Главная >> Обращение Парламента Республики Северная Осетия – Алания к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости включения в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия минимального размера оплаты труда

Дата: 28 Июня 2018 г. 16:30

Название: Обращение Парламента Республики Северная Осетия – Алания к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости включения в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия минимального размера оплаты труда

ОБРАЩЕНИЕ

 

Парламента Республики Северная Осетия – Алания к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости
включения в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия минимального размера оплаты труда

 

Депутаты Парламента Республики Северная Осетия – Алания отмечают, что одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенной Указом Президента России Владимиром Путиным, является повышение уровня жизни россиян – обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и уровня пенсий опережающими инфляцию темпами, а также  снижение уровня бедности в стране.

Основным социальным стандартом, непосредственно влияющим на уровень доходов населения и регулирующим уровень заработной платы, является минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ).

Конституцией Российской Федерации провозглашается установление в Российской Федерации гарантированного минимального размера оплаты труда и право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Указанное положение придает МРОТ статус конституционной гарантии.

Важным шагом на пути к реализации данной конституционной гарантии и повышению уровня жизни россиян является принятие Федерального  закона от 7 марта 2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающего минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. в сумме 11163 рубля в месяц, который соответствует величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года для трудоспособного населения.

Понятие МРОТ в Российской Федерации законодательно введено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Статьей 1 указанного Закона, а также статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в редакции от
30 декабря 2001 года № 197- ФЗ предусматривалась норма, при которой в величину МРОТ не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

С 1 сентября 2007 года  Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» признаны утратившими силу часть 2 статьи 129 ТК РФ, содержавшая определение понятия «минимальная заработная плата», и часть 4 статьи 133 ТК РФ, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная  плата включает три группы выплат работнику, существенно различающихся по целевому назначению и правовому механизму их начисления:

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Различная правовая природа и предназначение вознаграждения за труд, стимулирующих и компенсационных выплат предполагают неправомерность их отождествления в составе заработной платы и недопустимость включения указанных выплат в МРОТ как нижнюю планку вознаграждения за труд.

Аналогичный подход нашел отражение и в законодательстве стран – участниц ЕврАзЭС (Республики Казахстан и Армения).

Считаем, что повышение МРОТ до прожиточного минимума следует рассматривать в качестве первого этапа реформирования законодательства. Дальнейшее поэтапное увеличение МРОТ будет способствовать повышению уровня жизни граждан, собираемости налогов и сборов, сокращению разрыва между доходами разных групп населения, а также снижению социальной напряженности в обществе.

С учетом изложенного в рамках реализации стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года депутаты Парламента Республики Северная Осетия – Алания  предлагают рассмотреть вопрос о включении в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия минимального размера оплаты труда, не включающего компенсационные и стимулирующие выплаты, как минимального размера вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

 

 

Принято Постановлением Парламента

Республики Северная Осетия – Алания

от 28 июня 2018 года №295/13-6

 

 

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.