Главная >> Правительственный час >> «Сделать так, чтобы каждый рубль пошел по своему прямому назначению».

Дата: 30 Апреля 2013 г. 9:16

Название: «Сделать так, чтобы каждый рубль пошел по своему прямому назначению».

Кратко: В рамках «правительственного часа» депутаты подвели итоги реализации программы модернизации здравоохранения в республике.

В рамках «правительственного часа» депутаты подвели итоги реализации программы модернизации здравоохранения в республике.

Как известно, несколько месяцев специальная рабочая группа, в которую вошли депутаты парламентских комитетов по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов и бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям, проводила масштабную работу.  В причинах того, что программа модернизации не успела проявить себя в полной мере, члены рабочей группы разбирались на местах – выезжали  в лечебные учреждения и лично оценивали качество ремонтных работ, освоение средств на высокотехнологичное оборудование и материально-техническое оснащение больниц. Все увиденное нашло отражение в видеофильме, который депутаты Парламента вместе с представителями Правительства республики, а также приглашенными руководителями районных администраций и лечебных учреждений просмотрели в начале работы «правительственного часа».

Видеокадры отразили объективную картину сегодняшнего дня: сделать в рамках модернизации удалось немало, но далеко не все, и не всегда качественно.

Затем на трибуну вышел министр здравоохранения республики Владимир Селиванов, который подробно рассказал об этапах подготовки и проведения программы модернизации. Руководством страны были поставлены жесткие условия и еще более жесткие сроки на подготовку регионами своих вариантов ее реализации. Именно в недостатке времени, убежден министр, кроется главная причина всех недоработок и упущений в практическом исполнении поставленных задач.

Средства поступили немалые – свыше 1 млрд. 700 млн.  рублей. Однако реальных потребностей сферы здравоохранения республики они не обеспечивали, ведь республика запрашивала почти 9 миллиардов. Действие программы должно было завершиться 1 января 2013 года, однако многие лечебные учреждения до сих пор не открыли двери отремонтированных корпусов и отделений для своих пациентов.

Модернизация здравоохранения предполагает параллельные действия по 3 направлениям: укрепление материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений, внедрение новых единых стандартов оказания медпомощи и переход к использованию электронных технологий. Как подчеркнул Владимир Селиванов, изначально трудновыполнимым, но одним из главных условий выделения средств было проведение капитального ремонта, установка оборудования и внедрение стандартов, которое должно было происходить без снижения количества обслуживаемых больных. Как следствие – пациенты вынужденно размещались в неприспособленных помещениях.

Сегодня большинство ЛПУ – объектов модернизации, по словам министра, введены в эксплуатацию. Хуже всего ситуация складывается с родильным отделением РКБ и ЦРБ Ирафского и Ардонского районов. Отдельного внимания достойна КБСП, где в главном корпусе проведен ремонт высочайшего качества, но до сих пор не тестируется поступившее высокотехнологичное медоборудование, отсутствует палатная мебель и другой инвентарь. Владимир Селиванов уверил депутатов, что все проблемы КБСП, родильного отделения и детской больницы будут решены уже в самое ближайшее время.

Отдельной проблемой выступает недобросовестное отношение поставщиков и подрядчиков к исполнению своих обязательств, которые не были надлежащим образом проконтролированы со стороны руководителей районных администраций. «Мы неоднократно направляли письма в районы, - говорит министр,  - однако должной реакции не было. В судебном рассмотрении сейчас 30 дел по неудовлетворительному исполнению госконтрактов, по 12 уже принято решение в нашу пользу».

Точку зрения депутатской комиссии коллегам представил председатель комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Александр Реутов. «Изначально мы приняли решение не дублировать функции Росздравнадзора, Счетной Палаты, контролирующих органов, а оценить итоги модернизации с точки зрения жителей республики – наших избирателей. Отмечу, несмотря на свои масштабы, программа модернизации – это один из этапов глобального перевооружения системы здравоохранения», - сказал депутат.

Он также напомнил коллегам, что и федеральный центр и исполнительная власть республики предприняли меры по регулированию и контролю за исполнением мероприятий программы. В частности, на местном уровне была создана Республиканская межведомственная комиссия под председательством заместителя Председателя Правительства, куда вошли представители министерств, ФОМСа, Управления капитального строительства (УКС), городских и районных администраций, медицинской общественности. Были определены конкретные исполнители: государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения республики. Заказчиком-застройщиком по проведению капитального ремонта в государственных учреждениях здравоохранения (ГБУЗ «Республиканская клиническая больница» и ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница») является ГУП «Управление капитального строительства - дирекция по инвестициям» Правительства республики.

В районах заказчиком-застройщиком лечебно-профилактических учреждений являются органы местного самоуправления муниципальных образований.

