 29 683,0 тыс. руб. доход от продажи пакета акций путем продажи без объявления цены составил 5 000,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 24 683,0 тыс. руб. При цене пакета акций ОАО «Птицефабрика «Владикавказская» в сумме 9 610,4 тыс. руб. доход от продажи пакета акций путем продажи без объявления цены составил 3 360,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 6 250,4 тыс. руб. При цене имущества терминал-накопителя международных рейсов г. Беслан в сумме 25 021,0 тыс. руб. доход от продажи имущества путем продажи без объявления цены составил 5 000,0 тыс. руб., что ниже оценочной цены на 20 021,0 тыс. руб. Палата неоднократно обращала внимание Минимущества, в т.ч., и в ходе вышеуказанной проверки, что доходы от приватизации, закладываемые в Закон РСО-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания» для покрытия его дефицита, не подтверждаются Прогнозным планом приватизации, разрабатываемым Минимуществом и утверждаемым Правительством республики. В результате в доходную часть бюджета не поступают в полном объеме запланированные от приватизации средства.

По-прежнему собственные доходы районов крайне низки. Дотационность бюджетов Алагирского, Дигорского, Ирафского, Кировского и Пригородного районов РСО-Алания за проверенный период 2010-2011гг. колебалась от 85,4% до 91,6%. При этом консолидированный бюджет районов оставался дефицитным и полностью зависимым от безвозмездных и безвозвратных поступлений из республиканского бюджета. В структуре собственных доходов наибольший удельный вес от 40 до 50% занимает налог на доходы физических лиц, который собирается в основном с физических лиц, работающих в бюджетной сфере. От 15% и выше составляют доходы, получаемые в виде арендной платы за землю. В целом, несмотря на некоторый рост собираемости налогов, запланированные показатели не выполняются. Наведение должного порядка в этом вопросе является серьезным резервом пополнения доходной части бюджетов районов. Не менее важным вопросом является погашение недоимки, которая, например, в Пригородном районе составила в 2011г. пятую часть от годового дохода муниципального бюджета – 22,9 млн.руб. В Ирафском районе за три последние года недоимка выросла более, чем в 2 раза и составляет 10,4 млн.руб., в Дигорском районе – 5,9 млн.руб. В структуре недоимки основная часть приходится на земельный налог. Проверкой полноты и своевременности внесения арендной платы было установлено, что в нарушение п.1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ и заключенных договоров значительное количество физических и юридических лиц несвоевременно вносят в доход муниципального бюджета арендную плату за земли сельскохозяйственного и иного назначения. На 01.01.2012г. в доходную часть бюджета Алагирского района не поступили платежи в общей сумме - 16 057,6 тыс.руб., в том числе за земли сельскохозяйственного назначения - 2 978,3 тыс.руб., иного назначения - 13 079,3 тыс.руб. В Ирафском районе в доходную часть местного бюджета не поступили платежи в виде арендной платы за земли сельхоназначения в 2010г. – 3 037,2 тыс.руб., в 2011г. – 7 471,5 тыс.руб.                             

Общим недостатком в работе АМС районов является неудовлетворительная организация претензионной работы по взысканию задолженности и отсутствие взаимодействия с налоговыми службами. Палата констатирует отсутствие, каких либо практических результатов этой работы. Увеличение доходов местного бюджета, по мнению Палаты, может быть достигнуто, в т.ч., за счет организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц, проведения мероприятий по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, выявления вновь построенных объектов, на которые в установленном порядке не оформлены права собственности. Еще одной серьезной проблемой для районов и нагрузкой на бюджет является ежегодно увеличивающаяся перед налоговыми органами задолженность по налоговым платежам за долги бывших и продолжительное время не функционирующих колхозов и совхозов. Проверка АМС Кировского района показала, что в органах налоговой службы, в качестве юридических лиц продолжают числиться колхозы, совхозы и СПК с задолженностью по налоговым платежам в общей сумме - 85 436,0 тыс. руб. Из них налоги - 48 243,4 тыс. руб., пеня и штрафные санкции - 37 192,6 тыс. руб., в том числе земельный налог - 17 875,2 тыс. руб. Постоянно растущие долги уже сегодня превышают годовые собственные доходы района в два раза. Эта проблема затрагивает все районы республики и требует отдельного рассмотрения в Правительстве РСО-Алания. Обобщая результаты проверки пяти районов, Палата обращает внимание на выявленные многочисленные нарушения при расходовании средств муниципальных бюджетов. Общая сумма нарушений составила 164 000,7 тыс.руб., из которых 28 770,3 тыс.руб. квалифицировано как нецелевое использование, подлежащее возмещению в бюджет.

Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами

В рамках заключенных соглашений о сотрудничестве Палата взаимодействовала с Прокуратурой республики, МВД по РСО-Алания, Следственным комитетом РФ по РСО-Алания, УФНС РФ по РСО-Алания, УФК РФ по РСО-Алания, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В отчетном периоде взаимодействие происходило в конструктивной форме с учетом компетенции и возможностей сторон и развивается по пути повышения эффективности совместной работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджета и республиканского имущества.

Палата ежегодно наращивает результативность взаимодействия с правоохранительными органами. Принципиальная позиция Палаты в оценке выявленных нарушений, установленных в ходе проверочной деятельности, возросшие требования к ревизорам по оформлению и закреплению результатов проверок, положительно отразились на качестве их рассмотрения в правоохранительных органах.

В 2012г. для принятия мер прокурорского реагирования в Прокуратуру республики направлено 8 материалов. Возбуждено 16-ть уголовных дел по ч.1,3 ст.159, ч.3 ст.160 УК РФ. Еще по двум материалам Палаты отказано в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.

По количеству возбужденных уголовных дел Палата лидирует среди контрольно-счетных органов субъектов РФ.

Уголовные дела возбуждены по нарушениям, выявленным в ходе проверок: Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО – Алания (8 уголовных дел); Клинической больницы скорой помощи (3 уголовных дела); Министерства труда и социального обеспечения РСО-Алания (4 уголовных дела); Ирафского района (1 уголовное дело).

В ходе контрольных мероприятий при выявлении финансовых правонарушений ревизорский аппарат обращал внимание и на коррупционную составляющую, способствующую совершению нарушений распорядителями бюджетных средств.

Так, при проверке законности, эффективности и целевого использования средств республиканского бюджета, выделенных в 2009-2011гг. Управлению социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу г. Владикавказ Министерства труда и социальной защиты РСО-Алания установлено, что Федеральной службой государственной статистики по РСО-Алания четырем гражданам юбилейные медали не вручались, звание «Ветеран труда», дающее право на получение социальных льгот, ими получено незаконно. Сумма необоснованно полученных льгот составила 55,7 тыс. руб. В настоящее время по данному факту возбуждено 3 уголовных дела. В бюджет возвращены незаконно выплаченные средства в размере 44,9 тыс.руб.

Коррупционные составляющие выявлены и при проверке полноты и своевременности поступления платы за использование общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), проведенной Палатой в 2011 году. Достоверность отчетов представленных в налоговые органы хозяйствующими субъектами об объемах добытых ими ОПИ вызвала у Палаты сомнение. Более того, значительная часть работающих в этой сфере организаций, не имела лицензий.

В результате органами Прокуратуры республики в 2012г. была организована и проведена проверка исполнения требований законодательства в указанной сфере с использованием материалов, полученных от КСП РСО-Алания. По материалам прокурорской проверки возбужден ряд дел об административных нарушениях с наложением штрафов, а также внесены соответствующие представления в АМС Правобережного района в связи с нарушением требований земельного законодательства в части предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения под разработку карьеров.

В ходе проверки целевого использования сельхозтоваропроизводителями субсидий, выделяемых за счет средств республиканского бюджета, были затронуты такие важные для развития сельского хозяйства республики вопросы, как его финансовая поддержка. Палатой вскрыта проблема бесконтрольности со стороны республиканских и районных органов исполнительной власти, как при распределении, так и при использовании субсидий и сделан вывод, что при предоставлении субсидий уполномоченными на то органами, были созданы условия для нарушений и злоупотреблений прежде всего, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания. В результате 4 591,0 тыс.руб. выплачены из республиканского бюджета с грубейшими нарушениями условий их предоставления и квалифицированы Палатой как нецелевое использование средств, требующее возмещения в бюджет.

