Главная >> Парламентские «Круглые столы» >> Эпоха врачебного дефицита

Дата: 16 Мая 2013 г. 11:21

Название: Эпоха врачебного дефицита

Кратко: «Круглый стол»: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и перспективы развития».

«Круглый стол»: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и перспективы развития».

На последней сессии Парламента РСО-Алания состоялось широкое обсуждение промежуточных итогов реализации программы модернизации здравоохранения в республике. Долговременная и кропотливая работа депутатской группы выявила много недочетов, среди которых некачественная проектно-сметная документация, не всегда удовлетворительное качество выполнения ремонтных работ и т.д. Как известно, отдельное направление программы модернизации посвящено повышению профессионального уровня медработников. Однако реалии сегодняшнего дня прямо демонстрируют, что модернизация не сможет решить проблему нехватки узкоспециализированных медицинских кадров.

Об этом и многом другом дискутировали депутаты, представители министерства здравоохранения и руководители лечебных учреждений республики на заседании «круглого стола», проходившего по инициативе парламентского комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов.

Как отметил в своем выступлении председатель профильного комитета Александр Реутов, статистика показывает: обеспеченность врачами в Северной Осетии выше, чем в среднем по Российской Федерации. Сегодня общее количество республиканских эскулапов - 3 580 единиц (858 из ни- - врачи медакадемии) – это один из самых высоких показателей в стране. Однако, впечатление о перепроизводстве врачей в Осетии ошибочно, налицо отчетливый дефицит медицинских кадров по отдельным специальностям.

В больницах и поликлиниках остаются вакантными ставки анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, неврологов, нефрологов, психиатров, фтизиатров, врачей скорой медицинской помощи, неонатологов, педиатров и терапевтов в сельских районах. Стабильно высоким остается количество врачей-совместителей, что неизбежно сказывается на качестве медобслуживания.

Система государственного распределения выпускников высших и средних образовательных учреждений канула в Лету вслед за советской эпохой. Из-за низкой оплаты труда молодые специалисты уходят из государственной системы здравоохранения в частные клиники с комфортными условиями и хорошей зарплатой. Снижение престижа профессии и отсутствие мер социальной поддержки молодежи приводит к устойчивому росту врачей предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности медработников.

Казалось бы, медицинская академия ежегодно выпускает 260-270 специалистов среднего звена, только за 2012 год интернатуру и ординатуру закончили 33 человека. Только больницы и поликлиники новых врачей практически не видят, да и не увидят в ближайшем будущем.

Обозначив более острые грани проблем Александр Реутов задал представителям министерства здравоохранения РСО-Алания  прямой вопрос: «Кто сейчас отвечает за подготовку кадров в здравоохранении»?

«Естественно, кадровая работа у нас идет, - говорила заместитель министра Татьяна Цидаева, - но, к сожалению, в Российской Федерации сейчас нет системы закрепления кадров, узкоспециализированные направления не пользуются популярностью,  специалисты предпочитают оседать в городе, а не возвращаться в свои районы. И на фоне того, что руководители лечебно-профилактических учреждений получили право комплектовать свой персонал самостоятельно по своему желанию – мы сегодня имеем то, что имеем…».

Итак, нынешнее законодательство не предусматривает обязательное возвращение специалиста для работы в том субъекте, которые его направил на обучение. В результате подавляющее большинство талантливых врачей, пройдя последипломную подготовку на базах лечебных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга, остаются работать в столице и не возвращаются в Осетию. Очевидна необходимость создания привлекательных социальных преференций в самых разных формах. Кстати, в рамках реализации федерального проекта «Земский доктор» единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей уже выплачены 66 врачам в возрасте до 35 лет.

В ходе дискуссии выяснилось, что самостоятельно изыскивать дополнительные средства для поддержки молодых специалистов главные врачи не могут – выделяемых средств и так недостаточно.

«С каких денег мы можем поднимать зарплаты своим врачам без увеличения финансирования, если в больницах до сих пор не хватает расходных материалов, - сказала главный врач железнодорожной больницы Владикавказа Тамара Карсанова, - Необходимо заключать обязующие контракты перед тем, как будущие врачи уезжают учиться в центр. Необходима кадровая специализация и на центральных образовательных базах, нужны специалисты для работы на новом оборудовании, полученном по программе модернизации. Сегодня на этом оборудовании работать некому».

С тем, что новая система оплаты труда не позволяет поднимать зарплаты врачам внутри лечебных учреждений, согласились все. Примером выхода из ситуации служит пример Кировской ЦРБ, где специалисты получают надбавку из средств, изысканных в районном бюджете. Однако руководители остальных муниципальных образований перенимать этот опыт не торопятся.

Еще одной проблемой является дисбаланс штатной обеспеченности. Штатные расписания учреждений здравоохранения утверждаются на основе устаревших штатных нормативов.

Отдельного обсуждения удостоилась разработанная без участия медицинской общественности республиканская целевая программа «Медицинские кадры системы здравоохранения РСО-Алания на 2013-2017 годы». Общий объем финансирования мероприятий программы составит 1 млрд. 256 млн. рублей. Эта сумма включает финансирование образовательных учреждений республики медицинской направленности и последипломное образование. Участники «круглого стола» не услышали от представителей минздрава четко обрисованного плана мероприятий, которые в ближайшем времени помогут ликвидировать кадровый дефицит.

 Об отсутствии горячего спора по остро стоящей кадровой проблеме говорила депутат Светлана Доева: «Мы все - председатель профильного комитета, депутаты, лучшие врачи республики, сегодня не можем добиться внятной информации о распределении будущих средств, а что делать рядовым врачам, до которых эта информация не доходит вообще? Как им строить свое будущее?».

Не разделила тревоги о будущем медицинского обслуживания в республике депутат, ректор Северо-Осетинской медицинской академии Тамара Гатагонова, которая отметила большую роль этого учебного заведения и высокий уровень лучших выпускников. «На мой взгляд, сказала депутат, - органы местного самоуправления должны проявлять больше ответственности и продумать механизм привлечения в свои больницы и поликлиники молодых специалистов. Важно решать социальный фактор, а что касается образования – настоящий врач совершенствуется всю жизнь».

Завершая работу круглого стола, Александр Реутов выразил неуверенность в том, что программа развития медицинских кадров, представленная Правительством республики, в своем нынешнем состоянии сможет снять напряженность кадровой проблемы. В связи с этим, было решено рекомендовать Правительству разработать изменения и дополнения в программу развития кадров.

По итогам работы участники заседания выработали ряд рекомендаций, среди которых введение республиканского сегмента федерального регистра медицинских работников, разработка кадрового профиля республиканского здравоохранения, предоставление дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, внедрение системы целевой контрактной подготовки врачебных кадров по трехстороннему договору между Министерством здравоохранения РСО-Алания, СОГМА, медицинским колледжем и родителями абитуриента, введение финансовой ответственности выпускников, и некоторые другие.

 

Рекомендации «круглого стола» на тему: «Кадровое обеспечение системы здравоохранения республики: состояние и стратегия улучшения»

Председатель Парламента >>
Мачнев Алексей Васильевич
Мачнев А. В.