Главная >> Парламентские слушания >> Открыто о бюджете

Дата: 12 Ноября 2013 г. 12:16

Название: Открыто о бюджете

Кратко: В Парламенте республики впервые в формате очных публичных слушаний прошло обсуждение законопроекта о бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

В Парламенте республики впервые в формате очных публичных слушаний прошло обсуждение законопроекта о бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.  Мероприятие проводилось в рамках требований федерального законодательства, предполагающего широкое общественное обсуждение главного финансового документа до принятия его в качестве закона. В дискуссии приняли участие руководство Парламента, депутаты, представители Правительства республики, Контрольно-счетной палаты, руководители казначейства и налоговой службы, главы муниципальных образований, секретарь общественной палаты Эльбрус Бокоев, Генеральный диретор ОАО "Агенство по ипотечному жилищному кредитованию РСО-Алания" Игорь Кудряшов, представители научного сообщества.

Малый зал заседаний Парламента с трудом вместил всех желающих поделиться мнениями в отношении  дальнейшей судьбы республиканской казны. Открывая встречу, Председатель Парламента Алексей Мачнев приветствовал собравшихся и задал основной тон дискуссии:

«С точки зрения экономического развития год будет непростой не только для нашей республики, но и в целом для всех субъектов Российской Федерации. Главная тема нашего внимания – доходная часть бюджета. От того, какие доходы нам удастся получить, напрямую зависит дальнейшая судьба нашей экономики. Хотелось бы услышать взвешенные и авторитетные мнения  представителей общественности, научных деятелей, чтобы мы в дальнейшей работе смогли учесть все рекомендации, и бюджет следующего года был не только социально-оборонительным, но и направленным на развитие», - сказал Алексей Мачнев.

С докладом об основных параметрах обсуждаемого законопроекта выступила министр финансов Наталья Царева. Она остановилась на концептуальных подходах его формирования. Среди них приоритеты бюджетной политики, сформулированные в бюджетном послании Президента РФ, ключевые ориентиры развития республики, обозначенные в Стратегии развития РСО-А до 2025 года.

Министр финансов подтвердила тенденцию: формирование доходной части в условиях замедления темпов экономического роста в той или иной степени затрагивает все субъекты Федерации. Северная Осетия – не исключение. За основу приняты показатели умеренно-консервативного сценария развития республики, предполагающего сохранение определенной стагнации в экономике.

Пятилетнюю тенденцию динамичного роста бюджетных доходов разработчикам законопроекта все же удалось сохранить, правда, в очень сдержанных темпах. Ожидается увеличение налоговых доходов: 70% процентов роста к показателям прошлого года даст НДФЛ, произойдут индексации ставок по акцизам на алкогольную продукцию, за использование лесных ресурсов и плата за негативное воздействие на окружающую среду. Свою роль сыграет и передача муниципальным бюджетам определенной доли налоговых отчислений – 30% налога на имущество организаций, 50% налога за предоставление лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции и 10% топливного налога.

Одной из главных особенностей будущего бюджета будет его программный формат. Распределение бюджетных средств пройдет между 19-ю республиканскими программами. По мнению финансовых аналитиков, переход к программно-целевому методу планирования послужит повышению эффективности всего бюджетного процесса и его большей прозрачности.

Председатель парламентского комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Тамара Таболова поинтересовалась, насколько будут защищены школы от частых проблем несогласованности республиканского и муниципального уровней финансирования. Речь идет о школьном питании, за организацией которого в Парламенте следят не первый год, и во многом благодаря усилиям депутатов в этом отношении удалось добиться хороших результатов. Наталья Царева напомнила собравшимся, что школьное питание, как и другие школьные расходы – полномочия муниципальных властей. «В своем нынешнем состоянии программа «Школьное питание» себя изжила, - сказала министр, - мы будем прорабатывать адресную помощь муниципальным образованиям специально для этих целей». Помимо этого Наталья Царева заверила, что до конца следующего года все педагоги получат заработную плату с учетом всех запланированных в 2014 году индексаций.

Представитель администрации местного самоуправления Владикавказа Казбек Цоков задал вопрос о финансировании будущего юбилея республиканской столицы.  Несмотря на то, что заявки и сметы предстоящих расходов в минфин еще не поступали, Наталья Царева ответила достаточно определенно: «Будем решать».

Депутата Ахсарбека Фадзаева интересовало, какая часть неисполненных обязательств может перейти на будущий год и как госдолг может превышать собственные доходы более чем на 600 млн. рублей?

По словам министра, республика пребывает в рамках, утвержденных временным порядком объема государственного долга субъектов РФ – сумма госдолга пока не превышает 15% от общего объема собственных доходов.  Что касается переходящих остатков неиспользованных средств, сегодня сложно прогнозировать суммы возврата этих денег в республику. Однако  особенно важно не допустить прецедентов неиспользования средств в будущем.