Полученные материалы были направлены в Прокуратуру РСО-Алания. По части указанных материалов Следственным комитетом уже возбуждено 6 уголовных дел в отношении руководителя Агрофирмы «Коста» по ч.3 ст.159 УК РФ «Хищение путем мошенничества бюджетных средств в крупном размере». Кроме этого, Прокуратурой принимается решение о возбуждении уголовных дел и в отношении должностных лиц, допустивших злоупотребления, которые способствовали совершению хищений. Расследование нарушений продолжается и в текущем году, по результатам которого более 4,5 млн.руб. должны быть возращены в бюджет.

В числе прочих поднятых вопросов Палата отдельно обратила внимание на указанную проблему не только в представлении Минсельхозпроду, но и в информационных письмах, направленных Главе, в Парламент и Правительство республики, предлагая изменить действующий механизм контроля финансирования субсидий.

По результатам проверки Министерства имущественных и земельных отношений, направленных в Прокуратуру РСО-Алания, приняты меры прокурорского реагирования. Министру имущественных и земельных отношений РСО-Алания Прокурором республики внесено представление об устранении нарушений Закона и привлечении виновных лиц к ответственности. Прокуратура отмечает, что Министерством не приняты исчерпывающие меры реагирования по реальному устранению выявленных нарушений. Подобное положение дел Прокуратура оценивает как отсутствие надлежащего контроля со стороны Министерства как администратора доходов по налоговым поступлениям.

Таким образом, в 2012г. сложилась устойчивая практика координации совместных действий между Палатой и перечисленными выше ведомствами, которая будет продолжена. От межведомственного взаимодействия Палата ожидает не только обмена информацией по материалам проверок, представляющих взаимный интерес, но и оказания взаимной помощи по выявлению финансовых недостатков и нарушений.

Экспертно-аналитическая деятельность

В рамках предоставленных Палате полномочий в 2012г. подготовлено 21 заключение, включивших в себя экспертизу проектов бюджета республики и вносимых в него изменений, отчеты об исполнении бюджета республики, республиканских законов и нормативно-правовых актов, затрагивающих бюджетно-финансовые вопросы.

Также анализировались отклонения и нарушения при осуществлении бюджетного процесса участниками бюджетных правоотношений по актуальным и важным социальным темам.

Так, 16 заключений касались проектов законов РСО-Алания, 1 – проекта Закона РФ «Об изменениях в Кодекс об административных нарушениях», 3 - отчетов Правительства РСО-Алания о квартальном исполнении республиканского бюджета, 1 заключение дано по результатам изучения действующего законодательства в части допуска к сведениям, составляющим банковскую и налоговую тайны (по поручению АКСОР).

Указанные документы в соответствии со ст.2 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия-Алания» от 05.03.2005г. №21-рз и требованиями ст. 38 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» от 09.07.2008г. №33-рз направлены в Парламент республики (19 заключений). Еще 2 заключения направлены в адрес Ассоциации контрольно-счетных органов России.

В то же время Палатой недостаточно внимания было уделено подготовке и внесению предложений по совершенствованию бюджетного процесса в республике. В реализации этого вопроса мы видим не только свои недоработки, но и резерв, который позволит в 2013г. усилить контроль за текущим исполнением бюджета республики. Необходимо во взаимодействии с Правительством РСО-Алания объединить усилия в этом направлении.

Более углубленной проработки требует и такая задача как анализ выявляемых недостатков и нарушений, носящих системный характер. Конкретных предложений по решению указанных проблем в Парламент и Правительство РСО-Алания должно направляться больше. Для реализации этих задач имеются все необходимые условия и квалифицированные сотрудники. В 2013 году перечисленные вопросы Палатой будут решены.