Александр Реутов не согласился с министром здравоохранения в том, что проектно-сметная документация делалась за 1 месяц. На самом деле времени было больше – более 3 месяцев. «Можно было успеть проработать их более качественно», - сказал депутат. Помимо этого основными проблемами реализации программы он назвал неудовлетворительный выбор приоритетов в ремонте, необдуманные действия и неготовность к проведению работ, не вошедших в программу модернизации (проведение кислородных линий, сигнализаций, вентиляций, закупка немедицинского оборудования и т.д.)

Далее руководитель профильного комитета отметил все положительные и отрицательные итоги работы по каждому объекту в отдельности.

Говоря о позитивных результатах, Александр Реутов отметил, что программа модернизации здравоохранения в целом реализована.

«Без выделенных денег мы никогда бы не отремонтировали КБСП, не начали бы ремонт РДКБ, не приобрели бы такого оборудования, - сказал депутат, - Мы далеко не единственный регион с проблемами: в такой же ситуации сегодня почти все, именно поэтому программа продлена на 2013 год. Но это не утешает. Больные по-прежнему в глазном корпусе КБСП, детская хирургия и роддом РКБ все еще в состоянии ремонта. Перспективы улучшения ситуации в Ардоне и Чиколе – призрачные».

Владимир Селиванов ответил на все интересующие депутатов вопросы. Первое, что интересовало это - достаточно ли средств, в сравнении с другими субъектами РФ, выделено федеральным центром нашей республике. В этой связи спикер Алексей Мачнев заметил, что изначально объем средств на модернизацию был заложен ниже полученного. В том, что республика получила больше, чем планировалось, большая заслуга активной работы членов Совета Федерации.

Представитель фракции «Патриоты России» Светлана Доева поинтересовалась, будут ли менять недобросовестных подрядчиков. Министр ответил, что не считает, что на некоторых объектах, таких как детская больница, ремонт сделан плохо. «Но если мы будем видеть, что ситуация плохая, то будем настаивать на разрыве контрактов», - сказал он.

Заместитель председателя бюджетного комитета Тимур Цахилов задал острый вопрос: «А как мы будем бороться с продажей лекарств врачами «на сторону» за 30% их стоимости? И что делать с Бесланской райбольницей, где нет флюрографа и отмечаются высокие показатели заболеваемости туберкулезом»? Владимир Селиванов ответил, что эпидемии в республике нет. И вообще, проблема борьбы с туберкулезом – это вопрос отдельной специальной программы. А подтвержденных фактов продажи медперсоналом лекарственных средств у него нет.

На вопрос Ахсара Фадзаева, кто готовил проектно-сметную документацию и проводил ее экспертизу, министр сообщил, что все представленные проекты прошли государственную экспертизу.

Вячеслав Битаров попросил представить, что все жители республики лечатся в прекрасных условиях, и задал прямой вопрос: сколько на это необходимо средств? Согласно уже существующей программе развития  здравоохранения до 2020 года, по словам Владимира Селиванова, с учетом проводимой модернизации запланировано расходование  99 миллиардов рублей, из которых 51 миллиард – средства ТФОМС, а 22 млрд. придется заплатить республике.

Свое мнение об итогах работы комиссии высказал член рабочей группы Ахсар Фадзаев: «Изначально необходимо было разработать четкий механизм реализации программы по всем ее направлениям. Возлагать ответственность на минздрав было бы неправильно. Особенно, в части контроля капитального ремонта. В результате, все качество работ и применяемых материалов было отдано на откуп подрядчикам. Предлагаю незаконченные объекты завершить с лучшим качеством и уже под жестким контролем».

Заместитель Председателя Парламента Людмила Токаева поддержала выводы Александра Реутова о том, что неудовлетворительно были расставлены приоритеты. «Но все-таки кто нам сегодня скажет, когда заработает роддом? И кто будет отвечать за уже сделанное и то, что еще предстоит сделать? Мы должны разделить ответственность перед теми людьми, кто сегодня лежит в коридорах, и подумать как скорейшим образом эти проблемы разрешить»,  - подчеркнула она.

Черту под дискуссией подвел спикер Парламента Алексей Мачнев:

«Трудно было представить, что республика когда-то получит такую большую сумму на решение наших проблем. Сегодняшнее жесткое обсуждение вопроса говорит о том, что депутатский корпус руководствуется желанием помочь и сделать так, чтобы каждый рубль пошел по своему прямому назначению. Мы со своей стороны сделаем все возможное для достижения этих целей. Предлагаю определить срок следующего отчета для подведения полных итогов модернизации – декабрь 2013 года. По этим результатам мы уже будем предлагать конкретные  кадровые решения. А пока необходимо дать возможность министерству ликвидировать недостатки».

Постановление Парламента РСО-Алания

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.