Главная >> Правительственный час >> «О ходе реализации Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания».

Дата: 31 Мая 2018 г. 15:24

Название: «О ходе реализации Закона Республики Северная Осетия – Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания».

Темой очередного «правительственного часа» стала реализация закона «Об образовании в РСО-Алания».  С подробной информацией по этому вопросу выступила министр образования и науки республики Ирина Азимова.

По ее словам, республика активно участвует в реализации федеральных целевых программ, рассчитанных до 2020 года. Только в прошлом году в Министерство образования и науки РФ направлено 16 конкурсных заявок на участие в мероприятиях этих программ. Конкурсный отбор прошли 14 заявок, а общий объем привлеченных средств федерального бюджета составил 1 млрд. 693 млн. рублей. Благодаря этому была построена новая школа в с. Сурх-Дигора, отремонтированы шесть школьных спортзалов и созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 14 образовательных организациях. В текущем году будет открыта школа в с. Эльхотово и начнется строительство школы на 1100 мест в г. Владикавказе. Удалось получить средства на продолжение реализации программы «Доступная среда» - будут созданы условия для детей-инвалидов в 9 учреждениях. Отремонтируют также еще шесть спортзалов в сельских школах. В скором времени в республике появится первый детский технопарк «Кванториум».

В 2017 году частные детские сады, имеющие лицензию на возмещение расходов, впервые получили субсидии, связанные с реализацией программ дошкольного образования. Сумма составила 7,490 млн. рублей.

В этом же  году на 100% были укомплектованы школьные библиотечные фонды учебной литературой. В соответствии с заявками в образовательные учреждения направлено более 250 тыс. экземпляров учебников на сумму почти 89 млн. рублей. Все приобретенные книги соответствуют требованиям ФГОС и включены в федеральный перечень учебников. Из них учебников и пособий по осетинскому языку и литературе было приобретено  почти 30 тыс. экземпляров  на 12 млн. рублей.

По словам министра, бесплатное питание в школах получают только те категории детей, которые определены федеральным законодательством – это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из малообеспеченных семей. На данные цели из бюджета республики было истрачено свыше 45 млн. рублей, из муниципальных бюджетов – 57 млн. рублей.

Среди актуальных проблем руководитель ведомства особое внимание уделила нехватке квалифицированных управленческих и педагогических кадров, а также выраженный возрастной и гендерный дисбаланс: более 30% учительского состава сегодня находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте, мужчин среди учителей всего 8%, а специалистов до 30 лет - 15%. Отмечалось также, что сегодня крайне необходимы новые действенные меры соцподдержки и стимулирования молодых педагогов.

Депутаты задали Ирине Азимовой целый ряд вопросов. Медея Элдзарова интересовалась   обеспечением безопасности и контролем психологического состояния детей в школах. По словам министра, все образовательные учреждения оснащены тревожными кнопками и почти во всех установлено  видеонаблюдение. Системы пожарной безопасности обновляются по мере финансовых возможностей. На полное переоборудование у республики сейчас денег нет – речь идет о сотнях миллионов рублей.

Касаемо психологической помощи, Ирина Азимова сообщила, что при муниципалитетах созданы специальные службы, которые выполняют функции стационарных школьных психологов. Однако в ведомстве делают ставку на дополнительное образование, которое должно способствовать стабильному морально-психологическому состоянию детей.

Руслан Хадарцев затронул проблему обеспечения молодых педагогов жильем и необходимость проведения ремонта в спортзалах школ г. Алагира. Вопрос жилья, как подчеркнула Ирина Султановна, прорабатывается с министерством строительства и архитектуры республики – меры жилищного стимулирования будут учтены в программе «педагогические кадры». Из-за того, что Алагир имеет статус города, он не попадает под действие федеральной целевой программы, в рамках которой ремонтируются сельские спортзалы. Эта проблема будет решаться в порядке очередности.

Отвечая на вопрос Светланы Доевой о количестве детей, ожидающих места в детском саду, Ирина Азимова сообщила: в настоящее время охват малышей в возрасте от 3-х до 7-ми лет составляет 94%, от 0 до 8-ми лет – 89%. В этом году будут построены 10 пристроек к детским садам для размещения ясельных групп  - с 2-х месяцев до 3-х лет.

Проблему превышения количества детей в школьных классах затронул Виталий Чельдиев. По его словам, зачастую, вместо 25-ти школьников в классах насчитывается 35 и более учеников. Также он подчеркнул продолжение практики школьных сборов средств на разные нужды. Ирина Азимова вновь назвала любые поборы в школах незаконными и призвала родителей помогать органам власти с пресечением этой порочной практики. Что касается большого количества детей в классах она заверила, что проверки порядка зачисления детей в 1-й класс будут продолжены.

«Мы никогда не решим эту проблему административными мерами, - отметил Председатель Парламента Алексей Мачнев- понятно желание родителей устроить ребенка в ту школу, где дают высокий уровень знаний. Нужно признать, у нас сегодня есть школы, которые можно заполнить, но нет уровня знаний, и мы просим Вас обратить особое внимание на качество преподаваемых детям знаний».

В свою очередь Ирина Азимова согласилась с мнением депутатов о том, что в настоящее время качество школьного образования в республике можно охарактеризовать как низкое.

По мнению Ларисы Ревазовой, «все внедряемые стандарты должны быть с «человеческим лицом». Сегодня проблемой является отток из системы образования талантливых и перспективных кадров в некоторых случаях - по субъективным причинам. «Мы, как ответственные руководители, должны в первую очередь очень бережно обращаться с теми профессионалами, которые сегодня есть в республике», - подчеркнула депутат.

Мнение профильного комитета представила его руководитель – Елена Князева. Помимо уже озвученных министром проблем, связанных с нехваткой молодых педагогов и необходимостью создания дополнительных мер стимулирования кадров, она отметила несколько, пока нерешенных вопросов. В связи с нехваткой мест в детских садах представляется возможным создание такой формы дошкольного образования, как семейный детский сад. Ранее данное предложение уже неоднократно озвучивалось парламентариями. Это не только повысит доступность детсадов, но и послужит развитию сферы семейного образования и воспитания, позволит женщинам совместить уход за детьми с трудовыми обязанностями, поддержит многодетные семьи. Отсутствие профессионального психологического сопровождения, как педагогов, так и учащихся, как один из факторов роста психосоматических, нервных и поведенческих расстройств, депутаты также считают проблемой, требующей более пристального внимания со стороны исполнительной власти.

Отсутствие действенной поддержки и стимулирования особо одаренных детей, - еще одна проблема, которую озвучила Елена Князева. Для выработки навыков быстрой адаптации к требованиям современного рынка труда депутаты видят необходимость возвращения в школы системы профориентации и возрождение учебно-производственных комбинатов.

Итоги обсуждения подвел Алексей Мачнев. «Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, имеет важное значение. Только сообща исполнительная и законодательная власть, органы местного самоуправления могут постепенно решать те проблемы, которые сегодня существуют. Со своей стороны, мы – законодатели, будем стараться делать все, чтобы нормативная база соответствовала всем современным требованиям».

Руководитель Парламента подчеркнул, что по итогам обширной дискуссии соответствующее постановление будет доработано с учетом всех прозвучавших предложений и подготовлено к обсуждению на следующей парламентской сессии.

Постановление

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.