Существенную консультативную помощь в рамках Экспертного совета при Палате оказывают независимые эксперты в области экономики и финансов – профессоры высших учебных заведений республики. Например, на очередном заседании совета при обсуждение проекта Республиканского закона «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части роста государственного долга и дефицита республиканского бюджета, Палатой отмечено, что за последние пять лет общий объем налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет увеличился в два раза (с 4,2 млрд.руб. в 2007г. до 7,8 млрд.руб. в 2011г.). За этот же период размер государственного долга подошел к своему предельно допустимому значению. На момент составления отчета государственный долг РСО-Алания достиг суммы в размере 6,7 млрд.руб. и, по мнению Палаты, это – тревожный сигнал для финансов и экономики республики.

По мере накопления практического опыта работы в Палате создается и совершенствуется собственная методическая база, которая применяется при проведении, как контрольных мероприятий, так и мониторинга.

В 2012г. Палатой проведен мониторинг состояния муниципального контроля республики, финансирования расходов на реализацию Республиканской целевой программы по развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности республики на 2008-2012гг.; НПП «Здоровье» и «Образование» на территории РСО-Алания, а также изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в республиканских органах исполнительной власти, Региональной службе по тарифам. Полученные результаты нашли отражение в соответствующих информациях.

По поручению Ассоциации контрольно-счетных органов России в отчетном периоде проводился мониторинг исполнения Федерального закона от 7 февраля 2011г. N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части изучения функционирования муниципальных контрольно-счетных органов на территории республики. Очередная информация о проделанной Палатой работе направлена в начале текущего года в АКСОР.

Взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами показало, что процесс создания и становления, муниципальных контрольно-счетных органов осуществляется недостаточными темпами, имеются проблемы, затрудняющие их эффективную работу. Тем не менее, КСП продолжила участие в работе по формированию единой методической базы муниципальных КСО РСО-А, оказание им консультативной помощи по решению задач правового и организационного характера.

Проверка исполнения мероприятий, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию НПП «Образование» и НПП «Здоровье» показала, что в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» профинансировано 429 705,2 тыс.руб., в том числе:

  • из федерального бюджета - 424 485,3 тыс.руб.,
  • из республиканского бюджета - 5 219,9 тыс. руб.

Ход реализации нацпроекта «Здоровье» на территории республики анализировался по десяти основным направлениям (показателям), а непосредственно его реализация проводилась в соответствии с сетевым графиком. Нарушений при использовании бюджетных средств не выявлено. Все запланированные мероприятия профинансированы и исполнены.

На момент окончания экспертно-аналитического мероприятия по реализации нацпроекта «Образование» подтвержденные отчетные данные включали в себя сведения за 9 месяцев.

В связи с этим из запланированного объема финансирования Программы в сумме 84 808,4 тыс. руб. (за счет средств федерального бюджета – 60 934,8 тыс. руб., за счет средств республиканского бюджета – 23 873,6 тыс. руб.), фактические выплаты (федеральный бюджет) составили 40 725,7 тыс. руб. или 66,8% от плана, и - 17 905,2 тыс. руб. (республиканский бюджет) или 75,0 процентов от плана.

Отклонений от графика работ не установлено.

Анализ финансирования и хода реализации Республиканской целевой программы по развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности республики на 2008-2012гг., показал, что в 2012 году в сельском хозяйстве задействовано более 400 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 75 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 1 012 крестьянско-фермерских хозяйств и около 96 тысяч личных подсобных хозяйств.

Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,1%, что соответствует аналогичному показателю 2011 года.

В целях реализации Программы в республике сформирована необходимая нормативная база, а Правительством РСО-Алания приняты необходимые для ее исполнения нормативные документы.

В своих заключениях Палата, помимо оценки исполнения бюджетных назначений, вносила и предложения, касающиеся резервов пополнения доходной части бюджета. Так, с целью маркшейдерского учета реальной добычи нерудных материалов на всех карьерах республики Палата рекомендовала Правительству РСО-Алания создать институт независимого аудита производительности существующих карьеров. Доходы по налогу на добычу полезных ископаемых ежегодно не исполняются на 23-27%. Не используются имеющиеся резервы по сбору налога на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также по арендным платежам. При подготовке заключения на проект бюджета на 2013 год Палата обратила внимание Парламента на недостаточность запланированного финансирования многих целевых программ, показатели которых не достигнут изначально заложенных объемов. Как показывает практика, это существенно затруднит выполнение запланированных темпов социально-экономического развития, как отдельных социальных направлений, так и отраслей в целом.

