Главная >> Правительственный час >> Местное самоуправление: трудный путь реформы

Дата: 25 Декабря 2014 г. 17:19

Название: Местное самоуправление: трудный путь реформы

6 октября 2003 года в России был принят Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало масштабной реформе местного самоуправления в стране. За время, прошедшее после его принятия, на федеральном, региональном и местном уровнях была сформирована нормативная правовая база для осуществления местного самоуправления. Всего с начала реализации закона было принято более 10 тыс. законов субъектов РФ, направленных на его реализацию, большинство из которых направлены на установление границ муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом.

 

 На состоявшейся в четверг сессии Парламента депутаты в рамках «правительственного часа» впервые заслушали информацию о ходе реализации в республике закона о местном самоуправлении.  

С основным докладом выступил Первый заместитель Председателя Правительства Азамат Хадиков. Он отметил, что в республике в соответствии с требованиями  указанного закона создана вся необходимая нормативно-правовая база для реализации реформы местного самоуправления. Принято более тридцати законов, среди них «О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления»,  «О местном самоуправлении в РСО-Алания», кроме того принят ряд нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов установления границ муниципальных образований - по каждому муниципальному району и городскому округу.

Представители муниципальных образований и местных органов участвуют в республиканских межведомственных комиссиях - по разграничению собственности на объекты культурного наследия, вопросам кадастровой оценки объектов недвижимости и ее результатов, по контролю за эффективностью управления госимуществом, антинаркотической, антитеррористической  и др.

Все правительственные нормативно-правовые акты, касающиеся интересов местного самоуправления, проходят обязательное согласование с администрациями местного самоуправления. За счет республиканского бюджета проводится переподготовка муниципальных служащих.

Созданы и  функционируют Советы глав муниципальных образований и Северо-Осетинское региональное отделение общероссийской организации «Всероссийский совет местного самоуправления».

Вместе с тем, как отметил Азамат Хадиков, нередки случаи нарушения законодательства при реализации предоставленных местным органам полномочий. Наиболее распространенными в деятельности муниципальных органов являются нарушения законодательства при осуществлении нормативно-правового регулирования. Так, анализ свидетельствует, что Совет муниципальных образований, созданный в целях взаимодействия местных органов, не проявляет активной заинтересованности в  совместной с органами государственной власти работе по повышению эффективности деятельности муниципалитетов. Допускаются факты незаконного муниципального нормотворчества с превышением предоставленной компетенции  и нарушением закона. 

131 закон, саму реформу местного самоуправления, председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Геннадий Родионов назвал первым и наиболее крупным национальным проектом Президента Российской Федерации В.В. Путина. Одной из основных задач, на решение которой был направлен этот закон - приблизить власть к населению. Эта задача в целом решалась за счет повсеместного создания на территории России поселенческих муниципальных образований - в результате чего общее количество муниципальных образований в стране увеличилось  с 11 тыс. до  23 тысяч.  В Северной Осетии  на 1 января 2014 года  - 114.

Депутат также отметил, что в настоящее время в комитете создана рабочая группа, которую возглавляет Первый заместитель Председателя Парламента Станислав Кесаев. Ее деятельность направлена на устранение разночтений в республиканских законодательных актах, устанавливающих границы муниципальных образований. Такая работа проведена  уже по Алагирскому, Моздокскому и Ирафскому районам.  Геннадий Родионов также рассказал коллегам о федеральном правительственном законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении комитета: «Правительство РФ дает возможность доступа к налоговой тайне сотрудникам финансовых служб субъекта РФ и местных органов. Считаю, что это важно. Например, наша налоговая служба предлагает злостных налогонеплательщиков приглашать на свои заседания, заслушивать их, применять практику квитанционной оплаты налогов в сельских поселениях».

Проанализировав работу Правительства, председатель комитета озвучил несколько рекомендаций и предложений по совершенствованию муниципального законодательства. В частности, он заострил внимание на необходимости проведения детального финансово-экономического анализа основ местного самоуправления в каждом районе. Это предложение поддержал и депутат Нох Токаев. «Нужно совместно с органами местного самоуправления провести детальный финасово-экономический анализ. Это исключительно важно, так как крайне удручающе,  когда собственные доходы местного самоуправления, например в Ирафском районе, не превышают 30 млн. рублей. Эта цифра примерно сопоставима со стоимостью квартиры во Владикавказе».

Контрольно-счетной Палате РСО-Алания было рекомендовано активизировать взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований с целью повышения качества проводимых проверок, особенно касающихся исполнения местных бюджетов.

При реализации реформы местного самоуправления стала очевидной проблема нехватки квалифицированных кадров. «В этой связи нужно создать постоянную систему профессионального обучения и повышения квалификации для муниципальных служащих в России», отметил Геннадий Родионов.

Еще одно интересное предложение профильного комитета, которое наверняка найдет свое отражение в итоговом постановлении - наряду с «правительственным часом» на заседаниях Парламента ввести практику «муниципального часа». 

Постановление Парламента РСО-Алания

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.