О будущем бюджете с точки зрения аудиторских прогнозов говорил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты республики Александр Мамсуров. Он выделил основные, по его мнению, проблемы. Среди них низкая роль среднесрочного бюджетного планирования из-за неоднократной корректировки бюджета в течение финансового года. Дополнительных разъяснений требует и снижение доли налога на прибыль на 214 млн. рублей по сравнению с текущим годом. Этот показатель наглядно демонстрирует растущие проблемы в секторе реального производства. «Считаем, что Правительству необходимо подумать о выработке дополнительных мер поддержки производителей, особенно в сфере сельского хозяйства и переработки. Сегодня уже 49% предприятий республики убыточны, а еще недавно это были 42%», - сказал Александр Мамсуров.

Говоря о программном формате бюджета, представитель счетной палаты напомнил судьбу многих госпрограмм, где наблюдалось регулярное недофинансирование и недостижение конечных целей. По его мнению, новое форматирование финансов требует учесть все недостатки прошлой работы.

Еще одной хронической болезнью финансовой системы республики, по словам Александра Мамурова, является высокая дотационность районных бюджетов, которые не выполняют показатели по собственным доходам и напрямую зависят от республиканского финансирования. В качестве примера он привел ситуации, когда районные администрации вынуждены  передавать муниципальное имущество в аренду органам внутренних дел, ФСБ, налоговой службе и другим региональным представительствам федеральных органов власти без получения с них арендной платы.

В продолжение темы были затронуты и проблемы создания кадастра недвижимости и земель, изначальная цель которого - увеличение поступлений доходов от земельного и имущественного налогов. В настоящее время упущенная выгода за недопоступление арендной платы за пользование земельными участками является непозволительно большой.

По словам заместителя министра экономического развития Тенгиза Тиникашвили, прогноз на будущий год предполагает замедление темпов роста по многим направлениям. Так, среднегодовой темп роста экономики намечается до 5%. Среди «растущих» занимает свое прочное место алкогольпроизводящая отрасль. В этой связи вызывает обоснованное удивление факт, что при хорошем урожае кукурузы и зерна сельхозпроизводители не могли найти ему рынок сбыта, а алкогольпроизводители закупают сырье за пределами республики.

Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев озвучил вопрос: как разрабатываемый бюджет соотносится с Программой социально-экономического развития республики до 2025 года? По словам заместителя министра, проект бюджета разрабатывался в тесном сотрудничестве с министерством экономического развития.

В адрес минэкономразвития прозвучало еще немало вопросов. Участников слушаний интересовали проблемы привлечения инвестиций в республику и контроль за использованием грантов на развитие малого и среднего бизнеса. Депутаты предложили каждое полугодие проводить анализ эффективности бюджетных инвестиций и мер господдержки предпринимательства.

В своем выступлении депутат Маргарита Кулова напомнила участникам дискуссии итоги исполнения бюджета текущего года. В контексте итогов подходящего к концу года наблюдается технический профицит в размере около 1 млрд. рублей. Сумма являет собой опережающие поступления из федерального бюджета. Помимо этого за 9 месяцев до 40% вырос дефицит налоговых и неналоговых доходов. Это положение, по ее мнению, оказывает прямое воздействие на будущее «здоровье» республиканских финансов. Также Маргарита Кулова напомнила о существующих документах - постановлении о повышении доходной части республиканского бюджета и программе по мобилизации собственных доходов.

О необходимости увеличения уставного капитала «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию РСО-А» говорил его генеральный директор – Игорь Кудряшов. Необходимые 15 млн. рублей должны пойти на улучшение жилищных условий молодым учителям республики.

О системном подходе к изучению бюджетных проблем и путям выхода из создавшегося положения говорил доктор экономических наук, профессор Нох Токаев. По его мнению, необходимо провести тщательную инвентаризацию всех бюджетополучателей.

Со своими рекомендациями на слушаниях выступила также   профессор кафедры «Менеджмент» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Лира Гуриева.

Все поступившие в ходе слушаний предложения будут проработаны. Правительству рекомендовано разработать меры по увеличению собственной доходной базы, каждые полгода проводить анализ эффективности бюджетных инвестиций, разработать меры по легализации налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль предприятий и организаций, получению дополнительных поступлений в Дорожный фонд. 

Работа над проектом бюджета будет продолжена в парламентских комитетах, а затем этот важный документ предстоит обсудить в первом чтении на ноябрьской сессии Парламента.

Рекомендации публичных слушаний по проекту закона Республики Северная Осетия-Алания «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.