Свои выводы Палата подтверждает и практическими результатами работы. Например, анализ итогов проверки эффективности и целевого использования средств, выделенных на объекты РАИП и объекты ФЦП «Юг России», находящиеся в республиканской или муниципальной собствен­ности, финансирование которых осуществлялось с Единого счета республиканского бюджета за период 2011-2012 годы показал, что недостаточное финансирование объектов приводит, во-первых, к росту объемов незавершенного строительства, а затем и к неоправданным расходам бюджета на их консервацию, необходимую в случае приостановки или прекращения работ. По состоянию на 01.01.2013 г. на балансе ГУП «УКС» находятся 214 незавершенных строительством объектов, затраты по которым уже составили - 7 147 940,9 тыс. руб.

Палата неоднократно отмечала, что концентрация средств на строго определенном количестве приоритетных объектов способствовала бы доведению их до завершающей стадии и увеличению налогооблагаемой базы республики.

Информационная деятельность

В целях реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и постановления Правительства РСО-Алания №309 от 12.11.2010г., приказом Председателя КСП РСО-Алания №15 от 01.04.2011г. определены: категория информации, периодичность ее размещения и ответственные за подачу сведений о деятельности Палаты на сайте Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания http://www.rso-a.ru.

В 2012г. официальная страница пополнялась как плановыми показателями (отчет о работе Палаты за 2011г., выступление Председателя РСО-Алания, информация по итогам работы Палаты за полугодие 2012г.), так и сведениями внепланового характера (по поручению Главы РСО-Алания Т.Д.Мамсурова (исх.№6134 от 13.09.2012г.) Палатой проинформированы руководители государственных, коммерческих и муниципальных организаций и предприятий республики о конференции на тему: «Усиление государственного контроля»).

Кроме того, в республиканской газете «Северная Осетия» публикуются материалы проверок по вопросам, затрагивающим острые проблемы. В печатных и электронных средствах массовой информации неоднократно размещались материалы о некоторых итогах деятельности Палаты, в частности, результаты работы Палаты за 2011 год, отдельные проверочные мероприятия, а также итоги семинара-совещания, проведенного Палатой с руководителями контрольно-счетных органов республики, освещались на страницах печатных изданий.

Дополнительным источником информации о деятельности КСП является интернет-сайт. В рамках заключенного с Ассоциацией КСО России Регламента предоставления информации о деятельности контрольно-счётного органа Палатой регулярно обновляется собственная страница на сайте АКСОР http://www.ach-fci.ru. Расширяя возможности функционала сайта АКСОР, Палатой произведена регистрация сотрудников КСП в разделе «Электронная библиотека». Помимо основных показателей деятельности в 2012г. на данном сайте размещен Бюллетень КСП РСО-Алания №1(3).

Также в Палате действует телефон доверия.

Исполнение представлений и предписаний КСП РСО-Алания

В Палате организована и постоянно действует система контроля за исполнением представлений и предписаний, направленных в проверяемые министерства и ведомства с целью устранения выявленных финансовых нарушений и возмещения средств, использованных с нарушением законодательства. На контроле находится устранение нарушений и по проверкам, оконченным в предшествующий отчету период.

В 2012г. направлено 34 представления в адрес проверенных министерств и ведомств. Результаты каждого оконченного мероприятия доводились до сведения руководителей законодательной и исполнительной власти республики. Всего на обращения Палаты поступил 41 ответ об устранении выявленных нарушений, подписанный главами районов, руководителями отдельных министерств и проверенных организаций.

Из выявленных в ходе проверки Специального профессионального училища нарушений в кассу согласно приходно-кассового ордера от 29.06.2012г. №1 внесена задолженность по подотчетным суммам в размере 112,4 тыс.руб. Восстановлено по бухгалтерскому учету 335,2 тыс.руб., в т.ч., неоприходованное оборудование на сумму 240,3 тыс.руб. и автомобиль ГАЗ 22171 «Соболь» (94,9 тыс.руб.). Перечисленные товароматериальные ценности проведены по бухгалтерскому учету и поставлены на баланс Училища. Директор Училища, главный бухгалтер материального отдела, бухгалтер, кассир, заведующий производством и агроном за допущенные нарушения привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения, связанные с предоставлением в аренду жилых помещений общежития Училища, устранены. На все, сдающиеся в аренду помещения, оформлены договора найма. Всего семь договоров. С заведующего производством в счет возмещения 193,7 тыс.руб. будет ежемесячно производиться удержание в размере 20% от заработной платы на лицевой счет Училища.

На расчетный счет ГОУ НПО ПУ №5 перечислено 46,2 тыс.руб. за нарушения, выявленные по проверке 2011г. Также по проверке предшествующего периода в ГАУ ПФК «Алания» возмещена недостача в размере 27,8 тыс.руб. и оприходованы излишки на сумму 49,3 тыс.руб.

В качестве погашения ущерба, причиненного Управлению социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу г.Владикавказ возмещено 44,9 тыс.руб. Еще 60,0 тыс.руб. за аналогичные нарушения возмещены по проверке 2011г.

В 2012г. устранены нарушения по трем эпизодам выявленного нецелевого использования средств.

Так, в кассу ВМБУЗ «КБСМП» внесено 80,0 тыс.руб., использованных не по целевому назначению.

Еще 2 974,4 тыс.руб., оплаченные из средств ТФОМС подрядной организации ООО «Стройполис» за выполненные строительно-монтажные работы, а также израсходованные на спецодежду и другие нужды (использованные не по целевому назначению), восстановлены путем проведенных взаимозачетов с ТФОМС.

Кроме этого, по проверке, проведенной Палатой в 2011г. в Минсельхозпроде, ОАО «Семеновод» платежным поручением №10 от 20.02.2012г. возместило на расчетный счет Министерства 224,4 тыс.руб., которые в нарушение статей 38, 79 БК РФ были использованы не по целевому назначению.

Не оприходованные в АМС Стур-Дигорского сельского поселения 7,0 тыс. руб. внесены в кассу. При проверке РПЦ «Школьное питание» недостача продуктов питания на общую сумму 0,9 тыс. руб. погашена, а излишки – 1,3 тыс. руб. оприходованы по бухгалтерскому учету.

По проверке, проведенной Палатой в 2011г. в Минимуществе, возмещено 225,5 тыс.руб., в том числе 15,4 тыс.руб. – дивиденды АО «Машиностроитель» и 210,1 тыс.руб. – доначисленные суммы ГУП «Аланиятехинвентаризация» по перечислению части прибыли.

Переплата за сахароснижающие лекарственные средства в размере 275,3 тыс.руб. восстановлена по бухгалтерскому учету и зачтена в погашение задолженности Минздрава перед ОАО «Фармация». К должностным лицам Минздрава, допустившим нарушения, приказом №270 о/д от 16.05.2012г. применены меры дисциплинарного воздействия.

Практически в полном объеме устранены нарушения, подлежащие возмещению на расчетные счета организаций и товариществ-собственников жилья, а также подлежащие взысканию с ООО «Терминал-К». Из предъявленных к взысканию 20 174,5 тыс.руб. устранено нарушений на 19 897,8 тыс. руб. На расчетные счета организаций и товариществ-собственников жилья перечислено 5 275,5 тыс.руб., из которых 770,5 тыс. руб. поступило в ходе контрольного мероприятия. Еще 2 340,1 тыс.руб. перечислено по представлению Палаты администрациями местного самоуправления Ардонского, Правобережного и Ирафского районов. Также все нарушения, связанные с неоплатой долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств товариществ собственников жилья (5%), полностью устранены в шести районах республики и г.Владикавказ. Взыскано и поступило на счета 2 164,9 тыс.руб. Еще 14 622,3 тыс.руб. (13 915,6+706,7) отработаны подрядной организацией ООО «Терминал-К», которые, как установлено Палатой, были оплачены подрядной организации за невыполненные строительно-монтажные работы. На момент составления настоящего отчета незаконно оплаченные денежные средства возмещены путём выполнения строительно-монтажных работ на указанную сумму. Таким образом, запроцентованные и оплаченные, но фактически не выполненные работы по строительству двух жилых домов в микрорайоне «Северный» г.Алагир выполнены подрядчиком на сумму 14 622,3 тыс.руб., что подтверждается представленными актами.

Приняты к бюджетному учету и поставлены на баланс в АМС Ирафского района основные средства общей стоимостью 2 571,0 тыс.руб., в том числе: бульдозер ДЗ 110 стоимостью 250,0 тыс.руб., мусоровоз К0-440 стоимостью 978,0 тыс.руб., экскаватор ЭО 2621 стоимостью 1 343,0 тыс.руб.

Излишки, выявленные при проверке Ирафского района в Управлении образования (484,8 тыс.руб.), в МОУ COШ №1 (15,7 тыс.руб.), в МОУ COШ с. Новый - Урух (22,0 тыс.руб.), в Ирафской ЦРБ (6 416,6 тыс.руб.), в МДОУ (2,4 тыс.руб.), согласно накладным оприходованы по бухгалтерскому учету на сумму 6 941,5 тыс.руб.

В бухгалтерском отчете финансового отдела АМС Ирафского района за 9 месяцев 2012г. восстановлена и отражена дебиторская задолженность сельхозпроизводетелей на сумму 9 316,4 тыс.руб., необоснованно списанная в 2011г.

В результате необоснованного применения в сметной документации повышающего коэффициента, завышения расценок в актах выполненных работ, завышения норм машинного времени на установку балок пролетного строения, необоснованного предъявления к оплате затрат на добровольное страхование, а также оплаты непредусмотренной сметной документацией работы автобетоносмесителей по объектам: «Реконструкция автодороги Ставрополь - Прохладный - Моздок - Кизляр - Крайновка от км 281 до км 296 в РСО-Алания», «Автодорога от с.Н.Зарамаг к рекреационному комплексу «Мамисон», «Реконструкция автодороги «Чикола-Мацута-Комы Арт с подъездом к с.Галиат», «Реконструкция автодороги «Гизель-Кармадон-Даргавс-Дзуарикау» тремя подрядными организациями: ОАО «Моздокское ДРСУ», ОАО «Алагирское ДРСУ» и ОАО «Ардонское ДРСУ» была завышена стоимость выполненных работ на 25 993,1 тыс.руб. (22 322,4+697,9+1 402,6+675,7+894,5).

Принятые Палатой меры способствовали еще в ходе контрольного мероприятия устранить выявленные нарушения. Между перечисленными подрядчиками и Комитетом дорожного хозяйства РСО-Алания были составлены акты сверки взаимных расчетов, согласно которым с объемов выполненных и оплаченных работ снято 25 993,1 тыс.руб., что нашло свое отражение в бухгалтерском учете Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания. Тем самым были предотвращены излишние потери республиканского бюджета на указанную сумму.

Завышение сметной стоимости выполненных работ в сумме - 89,8 тыс.руб. по объекту «Строительство спортивного комплекса г. Алагир» снято ОКС АМС Алагирского района с выполнения и учтено по бухгалтерскому учету во взаиморасчетах с подрядной организацией ООО «Мастер» как дебиторская задолженность.

Излишки основных средств и товарно-материальных ценностей, выявленные в учреждениях Алагирского района (в средних образовательных школах, МУЗ Алагирская ЦРБ, АМС Мизурского поселения) на общую сумму 15 794,1 тыс.руб. (3 506,9 + 11 600,0 + 687,2), восстановлены по бухгалтерскому учету.

Необоснованного списания денежных средств без оправдательных документов в сумме 17,9 тыс.руб., выявленное в МОУ СОШ №2 Дигорского района, устранено путем увеличения дебиторской задолженности подотчетного лица на указанную сумму.

Автотранспортные средства на сумму 3 534,8 тыс. руб. оприходованы по бухгалтерскому учёту МУЗ «Дигорская ЦРБ».

Необоснованно списанные на представительские расходы денежные средства в сумме 131,4 тыс.руб. внесены согласно приходно-кассовым ордерам №25, №26 от 24.12.2012г. материально-ответственными лицами в кассу Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания.

Нарушения, допущенные подрядной организацией ООО «Ремстрой» при строительстве манежа Республиканской конно-спортивной школы РСО-Алания, связанные с возмещением затрат по уплаченному НДС на сумму 261,7 тыс. руб., устранены. ГУП «УКС-дирекция по инвестициям» Минстроя уменьшило кредиторскую задолженность перед ООО «Ремстрой» на 261,7 тыс. руб. (бухгалтерская справка от 30.01.2013 г.).

Завышение стоимости строительных работ, допущенное при строительстве спортивного комплекса в с. Карджин, на 856,6 тыс. руб., повлекшее избыточные расходы бюджетных средств, устранено. Принятыми мерами денежные средства в сумме 856,6 тыс. руб. учтены во взаиморасчетах между ГУП «УКС» и ОАО «Промжилстрой РСО-Алания» путем снятия со стоимости выполненных работ.

Всего в результате деятельности Палаты в 2012 году было возмещено и восстановлено 89 млн. 870,7 тысяч рублей, из которых 633,2 тыс.руб. по проверкам оконченным в 2011 году.

Полное устранение нарушений, выявленных в ходе контрольной деятельности в 2012г., остается на контроле у Палаты.

Ожидаем принятия практических мер по устранению выявленных Палатой нарушений и со стороны Правительства республики.

Итоги практической деятельности Палаты в 2012г. показывают, что достижение результатов государственного финансового контроля возможно только при координации действий уполномоченных государственных органов.

Критически подходя к результатам работы, Палата одним из резервов ее усиления видит улучшение планирования и проведение более детального анализа материалов ещё на предварительном этапе, что позволит точнее определить предполагаемые итоги и сократить количество так называемых «безрезультатных» проверок. Например, в 2012г. такими были проверки: целевого использования средств республиканского бюджета, выделенных в 2010-2011гг. на реализацию Республиканской целевой программы комплексных мер по усилению борьбы с преступностью на территории РСО-Алания (за два года выделен 1 млн.руб.); работы Комитета лесного хозяйства РСО-Алания по целевому и эффективному использованию средств, полученных из республиканского бюджета в 2010-2011гг., а также по обеспечению доходов в бюджет за счет платежей за использование участков лесного фонда; эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2010-2011 гг. на реализацию РЦП по противодействию проявлениям экстремизма в РСО-Алания (расходование средств по Программе составило 1 139,6 тыс.руб.).

Такой подход оптимизирует трудозатраты на проведение контрольного мероприятия, т.к. появится возможность ограничиться проведением мониторинга или экспертно-аналитического мероприятия, а высвободившееся время и труд ревизоров использовать более эффективно.

Оценка результативности и эффективности расходования бюджетных средств, наряду с законностью их расходования, должны стать для Палаты одним из ориентиров работы в 2013 году. Работа Палаты будет нацелена на выявление фактов именно неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, опираясь на которые, руководители исполнительной власти республики и Парламент будут иметь возможность требовать от участников бюджетного процесса максимально полного достижения запланированных показателей, при использовании выделенного им объема бюджетных средств.

Как показали результаты проверочных мероприятий, по ряду направлений имеются резервы пополнения доходной части бюджета.     

Коллегией Палаты утвержден план работы на 2013 год, в котором учтены все поручения Парламента (№74/5-5 от 25 декабря 2012г.) и определены приоритетные области контрольной деятельности.

Руководствуясь задачами, обозначенными Главой республики Т.Д.Мамсуровым в своем ежегодном докладе-послании «Об основных направлениях социально-экономического развития Северной Осетии и отчете о результатах деятельности Правительства республики за 2012 год», Палата продолжит работу с целью получения объективной картины состояния дел во всех социально значимых сферах жизни республики.

_________

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.